Биологические и социальные факторы развития умственно отсталого ребенка
СТРУКТУРА
ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
Коррекционная
школа VIII вида ставит перед
учителем-дефектоло-гом три основные
задачи – дать ученикам знания, умения
и навыки по общеобразовательным предметам
и по труду; воспитать у них положительные
личностные качества – честность,
правдивость, доброжелательность к
окружающим, любовь и уважение к труду;
корригировать имеющиеся у них нарушения
и таким образом подготовить их к
социальной адаптации, к жизни в обществе.
Все эти задачи решаются комплексно,
постоянно, на всех уроках и во внеурочное
время, изменяются только акценты в
зависимости от основных целей.
Для
успешной работы с умственно отсталыми
детьми учителю важны знание того
предмета, который он преподает, владение
методикой обучения, умение устанавливать
и поддерживать контакт со школьниками,
владение сведениями о детях определенной
возрастной группы. И вместе с тем этого
недостаточно. Учитель коррекционной
школы VIII вида имеет дело с определенной
категорией аномальных детей, которые
по особенностям психической деятельности
существенно отличаются от своих нормально
развивающихся сверстников. Знание этих
особенностей необходимо для эффективной
работы, для понимания причин, обуславливающих
успехи и неудачи обучения и воспитания,
для поиска адекватных способов и приемов
педагогического воздействия, т. е. для
того, чтобы в наибольшей мере помочь
ученикам, продвинуть их в плане общего
развития.
Кратко
остановимся на тех общих особенностях
психики, которые свойственны всем
умственно отсталым детям и существенно
отличают их от нормы. Эта одна из
многочисленных категорий аномальных
детей составляет примерно 3 % общей
детской
популяции.
Под понятие «умственно отсталый ребенок»
подпадает весьма разнородная масса
детей, которых объединяет наличие
повреждения
мозга, имеющего диффузный, т. е. широко
распространенный, как бы «разлитой»
характер. Морфологические изменения,
хотя и с неодинаковой интенсивностью,
захватывают многие участки коры головного
мозга, нарушая их строение и функции.
Конечно, не исключены и такие случаи,
когда диффузное поражение коры сочетается
с отдельными более выраженными локальными
(ограниченными, местными) нарушениями,
иногда захватывающими и подкорковые
системы. Все это обуславливает
возникновение у ребенка различных, с
разной отчетливостью выраженных
отклонений во всех видах психической
деятельности.
Основной
контингент учеников коррекционной
школы VIII вида составляют дети-олигофрены
(от греч. малоумный), или дети с
интеллектуальным недоразвитием.
Поражение мозговых систем, главным
образом наиболее сложных и поздно
формирующихся структур, обуславливающих
недоразвитие и нарушения их психики,
возникает во внутриутробном периоде,
при рождении или в первые годы жизни,
т. е. до полного становления речи. При
олигофрении органическая недостаточность
мозга носит резидуальный (остаточный),
непрогредиентный (не усугубляющийся)
характер, что дает основания для
оптимистического прогноза.
Умственная
отсталость, возникшая позднее указанных
сроков, встречается относительно редко.
Она не входит в понятие «олигофрения»,
равно как и разнообразные случаи
отставания в психическом развитии,
возникающие вследствие локальных
дефектов мозга, в частности проявляющиеся
в общем недоразвитии речи. Не считаются
олигофренами дети, страдающие прогредиентно
текущими
заболеваниями, заболеваниями,
обусловленными наследственными
нарушениями обмена веществ, и слабоумием.
Их умственная отсталость с возрастом
становится все более резко выраженной.
Уже
в дошкольный период жизни болезненные
процессы, имевшие место в мозгу
ребенка-олигофрена, прекращаются.
Ребенок становится практически здоровым,
способным к психическому развитию, но
аномальному, поскольку его биологическая
основа патологична.
Умственно
отсталые дети характеризуются стойкими
нарушениями всей психической деятельности,
особенно отчетливо обнаруживающимися
в сфере познавательных процессов. Причем
имеет место не только отставание от
нормы, но и глубокое своеобразие и
личностных проявлений, и познания. Темп
развития сложных психических функций
отстает от темпа физиологического
развития. Качественное своеобразие
дефекта проявляется в том, что у умственно
отсталых детей слабо выражена способность
усваивать новую информацию, применять
свои знания в изменившихся внешних
условиях. Умственно отсталые ни в коей
мере не могут быть приравнены к нормально
развивающимся детям более младшего
возраста. Они иные по многим своим
проявлениям.
Дети-олигофрены
способны к развитию, что, по существу,
отличает их от слабоумных детей всех
прогредиентных форм умственной
отсталости, и, хотя развитие олигофренов
замедлено, атипично, со многими, подчас
резкими отклонениями, тем не менее оно
представляет собой поступательный
процесс, вносящий качественные изменения
в психическую деятельность детей, в их
личностную сферу.
Структура
психики умственно отсталого ребенка
чрезвычайно сложна. Первичный дефект
приводит к возникновению многих вторичных
и третичных отклонений. Нарушения
познавательной деятельности и личности
отчетливо обнаруживаются в самых
различных проявлениях. Дефекты познания
и поведения невольно
привлекают
внимание окружающих. Однако наряду с
недостатками этим детям присущи и
некоторые положительные возможности,
наличие которых обеспечивает процесс
развития.
Положение
о единстве закономерностей нормального
и аномального развития, подчеркиваемое
Л. С. Выготским, дает основание полагать,
что концепция развития нормального
ребенка может быть использована при
трактовке развития умственно отсталых
детей. Это позволяет говорить об
идентичности факторов, воздействующих
на развитие и нормального, и умственно
отсталого ребенка.
Развитие
умственно отсталых детей определяется
биологическими и социальными факторами.
К числу биологических факторов относятся
тяжесть дефекта, качественное своеобразие
его структуры, время его возникновения.
Учитывать их необходимо при организации
специального педагогического воздействия.
Социальные
факторы – это ближайшее окружение
ребенка: семья, в которой он живет,
взрослые и дети, с которыми он общается
и проводит время, и, конечно, школа.
Отечественная психология подчеркивает
ведущую роль в развитии детей, в том
числе умственно отсталых, сотрудничества
ребенка с взрослыми и детьми, находящимися
рядом с ним, обучения в широком понимании
этого термина. Особенно большое значение
имеют правильно
организованные
обучение и воспитание, адекватные
возможностям ребенка, опирающиеся на
зону его ближайшего развития. Именно
они стимулируют продвижение детей в
общем развитии.
Специальная
психология говорит о том, что воспитание,
обучение и трудовая подготовка для
умственно отсталых детей даже более
значимы, чем для нормально развивающихся.
Это обусловлено
гораздо
меньшими возможностями самостоятельно
принимать, осмысливать, сохранять и
перерабатывать информацию, получаемую
из окружающей среды, т. е. меньшей, чем
в норме, сформированностью различных
сторон познавательной деятельности.
Определенное значение имеет также
сниженная активность умственно отсталого
ребенка, более узкий круг их интересов,
а также другие своеобразные проявления
эмоционально-волевой сферы.
Для
продвижения ребенка в общем развитии,
для усвоения им знаний, умений и навыков
существенно важно не всякое, но специально
организованное обучение и воспитание.
Просто пребывание, а не обучение в
обычной общеобразовательной школе не
приносит ему пользы, а в ряде случаев
приводит к тяжелым последствиям, к
стойким резко отрицательным сдвигам в
его личности.
Специальное
обучение, направленное на развитие
умственно отсталых детей, предусматривает
в первую очередь формирование у них
высших психических процессов, особенно
мышления. Это важное направление
коррекционной работы теоретически
обоснованно тем, что, хотя ребенок
своеобразен во всех своих проявлениях,
именно дефектность мышления обнаруживается
у него особенно резко и, в
свою
очередь, затормаживает и затрудняет
познание окружающего мира. Вместе с тем
доказано, что мышление умственно
отсталого ребенка, несомненно, развивается.
Формирование мыслительной деятельности
способствует продвижению ребенка в
общем развитии и тем самым создает
реальную основу для социально-трудовой
адаптации выпускников коррекционной
школы VIII вида.
Другое,
тоже очень важное направление коррекционной
работы предусматривает совершенствование
эмоционально-волевой сферы
учеников,
которая играет большую роль и в усвоении
знаний, умений и навыков, и в установлении
контактов с окружающими, и в социальной
адаптации учащихся в школе и вне ее.
Действительно, мышление и эмоционально-волевая
сфера представляют собой части единого
человеческого сознания, а весь ход
развития ребенка, по утверждению Л. С.
Выготского, основан на изменениях в
соотношении интеллекта и аффекта.
Рассматривая вопрос о взаимодействии
организма и среды, Л. С. Выготский
сформулировал понятие «социальная
ситуация развития» и подчеркнул мысль
о том, что воздействие на ребенка
окружающей среды определяется не только
ее характером, но и индивидуальными
особенностями субъекта, теми переживаниями,
которые у него возникают.
Во
многом дефектна и моторно-двигательная
сфера умственно отсталых детей.
Двигательная сфера формируется медленно,
способность к ее развитию неодинакова
у учащихся разного возраста. Особенности
двигательной недостаточности зависят
от структуры и степени интеллектуального
дефекта. Нарушения моторики проявляются
в походке, в ручной деятельности,
отражаются в речи. Особенно страдает
координация движений.
Исследованиями
установлено, что несомненная активизация
познавательной деятельности сменяется
годами, в течение которых как бы
подготавливаются, концентрируются
возможности, необходимые для последующих
положительных сдвигов. В первые два
школьных года обучения можно заметить
незначительные продвижения, на
четвертом-пятом году и в конце обучения
– наибольшие.
Перейдем
к рассмотрению тех особенностей психики,
которые характерны для всех умственно
отсталых детей, хотя и в различной
мере.
Напомним, что отклонения обнаруживаются
во всех проявлениях, но особенно резко
в познавательной деятельности учащихся,
в их мышлении.
8
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.
Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.
Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.
Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.
Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.
История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.
Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.
1.1. Биологические факторы в развитии ребенка
На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.
Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.
Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.
Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.
Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.
Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.
Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).
В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено, также особых генов одаренности, однако, каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.
Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.
Однако, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.
К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами:впитывание информации,подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют.
Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание.
1.2 Социальные факторы в развитии ребенка
В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.
Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.
Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.
Данные факторы можно подразделить на:
микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)
мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)
макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.
Этапы социального развития ребёнка:
Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.
Список используемой литературы
1. Интернет – ресурс, доступ: [https://lektsii.net/3-30994.html]
2. Интернет – ресурс, доступ: [https://razvitiedetei.info.ru]
3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. /И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. – 186 с.
4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1989. – 97 с.
5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.
Источник