Биологические факторы развития речи ребенка
Закономерности психофизиологического и речевого онтогенеза в норме. Исторический анализ концепции развития ребенка, связь с общим прогрессом естественнонаучной мысли.
Значение открытий И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления современных представлений о закономерности формирования психики ребенка. Этапы формирования психики.
Нормальное речевое развитие ребенка обеспечивается рядом биологических и социальных факторов: отсутствие наследственной отягощенности, нормальное перинатальное развитие, отсутствие родовых травм; благоприятные условия семейного и общественного воспитания, адекватная речевая среда.
Исследование процесса формирования психики, и речи в частности, и различных психофизиологических функций позволяет не только констатировать актуальный уровень развития ребенка, но и проследить закономерности становления психологических и психофизиологических новообразований, постепенного усложнения и обогащения его психики на различных этапах онтогенеза или, в случае патологии, рассмотреть механизмы и закономерности нарушения развития как качественно нового процесса (Выготский Л. С.). Психофизиологическое развитие человека в онтогенезе имеет определенные закономерности, основанные на природных данных и социальных влияниях.
Речь – это специфически человеческий феномен, поэтому психофизиологическая его основа представляет большой интерес для исследователей самых разных специальностей. Речь существует одновременно как набор символов в их допустимых сочетаниях и как отражение в мозге этих же символов и правил, определяющих их сочетаемость.
С речью могут быть связаны в мозге как минимум три различных области: одна должна отвечать за хранение общих знаний, другая – грамматическую структуру фраз и третья — за превращение грамматически оформленных понятий в определенные движения периферического речевого аппарата, контролирующего произнесение слов. Эти области должны функционировать совместно со структурами, ответственными за сенсорное восприятие и память.
В тесном диалектическом взаимодействии и единстве с физиологическими процессами речи, как материальной основы, развиваются и психические процессы – формирование содержания, обуславливающего звуковую оболочку речи. Возрастные физиологические особенности ребенка определяют психическое своеобразие речи. Поэтому можно сказать, что на своевременное, нормальное речевое развитие детей раннего большое влияние оказывает правильное развитие психофизиологических основ речи.
Со стороны психологических основ на развитие речи влияют:
1. Двигательная активность ребенка.
Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и прочее), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способность играм младенца голосом. Формирование речедвигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.
2. Понимание обращенной речи.
У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Неправильно поступают родители, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.
3. Общение со взрослыми.
Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучивание стихов и песен, не соответствующих возрасту.
К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное общение со взрослыми (вопросы: Из чего это сделано? Где это находится? и т.д.). Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира.
В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение, либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное коррегирующее обучение у логопеда.
Ребенок должен быть ограничен от пребывания в конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него мероприятиях. Социально-психологическая среда должна быть для него специально организована в целях стабилизации его эволюционного состояния. Помочь становлению нормальной речи можно, развивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.
Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности.
4. Становление сенсорной сферы.
Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о нем происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.
5. Развитие игровой деятельности.
Важнейшим средством психического развития является детская игра свободная от движения утилитарных, а до определенного возраста и социально-престижных целей, игра обладает той же самоцелью и самоценностью, которая направляет ее на решение творческих задач. Детская игра мотивируется потребностями знаний и умений, которые им понадобятся лишь в дальнейшем.
В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные наборы игрушек и пособий для развития тонкой моторики рук, конструирования и прочее. Включение дидактических игр способствует сенсорному развитию ребенка, формирует понятия, развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание, речевую артикуляцию и речь в целом.
Понимание физиологических механизмов организации речевой деятельности является необходимым условием разработки и применения адекватных методов коррекции нарушений речевого развития. Вредящие факторы, воздействующие на мозг в пре- и постнатальный периоды, а также в период младенчества, могут вызвать отставание в развитии мозга, нарушения структурно-функциональной организации мозга.
Поражение мозга в области речевых зон левого полушария на ранних этапах онтогенеза обуславливает в дальнейшем появление тех или иных речевых дисфункций. Роль левого полушария в речевой деятельности формируется в процессе онтогенеза. На ранних этапах развития в организации речевых процессов особенно высока роль правого полушария (В. И. Голод, 1985; Э. Г. Семерницкая, 1978). Степень ассиметрии функций левого и правого полушарий увеличивается с возрастом и к 10-12 годам достигает того же уровня. Как и у взрослых. Однако тенденция к повышению роли левого полушария в распознании, запоминании и оценке словесного материала отчетливо проявляется уже в пятилетнем возрасте. Тем не менее и в 7 лет правое полушарие играет еще большую роль в осуществлении ряда речевых функций. По-видимому, специфическая роль правого полушария в речевых процессах, связанная с особенностями психологической структуры речевой деятельности в детском возрасте (образность, целостность, нерасчлененность языковых феноменов детской речи, включенность высказывания в ситуацию и тому подобное), является существенным и неотъемлемым элементом речевого развития. В детском возрасте благодаря пластичности мозга повреждения левого полушария, сказываясь несомненно, на формировании речевых функций, все же может существенно компенсироваться (В. И. Голод, 1985).
Различные наблюдения в области неврологии и нейрохирургии позволяют считать, что речевая функция широко распределена в мозге, а речевые структуры в значительной степени полифункциональны. При этом важным для осуществления тех или иных сторон речевой функции является не интактность какой-либо одной зоны, а сохранения возможности взаимодействия множества речевых зон, в котором участие одной из них является необходимым звеном.
В распределении речевых функций участвуют также различные подкорковые образования. По существу, вся поверхность коры может рассматриваться как проекционное поле таламического уровня (А. С. Батуев, 1981). Кора больших полушарий и таламус представляют собой единый структурно-функциональный комплекс. Это относится и к реализации речевых функций. Об этом свидетельствуют данные о нарушениях речи при поражении базальных ганглиев и таламуса, а также изменения речи при электрической стимуляции различных подкорковых структур (T. Rasmussen, B. Milner, 1975; W. Penfield, L. Roberts, 1959).
В настоящее время получило широкое распространение использование ЭЭГ для оценки функционального состояния головного мозга и регуляторных отделов мозгового ствола, для определения уровня функциональной зрелости этих структур. В особенностях организации биоэлектрической активности мозга отражаются такие важные психологические характеристики ребенка, как уровень интеллектуального и речевого развития (Д. А. Фарбер, Н. В. Дубровинская, 1988).
Правильно подойти к анализу нарушений речи у детей с достаточной степенью достоверности, определить, умеет ли данный ребенок нормальный или первично сниженный интеллект, можно лишь при совместной комплексной работе врача и логопеда, владеющего методами как логопедического, так и психолого-педагогического обследования ребенка.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.
При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии (И.М.Сеченов, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский).
Необходимо также подвергнуть специальному изучению условия, окружающие ребенка.
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Еще в начале ХХ в. была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».
Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 7000; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11145 — | 8283 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Голосовая реакция и безусловный рефлекс. Дословесная стадия развития речи
Биологическая основа формирования речи — безусловный рефлекс, являющийся базой для последующего формирования всех условных реакций. Таким условным рефлексом является рефлекс крика, голосовая реакция ребёнка. Однако в первые же недели жизни голосовые реакции ребёнка начинают вступать в тесное взаимодействие с условными раздражителями, повторяться в известных ситуациях, и постепенно превращаются в условные рефлексы.
Развитие голосовой реакции ребёнка идёт по тому же пути, что и все условные рефлексы.
Вначале условная, генерализованная, реакция появляется в ответ не только на какой-либо единичный сигнал, но и на ряд похожих сигналов, однако затем реакция начинает дифференцироваться, а через некоторое время начинает возникать только на один единственный, избранный стимул. Примером такой генерализированной реакции служит проявление голосовой реакции у ребёнка на вид матери. Вначале голосовая реакция проявляется на вид любого человека, но потом дифференцируется, и ребёнок начинает кричать только при виде матери.
Ещё одно важное положение о голосовой реакции ребёнка заключается в следующем: указанная реакция развивается не изолированно, а составляет часть целой группы реакций. Так например всегда наблюдается ряд движений, внутри которых голосовая реакция составляет лишь один элемент.
Так как голосовая реакция связана с определенными внешними впечатлениями, то из неупорядоченного целого, в состав которого она входит, постепенно выделяется самостоятельно голосовая реакция. В первые годы жизни ребенка ее развитие идет следующим путем: из множества неупорядоченных движений, в состав которых входит и голосовая реакция, все больше и больше выделяется дифференцированная голосовая реакция. Именно она начинает приобретать центральное значение.
Развитие голосовых реакций можно разделить на несколько стадий:
Стадия крика длится первые два месяца жизни человека. С физиологической точки зрения, крик младенца представляет собой оборонительную реакцию на любой физический дискомфорт. Вокализации новорожденного бесконечно вариативны: ни один ребенок не кричит одинаково дважды и нет двух детей, которые кричат похоже.
Стадия крика имеет важное значение для координации дыхательного и голосового аппаратов; она готовит почву для последующего развития интонации голоса, для активизации артикуляторного аппарата.
Стадия гуления и гукания (2-3 мес. -4-5 мес). Как и крик, гуление и гукание суть реализация наследственной программы голосового развития: они не предполагают «обратной связи» и характерны даже для глухонемых от рождения детей. И гуление и гукание развиваются на базе генетических предпосылок, которые связаны с рефлексами дыхания, сосания, глотания.
Основная функция гуления (гуканья) — выражение положительных эмоций. В речевом развитии ребенка гуление (и гуканье) выполняют роль тренировки (разминки) речевого аппарата, необходимого для последующей речевой деятельности.
Параллельно с гулением и гуканьем в этот период голосового развития продолжает функционировать крик, который трансформируется в плач и вскрики.
Стадия лепета (4-5 — 19-20 мес.) Лепет представляет собой слоговые фонации, где чаще всего производятся удвоенные слоги типа «да-да», «ма-ма», «ба-ба» и пр.). На ранней стадии лепетного развития ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках, и даже звуки, которые не свойственны человеческой речи: щелканье, бульканье, фырчание, птичий щебет и т.п.
Голосовая реакция обладает несколькими функциями. Первая функция голосовой реакции эмоциональная, например рефлекторный крик ребёнка при боли, или крик голодного ребёнка. Вторая функция, возникающая уже тогда, когда голосовая реакция становится условным рефлексом, — функция социального контакта. На первом месяце жизни у ребенка формируется специальный, т.е. воспитанный, голосовой условный рефлекс как ответ на голосовую реакцию, исходящую от окружающих ребенка людей. Воспитанный голосовой условный рефлекс наряду с эмоциональной реакцией или вместо нее начинает выполнять по отношению к выражению органического состояния ребенка ту же роль, что и по отношению его социального контакта с окружающими людьми. Голос ребенка становится ею речью или орудием, заменяющим речь в ее наиболее элементарных формах.
Таким образом, в течение первого года жизни, детская речь основывается всецело на системе безусловных реакций, преимущественно инстинктивных и эмоциональных, из которых путем дифференциации вырабатывается более или менее самостоятельная условная голосовая реакция. Благодаря этому реакция начинает исполнять функцию социального контакта.
Однако голосовые реакции ребенка еще не речь в полном смысле слова. Тут мы подходим к появлению артикулируемой речи — наиболее трудного момента для правильного понимания развития детской речи, которое является ее культурным развитием.
Источник