Биологическая концепция в развитии ребенка

Биологическая концепция в развитии ребенка thumbnail

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.

Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

1.1. Биологические факторы в развитии ребенка

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.

Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.

Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.

Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.

Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.

Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.

  Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично притворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено, также особых генов одаренности, однако, каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. 
       Однако, биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
  Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. 

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс  его развития характеризуется  тремя последовательными этапами:впитывание информации,подражание  и личный опыт. В период внутриутробного  развития опыт и подражание отсутствуют.

Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию. Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка презентация по технологии

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.

Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому разрабатываются специальные методики, позволяющие их обучать, что дает возможность таким детям иногда достигать высокого уровня умственного развития. Занимаются с этими детьми специально подготовленные педагоги. Однако, как правило, у этих детей существуют большие проблемы общения со сверстниками, непохожими на них, со взрослыми людьми, что затрудняет их интеграцию в общество. Например, слепоглухота становится причиной отставания в развитии ребенка вследствие отсутствия его контакта с окружающей действительностью. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности — осязание. 

1.2 Социальные факторы в развитии ребенка

В самые первые дни после рождения ребенок начинает активно познавать мир. Позже он учится наблюдает за поведением родителей, устанавливаются первые контакты с его окружением.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.

 Социальное развитие ребенка подразумевает под собой процесс усвоения традиций, культуры и правил, принятых в определенном обществе.

Для осуществления данного процесса должны присутствовать определенные социальные факторы развития ребенка. В качестве них выступают всевозможные объекты окружающей среды. Кооперация всех факторов составляет особенности социального развития детей.

Данные факторы можно подразделить на:

  • микрофакторы (к ним относится семья, школа, друзья, ближайшее социальное окружение)

  • мезофактры (к ним относятся условия, в которых растет ребенок, средства массовой коммуникации, региональные условия и другие)

  • макрофакторы (здесь играют роль процессы и вещи мирового масштаба: экология, политика, демография, экономика, государство и общество)

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.

Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Этапы социального развития ребёнка:

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

  2. От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.

Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Читайте также:  Развитие центральной нервной системы ребенка происходит

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов.

Список используемой литературы

1. Интернет – ресурс, доступ: [https://lektsii.net/3-30994.html]

2. Интернет – ресурс, доступ: [https://razvitiedetei.info.ru]

3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. /И.В. Дубровина. — М.: Просвещение, 1991. – 186 с.

4. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломенский. — М.: Просвещение, 1989. – 97 с.

5. Леонтьев , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А. Н. Леоньтев. – М.: Просвещение, 1977. – 298 с.

Источник

Аналитическая теория развития

З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности
действием биологических факторов и
опытом раннего семейного общения. Анализ
свободных ассоциаций пациентов привел
ученого к выводу, что болезни взрослой
личности сводятся к переживаниям
детства. Детские переживания, по мнению
3. Фрейда, имеют сексуальную природу.
Детская сексуальность понимается 3.
Фрейдом широко, как все, приносящее
телесное удовольствие, — поглаживания,
сосание, освобождение кишечника, а также
чувство любви и ненависти к отцу или
матери, ревность к брату или сестре и
т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает
неосознанное влияние на последующее
поведение взрослого, а также играет
определяющую роль в развитии личности.
Личность, по 3. Фрейду, — это взаимодействие
взаимно побуждающих и сдерживающих
сил. Источником психического развития
ребенка он считал влечения и инстинкты.
По его мнению, ребенок рождается с
определенным запасом энергии – «либидо»,
которая лежит в основе сексуальных
влечений человека. В процессе детского
развития З. Фрейд выделил четыре стадии,
на каждой из которых «либидо»
сосредоточивается в определенной
области тела. Раздражение этой области
приводит к удовлетворению значимых для
ребенка потребностей. Неудовлетворение
потребностей приводит к фиксации
влечений, создает напряжение; избыточное
удовлетворение также вызывает
нежелательные эффекты.

Оральная стадия(от рождения
до 18 мес.). Центром чувственной стимуляции,
наслаждения и интереса является рот.
Ребенок получает удовольствие, когда
сосет молоко, а в отсутствие пищи —
собственный палец или какой-нибудь
предмет. Поскольку абсолютно все желания
младенца не могут быть немедленно
удовлетворены, появляются первые
ограничения, и кроме бессознательного,
инстинктивного начала личности,
названного 3. Фрейдом «Оно», развивается
вторая инстанция — «Я». Чрезмерная или
недостаточная стимуляция в первой
половине стадии приводит к формированию
орально-пассивного характера: веселый,
оптимистичный, ожидающий к себе
«материнского» отношения и ищущий
одобрения любой ценой человек.
Психологически характеризуется
доверчивостью, пассивностью, незрелостью,
чрезмерной зависимостью. Во второй
половине стадии с появлением зубов
(кусание и жевание) фиксация ребенка на
этих переживаниях приводит к формированию
орально-агрессивного характера, что
выражается в таких личностных чертах,
как любовь к спорам, сарказм, пессимизм,
цинизм. Уже на оральной стадии, согласно
представлениям З.Фрейда, люди делятся
на оптимистов и пессимистов.

Анальная стадия(18 мес. – 3 года)
– чувственные наслаждения связаны с
процессом выделения. На этой стадии
ребенок встречается со многими запретами,
поэтому внешний мир выступает перед
ним как барьер, который он должен
преодолеть. В результате развитие
приобретает конфликтный характер. На
этой стадии практически полностью
образована инстанция «Я», которая
способна контролировать импульсы «Оно».
Социальное принуждение, наказания
родителей, страх потерять их любовь
заставляют ребенка мысленно представлять
себе, интериоризировать некоторые
запреты. Таким образом, начинает
формироваться «Сверх-Я» личности
ребенка как часть его самого, где в
основном заложены авторитеты, влияние
родителей и взрослых людей, которые
играют очень важную роль в качестве
воспитателей в жизни ребенка. Фиксация
на этой стадии в последующем может
привести к формированию анально-удерживающего
характера (скупость, упрямство и т.п.)
или анально-агрессивного характера
(импульсивность, несдержанность,
агрессивность и даже садистическая
жестокость).

Фаллическая стадия(3 года — 6
лет) — источником удовольствия и
наслаждения становятся гениталии. До
сих пор детская сексуальность была
аутоэротичной, теперь она становится
предметной, то есть дети начинают
испытывать сексуальную привязанность
к взрослым людям. Первые люди, которые
привлекают внимание ребенка, — это
родители. Либидозную привязанность к
родителям противоположного пола 3. Фрейд
назвал Эдиповым комплексом для мальчиков
и комплексом Электры для девочек,
определив их как мотивационно-аффективные
отношения ребенка к родителю
противоположного пола. По мнению 3.
Фрейда, фаллической стадии соответствует
зарождение таких черт личности, как
самонаблюдение, благоразумие, рациональное
мышление, а в дальнейшем утрирование
мужского поведения с усиленной
агрессивностью. Фиксация на этой стадии
приводит к формированию фаллического
характера. У мужчин это проявляется в
стремлении к успеху, попытках доказать
свою мужественность и половую зрелость,
они хвастливы, дерзки и часто опрометчивы.
У женщин появляется склонность к флирту
или борьба за первенство над мужчинами,
при этом проявляется чрезмерная
настойчивость, напористость,
самоуверенность.

Латентный период(6 лет – 12-14
лет) – на протяжении этого периода
«либидо» дремлет, а внимание сосредоточено
на развитии интересов и навыков в
контактах со сверстниками того же пола,
а также на освоение общечеловеческого
опыта, закрепленного в науке и культуре,
на установление дружеских отношений
не только со сверстниками, но и взрослыми
за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия(с 12-14 лет и
вся последующая жизнь). Формируются и
реализуются зрелые гетеросексуальные
отношения и генитальный характер, как
символ идеального психического здоровья
– это зрелый и ответственный в
социально-сексуальных отношениях
человек, вносящий свой вклад в общество
благодаря продуктивной деятельности.
Однако, осуществление нормального
сексуального общения, особенно в
подростковом возрасте, может быть
затруднено. Тогда можно наблюдать в
течение генитальной стадии феномены
фиксации или регрессии к той или другой
из предыдущих стадий развития со всеми
их особенностями. Так, например, на этом
этапе может вновь возникнуть Эдипов
комплекс, который толкает юношу к
гомосексуальности,

предпочтительному выбору для общения
лиц своего пола. Чтобы бороться против
агрессивных импульсов «Оно»,
инстанция «Я» использует различные
механизмы защиты. У подростков это,
прежде всего, аскетизм и
интеллектуализация.Аскетизм с помощью внутренних запретов
тормозит этот феномен. Интеллектуализация
же сводит его к простому представлению
в воображении, таким путем позволяя
подростку освободиться от этих навязчивых
желаний. Описаны два наиболее ярких
типа характера, формирующихся на этой
стадии; психическая гомосексуальность
и нарциссизм.

Эпигенетическая концепция Э.Эриксона
(
1902-1979)

По мнению Э. Эриксона каждый человек в
течение своей жизни проходит через
несколько стадий, являющихся универсальными
для всего человечества. Каждая стадия
жизненного цикла наступает в определенное
для нее время (критический период).
Полноценно функционирующая личность
формируется только путем последовательного
прохождения всех стадий. Каждая из
выделенных 8 стадий характеризуется
специфической эволюционной задачей –
проблемой в социальном развитии, которая
предъявляется индивиду. Эти задачи
присутствуют на всех возрастных этапах,
на протяжении всей жизни. Но каждый раз
одна из них актуализируется с очередным
возрастным кризисом. Если эта эволюционная
задача решается в положительном ключе,
то человек, научившись справляться с
подобного рода проблемами, дальше
чувствует себя в похожих ситуациях
более уверенно. Э. Эриксон рассматривает
соответствие между стадиями взросления
и проблемами, которые человек, не решив
на определенной стадии, потом так и
тянет за собой всю жизнь.

Основной задачей первой стадии (0–1
год) является установление доверия
ребенка к внешнему миру, что является
основой формирования положительного
самоощущения. Главную роль в жизни
играет мать, которая ухаживает, кормит,
ласкает. В результате у ребенка формируется
«базовое доверие к миру». Если ребенок
испытывает положительные ощущения, то
мир выступает для него непротиворечивым,
а если нет – формируется «базовое
недоверие к миру», что сопровождается
устойчивым пессимизмом, трудностями в
овладении новыми видами деятельности.

Читайте также:  Г домана гармоничное развитие ребенка скачать бесплатно

Задача второй стадии (1–3 года) – дать
ребенку почувствовать себя самостоятельным,
что позволит сформироваться его автономии
и независимости. Если ребенок сталкивается
с неодобрением своего поведения,
запретами, то появляются сомнения в
возможности что-то сделать самостоятельно.
В конце стадии должно быть сформировано
равновесие автономии и сомнения, что в
значительной мере зависит от поведения
родителей.

Третья стадия (3–6 лет) ознаменована
конфликтом между инициативой и чувством
вины. Для этой стадии характерна активная
познавательная деятельность, а поэтому
важна адекватная реакция взрослых на
эту исследовательскую активность. И
если родители сильно подавляют ребенка,
то замедляется формирование инициативности,
закрепляется пассивность, неуверенность
в себе и чувство вины.

Четвертая стадия (6–12 лет) – психологически
ребенок готов к освоению действий,
которые выполняют родители, но для этого
он должен выполнять разнообразную
продуктивную деятельность (овладевает
знаниями и новыми навыками в школе) и
как результат – трудолюбие и способность
к самовыражению. На этой стадии возможности
развития в семье уже исчерпаны, референтным
окружением становится школа и двор.

Пятая стадия (12–20 лет) сопровождается
конфликтом между формирующимся чувством
идентичности и ролевой неопределенностью
(«Кто я?»; «Каков мой дальнейший путь?»).
И если предшествующие стадии прошли
благополучно (сформировались доверие
к миру, автономия, инициативность и
трудолюбие), то человек легко находит
свое «Я» и признание у окружающих. В
противном же случае происходит ролевое
смешение, трудности в обретении своего
«Я», появляется устойчивое чувство
тревоги и одиночества. Референтным
окружением на этой стадии являются
лидеры как образцы, «свои» и посторонние
группы.

Шестая стадия (20–25 лет) сопровождается
конфликтом между близостью и изоляцией.
Близость по Э. Эриксону – это способность
отдать часть себя другому человеку, не
боясь потерять свое «Я», «раствориться»
в других, а референтным окружением
становятся друзья, сослуживцы, соперники
и сексуальные партнеры. Если же на этой
стадии сохранится смешение ролей, то
человек замыкается, закрепляется
изоляция и одиночество.

Задача седьмой стадии (26–64 года) –
развитие у себя целеустремленности,
которая делает жизнь продуктивной, что
возможно при успешном разрешении
предыдущих конфликтов. Значимой
социальной средой на этой стадии
становятся работа, семья и дети, которые
подтверждают востребованность человека.
Неудачи на предыдущих стадиях могут
привести к поглощенности самим собой,
инертности.

На заключительной восьмой стадии
(старше 64 лет) обычно ретроспективно
просматривают свою жизнь и оценивают
ее. Человек испытывает удовлетворение,
если

она была наполнена, по его мнению,
смыслом, принимает свою жизнь со всеми
ее удачами и неудачами. Если этого не
происходит, то возникает отчаяние, жизнь
кажется чередой упущенных возможностей
и напрасной тратой сил.

Отечественные ученые о психическом
развитии ребенка

Культурно-историческая концепция
Л.С.Выготского отводит ведущую роль в
психическом развитии человека системе
отношений между индивидом и средой.
Основным положением механизма психического
развития является социальная ситуация
развития ребенка
– та конкретная
форма значимых для ребенка отношений,
в которых он находится с окружающей его
действительностью и прежде всего
сложившейся системой взаимоотношений
ребенка с взрослыми. Именно в рамках
социальной ситуации развития возникает
и развиваетсяведущий вид деятельности.Это такая деятельность ребенка, выполнение
которой определяет формирование у него
основных психологических новообразований
на данной ступени развития. В рамках
ведущей деятельности происходит
тренировка и развитие всех психических
функций ребенка, приводя в конечном
итоге к их качественным изменениям.
Ведущая деятельность характеризуется
тремя признаками:

  1. Она должна быть смыслообразующей для
    ребенка. Например, в 3 года бессмысленные
    ранее вещи приобретают для ребенка
    смысл в контексте игры. Следовательно,
    игра и есть ведущая деятельность и
    средство смыслообразования.

  2. В контексте этой деятельности складываются
    базовые отношения с взрослыми и
    сверстниками.

  3. В связи с освоением ведущей деятельности
    возникают основные новообразования
    возраста (круг способностей, которые
    позволяют эту деятельность реализовывать,
    например, речь).

При этом другие виды деятельности не
исчезают. Они есть, но не являются
главными для психического развития.
Например, игра является ведущей
деятельностью дошкольников. Но она не
исчезает у школьников, хотя уже и не
является ведущей деятельностью.

Виды ведущей деятельности:

  1. Непосредственное эмоциональное общение
    со взрослыми (0 – 1 год).

  2. Предметно-манипулятивная деятельность
    (1 – 3 года).

  3. Игровая деятельность (сюжетно-ролевая
    игра) (3 – 6 лет).

  4. Учебная деятельность (6 – 11 лет).

  5. Общение в разных видах деятельности
    (11 – 15 лет).

Результаты ведущей деятельности
выражаются в возникновении к концу
периода психологических новообразований– психические и социальные изменения,
возникающие на данной ступени развития
и определяющие внутреннюю и внешнюю
жизнь ребенка, ход развития в данный
период, а также обобщенный результат
этих изменений.

Ребенок развивается неравномерно.
Последовательность развития ребенка
определяется чередованием стабильных
и критических периодов. И следующим
элементом механизма развития является
кризис развития– переломный
пункт в нормальном течении развития.
Он возникает как цепь внутренних
изменений ребенка при незначительных
внешних изменениях. Сущностью каждого
кризиса является перестройка внутренних
переживаний, определяющих отношение
ребенка к среде, изменение потребностей
и побуждений, движущих его поведением.
Для кризиса развития характерны следующие
признаки:

  1. Границы, отделяющие начало и конец
    кризиса от смежных периодов, крайне
    неотчетливы. Кризис возникает незаметно,
    очень трудно определить момент его
    наступления и окончания. Резкое
    обострение (кульминация) наблюдается
    в середине критического периода.

  2. Трудновоспитуемость детей в критические
    периоды в свое время послужила отправной
    точкой их эмпирического изучения.
    Наблюдается строптивость, падение
    успеваемости и работоспособности,
    возрастание количества конфликтов с
    окружающими. Внутренняя жизнь ребенка
    в это время связана с мучительными
    переживаниями.

  3. Негативный характер развития. Отмечено,
    что во время кризисов, в отличие от
    стабильных периодов, совершается скорее
    разрушительная, нежели созидательная
    работа. Ребенок не столько приобретает,
    сколько теряет из приобретенного
    прежде.

Кризисы открыты эмпирическим путем,
причем, не по очереди, а в случайном
порядке (кризисы 7 лет, 3лет, 13 лет, 1 года,
рождения). Во время критических периодов
ребенок за очень короткий срок меняется
в целом, в основных чертах своей личности.
Это бурное, стремительное течение
событий, как по темпу, так и по смыслу
совершающихся перемен.

Однако в критические периоды наблюдаются
и конструктивные процессы развития.
Л.С. Выготский назвал эти приобретения
новообразованиями.Новообразования критических периодов
носят переходный характер, то есть они
не сохраняются в том виде, в котором
возникают, например, автономная речь у
годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок
накапливает количественные изменения,
а не качественные, как во время критических.
Эти изменения накапливаются медленно
и незаметно.

Таким образом, согласно Л.С. Выготскому
динамика развития ребенка происходит
в следующим образом:

  • К началу каждого периода складывается
    неповторимое отношение ребенка с
    окружающей действительностью — социальная
    ситуация развития
    .

  • Она закономерно определяет его образ
    жизни, что ведет к возникновению
    новообразований.

  • Новообразования влекут за собой новую
    структуру сознания ребенка, изменение
    отношений. Следовательно, изменяется
    социальная ситуация развития и наступает
    связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным
воздействиям, к освоению реальности и
развитию способностей в различные
периоды. Сензитивные периоды связаны,
во-первых, с ведущей деятельностью,
во-вторых, с актуализацией в каждом
возрасте тех или иных базальных
потребностей.

Взаимодействие ребенка с социальной
средой является не фактором, а источником
развития и все, чему научится ребенок,
должны дать ему окружающие его люди.
При этом важно, чтобы обучение (в самом
широком смысле) шло с опережением. У
р?