Библиотеки в развитии современного ребенка

Библиотеки в развитии современного ребенка thumbnail

Состояние и проблемы развития детских библиотек в современный период

Современный этап цивилизационного развития характеризуется социокультурными и технологическими преобразованиями. Становление глобального информационного общества и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) — широко обсуждаемые теоретические и практические проблемы, т.к. новые функции и роль информации в социокультурной и экономической жизни привели к качественным изменениям в социальной структуре общества.

В настоящее время самый многочисленный контингент читателей составляют дети и юношество. Совершенствование обслуживания этих читателей требует размежевания функций различных видов библиотек на основе читательских интересов и целей чтения, более глубокой специализации в обслуживании, более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации.

На детские библиотеки возлагается организация обслуживания книгой старших дошкольников и школьников до 14 лет; удовлетворение запросов учителей и других лиц, ведущих работу с детьми. Они также оказывают методическую помощь школьным библиотекам региона. Содержание фонда детской библиотеки направлено на обеспечение комплексного воспитания читателей Їдетей и подростков.

Бюджетные организации — головная боль многих руководителей органов исполнительной власти. Чаще всего говорят о положении дел в образовании и здравоохранении, редко — об учреждениях культуры, особенно библиотеках. Существует даже миф о том, что библиотеки почти прекратили свое существование, что они никому не нужны в век компьютерных технологий. Однако это не так. Удорожание книг, периодики, недоступность большинству населения небольших городов, поселков и особенно сел пользования театрами, музеями, другими учреждениями культуры, коммерциализация большинства учреждений культуры, реформа образования, необходимость переквалификации, — все это и многое другое привели к востребованности библиотек в обществе.

Особенно нуждаются в библиотеках одна из самых незащищенных категорий населения — дети и юношество. Большинство семей из-за недостатка средств не могут приобретать книги, подписываться на журналы. В то же время усложнились программы обучения в школах. Практически каждый педагог по своей дисциплине требует знания не только учебника, но и дополнительной литературы, которой нет в учебных библиотеках. Закрытие детских и подростковых клубов по месту жительства и других учреждений, занимающихся организацией досуга детей, привели к тому, что библиотека остается единственным местом, где дети и подростки бесплатно могут не только получить необходимую информацию, документ, но и с пользой провести свой досуг.

Детские библиотеки проводят акции по привлечению к чтению и в библиотеки детей, родителей, успешно работают в помощь патриотическому, духовному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения, много делают по информационному обеспечению профилактики правонарушений, наркомании, пьянства и других вредных привычек, процветающих, к сожалению, уже и в детской среде. Особенно усилилась в настоящее время краеведческая деятельность детских библиотек, что очень важно для воспитания любви к родине. Надо отметить и особую ответственность библиотекарей, работающих с малышами и их родителями, требуются особые знания, умения и навыки. Библиотечное обслуживание подростков также имеет свои особенности и требования. Все это по мере сил и возможностей стараются делать детские библиотеки. Много делают они для обеспечения образовательных потребностей школьников. Именно в этом предназначение и основная функция детских библиотек.

Детские библиотеки должны быть защищены от ликвидации, объединения, реорганизации. Часто детские библиотеки исчезают потому, что их объединяют со взрослыми или юношескими библиотеками. Социологические исследования показывают, что дети в такие библиотеки идут с гораздо меньшей охотой. Некоторые руководители органов управления культурой и библиотек, обслуживающих взрослых, принимают решения о слиянии детских, юношеских и взрослых библиотек, тем самым лишая детей их территории и особого отношения со стороны библиотекарей, знающих психологические особенности этих категорий населения.

Библиотечное обслуживание подрастающего поколения в значительной степени отличаются от обслуживания взрослых. Именно поэтому дети и юношество имеют право на специализированное библиотечное обслуживание. Детям и молодежи нужен особый подход. Интеллектуальная и эмоциональная сфера детей только складываются, потребности еще не сформированы. Именно в этом коренное отличие детских библиотек от взрослых. Главная задача детских библиотек — создание для детей благоприятной среды развития, формирования потребности в чтении, информационных потребностей, организация осмысленного, духовно наполненного досуга. В свою очередь юношеские библиотеки направляют усилия на содействие молодежи в раскрытии интеллектуальных, нравственных, духовных черт, на формирование полноценной личности третьего тысячелетия. До тех пор, пока взрослые в нашей стране не осознают свою ответственность за духовное развитие детей, не научатся уважать их права, в том числе и выбор библиотеки, не будут созданы подлинно наилучшие условия для приобщения их к культуре и информации, все попытки объединения, лишения детских библиотек самостоятельности, будут носить, на наш взгляд, дискриминационный характер.

Читайте также:  Отношения матери и ребенка с нарушениями развития

Просветительская функция юношеских библиотек касается буквально всех аспектов жизни молодого читателя, предоставляя ему нужную информацию в сфере мировоззрения, права, морали, здорового образа жизни, отношений с миром и природой, культуры, общения, искусства, досуга и т.п. Применительно к молодежной аудитории она несет и воспитательную нагрузку. Это обусловлено социальной незрелостью юношества, неблагоприятными возможностями для его самоопределения в обществе, неустоявшимися личными интересами. Свою миссию библиотека осуществляет, опираясь на знание специфики юношеского возраста: психологической гибкости, мобильности молодых, изменение уровня социальной адаптации, личностных черт, влияние юношеской субкультуры, необходимость выбора профессии и многое другое.

Наиболее успешной деятельность библиотек становится возможной при сотрудничестве с другими заинтересованными организациями. Однако при этом библиотека располагает особым инструментарием: она стимулирует развитие чтения как фактора, пробуждающего личностный потенциал. Детство и юность — чрезвычайно важные этапы развития индивида. Для подростков и юношества особенно важно не только получение информации, причем на самом высоком современном технологическом уровне, но профориентация, определение путей в жизни, знание своих прав и обязанностей. Все это дает юношеская библиотека в форме, отвечающей психологическим особенностям этой категории пользователей. Главная задача юношеских библиотек — создание комфортной среды для самоопределения, профориентации и получения информации в помощь развитию самых разных созидательных потребностей.

Для эффективного решения этих задач детским и юношеским библиотекам нужны соответствующие ресурсы. Дети и молодежь «мстят» за экономию на них. Недаром кто-то из знаменитых людей сказал: «Сегодня сэкономим на библиотеках, завтра будем тратить на содержание тюрем«. Проблема ресурсов важна, но еще более необходима для детских и юношеских библиотек поддержка со стороны органов управления властью и понимание с их стороны уникальности существования таких учреждений, которые способствуют решению сразу нескольких задач воспитания и образования подрастающего поколения.

В развитии детских и юношеских библиотек и всего библиотечного обслуживания этих категорий населения есть немало проблем. Основные проблемы:

  • · отсутствие правовой защиты детских и юношеских библиотек и недопонимание их роли в обществе;
  • · несоответствие между миссией, целями, задачами, объемом выполняемой работы и ресурсным обеспечением библиотек;
  • · недостаточная координация и кооперация ресурсов детских и юношеских библиотек, других учреждений культуры и образования;

Правовое и социальное положение детских и юношеских библиотек. Практически во всех регионах имеются региональные законы «О библиотечном деле», в которых присутствует статья о праве подрастающего поколения на специализированное обслуживание в детских и юношеских библиотеках. Однако эта статья в данных законах носит декларативный характер. Нет механизмов развития и защиты детских и юношеских библиотек как гарантов свободного и бесплатного приобщения подрастающего поколения к достижениям отечественной и зарубежной культуры и образования. Что должно быть сделано? Прежде всего, четко оговорено, что дети и юношество имеют право на «свою» территорию, на полноценное комплектование фондов библиотек, на пользование в комфортных для них условиях всеми техническими достижениями и информационными технологиями. Такие статьи содержания детских и юношеских библиотек, как приобретение материалов на разных носителях в их фонды, оборудования должны быть отнесены к защищенным строкам бюджетов всех уровней и достаточно прозрачны как в самостоятельных библиотеках, так и входящих в другие образования (ЦБС). В настоящее время в самостоятельных детских и юношеских библиотеках все средства, получаемые из бюджета или из других источников, идут только на нужды этих категорий. Детские же библиотеки-филиалы, входящие в централизованные библиотечные системы, зачастую не только не знают, на какие средства рассчитывать, но и получают их в самую последнюю очередь. Детские и юношеские библиотеки должны быть защищены от волюнтаристских решений об их ликвидации, объединении, реорганизации. Некоторые руководители органов управления культурой и библиотек, обслуживающих взрослых, принимают решения о слиянии детских, юношеских и взрослых библиотек, тем самым лишая детей и молодежь их территории и особого отношения со стороны библиотекарей, знающих психологические особенности этих категорий населения.

Для детских и юношеских библиотек крайне важно официальное признание их деятельности со стороны властей и общества. Если губернатор, члены его команды, депутаты законодательных органов рассматривают библиотеки как равноправных партнеров, помощников в их работе с населением, тогда и библиотеки развиваются в соответствии с требованиями современного общества.

Фонды детских и юношеских библиотек. Ситуация, сложившаяся с формированием фондов детских библиотек, приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получением образования, организацией культурного досуга, вызывает неудовольствие читателей, подрывает авторитет библиотеки в глазах юного читателя, не способствует повышению интереса к чтению.

Читайте также:  Таблица развития новорожденного ребенка по месяцам

Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов. Причем, наряду с печатными изданиями, все большим спросом пользуются аудио и видеоматериалы, CDR и другая электронная продукция. От того, насколько фонд отвечает потребностям и запросам читателей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребованность. Потребности детей только формируются, поэтому они больше всего нуждаются в новой литературе, причем эстетически оформленной. Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны материалы здесь и сейчас. Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом. Отсюда главное требование к фонду детской библиотеки — достаточность, современность и эстетика документов, предназначенных детям.

Ресурсы юношеских библиотек тоже достаточно неравнозначны. В значительной мере это объясняется финансовыми поступлениями, но и не только. В суммарном выражении можно говорить о некотором росте денежных средств, но в связи с резким подорожанием печатной продукции приобрести на них литературы удается меньше. И целый ряд юношеских библиотек не может представить даже минимального набора периодических изданий, адресованных молодежи.

Отставание формирования фондов детских и юношеских библиотек от требований сегодняшнего дня приводит к неудовлетворению читательского спроса, связанного с получением образования, организации культурного досуга, общения, в котором так нуждаются дети и юношество, подрывает авторитет библиотеки и чтения в глазах юного читателя. Некоторые педагоги отрицательно оценивают не только знания учащихся, но и то, что они не смогли найти необходимый текст в библиотеках. Это также не способствует повышению интереса к чтению. Главное же в том, что создаются неравные условия для развития личности и получения ею образования. Важной проблемой остается информатизация детских библиотек, без которой невозможно встраивание их в национальное и мировое информационное пространство. Модернизация детских библиотек требует значительных финансовых вливаний не только на приобретение и содержание техники, но и на создание локальных сетей, вхождение в Интернет, обучение кадров. Если областные детские и юношеские библиотеки за последнее время все-таки стали приобретать технику, то положение в детских муниципальных библиотеках остается катастрофическим. Оснащенность детских библиотек компьютерами весьма различна. Но по большей части они лишены и электронной почты, и доступа в Интернет. Отсутствие Интернета в детских библиотеках регионов не способствует их встроенности в информационное пространство, удовлетворению запросов современных школьников.

Проблема приобщения детей и молодежи к чтению в эпоху развивающихся информационных технологий во всем мире остается проблемой № 1. Без них подрастающее поколение большинства небольших библиотек по-прежнему остаются оторванными от общего информационного потенциала страны и не имеют информации, необходимой им для получения полноценного образования и приобщения к достижениям национальной и мировой культуры. Областные детские и юношеские библиотеки, наряду с универсальными научными, должны иметь возможности и средства для создания единого информационного пространства, а это значит, что они должны иметь не только сами достаточный парк компьютеров и входить в корпоративные сети библиотек регионов, но и помогать библиотекам, работающим с детьми и юношеством, осваивать информационное пространство страны.

Основная деятельность центральных детских и юношеских библиотек практически не финансируется. Она выполняется, как правило, за счет платных услуг и иных внебюджетных средств, что значительно снижает объем деятельности и препятствует полноценному выполнению их функций. В результате сельские библиотеки, коих большинство в любом регионе, остаются без помощи областных детских и юношеских библиотек. Сами сельские библиотекари также нуждаются в повышении своей квалификации, поскольку в основном имеют среднее специальное образование. В этом, пожалуй, и состоит основная проблема развития центральных детских и юношеских библиотек регионов.

Источник

Роль библиотеки в формировании

нравственно здоровой личности школьника.

«Книга – вечный, непреходящий светоч,

источник богатой духовной жизни каждого ученика».

В.А. Сухомлинский.

В последнее время отношение к книге изменилось. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать.

Результаты социологических исследований, проведенных в конце 20 – начале 21 в., свидетельствуют о том, что традиционные навыки чтения у учащихся постепенно утрачиваются. Падает читательская активность учеников. Судьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, поэтому юные читатели должны быть приоритетной группой. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения.

Между тем роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, формируют духовную основу личности.

Читайте также:  Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

В сегодняшних непростых условиях библиотека – это часто и очаг культуры, и место, где помогают учиться, и наиболее доступный источник информации для учащихся.

Библиотека ныне призвана стать центром общедоступной информации, она должна быть востребована как для обучения, так и для личностного духовного творческого развития, самосовершенствования, а так же площадкой для педагогических инноваций.

Главная задача библиотеки как информационного центра, является оказание помощи учащимся и учителям в учебно – воспитательном процессе.

Доказано, что сотрудничество библиотеки и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а так же выработке умения пользоваться информационно – коммуникативными технологиями.

Библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Гимназия №64 и областная детская библиотека давно уже сотрудничают вместе. Каждый год библиотека предоставляет нам свой план работы, и классные руководители при составлении воспитательного плана опираются на мероприятия, которые предлагает библиотека.

Создается система занятий, для каждого класса – своя тематика.

Совместно с библиотекой учителя стараются прививать у детей любовь к книге, чтению, организовывать различные формы проведения массовых мероприятий; литературные и тематические вечера, диспуты, обсуждения, уроки – размышления, различные игры, турниры, КВНы, выставки – просмотры, проводить обзоры новой литературы.

Ребята с нетерпением ждут очередного посещения библиотеки, нас там тоже ждут и встречают с радостью. Для нас всегда работает «Литературная гостиная». Библиотекари………………………………………

готовят нам интересные викторины, видеофильмы, ставят спектакли.

Ребята с большим удовольствием отвечают на вопросы, просматривают и обсуждают видеоматериалы, становятся не просто зрителями, но и соучастниками представления.

«Литературная гостиная» – это встреча с интересными людьми, часы поэзии.

В читальном зале библиотеки действует «Театр юного зрителя». Здесь можно посмотреть кукольные спектакли. Сценарии создают сами библиотекари.

Дети с удовольствием смотрят представления, которые учат добру, справедливости, приучают любить книги.

Систематически в библиотеке проводится работа по историко – патриотическому воспитанию.

Разрабатывается комплекс мероприятий – книжные выставки, беседы, литературно – поэтические композиции.

Очень интересно всегда проходят викторины по краеведению. Ребята уходят из библиотеки, пополнив свои знания о родном крае, о своем городе Липецке. После таких викторин хочется побывать в тех местах, о которых говорили ранее.

И учитель организует экскурсию по родному городу.

На полках можно найти книги на любой вкус и для любого возраста. Начиная с 4 – 5 летнего возраста, дети уже посещают нашу областную детскую библиотеку. Здесь для них приготовили книжки – раскладушки, книжки с подвижными картинками, большие красочные книги – энциклопедии.

Дети проходят, садятся на стульчики, на ковер и чувствуют себя как дома. Здесь им уютно и интересно, а родители в это время могут выбрать для себя литературу на любой вкус, так как библиотечный фонд очень большой и все время пополняется.

В библиотеке имеется тематическая картотека для учителей. Они всегда здесь найдут нужную методическую литературу.

Пока с детьми будут заниматься, можно почитать и оформить заказ, если нужной книги не оказалось. Это очень удобно.

Престиж любой библиотеки напрямую зависит от того, какими ресурсами она располагает.

В библиотеке кроме книг и учебников есть компьютеры, магнитофоны, телевизоры, работает видеозал.

Для ребят – мягкий уголок, где удобно расположившись можно почитать или посмотреть телевизор, даже порисовать.

В библиотеке часто проводятся выставки рисунков по прочитанным произведениям.

Большая программа для детей готовится библиотекарями летом. Каждый год, работая в школьном лагере, мы регулярно, два раза в неделю, посещаем библиотеку.

Дети на летних каникулах берут книги, рекомендованные для внеклассного чтения, и читают с удовольствием в читальном зале и дома. По прочитанным произведениям проводятся диспуты, беседы.

Связь библиотеки с гимназией №64 существует очень давно, я думаю, она и дальше будет развиваться.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и библиотек, всех учителей и библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

Своими успехами школьное образование обязано библиотеке. Если не будет библиотек, то не будет культуры. Областная детская библиотека делает все для того, чтобы к ней шел молодой читатель.

Источник