Безусловные рефлексы новорожденного и их значение для развития ребенка
Безусловные рефлексы новорожденного
Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.
Какими бывают рефлексы
Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.
Все безусловные рефлексы новорожденного педиатры — неонатологи разделяют на три основные группы:
- Обеспечивающие общую нормальную жизнедеятельность (дыхательный, сосательный, глотательный, а также спинальные рефлексы);
- Направленные на защиту детского организма от внешних воздействий яркого света, холода, жары и других раздражителей;
- «Временные» рефлексы — например, рефлекс задержки дыхания, необходимый для продвижения по родовым путям матери.
Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.
Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.
Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.
Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.
Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.
Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.
Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.
Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!
Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.
Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».
Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.
Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.
Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.
Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.
Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.
Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.
Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.
Источник
Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы. Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние. При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.
Основные рефлексы и их виды
Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными. Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение. Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.
Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.
Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки. Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.
Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:
- Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
- Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
- Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).
Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.
Таблица основных врожденных рефлексов
Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.
Причины аномальной реакции на вызов рефлекса
Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:
- Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
- ДЦП.
- Внутричерепной родовой травме.
- Гипотонии мышц.
- Травмах спинного мозга.
- Угнетении нервной системы медикаментами.
- Парезах.
Как выработать рефлексы?
Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.
Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.
Что делать, если рефлексы снижены или отсутствуют?
У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.
Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.
После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.
В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.
Источник
Рождение
является для организма ребенка большим
потрясением. От вегетативного,
растительного существования в относительно
постоянной среде (организм матери) он
вдруг переходит в совершенно новые
условия воздушной среды с бесконечным
количеством часто сменяющихся
раздражителей, в тот мир, где ему предстоит
стать разумной личностью.
Жизнь
ребенка в новых условиях обеспечивают
врожденные механизмы. Он рождается с
определенной готовностью нервной
системы приспосабливать организм к
внешним условиям. Так, сразу после
рождения включаются рефлексы,
обеспечивающие работу основных систем
организма (дыхания, кровообращения).
В
первые дни можно также отметить следующее.
Сильное раздражение кожи (укол, например)
вызывает защитное отдергивание, мелькание
какого-либо предмета перед лицом —
зажмуривание, а резкое увеличение
яркости света — сужение зрачка и т.д.
Эти реакции — защитные рефлексы.
Кроме
защитных, у новорожденных можно
обнаружить реакции, направленные на
контакт с раздражителем. Это ориентировочные
рефлексы. Наблюдениями установлено,
что уже в период от первого до третьего
дня сильный источник света вызывает
поворот головки: в детской комнате
родильного дома в солнечный день головки
большинства новорожденных, как подсолнухи,
повернуты в сторону света.
Доказано
также, что уже в первые дни новорожденным
свойственно следить за медленно
перемещающимся источником света. Легко
вызываются и ориентировочно пищевые
рефлексы. Прикосновение к углам губ, к
щекам вызывает у голодного ребенка
реакцию поиска: он поворачивает головку
в сторону раздражителя, открывает рот.
Кроме
перечисленных у ребенка обнаруживается
еще несколько врожденных реакций:
сосательный рефлекс — ребенок сейчас
же начинает сосать вложенный ему в рот
предмет; цеплятельный рефлекс —
прикосновение к ладони вызывает реакцию
схватывания; рефлекс отталкивания
(ползания) — при прикосновении к подошвам
ног и некоторые другие рефлексы.
Таким
образом, ребенок вооружен определенным
количеством безусловных рефлексов,
которые проявляются в самые первые дни
после рождения. За последние годы учеными
доказано, что некоторые рефлекторные
реакции проявляются еще до рождения.
Так, уже через восемнадцать недель у
плода образуется сосательный рефлекс.
Большинство
врожденных реакций необходимы ребенку
для жизни. Они помогают ему приспособиться
к новым условиям существования. Благодаря
этим рефлексам для новорожденного
становится возможным новый тип дыхания
и питания. Если до рождения плод
развивается за счет организма матери
(через стенки сосудов плаценты — детского
места — из крови матери в кровь зародыша
поступают питательные вещества и
кислород), то после рождения организм
ребенка переходит к легочному дыханию
и так называемому оральному питанию
(через рот и желудочно-кишечный тракт).
Это приспосабливание происходит
рефлекторно. После того как легкие
наполняются воздухом, целая система
мышц включается в ритмические дыхательные
движения. Дыхание осуществляется легко
и свободно. Питание происходит с помощью
сосательного рефлекса. Врожденные
действия, включенные в сосательный
рефлекс, на первых порах еще плохо
согласованы между собой: ребенок при
сосании захлебывается, задыхается, у
него быстро иссякают силы. Вся его
активность направлена на сосание ради
насыщения. Очень большое значение имеет
также установление рефлекторного
автоматизма терморегуляции: организм
ребенка все лучше приспосабливается к
температурным перепадам.
Новорожденность
— единственный период в жизни человека,
когда можно наблюдать в чистом виде
проявление врожденных, инстинктивных
форм поведения, направленных на
удовлетворение органических потребностей
(в кислороде, пище, тепле). Эти органические
потребности не могут, однако, составить
основу психического развития — они
только обеспечивают выживание ребенка.
У
ребенка в отличие от детенышей животных
имеющиеся безусловные рефлексы не
обеспечивают появления человеческих
форм поведения, в то время как сложный
набор безусловных рефлексов детенышей
животных позволяет сложиться взрослой
особи с активными защитными, охотничьими,
материнскими и другими реакциями,
необходимыми для нормального существования.
Ребенок
гораздо меньше «вооружен»
врожденными
формами поведения, чем детеныш животного.
У ребенка все человеческие формы
поведения еще должны сложиться.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Врожденные
рефлексы –
дар природы, необходимые малышу для
выживания вне организма мамы, которые
помогают новорожденному в приспособлении
к жизни в окружающем его мире. Еще в
родильном доме, сразу после рождения
малыша, врач-неонатолог проверяет
врожденные рефлексы и дает оценку
развитию нервной системы. Если
физиологические рефлексы хорошо развиты
и мышечный тонус в норме, значит у ребенка
все в порядке.
Основные безусловные
рефлексы новорожденных
1 Дыхательный рефлекс
Первым, сразу после
рождения, включается дыхательный рефлекс
– раскрываются легкие малыша и он делает
первый самостоятельный вдох.
2. Сосательный рефлекс
Сосательный рефлекс
возникает у новорожденного в ответ на
раздражение полости рта, при прикосновении
к губам и языку новорожденного. Например,
при вкладывании в рот соска, соски,
пальца появляются ритмичные сосательные
движения.
3. Глотательный
рефлекс Если
что-то попадает в ротик малыша, то он
глотает. Первые дни ребенок учится
координировать дыхательные движения
с глотательными.
4. Рефлекс
кляпа. Рефлекс
заставляет ребенка выталкивать изо рта
языком любые твердые предметы. Рефлекс
кляпа появляется сразу после рождения.
Рефлекс не дает ребенку подавиться.
Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам.
Именно рефлексом кляпа объясняется то,
что малышу до 6-ти месяцев так трудно
глотать твердую пишу.
5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
Поисковый рефлекс
помогает малышу найти сосок и хорошо
выражен перед кормлением.
В норме вызывается
у всех новорожденных и полностью должен
исчезать к 3 месячному возрасту. Затем
появляется реакция на зрительный
раздражитель, ребенок оживляется при
виде бутылочки с молоком, при приготовлении
матерью груди к кормлению.
6. Хоботковый
рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)
Вызывается быстрым
легким прикосновением пальцем, соской
или молоточком по верхней губе ребенка
— в ответ происходит сокращение
мимической мускулатуры новорожденного
-вытягивание губ в виде хоботка.
В норме хоботковый
рефлекс выявляется у всех здоровых
новорожденных, и постепенно угасает к
трехмесячному возрасту. Сохранение
хоботкового рефлекса его у детей старше
трехмесячного возраста является
признаком возможной патологии головного
мозга и наблюдается у детей с поражением
нервной системы.
7. Ладонно-ротовой
рефлекс Бабкина
Рефлекс имеется
в норме у всех новорожденных, ярче
выражен перед кормлением. После двух
месяцев этот рефлекс снижается, а к трем
— исчезает совсем.
Вялость рефлекса
наблюдается при поражении центральной
нервной системы (ЦНС), особенно при
родовой травме шейного отдела спинного
мозга.
Быстрое становление
рефлекса и его угосание до 3 месяцев
является прогностически благоприятным
признаком у детей, перенесших родовую
травму.
8.Верхний
хватательный рефлекс (Янишевского)
У младенца в норме
хватательный рефлекс хорошо вызывается.
Перед кормлением и во время еды
хватательный рефлекс выражен значительно
сильнее.
Рефлекс физиологичен
до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе
хватательного рефлекса постепенно
формируется произвольное захватывание
предметов.
9. Рефлекс
подвешивания Робинсона
К 3-4 мес этот
безусловный рефлекс трансформируется
в условный — ребенок начинает хватать
игрушки целенаправленно. Хорошая
выраженность хватательного рефлекса
и рефлекса Робинзона способствует
быстрому развитию условного рефлекса
и тем самым — развитию мышечной силы в
руках и способствует более быстрому
развитию тонкой ручной умелости.
10. Нижний
хватательный рефлекс (подошвенный,
рефлекс Бабинского)
У здоровых детей
этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев
жизни.
Отсутствие нижнего
хватательного рефлекса возникает при
поражении спинного мозга на поясничном
уровне.
11. Рефлекс
Бабинского.
Большинство
врачей сейчас считают рефлекс Бабинского
нормой для первого года жизни и что его
наличие не является признаком патологии,
и с возрастом он пройдёт. Они объясняют
тем, что это связано с недостаточным
развитием коры головного мозга и
соответственно системы центрального
двигательного нейрона в раннем детском
возрасте и что этот рефлекс встречается
сейчас очень часто.
12. Пяточный рефлекс
Аршавского
При надавливании
на пяточную кость у ребенка вызываются
крик или гримасы плача.
Отсутствие их,
снижение степени выраженности или
асимметрия могут указывать на поражение
нервной системы.
13. Рефлекс
охватывания Моро
Рефлекс выражен
сразу после рождения. У всех здоровых
новорожденных рефлекс Моро всегда
симметричен(одинаков) в обеих руках и
выражен до 4-5-го месяца, затем начинает
угасать; после 5-го месяца можно наблюдать
лишь отдельные его компоненты.
10.
Комплекс оживления как основное
новообразование периода раннего
младенчества, его значение для психического
развития ребенка.
«Комплекс оживления»,
описанный Н. М. Щеловановым, возникает
с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца.
Он включает в себя группу реакций таких
как:
1) замирание,
сосредоточение на предмете, взгляд с
напряжением;
2) улыбка;
3) двигательное
оживление;
4) локализация.
После четырех
месяцев комплекс распадается. Протекание
реакций зависит от поведения взрослого.
Анализ возрастной динамики показывает,
что до двух месяцев ребенок одинаково
реагирует и на игрушку, и на взрослого,
но взрослому он чаще улыбается. После
трех месяцев формируется двигательное
оживление на увиденный предмет. В первом
полугодии ребенок не различает
положительного и отрицательного
воздействий. У ребенка возникает
потребность во внимании, появляются
экспрессивно-мимические средства
общения. Чем внимательнее взрослый к
ребенку, тем раньше он начинает выделять
себя из окружающего мира, что является
основой его самосознания и самооценки.
К концу первого полугодия ребенок
проявляет богатую палитру эмоций. Акт
хватания в пять месяцев уже сформирован.
Благодаря взрослому ребенок выделяет
целостный предмет и формирует
сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям
и предметам – свидетельство нового
этапа развития. Во втором полугодии
жизни ведущим становится манипулятивное
действие (бросание, щипание, кусание).
К концу года ребенок осваивает свойства
предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен
бросать, трогать предметы, активно вести
себя. Общение является ситуативно-деловым.
Меняется отношение к взрослым, преобладает
негативная реакция на замечания. Эмоции
становятся ярче, различаются в зависимости
от ситуации.
Развитие моторики
младенца подчиняется определенной
схеме: движения совершенствуются от
крупных, размашистых к более мелким и
точным, причем сначала это происходит
с ручками и верхней половиной тела,
затем – с ножками и нижней частью тела.
Сенсорика младенца развивается быстрее,
чем двигательная сфера, хотя они обе
связаны. Этот возрастной этап является
подготовительным к речевому развитию
и называется довербальным периодом.
1. Развитие
пассивной речи – ребенок учится понимать,
угадывает смысл; важен анемо-тический
слух ребенка, у взрослого важна
артикуляция.
2. Отработка
речевых артикуляций. Изменение звуковой
единицы (тембра) ведет к изменению
смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев
поворачивает голову при назывании
предмета, если этот предмет имеет
постоянное место, а в 7–8 месяцев
отыскивает названный предмет среди
других. К первому году ребенок понимает,
о каком предмете идет речь, и выполняет
элементарные действия. В 5–6 месяцев
ребенок должен пройти стадию лепета и
научиться произносить четко триады и
диады (три и два звука), уметь воспроизвести
ситуацию общения.
Источник