Беседа с воспитателем о развитии ребенка
Задачи:
— Расширить представление воспитателей о влиянии игры на развитие психических качеств и личностных особенностей ребенка.
— Развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от ее содержания.
— Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
ПЛАН БЕСЕДЫ:
I часть
- Теоретическое вступление по теме беседы;
- Вопросы для дискуссии.
- Выводы.
II часть
- Практическое взаимодействие с педагогами по теме беседы.
Содержание беседы:
Одним из важных показателей психического здоровья у детей – является умение играть.
Исследования психологов привели к выводу, что психические процессы: восприятие, память, мышление, речь более интенсивно развиваются именно в игровой деятельности. Так как в занимательной для ребенка форме запоминается и воспроизводится необходимый материал, повышается двигательная активность, ребенок концентрируется, сосредотачивается на тех предметах и объектах, которые вызывают у него познавательный интерес, учится контролировать свои поступки. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Ребенок с помощью специально организованных заданий открывает для себя нечто новое, ранее ему неизвестное, что и привлекает его внимание.
Главный принцип развития игровой деятельности в дошкольном возрасте – это полноценность и гармоничность игры.
Поэтому особая роль в игровой деятельности отводится участию взрослого, так как именно взрослый, зная все тонкости развития детской психики, может оказать помощь ребенку в создании полноценной игры. Но это не значит, что принимая на себя ведущую роль в организации игры, взрослый должен постоянно критиковать, делать замечания, подсказывать действия ребенка в тех или иных игровых ситуациях, а напротив взрослый лишь подсказывает возможный ход событий и внимательно наблюдает за тем, как ребенок проявляет себя в игре. Особенно это касается тех ситуаций, когда дети в процессе игры взаимодействуют друг с другом и участие взрослого в данных действиях не предполагается. Важно не спешить исправлять ситуацию, либо разрешать возникший в игре конфликт, а дать возможность детям самим найти выход, проявить себя как личность и возможно осознать свою значимость. Ведь, возникшие трудности в игре, как и в жизни, не всегда трактуют нам, что все плохо, а иногда, наоборот, позволяют нам приобрести ценнейший жизненный опыт.
Вопросы для дискуссии:
- Какое значение оказывает игра на формирование произвольности психических процессов?
- От каких факторов зависит повышение эффективности процесса обучения детей дошкольного возраста?
- Включение игровых приемов в процесс обучения детей, их многообразие повышает его эффективность, так как игра:
- создает положительный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
- оказывает большое влияние на развитие коммуникативной и интеллектуальной сферы ребенка;
- способствует преодолению психологических барьеров, повышает уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми, стимулирует к поиску творческих решений.
III часть
Практические задания:
- Структура игры: (производится групповой опрос об основных структурных компонентах игры, ответы фиксируются на доске)
- Определить вид игры, показать приемы руководства игрой:
У каждого ребенка – бумажная кукла в туфлях красного, желтого, зеленого или синего цветов. Нужно подобрать кукле платье и бантики такого же цвета. (Дидактическая игра «Подбери одежду по цвету»);
Группа делится на пары. Один из пары придумывает и показывает различные движения, другой – копирует их. (Подвижная игра «Обезьянки»);
- Возрастные особенности развития игровой деятельности.
Педагоги распределяются по группам в соответствии с возрастом детей (4 группы: ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст). У каждой группы есть таблица, которую нужно заполнить воспитателям с учетом возраста детей данной группы. Затем один представитель зачитывает свои данные и происходит совместное обсуждение и дополнение коллег. В итоге данной работы устанавливается динамика развития игровой деятельности на каждом возрастном периоде.
Анализ беседы: в ходе беседы с воспитателями групп было отмечено:
Активное участие воспитателей в процессе дискуссии; практической части беседы;
Воспитатели групп проявляли заинтересованность к теме беседы, инициативность в некоторых вопросах (приводили примеры из собственного опыта в процессе взаимодействия с детьми);
Материалы беседы легко воспринимались слушателями, что и способствовало построению диалога на протяжении всей беседы.
И. Янченко
Источник
Ирина Сироткина
Конспект беседы «Моя профессия воспитатель» с детьми средней группы
Цели занятия:
-формировать представления детей о профессии «Воспитатель детского сада», о трудовых процессах,выполняемых педагогом;
-закрепление умения отвечать на вопросы;
-активизация в речи слов: детский сад, воспитатель;
-развитие познавательного интереса к труду воспитателя детского сада;
-формирование дружеских взаимоотношений;
-воспитание уважительного отношения к труду взрослых.
Ход занятия:
Дети входят в зал друг за другом и становятся в круг.
Воспитатель:Дети, прежде чем, мы начнем заниматься,давайте договоримся о том,каких правил, мы будем с вами придерживаться.
Дети:Не перебивать друг друга. Если хочешь что-то сказать-подними руку.
Воспитатель:Молодцы!А теперь ребята,попробуйте отгадать загадку:
Поглядите, что за дом, сколько светлых комнат в нем!
Там паркетные полы, там кроватки и столы,
Мишки, зайчики, матрешки, миски, ложки, поварешки,
Куклы, мячики, шары – все, что нужно для игры.
Лучше дома не найдешь, очень этот дом хорош!
Дети: Это детский сад.
Воспитатель: Правильно. Дети, когда вы утром заходите в группу, что вы должны сделать, прежде всего? Совершенно верно, вы должны поприветствовать друг друга. Когда вы здороваетесь, вы желаете людям здоровья, и от этого у всех поднимается настроение. Давайте поздороваемся друг с другом.
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! (Пожимают друг другу руки)
– Как ты тут? (Ласково треплют за ушко)
– Где ты был? (Разводят руки в стороны, приподнимают плечи)
– Я скучал! (Прикладывают правую руку к сердцу)
– Ты пришел? (Похлопывают по плечу)
– Хорошо! (Обнимают друг друга)
Воспитатель: Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? А почему у вас сейчас хорошее (или плохое) настроение? (ответы детей).
Воспитатель: А я пришла сегодня на работу в прекрасном расположении духа, потому что очень люблю свою профессию, люблю всех вас! Друзья, а вы любите наш детский сад? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Люди, каких профессий работают в детском саду? (ответы детей). Ребята, у меня для вас есть еще одна загадка, попробуйте её отгадать:
Кто учит Вас кушать ложкой,
Справляться с любой застежкой,
Кто читает Вам стихи и сказки,
Пластилин дает и краски?
Дети: Воспитатель.
Воспитатель: Совершенно верно. Моя профессия называется «воспитатель». Кто знает, почему она так называется?
Дети: Потому что воспитатель воспитывает детей.
Воспитатель: А что это значит: «воспитывает детей»?
Дети: Занимается с детьми, читает книги, учит, как одеваться и раздеваться, играет, знакомит с природой, проводит утренники.
Воспитатель: Правильно, ребята, воспитатель должен очень многое уметь и знать.
Дети:
Нелегко быть педагогом, малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим, сколько чутким быть.
Нежно, ласково направить, улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды, закрепить еще раз пять…
Словом далеко не каждый воспитателем может стать.
Воспитатель: Вот каким образованным и трудолюбивым должен быть воспитатель! А еще педагог должен быть творческим человеком. Он должен уметь мастерить, шить, вязать, рисовать, лепить, вырезывать из бумаги, знать детские песни, стихотворения, сказки, игры и считалки. И все эти умения и знания педагог передает малышам.
Но главное — воспитатель должен стать второй мамой для малышей. Он постоянно наблюдает за взаимоотношениями детей в группе. Педагог прекрасно знает черты характера каждого ребенка: кто внимателен, участлив, дружелюбен, а кто любит жаловаться, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из дошкольников щедр, а кто скуп и завистлив. Своими поступками, поведением, индивидуальными беседа с ребенком воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие качества личности.
Воспитатель: Дорогие дети! Я вам рассказала о профессии воспитателя детского сада. Труд педагога порой бывает очень тяжелым. Но огромное счастье и смысл этой профессии – это воспитание здорового, умного, доброго и пытливого маленького человека!
Вопросы к детям:
— Ребята, вам нравятся воспитатели нашего детского сада.
— Как их зовут?
— Какое, на ваш взгляд, главное качество воспитателя?
— Расскажите, что должен уметь и знать воспитатель?
Физминутка (подвижная игра по желанию детей).
Воспитатель: Дети, какие подвижные игры мы с вами недавно разучили? (ответы детей). Давайте поиграем в одну из них.
Воспитатель: Ребята, 27 сентября все воспитатели детских садов отметили свой профессиональный праздник «День дошкольного работника». А как мы с вами можем поздравить сотрудников нашего детского сада?
Дети: Можно подарить рисунки, открытки или поделки, сделанные своими руками.
Воспитатель: Давайте вспомним, какие подарки мы накануне праздника начали готовить?
Дети: Открытки.
Воспитатель: Чем мы можем украсить открытки?
Дети: С помощью печаток можно украсить цветами, разноцветными листьями, бабочками.
Воспитатель: Какого цвета красками мы будем пользоваться?
Дети: Красной, желтой.
Воспитатель: Давайте посмотрим на образец. Я украсила свою открытку бабочками и цветами. Сначала отпечатываем бабочку в центре, потом по верхним углам и по нижним. Между бабочками — расположились цветы. Открытки можно украсить также разноцветными осенними листочками (показ образца). Напоминаю, что мы берем печатку, осторожно опускаем ее в краску и плотно прижимаем к салфетке.
Воспитатель: Какие чудесные открытки у нас получились. Ребята, вы довольны своей работой? (ответы детей) Занятие наше подошло к концу, и напоследок давайте ещё раз вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей)
Воспитатель: Друзья, что это у меня в руках? (микрофон) С его помощью вы сможете пожелать всем сотрудникам детского сада что-то хорошего, от чего они смогут стать радостными и счастливыми.
Дети:
– пусть они никогда не болеют;
– пусть все хорошо живут;
– пусть все будут счастливыми.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается.
Дети:
Чтобы дети развивались,
Педагоги постарались
Им спасибо говорим
И открытками одарим.
Дети вручают подарки сотрудникам детского сада.
Источник
В ходе беседы с воспитателями им были заданы следующие вопросы:
1) Замечали ли Вы у детей Вашей группы проявления застенчивости?
2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, они проявляются:
— играет в одиночестве,
— стоит в стороне и наблюдает за другими детьми,
— не может установить контакт с другими детьми,
— играет только с одними и теми же детьми,
— не хочет принимать участие в групповых играх.
3) В каких ситуациях дети чаще проявляют застенчивость:
— в игре с другими детьми,
— в общении со взрослыми,
— в процессе знакомства с новыми людьми,
— при появлении новых педагогов в коллективе,
— при появлении в группе после длительного отсутствия.
4) Какие отношения складываются у Вас с застенчивыми детьми?
5) В каких ситуациях детям не свойственны проявления застенчивости?
6) Кто из Ваших детей в группе не может установить контакт со взрослыми или другими детьми?
7) Когда Вы стали наблюдать, что ребенок проявляет признаки застенчивости?
8) С чем связаны проявления застенчивости?
9) В чем выражаются трудности в общении у застенчивых детей:
— устанавливают контакт медленно и с трудом,
— продолжительность общения со взрослыми и детьми кратковременная,
— речь детей неразвернутая, краткая,
— не проявляют инициативу в общении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
В ходе беседы с родителями им были заданы следующие вопросы:
1) Замечали ли Вы, что Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости?
2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, это выражается?
3) Считаете ли Вы застенчивость положительным или отрицательным проявлением?
4) Свойственны ли проявления застенчивости для членов Вашей семьи (Вас, супруга (супруги), братьев или сестер, Ваших родителей)?
5) Как Вы думаете, что явилось причиной появления застенчивости у Вашего ребенка?
6) Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости со всеми окружающими или только в незнакомой ситуации или с незнакомыми людьми?
7) Какими способами Вы поощряете своего ребенка?
8) Хвалите ли Вы ребенка за его успехи или считаете, что таким образом его можно избаловать?
9) Выслушиваете ли Вы мнение ребенка, даже если считаете его рассуждения неправильными? Прислушиваетесь ли Вы к мнению ребенка?
10) Указываете ли Вы ребенку на его недостатки? Подчеркиваете ли Вы его достоинства?
11) Стараетесь ли Вы поддержать своего ребенка в случае неудач? В чем это выражается?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1) Известны ли Вам особенности проявления застенчивости у детей 5 года жизни? В чем, на Ваш взгляд, они выражаются:
— нерешительность,
— отсутствие стремления установить контакт со взрослыми,
— отсутствие стремления установить контакт со сверстниками,
— растерянность в незнакомой обстановке,
— робость,
— сильная зависимость от мнения окружающих.
2) Какие трудности Вы испытываете при воспитании своего ребенка:
— он не проявляет самостоятельности,
— он не готов к общению с другими детьми,
— он не хочет рассказывать о том, что происходит в детском саду,
— он не хочет вступать в какой бы то ни было контакт с незнакомыми людьми, даже если это необходимо (например, при контакте с врачом),
— ребенок болезненно реагирует на незнакомых людей (кричит, плачет, убегает).
3)Считаете ли Вы, что обладаете достаточной информацией для того, чтобы помочь Вашему ребенку преодолеть застенчивость?
4) Какие трудности испытывает Ваш ребенок при общении (на занятиях, в коллективных играх)?
5)В каких ситуациях проявляются трудности общения вашего ребенка (в общении с взрослыми; в общении с детьми; только с незнакомыми людьми)?
6)Что Вы предпринимали для того, чтобы преодолеть проявления застенчивости у Вашего ребенка (пользовались педагогической литературой; консультировались с воспитателями)?
7)Консультировались ли Вы с психологом по данной проблеме? Если да, то что он Вам посоветовал?
— разработать индивидуальную программу по преодолению застенчивости у ребенка,
— самостоятельно изучить способы преодоления застенчивости у детей и выбрать наиболее подходящие для Вашего ребенка,
— сказал, что это проходит с возрастом,
— пояснил, что не видит причин для беспокойства и проявлений застенчивости у ребенка,
— посоветовал поговорить с воспитателем по проблеме преодоления застенчивости у ребенка.
8)Какая помощь со стороны психолога, преподавателя Вам интересна (консультации, методическая литература)?
9)Обращались ли к Вам воспитатели ДОУ с информацией о том, какие методы Вам необходимо использовать для преодоления застенчивости у Вашего ребенка?
10)Как Вы считаете должно быть организовано консультирование по проблеме преодоления застенчивости у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения? Кто должен принимать участие в данном консультировании (консультации психолога, рекомендации воспитателей)?
11)Какие методы и приемы необходимо использовать для преодоления застенчивости у ребенка?
— расширение круга пассивного общения,
— развитие у ребенка уверенности в себе,
— воспитание чувства собственного достоинства,
— постепенное приучение ребенка к инициативе в общении.
12)Какие формы работы для преодоления застенчивости у ребенка Вы считаете наиболее приемлемыми:
— использование игровых приемов,
— совместная деятельность ребенка и взрослого (родителей, воспитателей, психологов),
— преодоление застенчивости посредством организации взрослыми совместной деятельности для детей с включением застенчивого ребенка,
— поощрение ребенка.
13)Какие формы повышения педагогической культуры Вам интересны (консультации, наглядная информация, деловые игры, организация дискуссий, организация «круглых столов»)?
14)Откуда Вы получаете информацию (знакомые, воспитатели, педагогическая литература, средства массовой информации)?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИГРО-ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
Занятие 1
Цель – научить детей общаться, повысить уверенность в себе.
Время: 40 минут.
Игра «Бездомный котенок»
Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком — любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).
В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть дети придумают, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть дети сами покажут, как именно. Предлагаем кому-то из детей сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяться ролями с другим ребенком). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой… (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал — оставьте выбор ситуации за детьми. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для ребенка важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался… (пусть дети сами придумают персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж). Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.
Занятие 2
Цель – снятие напряжения, создание мотивов для общения
Время – 40 минут.
Игра «Коллективный рисунок «Наш дом»»
Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.
Занятие 3
Цель – овладение неречевым общением, представление возможности овладения собственным стилем поведения.
Время – 40 минут.
1. Игра «Колдун»
Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает. Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
2. Игра-фантазия
Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой оговаривается участие каждого героя в общей игре. На втором этапе идет собственно разыгрывание сказки. Игра направлена на предоставление каждому ребенку своей собственной, особой модели поведения.
Занятие 4
Цель – формирование мотивов межличностного взаимодействия и уважения окружающих.
Время – 40 минут.
1. Игра «Окажи внимание другому»
Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес): «А еще я думаю, что я…». Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.
2. Игра «Робот»
В этой игре действуют не животные, а люди, но если ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не надо противиться. И «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены группы стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик — тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).
Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и… (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, — тормошила мама героя. — Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал… (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо!
(Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам — как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой… (придумайте вместе с ребенком приключения героя — их можно растянуть на несколько «сеансов» игры — но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно).
Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра — это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.
Занятие 5
Время – 40 минут.
Цель – закрепление полученных навыков
1. Игра «Доверяющее падение».
В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача — упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.
2. Игра «Конспиратор».
Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор — тот, кого узнали последним.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник