Беседа с родителем о психическом развитии ребенка
Анна Романенко
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника
Индивидуальная беседа для родителей по вопросам психического и физического развития дошкольника.
Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках»
Цель: ознакомление родителя с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Ход беседы
-Сегодня я хотела бы с Вами поговорить, о факторах, влияющих на состояние здоровья ребёнка. Очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, таки своих детей.
— Так что же мы взрослые, можем сделать для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания родителя)
1. Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, чистый воздух, ультрафиолетовые лучи солнечного света, так как естественные силы природы необходимы для жизнедеятельности организма.
2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Семейные ссоры в присутствии ребёнка способствует возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма.
3. Правильно организованный режим дня, который способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. Составляющей частью режима является дневной сон, который необходим ослабленным детям и прогулка (не менее двух раз в день по два часа).
4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Чаще включать в рацион творог, каши. Нужно не забывать о соблюдении определенных интервалов межу приёмами пищи.
5. Для укрепления здоровья эффективно закаливание, которое предохраняет организм человека от возникновения болезней.
-Как вы думаете, что такое закаливание? (высказывание родителя)
Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов.
-Какие закаливающие мероприятия вы можете проводить дома? (высказывания родителя)
• Контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в «холодное»)
• Хождение босиком (укрепляются своды и связки стопы, и профилактика плоскостопия). При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всём организме, улучшается умственная деятельность.
• Контрасный душ – в домашних условиях (обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура снижается на 2-3 градуса, продолжительность обливания 20-25 секунд). В течение 2-3 месяцев температура доводиться до 19-20 градусов.
• Полоскание горла прохладной водой со снижением её температуры. Начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводиться до комнатной. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребёнка, его возраст, чувствительность к закаливающим процедурам.
— Если мы хотим видеть своего ребёнка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
Тяжёлые последствия для здоровья ребёнка имеют травмы и несчастные случаи.
-Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? (высказывания родителя)
-Да, дети очень любознательны и во всём стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (булавки, пуговицы, таблетки).
-Поэтому следует постоянно контролировать действия ребёнка и рассказывать, что и где опасно.
-У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.
-Дома, вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые мы – педагоги применяем на занятиях для снятия мышечного напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия (предлагаю распечатанные листы с материалом (приложение 1). Всё это можно легко использовать в домашних условиях.
Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!
Приложение 1.
Двигательные игры – разминки
«Напряглись – расслабились». В положении стоя или сидя, ребёнку предлагается напрячь всё тело как можно сильнее, а через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться.
Проделать то же самое с каждой частью тела (взрослый называет поочерёдно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности – правая рука, шея, спина, живот, правая нога и т. д.)
«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны, поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперёд, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично – ладони на лоб.
«Черепаха». Ребёнок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то, выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперёд и вверх, то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок – к груди, то крутит головой по сторонам.
«Волшебная мельница». Ребёнок представляет, что его руки – это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Всё внимание – на ощущениях и разминаемых суставах: вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперёд, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
«Рисуем круги». Сесть на стул. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево, представляя, что мы рисуем большие и маленькие круги. Опустить на пол. Аналогично – с левой ногой; двумя ногами.
«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребёнка. Если он с ней не знаком – научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя – ногами.
Источник
Надежда Осипова
Беседа с родителями «Ваш ребенок»
Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка. В составлении характеристики, отражающей индивидуальные особенности деятельности и поведения дошкольника, воспитателю поможет беседа с родителями. При этом важно знать об особенностях поведения детей в раннем возрасте, так как в первые три года жизни индивидуальные особенности ребенка проявляются наиболее ярко. В беседе с родителями задаются вопросы о раннем периоде развития ребенка. Если в дошкольном возрасте отмечены негативные черты характера или индивидуальные особенности ребенка резко изменились, то, зная его развитие в раннем возрасте, легче понять причину этих изменений. Причиной могут быть и длительные болезни ребенка, и особенности воспитания в семье.
Примерные вопросы
1. Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет? Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим? Как реагировал на нарушение привычного режима (запоздавший обед, затянувшееся время бодрствования? Каковы эти особенности в данное время?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или медленно? Спокойно ли он вел себя в кроватке, как происходил переход от сна к бодрствованию? Изменились ли эти особенности сейчас?
4. Как реагировал ваш ребенок в раннем возрасте и как реагирует сейчас на новые условия, незнакомых людей? Как он ведет себя в гостях, при посещении театра?
5. Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и охотно ли подчиняется им? Легко ли направить его поведение в нужном вам направлении?
6. Каким вы считаете своего ребенка (спокойным, малоэмоциональным или очень эмоциональным? Как он выражает свое отношение к близким?
7. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх.)
8. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить его на режим? У ребенка появлялись привычные формы поведения, которые не совсем вас устраивали. Удавалось ли вам их изменить? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это давалось вам?
9. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое-либо поручение? Легко ли его отвлечь? Что его может отвлечь? В течение какого времени ребенок может заниматься одним делом, несмотря на отвлекающие факторы?
10. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бывам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Анализируя ответы родителей, воспитатель рассказывает об индивидуальных особенностях поведения и деятельности детей.
Сообщение воспитателя о психических особенностях детей
Уравновешенные, подвижные дети
Живые и эмоциональные дети почти всегда в хорошем настроении. Они всегда улыбаются. У них легко возникают чувства, которые быстро сменяют друг друга: бурно реагируя на недовольство взрослых, они плачут, но быстро отвлекаются, освобождаются от гнетущего настроения. Речь живая, быстрая, интонационно выразительная. Движения быстрые, точные. Дети легко изменяют темп движения: быстро переключаются от одних движений к другим. Засыпают такие дети быстро, сон у них глубокий. Переход от сна к бодрствованию происходит легко, они просыпаются веселыми и бодрыми.
Уравновешенные дети легко приспосабливаются к различным условиям. Новая обстановка и незнакомые люди их редко пугают: с незнакомыми они активно вступают в общение, не чувствуют скованности. Период адаптации к детскому саду у них очень незначительный (3—5 дней). Навыки у детей формируются быстро, изменение навыка происходит легко.
У подвижных детей широкий круг общения, много друзей. В деятельность они включаются легко и быстро, могут проявлять настойчивость, стремятся изменить способы работы. Но если работа однообразная или неинтересная, то такой ребенок может не довести ее до конца: его интересы и желания меняются очень быстро.
При недостаточном педагогическом воздействии активность и подвижность нервных процессов может привести к отсутствию настойчивости и усидчивости.
В коллективе сверстников такие дети часто бывают лидерами, но сверстники, характеризуя их, называют такую черту, как хитрость, а наблюдения показывают, что таким детям бывает свойственна завышенная самооценка. Она часто формируется в семье.
Возбудимые, неуравновешенные дети
Они очень эмоциональны, чувства их сильны, но неустойчивы. Возбудимые дети вспыльчивы, легко раздражаются. Когда они ложатся спать, то долго не могут успокоиться: сон их бывает беспокойным. Утром они просыпаются быстро, но если день начался с нежелания что-то делать, то плохое настроение сохраняется надолго. Речь у них быстрая, отрывистая, выразительная, движения резкие, иногда порывистые. В преодолении препятствий дети настойчивы, но нетерпеливы, невыдержанны, раздражительны, импульсивны.
В присутствии незнакомых людей такие дети могут быть очень возбужденными, ими трудно управлять. К детскому саду они при выкают быстро (5—10 дней). Такие дети общительны, хотя очень часто ссорятся со сверстниками.
Они энергичны, способны выполнить большой объем работы Увлеченность помогает им преодолевать значительные трудности, однако работают они урывками. Не умея рассчитывать свои силы, они внезапно прекращают что-либо делать. Силы их восстанавливаются быстро, и они включаются в другую деятельность.
Неуравновешенность детей часто приводит к таким чертам ха рактера, как упрямство, вспыльчивость.
Медлительные дети
Эти дети внешне мало эмоциональны. Они спокойны, уравновешенны, сдержанны. Однако чувства их глубоки, они могут испытывать сильные привязанности. При кажущейся необщительности такие дети имеют близких друзей, расставание с которыми долгое время переживают.
Перед сном они ведут себя спокойно, засыпают быстро или некоторое время тихо лежат с открытыми глазами. Просыпаются вялыми, долгое время после сна ходят сонными.
Речь их нетороплива, спокойна, с достаточным словарным запасом, но говорят они невыразительно, с паузами. Внимание детей устойчивое, возникает оно медленно, переключение на другое проходит неторопливо. Навыки формируются долго, но они устойчивы и изменяются с трудом. К новой обстановке дети привыкают медленно, в общении с незнакомыми людьми ведут себя скованно, молчат. Присущая ребенку медлительность проявляется и в деятельности. Какое-либо дело он может выполнять не отвлекаясь, хотя включиться в него не спешит. Длительную работу, требующую затраты сил, долгого напряжения, усидчивости, устойчивого внимания и терпения, такие дети выполняют без утомления, постоянно проверяя правильность своих действий. Темп работы предпочитают медленный, пользуются при этом проверенными способами и методами. Если они хотят чего-то добиться, то проявляют высокую активность, способны преодолевать препятствия.
На этих детей необходимо обращать особое внимание, так как их сдержанность и рассудительность легко спутать с равнодушием, безынициативностью, ленью. При недостаточных воспитательных воздействиях у медлительных детей могут развиться пассивность, узость интересов, слабость чувств.
Чувствительные, ранимые дети
Ранимые дети долго переживают неудачи и наказания. Настроение их неустойчиво. Слабость нервных процессов приводит к тому, что даже на незначительные воздействия взрослого (изменившийся тон голоса) они очень реагируют. Сильное воздействие взрослого вызывает у них или состояние запредельного торможения, или истерику.
Ранимые дети чувствительны к изменению режима, поэтому могут засыпать и просыпаться по-разному, в зависимости от внешних обстоятельств. В привычной обстановке они долго, неторопливо укладываются, быстро засыпают и просыпаются веселыми, бодрыми. Речь детей интонационно выразительна, хотя часто они говорят тихо, неуверенно. Внимание таких детей сосредоточенно лишь при отсутствии посторонних раздражителей. Переключаются они плохо, быстро утомляются. В привычной обстановке дети проявляют тонкую наблюдательность, излишне внимательны к мелочам. Движения их неуверенны, неточны или суетливы.
Навыки, привычные формы поведения у этих детей возникают достаточно быстро, но они неустойчивы и зависят от внешних обстоятельств. В привычной обстановке ребенок все делает правильно и тщательно.
В новых ситуациях они неуверенны, застенчивы, испытывают страх и поэтому проявляют работоспособность ниже своих возможностей. К детскому саду привыкают долго.
У детей этого типа есть важная положительная особенность — высокая чувствительность, которая необходима при воспитании таких ценных качеств характера, как доброта и отзывчивость.
При неправильных воспитательных воздействиях высокая впечатлительность и ранимость детей, слабость и невыносливость нервной системы могут развиться в замкнутость, стеснительность, склонность к внутренним переживаниям событий, которые этого не заслуживают.
Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей
Поведение детей при проведении игр бывает различным. Одни дети всегда выполняют правила игры, действуют точно по сигналу, в нужном темпе, проявляют достаточную выдержку.
Возбудимые дети проявляют нетерпеливость, несобранность, иногда излишнюю подвижность, торопливость. Часто они перебивают воспитателя возгласами, вопросами, начинают действовать раньше, чем этого требуют правила.
Медлительные дети спокойны, но не успевают действовать в требуемом темпе. Реакция на сигнал у них замедленная. Движения не всегда координированные. Иногда воспитатель специально обращается к ним для того, чтобы они начали движения.
Для выявления у детей инициативности и аккуратности можно предложить им выполнить аппликацию на квадрате «Украшение платочка».
Для осуществления этого замысла понадобится материал: квадратный лист бумаги 15X15 см и большой набор готовых форм для наклеивания.
При этом обращается внимание на умение ребенка создавать композицию узора, сочетать цвета, на его аккуратность при выполнении работы.
В ходе наблюдений за поведением воспитанников в группе выявляются эмоциональные особенности детей, своеобразие их речи и движений.
В период адаптации в детском саду, во время праздников, когда присутствуют гости, выявляются реакции ребенка на незнакомых людей, новую обстановку, обращается внимание на быстроту привыкания к ним, общительность, отмечается открытость, замкнутость или стеснительность ребенка. При этом выявляется способность дошкольника подчиняться правилам поведения, запечатлевается сформированность навыков, способность к их изменению.
Особенности речи (громкость, темп, выразительность, словарный запас) выявляются на занятиях по развитию речи (например, детям дается задание придумать рассказ «Как я однажды испугался»).
Благодаря наблюдениям за играми детей, их взаимоотношениями воспитатель может выявить общительность ребенка, его умение дружить, отметить особенности отношений со сверстниками.
На основе сведений, полученных от родителей, и результатов наблюдений за детьми в играх-занятиях воспитатель может составить характеристику, отражающую индивидуальные особенности каждого ребенка. Характеристики будут конкретными, полными, если отразят как положительные, так и отрицательные особенности поведения каждого воспитанника.
Источник
Волненко Татьяна Николаевна
Беседа с родителями «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его?»
Цель:привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.
Подготовка к встрече. За несколько дней до встречи просим родителей принять участие в беседе, сформулировав ее тему.
«Приглашаем вас, уважаемые родители (указывается время, на беседу о важнейших особенностях и противоречиях психического развития трехлетнего ребенка. Знание и учет особенностей и противоречий данного возраста помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша, что позволит ему развиваться еще более полноценно».
Проведение беседы.
Первая часть встречи. На столах перед родителями лежат трафареты в виде геометрических фигур (круг — голова, прямоугольник — туловище, овалы — руки, ноги). На них приведены тексты о ведущих движущих силах психического развития : ребенка третьего года жизни.
Примерное содержание текстов:
Потребность ребенка в самостоятельности, переживание кризиса «Я — сам».
Потребность в эмоциональном общении со взрослым.
Потребность в новых впечатлениях, получаемых в собственной практической деятельности: экспериментировании, орудийно-предметной, сюжетно-отобразительной игре и др.
Потребность использовать речь для налаживания контактов.
Потребность в освоении своих двигательных возможностей.
Пробуждение самооценки и связанного с ней стремления соответствовать требованиям взрослых.
Задание. На фланелеграфе или на доске родители по просьбе педагога последовательно соединяют части фигуры человечка. По ходу выполнения задания они дают комментарии к каждому тексту, опираясь на собственные наблюдения за своим ребенком дома и в детском саду. Педагог дополняет высказывания родителей своими наблюдениями за детьми, вовлекает родителей в дискуссию.
Вторая часть встречи. На столах перед родителями тексты вопросов по актуальным проблемам взаимоотношений взрослого с малышом. Родителям предлагается познакомиться с вопросами и выбрать те из них, ответы на которые интересуют более всего. По содержанию выбранных вопросов педагог организует беседу, обмен опытом и точками зрения.
Примерные вопросы и ответы.
Вопрос. В нашем дворе мамы любят про своих детей с гордостью говорить: «Мой ребенок — индивидуальность». Легко так говорить, когда ребенок растет талантливым: поёт, рисует. А мой сын ничем замечательным не отличается очень он обыкновенный. Так, что какая тут индивидуальность! В моем ребенке ее нет. Не в кого. И искать нечего?
Вариант ответа. Индивидуальность имеется у каждого, независимо от того, талантлив он или «обыкновенный» Вы даете заниженную оценку своему ребенку, приучая к мысли, что он «серость». Очень важно верить в ребенка. Кто верит в своего ребенка, тому, скорее всего, удастся помочь малышу избрать свой собственный жизненный путь.
Вопрос. Как бороться с капризами?
Вариант ответа. Природа трехлетнего ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Но взрослому совсем не обязательно каждое из них удовлетворять! Объясните в таком случае, почему вы не можете выполнить какую-то его просьбу. Постепенное приучение ребенка к некоторому самоограничению формирует «тормозные» процессы. Старайтесь не сердиться на капризы ребенка, иногда взрослый сам приучает сына или дочь слушаться только после окрика! Не доводите его до исступления. Уже к двум годам малыш приобретает систему социальных навыков, которые использует в отношениях с людьми. Он знает, что значат угрозы или требования матери: пустые ли это слова, которые можно проигнорировать, сразу же надо выполнять ее указания или можно подождать…
Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет; согласованности и последовательности в. запретах. Капризы, как правило, связаны с потребностью в общении, точнее, с невозможностью удовлетворять эту потребность.
Капризничает, потому что еще не умеет занять себя! Переключите его внимание, поиграйте с ним, научите играть самостоятельно.
Вопрос. «Я — сам!» — с утра до вечера твердит трехлетний малыш, уверенный, что все умеет делать самостоятельно: и одеваться, и умываться, и есть. Однако самостоятельно он мало что умеет делать, его к этому надо приучать. А как?
Вариант ответа. Возрастной кризис трех лет усиливает потребность самоутверждаться, потребность «быть взрослым», особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребенка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребенка «буйство эмоций».
Кризис «Я — сам!» — важен. Дело в том, что природа дает ребенку такое ценноеличностное качество, как стремление к самостоятельности. Многим ли из нас посчастливилось помочь малышу сохранить и приумножить эту самостоятельность и в последующие годы его взросления! Поразмышляйте над тем, как вам удается одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку для питья», «завяжи бабушке фартук» или «застегни маме пуговичку» — насколько бытуют в вашем общении с ребенком такие побуждения к действиям?
Вопрос. Раньше моя дочь была очень ко мне привязана, а теперь, стоит мужу вернуться с работы, со всех ног бежит к нему, напрочь забыв о моем существовании. Почему? Я как мать что-то упустила?
Вариант ответа. Ребенок привязан к тому члену семьи, который оказывает ему больше внимания, чаще с ним бывает вместе. До двух лет, если за малышом ухаживает мать, он больше привязан к ней. Но не хлебом единым жив человек! В три года усиливается потребность познания мира. Мать бывает много занята по хозяйству, и отец может оказаться таким источником. Ребенку становятся все более интересны «деловые» отношения со взрослым. Не ревнуйте, постарайтесь сделать ваше общение более содержательным, и станете необходимой опять.
Вопрос. Маленький несмышленыш ведет себя так, что волей-неволей, ради его же собственного благополучия, приходится постоянно говорить «нельзя». Я стала даже бояться произносить это слово, чтобы не задергать ребенка. А как без «нельзя»? Как научить малыша слушаться?
Вариант ответа. Важно помнить, что ребенок трех лет — непоседа. Есть опасность переусердствовать и позволить ребенку привыкнуть к этому слову. У него еще не сформирована привычка не делать того, что запрещено. Ребенок «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов, да и проверить реакцию взрослого.
Полезно переключать внимание малыша, если он, например, тянется к утюгу, горячему чайнику, лезет на полку с книгами и т. п. Таким образом ребенок подчиняется и происходит «вживание» понятий «можно», «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение, почему «нельзя». Тогда ваш непоседа постепенно научится осознавать, что не все разрешено делать, станет понимать и принимать границы дозволенного. В каких-то случаях не надо останавливать ребенка словом «нельзя», пусть приобретет опыт. Важно начать постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому, позволить ему встретиться с отрицательными последствиями своих действий (а в предшкольные годы и своих бездействий, конечно, если они не угрожают его жизни и здоровью.
Вопрос. Моему сыну почти три года, а он постоянно конфликтует с детьми: бьет их, не умеет с ними ладить. Что делать?
Вариант ответа. Ребенок еще может не понимать пагубного значения своих действий, но скопировал он их у окружающих. Агрессивное поведение может быть способом обратить на себя внимание. Агрессию могут закреплять постоянные запреты, замечания взрослых, а отрицательные эмоции малыш зачастую направляет не на виновника, а на сверстника. Агрессию могут вызвать и суровые наказания.
Ребенку важно давать уроки добра и любви — это лучшая профилактика агрессии. Единственное, ради чего дети отказываются от своих инстинктивных, необузданных поступков — это любовь.
Вопрос. Мой малыш посещает детский сад. Все у него там складывается нормально: и с детьми не ссорится, и на занятиях успевает, и ест хорошо. Но вот беда, даже стыдно говорить: стал мой сын тайком притаскивать игрушки из садика. Как бороться с этим воровством?
Вариант ответа. Не следует сразу же придавать поступку ребенка статус кражи. У него свои мотивы: ему не дает покоя ощущение своего «я». Он ищет самовыражение во всем. Он исследует по-своему мир социальных отношений: «Что будет, если я поведу себя так или иначе?» Одной из таких ситуаций у двух-трехлетних и является присвоение чужого.
Нельзя, конечно, закрывать глаза на подобные действия ребенка. Пусть при вас отдаст и извинится, если взял чужое. Скажите, что другой будет плакать. Скажите, что и вас его поступок огорчил, вам стыдно за него. Ведь вы для ребенка очень дороги, так же как и ваша положительная оценка, одобрение его поступков. Возможно, надо будет купить ему такую же игрушку. Бывает, что таким образом ребенок пытается обратить внимание взрослого на себя. Бывает, что это сверхострое ощущение «я», желание сделать что-либо вопреки дозволенному, азарт тайного стремления пережить острое ощущение: «Опасно!» В этом случае лучше не торопиться с выводами, поразмыслить, как лучше поступить, что сказать ребенку и как, чтобы не усложнить ситуацию.
Вопрос. Моя трехлетняя дочь как-то очень странно в последнее время стала реагировать на запреты. Что-нибудь ей строго скажешь, она тут же в слезы и обвинять: «Ты меня не любишь». Что с ней происходит?
Вариант ответа. На первые три года жизни приходится пик эмоционального развития. Психическое развитие ребенка достигло такого рубежа, что он начал выделять себя как индивидуума, но в то же время эгоцентричен, считает себя центром происходящего. Малыш обижается, если родители не хотят признать его взросление, говорят об этом с иронией. Это злит ребенка, он становится нервным, неспокойным, застенчивым, тогда как именно в данном возрасте очень сильнонуждается во внимании и одобрении. Похвалой мы обеспечиваем его эмоционально благоприятное состояние.
В заключение встречи хотелось бы подчеркнуть, что поиск наиболее правильного ответа на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Один из отечественных психологов, Т. П. Гаврилова, отмечала, что любить ребенка — не значит обладать им или жить рядом, а, скорее, чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии приносит несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям.
Полезно предложить родителям в течение 8-10 минут порисовать на тему «Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснение к своему рисунку.
Вопросы родителям.
— Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
— Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
— В каком мире вам хочется быть сейчас, почему?
— Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на вашем рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
— Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Пусть родители попробуют проиграть ситуации взаимодействия взрослого с ребенком, которые могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в каждой конкретной ситуации? Материалом для моделирования родительского поведения может быть как собственный опыт родителей, так и заготовленные педагогом проблемные ситуации. В процессе проигрывания заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию.
ПРИМЕРЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ДЛЯ ПРОИГРЫВАНИЯ
vМать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми — четырехлетним Сашей и двухлетним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовет мать посмотреть на «вулкан». Мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который попадает малышу в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает старшего сына, хватает за руку и оттаскивает в сторону.
Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.
vРассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (плохой!»
Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным.
vВсе игрушки, которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, раздражение.
Задание. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на ваш взгляд, (возможно, это будет тот же способ).
vНасупившийся ребенок обиженно выговаривает матери: «Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу.»
В глазах малыша появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды.
Задание.Проиграйте свой способ реагирования в данной ситуации.
В заключение стоит подчеркнуть, насколько важным и полезным был обмен опытом взаимодействия с ребенком.
Источник