Беседа с ребенком с нарушением развития

Беседа с ребенком с нарушением развития thumbnail

Екатерина Федякова
Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»

Беседа логопеда с родителями.

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причиныэтого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т. е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр. К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным.

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи,и вот на что надо обращать особое внимание:

1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).

2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).

3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц.

Родителя должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движенпй. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, — все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период, по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы,стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Читайте также:  Скачать пожиленко энциклопедия развития ребенка

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Источник

Доклад.

Беседа с родителями на тему:  Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.

I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны следующими причинами

Если у вашего малыша нарушен слух, у него скорее всего будет проблема с освоением практически всех форм речи и языка.  Таких детей врачи называют слабослышащими. Если проблема ребёнка вызвана нарушениями во внешнем ухе, ему можно помочь слуховой аппарат.

Если нарушен слух, будут трудности в освоении речи. Если ребенок плохо слышит или не слышит совсем, Вам обязательно надо проконсультироваться с сурдопедагогом, чтобы тот рассказал Вам, как нужно учить Вашего ребенка. Время от времени Вас будет раздражать неумение малыша понять Вас. Вам будет жаль ребенка из-за того, что он не в состоянии услышать любимую музыку. Будет казаться, что ребенок одинок, так как не может разговаривать с другими детьми. Вполне естественно, что Вас будут посещать подобные настроения, и, по всей вероятности не один раз.

Возможно, Вам станет легче, если Вы найдете человека, с которым можно будет все это обсуждать. Не расстраивайтесь, если Вам будет казаться, что он понимает, что именно Вас беспокоит, ведь Вы и сами можете точно не знать, что Вас беспокоит. Но уже сам разговор способен иногда вернуть веру в хорошее будущее вашего ребенка. Если Вы устали сходите в магазин, погулять, займитесь любимым делом, что бы вернуться к малышу добрым, радоваться тому, что Ваше дитя рядом. Ребенок быстрей освоит речь или язык жестов в том случае, если его родители чаще будут разговаривать с ним. Некоторые дети с недостатками развития, плохо различаю звучащую речь. Порой даже кажется, что они не понимают, когда Вы говорите, а когда нет. В таких случаях, говоря, постарайтесь приблизиться к ребенку настолько, что бы Ваше лицо было хорошо видно; младенцу, четко видеть, приходиться учиться фокусировать глаза. Дети с недостатками развития нередко не состояние видеть так далеко, как мы считаем их способные видеть. Новорождённые умеют фокусировать глаза на предметы, находящемся на расстоянии около 15 сантиметров от лица. Все, что находиться дальше, воспринимается им как расплывчатое пятно. Когда ребенок начинает учиться  понимать, что говорят окружающие, им необходимо видеть лицо  говорящего, без чего они не смогут понять, произноситься ли что то приятное,   ласковое, сердитое или просто взрослый устал и расстроен. Позаботьтесь, что бы посторонние звуки не мешали ребенку, слышать то что Вы ему говорите. Если в доме включено радио, телевизор на громкую мощность, ребенку будет трудно выделить звуки Вашего голоса на их фоне. Не включайте технические средства громко, когда Вы общаетесь с ребенком, подойдите к нему достаточно близко и говорите  с ним так, как будто сообщаете ему что то очень важное и личное. Следует говорить с ребенком, и  находясь достаточно далеко от него. Ему нужно слышать Ваш голос не только в близи, но и на некотором расстоянии. Однако, чтобы научиться Вас понимать, малыш должен слышать голос на таком расстоянии, на котором он смог бы различать звучание   отдельных слов. Дети очень медленно начинают понимать речь окружающих! Любимыми словами ребенка окажется скорей всего то, которое он слышит чаще всего и которое не сложно выделить из речевого потока.  Говоря с ребенком, старайтесь до него дотрагиваться. Если у малыша нарушено зрение или слух, то прикосновение помогут ему разобраться, когда Вы говорите, а когда нет. Ваш ребенок видит и слышит так же, как все остальные дети, прикосновение помогут ему приготовиться слушать, что Вы собираетесь ему сказать. Ребенок должен уметь не только выделять звук человеческого голоса из всех прочих звуков, но и различать его тембр и интонацию, очень важно, что бы он слышал свое имя, произносимое и высокими и низкими, и громкими и тихими голосами, и будет лучше, когда ему улыбались и говорили с ним ласково. В этом случае он научиться выделять из звучания других слов свое имя. Независимо  от того кто его произносит.

Читайте также:  Центр развития ребенка в законе об образовании

Дети с недостатком развития иногда с трудом понимают,  что от них хотят. Если не издает звуков и не пытается говорить, подобно другим детям.  Для этого очень важно, чтобы Вы в этом случае продолжали с ним разговаривать.  Прежде чем малыш сможет сказать: «Еще пить», он должен понять, что Вы имеете виду , спрашиваете его: «Еще попить?» И он должен уметь ответить на Ваш вопрос. Чтобы помочь ребенку научиться повторить Ваши слова, Вам следует отчетливо их произнося, одновременно делать то, что эти слова обозначают, то есть, говоря что-то ребенку, Вы должны ему  это показывать. Ребенку с недостатками развития, иногда трудно понять, что значит «нельзя». Некоторые малыши с трудом различают  слова и не могут реагировать на одно слово одним способом, а на другое слово другим. Это очень затрудняет общение с ним, но это вовсе не значит, что Вы должны прекратить общение с ним! Прося его о чем-нибудь, Вы будете говорить с ним ласково, а произнося: «Нет», «Нельзя» говорить решительным тоном  и укоризненно качать головой, малыш быстрей научиться понимать эти  слова, если Вы будете говорить их лишь в тех случаях, когда ему грозит опасность и запрет действительно крайне необходим. Если ребенок не отличает звуков речи от шума посторонних предметов, то обратитесь к отоларингологу, проверить слух. Некоторые дети выражают свои чувства и желания с помощью рук, это может быть наиболее эффективным способом общения с окружающими. Иногда детям с недостатками развития с большим трудом удается : а) выучить детскую считалочку ; б) что-нибудь спеть: в) игры с пальчиками. Проблема может быть в том, что ребенок просто не может сосредоточиться на достаточно долгий промежуток времени. Таким детям требуется больше времени, чтобы у них возник интерес к детским стихам, песням, играм с пальцами.  Наиболее благоприятная ситуация для показа, где у ребенка пальчики, руки, глазки и носик – это умывания лица, мытье рук, вытирание носа. Пение песенок и игра при умывании и вытирании носа – это очень хорошие упражнения.

II Дети учатся произносить звуки, когда видят и слышат как это делают окружающие        

У некоторых детей с недостатками развития лепет и гуление отсутствует. В этом случае необходимо помочь малышу научиться лепетать и гулить. Малыши начинают учиться управлять произнесением звуков, когда слышат, как взрослые повторяют звуки.  Ребенок сначала отвечает какими-то звуками, когда Вы произносите уже знакомые ему звук, и позднее начинает отвечать Вам этими звуками, когда Вы говорите с ним. Этот процесс занимает не мало времени, но малышам, чтобы научиться имитировать звуки, времени требуется еще больше.

III Некоторые малыши с недостатками развития не в состояние научится произносить звуки и слова

При этом понимать слова они могут, Многие звуки они не воспроизводят   из-за особенностей строения полости рта, голосовых связок или из-за нарушения отдела головного мозга, контролирующих работу звукопроизносительного аппарата. Нередко малыши пытаются говорить, издают звуки и двигают мышцами лица, но эти звуки не являются членораздельной речью. Не расстраивайтесь. Когда ребенок подрастет, попросите повторить сказанное им ещё раз. Если повторенные слова разобрать не удалось, постарайтесь угадать их   и ответить малышу.  Следует показать ребенка логопеду и отоларингологу. В некоторых случаях малышу может помочь операция. Ваш малыш может ограничиться произношения отдельных звуков, а вещи и свои желания обозначать жестами и действами: сесть около холодильника, показывая, что хочет есть; стянуть с вешалки пальто, показать, что хочет гулять. Многие малыши называют машину «би-би» , собаку «гав-гав»  и изобретают собственные звуки и слоги, обозначающие членов семьи. Такие звуки и жесты – это начальная стадия освоения правильных звуков и общепринятых жестов. Отнеситесь  со вниманием  к желанию малыша что-то хочет Вам сообщить! Не поправляйте его ошибок, а действуйте так, как если бы его высказывание было вполне понятным.    

Источник

Беседа для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Читайте также:  Все для развития семимесячного ребенка

«Как развивать речь ребенка в семье»

В разговорах с ребёнком не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.

Зачем это нужно: таким образом ,по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь,  учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь ребёнка. Если ему трудно выразить свою мысль, подскажите ему начало фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.

Используйте обычное общение  дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи. 

По дороге из школы, при приготовлении обеда.

Например: Чем отличаются морковь от свёклы, табурет от стула?

В чём разница между кошкой и собакой?

Чем отличается зима от лета?  – полным развёрнутым высказыванием.

Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была выразительной, понятной, логичной, то такой должна быть и ваша речь. Ребёнок использует в речи те слова, которые слышит от окружающих, в том числе и от вас. Если он слышит брань, то и сам легко научается ругаться.

Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.

Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться  в речь.

Можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, готовите еду вместе с ребёнком и проговариваете, что режете, чистите, крошите.

В заключение хочу предложить вам игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Игра “Наоборот”

— Нам с тобой пришёл черёд

— Сыграть в игру “Наоборот”.

— Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

— Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

— Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

— Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

— Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

— Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

— Сахар сладкий, а лимон … .

— Луна видна ночью, а солнце … .

— Огонь горячий, а лёд … .

— Река широкая, а ручей … . — Камень тяжёлый, а пух … .

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: называете предмет и задаёте вопрос: “Какой?” Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Яблоко – красное, сочное, сладкое, твёрдое, крупное, недозрелое….

Что бывает?

К слову–признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

— Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

— Красное – платье, яблоко, знамя,

Развитие связной речи

Работа по развитию связной речи связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи. Это обучение рассказыванию.

Игровое упражнение “Если бы…”

Предлагаете ребёнку пофантазировать, т.е. составить рассказ на такие темы, как:

— “Если бы я был волшебником, то …”

— “Если бы я стал невидимым…”

— “Если весна не наступит никогда…”

Ещё вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

— Ткет ткач ткани на платье Тане.

— Три сороки-тараторки тараторили на горке.

— Орел на горе, перо на орле.

— Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Весна пришла. Весна пришла? Весна пришла! С сомнением,

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

«Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);

«Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

Для развития речи ребенка необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на его вопросы.

Хорошо развитая речь – это залог развитого мышления человека и успешной адаптации в любой жизненной ситуации.

Источник