Беседа с ребенком на развитие коммуникативных навыков
Анастасия Жильникова
Конспект родительского собрания для родителей средней групп «Развитие коммуникативных способностей, или Учим детей общению»
Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
3. Содействовие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.
Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.
Форма проведения – круглый стол.
Предварительная работа:
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».
Ход собрания:
Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.
Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).
Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.
Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить наших делатьобщаться инаходить общий язык со сверстникаим. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)
Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:
• пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
• чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
• использование игр с целью повышения коммуникативности детей.
Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В сязи с этим мне бы хотелось построить наше общение в виде тренинга таким образом,чтобы все, о чем здесь говориться,вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.
Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:
Игра «Вежливые слова»
Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.
Игра «Ситуации»
Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:
• Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
• К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
• У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
• Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
• Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.
Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитиеслухового внимания.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.
Возраст: 4-5 лет.
Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ре-бенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».
Обзывалки (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Описание игры: детям предлагается, передавая друг друг умячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка —морковка» и т. д. Обя-зательно предупредить детей,что на этиобзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.
Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.
Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр
«Перевоплощения».
Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа — мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы — папа, вы — автосигнализация и т. д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).
Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.
Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг….
А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)
Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!
Литература.
1. Дубина Л. А. «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М., 2005г
2. Зенина Т. С. “Родительские собрания в детском саду”.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению».
4. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ
(ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
1. Научите ребенка при знакомстве называть свое и узнавать имя собеседника. Со временем это войдет у него в хорошую и полезную привычку. Всегда поощряйте попытки знакомства с другими детьми, например, на детской площадке, в больнице, в магазине.
2. Учите ребенка не только слышать, но и слушать. Читайте вместе книги и останавливайтесь после небольших эпизодов: спрашивайте, что и с кем произошло, попросите пересказать отрывок.
3. Научите ребенка формировать свою позицию. Для этого необходимо постоянно обсуждать мультфильмы, книги, поступки героев. Спросите малыша, на кого бы он хотел быть похож и почему.
4. Игра – наиболее доступный способ накапливать опыт. Учите ребенка общаться при помощи несложных, но эффективных игр-упражнений.
Ценный совет: в погоне за развитием коммуникативных навыков у детей нужно знать меру. Не ставьте ребенка в неловкое положение и не заставляйте его делать то или иное задание, насильно знакомиться с ребятами. Проявляйте терпение и понимание: детская инициатива обязательно придет со временем
Источник
Ольга Елшина
Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников, повышения у них уровня межличностного общения, а также повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей по вопросам коммуникативной компетенции их детей.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Развитие у детей навыков общения со сверстниками.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения, развитие групповой сплоченности и доброжелательной обстановки в коллективе.
4. Повышение психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения.
данная работа включала два направления:
1) Работа с детьми
2) Работа с родителями
Работа с детьми началась с создания условий для комфортной, эмоционально-благоприятной среды в группе. Для этого мы совместно с детьми придумали «ковер мира», расположенный в игровой зоне. Это позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их осуждением проблем друг с другом. Так же был создан «уголок настроения» и «светофор настроения» для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для отслеживания настроения у детей также проводилась игра «Расскажи свое настроение» с использованием пиктограмм с изображением различных эмоций.
Совместно с детьми, в форме беседы, мы обсудили правила общения между собой, что можно, а что нельзя. Беседа была проведена в легкой игровой форме, что способствовало хорошему настроению детей во время беседы и их положительного настроя на данную тему. Также с детьми были проведены беседы о дружбе и о ссорах. После этого мы создали коробочку «Мирилку» и разучили с детьми тексты «мирилок».
На развитие коммуникативных навыков были проведены игры «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем»,игра «Свободное место»,игра «Испорченный телефон», игра «Ручеек». Для закрепления умений невербального общения были проведены игры «Угадай-ка», «Скульпторы». Все эти игровые упражнения использовались с целью двигательного раскрепощения детей, преодоления их скованности.
Также проводились беседы с детьми по прочитанным ранее сказкам и рассказам: русским народным сказкам «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Как слон спас хозяина от тигра» Б. Житкова; «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен.
В качестве продуктивного вида деятельности использовали рисование на тему «Я и мое настроение».
Одним из важных условий эффективной работы по формированию коммуникативных навыков у детей является вовлечение родителей в образовательный процесс. Осуществляя работу с родителями, мы учитывали, что «субъект-субъектные» отношения в семье предполагают:
— гуманные отношения между супругами в процессе общения, косвенно
влияющие на взаимоотношения детей;
— гуманные отношения между детьми, являющиеся результатом
воспитательной деятельности родителей.
Принимая это во внимание, родителям мы предложили родителям два вида рекомендаций направленных на: совершенствования собственных умений межличностного общения; формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
По второму направлению мы организовали разные формы работы с родителями. Большое значение придавалось консультативно-просветительской работе с семьями:
• Проведение обучающих консультаций на тему «Особенности коммуникативных умений старших дошкольников», «Что такое культура общения», «Совместная деятельность детского сада и семьи для успешного развития коммуникативных навыков ребенка».
• Проведение родительских собраний «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам формирования речевой культуры»
• Оформление информационных буклетов «Средства развития навыков общения», «Роль родителей в формировании коммуникативных навыков»
• Организация семейных выставок «Мастерим вместе с папой», «Моя дружная семья».
Активно практиковалась такая форма работы с семьями воспитанников, как включение родителей в непосредственное общение с детьми:
— приглашение родителей на открытые занятия
— привлечение их к участию в детских праздниках, досугах, театрализованных представлениях, сюжетно-ролевых играх;
— вовлечение родителей в детско- родительские проекты «Моя родословная»
В ходе работы можно было отметить, что родители активно вовлекались в проводимые в детском саду мероприятия. Дети, после выходных, с радостью рассказывали о совместном отдыхе с родителями, посещении музеев, парков, выставок или просто просмотре вместе какого-нибудь фильма. Замечалась заинтересованность родителей в данной теме, их стремление активно участвовать в развитие дружеских отношений между детьми. Многие проявляли значительный интерес к проблеме общения детей, спрашивали совета что подсказать ребенку в той или иной конфликтной ситуации. Дети в свою очередь, стали больше рассказывать родителям о жизни в детском саду, с кем дружат, с кем ссорятся, кто делится игрушками, а кто наоборот иногда обижает. Между родителями и детьми, и между самими сверстниками возникли более добрые, доверительные отношения.
Источник
Светлана Глотова
Тренинг-беседа для педагогов на развитие коммуникативных умений
Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
• отработать навыки убеждения;
• отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;
• развить умение находить подход к людям;
• подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации;
• развить умение невербального средства общения;
• обучить эффективным способам общения.
Организационный этап.
Психолог: Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на 6-й день начинаются зрительные и слуховые галлюцинации. Он начинает общаться с неодушевлёнными предметами и несуществующими образами. Нас окружает много интересного, причём весь мир вокруг нас движется и торопится. Движется вся жизнь: отдых, работа, семья, друзья, то есть всё наше окружение не стоит на месте. Но не забывайте, всё движется вокруг НАС, и мы вполне можем управлять всеми событиями, происходящими вокруг. Самое основное – это правильное общение и лёгкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно.
Известный психолог Дейл Карнеги советует избегать споров, как гремучих змей. Он считает, что 90 % из участников спора убеждается в своей правоте ещё твёрже, чем прежде. Спор практически нельзя выиграть. Т. к. если вы из спора выходите победителем, то есть возможность, что вы потеряете друга, партнёра. Это естественно, т. к. человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре. За место спора собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.
Упражнение 1. «Пересядьте те, кто…».
Инструкция. Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Стоящий в центре круга (для начала им будет психолог) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например: Пересядьте все те, кто родился весной — и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
После выполнения упражнения можно спросить у участников:
Как вы себя чувствуете?
Как ваше настроение? (Примерные вопросы: кто любит свою работу, кто опаздывает, кто любит ходить в гости). Не правда ли, общего в нас больше, чем различий.
Упражнение 2 .«Ассоциации».
Цель: побудить педагогов к ассоциативному мышлению. Ведущий: Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте для себя выясним, что же означает слово «общение». (Высказывание участников.) Общение – это обмен сведеньями с помощью языка или жестов. Общение это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информации.
Предложить несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов:
1. Контакт. 2. Беседа. 3. Встреча. 4. Разговор. 5. Переговоры. 6. Обмен информацией. 7. Процесс восприятия и познания друг друга. 8. Прием информации. 9. Передача информации. 10. Самовыражение. 11. Поддержка. 12. Взаимопонимание. 13. Сплочение.
Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
Упражнение 3. «Тарелка с водой».
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Анализ упражнения:
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Упражнение 4.«Выбор».
Психолог: Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего:
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Упражнение 5. «Комплимент».
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
Например:
— Наташа, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
Анализ упражнения:
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
Упражнение 6. «Кто быстрее».
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Инструкция: Посчитаться на счёт раз-два. Получилось две команды. Задача заключается в том, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую назовёт психолог, причём строиться надо молча, ничего не объясняя.
Возможные фигуры:
• треугольник;
• ромб;
• угол;
• буква;
• птичий косяк;
• круг;
• квадрат.
Обсуждение:
• Трудно было выполнять задание?
• Что помогло при его выполнении?
Упражнение 7. «Пронеси карандаш».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Инструкция. Выбрать себе пару и по очереди вместе со своей парой встать у черты, где лежит карандаш. Задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.
Обсуждение:
• Что с вами происходило?
• Если не получилось, то почему?
Упражнение 8. «Отражение в воде».
Работа в парах.
Психолог: Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой — тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
• человек скорчил страшную рожицу;
• человек замахнулся палкой;
• человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
Упражнение 9. Дыхательное упражнение «СЕМЬ СВЕЧЕЙ».
Цель: релаксация.
Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»
Примечание: Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку.
Упражнение 10. «Я заслуживаю…»
Психолог: Завершая наше занятие, хочу предложить вам такое упражнение, вернее, игру: “Я заслуживаю. ”.
Инструкция: Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в воспитанниках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю. ”, вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т. п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю. ” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим»
Упражнение 11. «Я желаю себе и другим…»
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
Источник