Базарный здоровье и развитие ребенка

Базарный здоровье и развитие ребенка thumbnail

Лариса Ипполитова
Здоровьесберегающие технологии. Методика Базарного

2 слайд

Базарный Владимир Филиппович, ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог — новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого – здравоохранительных проблем образования.

3 слайд

Здоровье — самое главное богатство человечества. Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек в полной мере может стать творцом своей судьбы, добиться успехов в личной жизни.

4 слайд

Итак, методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач (наслайде)

5 слайд

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ и запрос общества на здоровое поколение. Это технология признана научным открытием Академией медицинских наук, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.

6 слайд

Рассмотрим основные принципы технологии В. Базарного. С чего начинается обучение по системе доктора Базарного?

7 слайд

Прежде всего, занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости. Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности. «Не усади!» – заповедь Базарного.

8 слайд

Важнейшая особенность всех занятий состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного материала, Для этого используются карточки или картинки, расположенные в любой точке группы, а также так называемые сенсорные кресты.

9 Слайд

Обязательным и важнейшим учебно – воспитательным предметом В. Ф. Базарного является хоровое пение. Пение – мощное средство гармонизирования нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей. Хоровое пение снимает стресс, дает возможность ребёнку расслабиться.

10 слайд

Массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Детям очень нравится ходить по массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.

11 слайд

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования использую в своей работе гимнастику для глаз, разработанную Базарным.

12 слайд

Гимнастика для глаз полезна всем. В процессе занятий для разминок и фмзкультминуток, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются офтальмотренажеры «Бегущие огоньки», которые представляют собой плакаты-схемы зрительных траекторий.

13 слайд

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем. Занимают все эти упражнения не более 3-4 –х минут

14 слайд

В нашей группе есть “Диаграмма” для разгрузки зрения, где дети прослеживают путь зверей к транспорту. Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую утомляемость.Эту диаграмму используем для закрепления пространственных представлений: вверх – вниз, вправо – влево.

15 слайд

А вот этот тренажёр называется схема зрительно-двигательной траектории Базарного.

• Каждый цвет выполняет определенную функцию

Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно.

Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение.

Синий – цвет осуществления желаний.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко снижается переутомление и активизируется работа мозга.

«Обход»взглядом фигур на тренажере можно производить в двух режимах:

o только глазами при неподвижной голове и туловище;

o с помощью движений головы и туловища в нужном направлении, когда глаза неподвижно зафиксированы в глазницах.

• Рекомендуется делать до 10-12 движений по каждой траектории. Частота таких глазных тренингов зависит от интенсивности зрительной работы и психо-эмоционального состояния человека.

•Важное замечание: упражнения с тренажером Базарного выполняются только стоя.

Давайте попробуем выполнить несколько элементов этой гимнастики. Для этого я приглашаю желающих выйти.

К нам прилетела бабочка, увидела яркий цветок и не знает на какой цвет присесть. Поможем бабочке? Помогаем только глазами.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева — направо; затем справа налево; повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

А сейчас глаза неподвижны, движения выполняем только головой.

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую; повторить 3 раза; и т. д.

Бабочка на конце палочки исполняет роль зрительного тренажера. А так же можно использовать лазерный лучик.

16 слайд

Работаем мы в группе не долго по этой методике, но уже можно сказать, что у ребят повысилась работоспособность, внимательность, активность. У детей отмечается интерес к знаниям. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Применение методики В. Ф. Базарного дало положительные результаты в профилактике заболеваний, здоровье детей значительно улучшилось.

Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к ребёнку нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Базарный.

Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, Юрковцы, Талалаевский район, Сумская область, УССР, СССР) — российский учёный, врач, педагог. Доктор медицинских наук; Почётный работник общего образования Российской Федерации.

Биография[править | править код]

Происхождение[править | править код]

В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога.

Профессиональная деятельность[править | править код]

Работал хирургом, затем заведующим отделением в красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Сделал более 6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. В 1977-91 годах руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем (органов чувств) в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.

С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области (г. Сергиев Посад). В настоящее время является научным руководителем программ Российского Союза за здоровое развитие детей.

Научная деятельность[править | править код]

Более 30 лет посвятил научному и практическому решению проблемы гармоничного развития ребёнка в системе образования.[1].

Разработчик направления в науке и практике, позиционируемая автором как «здоровьеразвивающая педагогика»[2].

Автор собственной педагогической системы — т. н. системы Базарного, использующейся в двух регионах России — в Республике Коми и в Ставропольском крае[3]. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году. «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно — познавательной деятельности в детских садах и школах».

Общественно-профессиональное признание[править | править код]

Награды[править | править код]

  • Почётный работник общего образования Российской Федерации,
  • Значок «Отличнику здравоохранения» (СССР),
  • Нагрудный знак «Изобретатель СССР»,
  • 2 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали ВДНХ СССР,
  • Почётная грамота Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2007)
  • Почётная грамота Государственной Думы Федерального Собрания РФ (2012).
  • «Человек года» по версии «Учительской газеты» (2000),

Участие в профессиональных сообществах[править | править код]

  • академик Российской академии творческой педагогики;
  • почётный профессор и член Международной академии общественных наук;
  • член Высшего Координационного Совета ООД «Российский Союз за здоровое развитие детей»;
  • член Центрального совета Общероссийского движения «Образование — для всех».

Библиография[править | править код]

Монографии[править | править код]

  • Зрение у детей. — Новосибирск: «Наука» СО, 1991.
  • Школьный стресс и демографическая катастрофа России. — М., 2004.
  • Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома. — М.: «Аркти», 2005.
  • Россия «по кончине тысячелетия»: дети и детство распинаемые на кресте. — М., 2008.
  • Базарный В.Ф. Дитя человеческое. Психифизиология развития и регресса. — М., 2009. — 328 с.
  • Школа возрождения или школа вырождения. — М.: «Самотека МИД», 2012.

Статьи[править | править код]

Всего опубликовано более 100 научных статей в различных научных изданиях.

  • Школа нездоровья (она может стать другой) (рус.) // Безопасность : журнал. — 1997. — № 7-9 (39).
  • От худого семени не жди доброго племени (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 14.
  • Формула гармоничной личности (рус.) // ВВП : журнал. — 2006.
  • Почему гибнет родовое древо (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2003. — № 12.
  • Образование и наука не нужны? (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 4.
  • «Быть хилым не модно!» (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 16.
  • Каникулы закончились (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2005. — № 18).
  • Трагические последствия одной реформы (рус.) // Российская Федерация сегодня : журнал. — 2006. — № 2.

Методики[править | править код]

  • Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах. Методические рекомендации с правом переиздания местными органами здравоохранения. — Красноярск: Министерство здравоохранения РСФСР, 1989.
  • Методики технологии «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», изданные по заказу и под рубрикой министерства образования РФ:
    • Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. I.
    • Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. II.
    • Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1995. — Т. III.
    • Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью производственных ритмов телесных усилий. — Сергиев Посад: Загорская типография Московской области, 1996. — Т. IV. — 7,000 экз.
    • Раскрепощение духовно-психических потенциалов ребенка средствами художественно-образных экологически «чистых» прописей (методология, методика). — Сергиев Посад: Министерство образования РФ, 1996. — Т. VI.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Горячев В. Спасём детей — спасём Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В.Ф. Базарного. — М., 1999.

Фильмография[править | править код]

  • «Спасём детей — спасём Россию», г. Москва, 1999 год.

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт
  • Сайт Владимира Базарного
  • Инфо

См. также[править | править код]

  • Кумарин, Валентин Васильевич [1928-2002] — проф., д.п.н., отмечавший существенные накладки в здоровье учащихся в советской и постсоветской школе России, причины чего он видел в нарушении природосообразности обучения и, на деле, крайней слабости и неэффективности словесного воспитания.

Источник

Использование методики В.Ф. Базарного – основа воспитания здорового дошкольника.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Назначение работы: данная публикация предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию материал по использованию технологий В.Ф.Базарного. Методика направлена на укрепление физического и психического здоровья ребёнка.

Цель: формирование физически здоровой личности.
Задачи:
• совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направив его на сохранение здоровья детей;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• обеспечить благоприятные условия для развития физического и психического здоровья дошкольника.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является воспитание здорового дошкольника, так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось. Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому придать оздоровительную направленность УВП в группе своих воспитанников стало моей первоочередной задачей.

Все сетуют на малоподвижный образ жизни современного человека. Но этот «образ жизни» сами и создаем. Так, например, ребенок по своей природе весь в движении. Сидеть для него противоестественно. Еще с древних времен люди знали, что движение — это жизнь. А как организовано рабочее место у большинства современных людей и у всех детей? Только в положении сидя за столом. И так из года в год… всю жизнь. Нет выбора! Вот и болезни копятся и нас одолевают.
Из всех компонентов здоровьесбережения ребенка я отдала приоритет оздоровительной методике В.Ф. Базарного «Здоровое духовное, физическое и интеллектуальное развитие детей в системе дошкольно-школьного воспитания».
Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), русский учёный, врач и педагог-новатор. Более 25 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы — сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в детских садах и школах ориентирована против природы ребёнка.
Здоровьеохранительные и здоровьесберегающие принципы, конструирование учебно-познавательной деятельности в детском саду предусматривают:
С того момента как детские сады были превращены в чисто образовательные учреждения, в которых занятия стали проходить на стульчиках, в школу стали идти дети, как правило, с нарушенной осанкой.
Внедрение режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение», осуществляется посредством конторок.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.
Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы –

режим меняющихся поз,

когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется сенсорно-дидактическая подвеска, крест или коромысло.

Базарный здоровье и развитие ребенка

На нем располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно: на коромыслах, на занавеске, за цветком и т.д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.
Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, —

«режим зрительных горизонтов»,

когда дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых «коромыслах», которые подвешены к потолку в четырех углах комнаты. Чтобы выполнить задание, дети должны совершить десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, вынуждены тянуться вверх, вдаль, выпрямив спины и вытянув шеи.
Физкультминутки проводятся с использованием

офтальмотренажера.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.

Базарный здоровье и развитие ребенка

На специальную палку-указку прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка, за которой дети следят глазами.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Базарный здоровье и развитие ребенка

Физкультминутка. Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся, (следят глазами за указкой по красному овалу офтальмотренажёра)
Больше спать не захотел, (следят глазами за указкой по синему овалу офтальмотренажёра )
Шевельнулся, потянулся, (следят глазами за указкой по короткой полоске офтальмотренажёра )
Взвился вверх и полетел. (следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Предлагаем детям посмотреть, как бабочка летит по красному овалу (водим указкой по красному овалу).

Базарный здоровье и развитие ребенка

Потом она полетела по синему овалу ( водим указкой по синему овалу).

Базарный здоровье и развитие ребенка

Затем бабочка начала порхать по длинной жёлтой дорожке, и т.д.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Дети пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно. Систематические занятия по схеме офтальмотренажера способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости.
Методика В.Ф. Базарного успешно используется мною и при организации коррекционно-речевой работы с детьми. Логоритмические упражнения, широко практикуемые в работе с детьми логопатами, заменили «сидячее — слушающую» форму организации коррекционной работы на раскрепощенный двигательный режим — выполнение речемоторных упражнений под шаговый ритм.

Базарный здоровье и развитие ребенка

Эта методика затрагивает не толь физическое, но и духовное, и интеллектуальное развитие детей. Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Немалую отрицательную роль играет и бедность цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. И чтобы вернуть детям цветной и яркий, движущийся мир и хоть частично расширить зрительные горизонты, используются

«экологические буквари».

Базарный здоровье и развитие ребенка

Экологический букварь — это настенное панно (по ширине не менее 2- метров) на котором изображен лесной пейзаж: деревья, река с мостиком, берлога, лесная избушка. На этом фоне демонстрируется дидактический материал. В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая сам процесс ведения занятия. Общение педагогов с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Вот уж действительно обучение без принуждения.
Положительные результаты оздоровительной методики налицо: дети гораздо лучше воспринимают материал по развитию речи, изучению элементарных математических представлений, художественному творчеству. Двигательная активность детей на занятиях составляет 50-70%. Дошколята раскрепощены в своем поведении, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.

Спасибо за внимание.

Рекомендуем посмотреть:

Базарный здоровье и развитие ребенка
Конспект НОД во 2 младшей группе «Первый шаг на пути к здоровью»

Базарный здоровье и развитие ребенка
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья»

Базарный здоровье и развитие ребенка
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

Базарный здоровье и развитие ребенка
Здоровьесберегающие технологии для дошкольников своими руками

Похожие статьи:

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Источник