Башня из кубиков развитие ребенка
Конструирование
Подробности
Категория: Формирование Навыков
Опубликовано 01.07.2013 21:33
Автор: turist
Просмотров: 4145
Зачем и как научить ребенка не ломать, а строить.
Конструирование – одно из любимых занятий наших малышей. Этот вид деятельности доставляет не только удовольствие для ребенка, но и способствует его всестороннему развитию. Конструируя, малыш учится различать внешние качества предмета: цвет, форму, величину, формирует познавательные и практические действия. Тут и моторика, и умственное развитие, и сюжетная игра. Конструирование — это созидание.
Начинаем с кубиков
Для годовалого малыша кубики — это первый конструктор. И первая постройка — башня, проста и сложна одновременно. Кубики нужно поставить один на другой так, чтобы они не упали. А потом с грохотом развалить это сооружение. И часто разваливать намного увлекательнее, чем строить.
Кубики можно, и, наверное, нужно иметь разные. И пластмассовые, и мягкие. Но самые лучшие все-таки деревянные, нелакированные, чтобы тактильно ощущать поверхность дерева, да и в постройке они устойчивее.
Как научить малыша строить башню из кубиков?
Сначала башни строит мама, а малыш разваливает. С нашими этот период может сильно затянуться. Рушить проще, а эффект потрясающий. Обязательно нужно дать ребенку возможность пошвырять кубики. Я для этого придумывала специальные занятия, когда мы швыряли кубики и шарики в таз, скидывали со столика. Но к конструированию это никак не относится. Как же увлечь строительством? Возьмите для начала пять-шесть кубиков. А для первой башни понадобятся всего три кубика. Ставите первый, предлагаете поставить второй ребенку. Показывайте ребенку, как и куда нужно ставить каждый кубик, повторяя при этом: «Поставь кубик сюда». Возьмите ручку ребенка и помогите ему поставить один кубик на другой. Завершаете постройку, сами предлагайте сломать и снова построить. Я Варю уговаривала постепенно строить повыше, убеждая, что чем больше башня, тем больше грохота при развале. До сих пор, если какую-то постройку, которую мы с ней старательно возводим, назвать башней — она ее тут же порушит . Уж такую мама ассоциацию создала. Раз «башня», значит «ба-бах!». К году Варя без особого труда возводила постройки из 5-6 кубиков, слегка кривоватые и мгновенно падающие.
Однако, кроме башни существует еще множество увлекательных игр с кубиками. Например, если те же три кубика поставить в ряд, то можно сообщить, что это дорожка и предложить водить по ней игрушку. Или поезд. Тогда на каждый кубик ставим пассажира (мелкие игрушки) и толкаем кубики вперед — поезд поехал.
Для начального конструирования нужно иметь 5-10 кубиков и столько же кирпичиков. У нас большой конструктор, которым играли старшие дети. Я отложила в небольшой чемоданчик кирпичики и кубики, чтобы было удобнее пользоваться.
В методической литературе почему-то везде пишут, что начинать нужно с дорожек и заборчиков. Однако, сколько я ни пыталась Варе показать как сложить дорожку, в годик она этого понять не могла. Зато очень быстро уловила, что если на кирпичик поставить сверху кубик, то получится машинка, которую можно катать по ковру, и при этом гудеть губами вместо мотора «бруу».
Мы, когда учим ребенка строить, думаем о его умении правильно кубики поставить, образец наш повторить. А ребенку важна игра. Поэтому, когда начинаешь учить играть с кубиками, нужно именно придумывать сюжеты для обыгрывания построек.
К полутора годам Варя строила стул и стол для мелких игрушек. Обязательно их рассаживала, кормила. Я постепенно добавляла диван, телевизор, чтобы игра имела сюжет, чтобы ребенок видел цель строительства.
Все эти постройки из двух деталей. Два кирпичика, или кубик и кирпичик.
Главное, чтобы строить хотелось еще и еще, нужен увлекательный сюжет. Я использовала мелкую посудку (можно крышки от бутылок), мелких зверушек из киндер-сюрпризов. Мы их и кормили, и хороводы с ними водили, и спать укладывали, и телевизор им включали.
Пробовали играть на полу, но постройка часто рушилась ногами, поэтому перебрались на столик, где и возимся до сих пор.
Как-то вдруг ребенок начал строить дорожки, увидел в них смысл. По дорожкам ходили гулять игрушки. Дорожки пошли потому, что в это же время я выделила Варе старые видеокассеты, из них сначала сама строила дорожку — учила ходить по ней. Варя, глядя на мое строительство начала вдруг мне помогать. И перенесла прием на свои мелкие кирпичики, хотя до этого я неоднократно показывала, как строить дорожки, а она не видела в них смысла.
Дорожки можно делать, располагая кирпичики по-разному:
Заборчик мы строили для козы, которую волк хотел съесть. Нужно было спасать козу, вот и объясняла я, как это делается. А волк ходил вокруг и облизывался, потому что не мог перепрыгнуть через забор.
К двум годам постройки постепенно усложняются. Строим мостик или ворота — на два кубика кладем кирпичик. Используем трехгранную призму — строим домик с крышей. Или будку для собачки. А если еще и кирпичик впреди положить — то дом получается с окном или с дверью. Кому как больше нравится.
С двух до трех лет увеличивается количество кубиков для постройки, строим кроватку, гараж для машинки, теремок. Я, объясняя Варе, всегда строю образец. Чтобы она видела постройку и могла ее повторить.
Однако, мне очень хочется, чтобы она начала строить не по образцу, а по собственному замыслу, создавая постройки самостоятельно, такие, которые ей нужны в данный момент для игры.
Возможности «Лего»
«Лего» отлично тренирует моторику. Начинать с ним работать тоже можно рано, есть специально для годовалых малышей конструктор «Лего» с крупными деталями и с погремушками. Я покупала такой для Вари, но там было маловато деталей и кроме башни нам ничего не удавалось построить.
А вот когда она чуть-чуть подросла, где-то к полутора годам, мы как раз учили основные цвета и я вытащила из набора 4 детальки чистых основных цветов и начала учить строить из них башню, скреплять их вместе и разбирать.
К двум годам я показала, что и из этого конструктора можно построить все то, что мы обычно делаем из кубиков. Однако в отличие от кубиков постройки из лего не разваливаются во время игры. Диваны, столы и пр. можно перемещать, они при этом не рассыпаются.
Сейчас учу возводить стены, скрепляя детали между собой. В нашем конструкторе есть возможность строить машины, поезд, садить деревья. Есть и фигурка человечка для игр.
В продаже много разных тематических конструкторов по принципу «Лего», они мне нравятся тем, что там есть человечки и животные для обыгрывания. Однако, если нет возможности сращивания с другими конструкторами, то это сужает фантазию, зацикливаешься как-то на одном сюжете. Может быть, я ошибаюсь.
Источник
Елена Варламова
Образовательная деятельность по конструированию «Как низкая башня стала высокой»
для детей группы от 3 до 4 лет
Цель: Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: Обучающие задачи: 1. Дать представление о башне, как высоком сооружении, созданном людьми для хорошего обзора местности. 2. Расширить опыт конструирования линейных вертикальных построек. 3. Активизировать в речи слова башня, крыша, высокая- низкая, выше-ниже, кубик, кирпичик,
Развивающие задачи: Развивать ассоциативное восприятие, мышление, воображение, чувство ритма.
Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, активность, уверенность, интерес к своим поискам и открытиям.
Предварительная работа:Беседа о разных видах башен, рассматривание картинок с изображение башен, ознакомление с понятием фундамент (что это, где располагается, для чего нужен и т. д.).
Материал и оборудование: У каждого ребенка шесть кубиков, один кирпичик, одна деталь треугольной формы (крыша). У педагога такой же набор деталей, как у детей, несколько фотографий с изображением башен.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй.
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй.
Здравствуйте мои друзья! (руки в стороны)
Здравствуйте.
Нашей встрече рада я.
У нас сегодня гости ребята, давайте с ними тоже поздороваемся (здравствуйте)
(Дети стоят в кругу).
II. Основная часть
(Слышится гудок автомобиля)
Воспитатель везет за веревочку грузовую машину из приемной, в кузове которой лежат кирпичики, читает стихотворение Н. Радченко.
Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день он ехал, ехал
К детям в детский сад приехал.
— Посмотрите, что он нам привез? (грузовик привез кубики и кирпичики).
-Сколько кубиков в грузовике? (Много кубиков.)
-Ребята, но в грузовике лежат не только кубики, но еще и картинки, давайте рассмотрим их.
(Давайте встанем полукругом что бы было всем видно)
(Воспитатель вывешивает первую картинку на мольберт.)
1. Башня. Ребята кто знает, что это такое? (Башня)
Какая башня? (высокая (воспитатель вывешивает вторую картинку на мольберт)
2. Маша на башне
А что на этой картинке? (ответы)
(воспитатель вывешивает третью картинку на мольберт)
3. Маша на башне и медведь.
А на этой картинке, что вы видеть? (ответы)
А зачем маша, забралась так высоко? (ответы)
Значит высокие башни нужны для того, чтобы видеть далеко.
— Ребята, а вы хотите построить башни?
Давайте пройдем за столы и построить башню.
Что бы нам построить башню подготовим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Кошки – мышки»
Вот кулак (показать кулак левой руки)
А вот – ладошка (раскрыть пальцы, ладонь вверх)
На ладошку села кошка («когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать
Раз, два, три, четыре пять (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под правую подмышку)
— Из чего мы будем строить башни? (ответы)
— А как нам построить башню? (Ответы детей) Постройте башню из трех кубиков. (Параллельно воспитатель строит башню на своем столе) Что ты построил? Сколько кубиков ты взял для башни?
— Давайте построим ещё одну такую же башню?
-Скажите мне, пожалуйста, башни одинаковые (ответы детей)
-Ребята как сделать башню выше? (ответы детей)
(Педагог добавляет один кубик к первой башне и уточняет, одинаковы ли башни. Далее педагог убирает кубик и снова уточняет у детей какие башни)
— Теперь постройте на своей башни крышу. Какую деталь мы возьмем для крыши? (дети выполняют соответствующее действие)
Какая башня выше с крышей или без крыши? (Ответы детей)
-Значит, если поставить крышу – башня станет выше.
-Ребята, снимите крышу и сравните опять свои башни (ответы детей)
-А сейчас давайте ребята поставим нашу башню на фундамент.
-Кирилл скажи, пожалуйста, где у башни находится фундамент? (ответ)
-Какая башня выше с фундаментом или без фундамента? (ответы)
III. Итог:
-Ребята, в грузовике остались еще картинки давайте рассмотрим их.
(воспитатель выставляет на мольберт по одной картинки башня из кубиков, башня с крышей и башня с фундаментом)
-Ребята что это? (башня)
-Из чего сделана башня (из кубиков)
-А чтобы сделать башню выше поставить на нее надо? (крышу)
-А чтобы сделать башню еще выше, мы поставим ее на (фундамент)
Какая самая высокая башня? (с крышей и фундаментом)
Рефлексия
Слышится гудок автомобиля (воспитатель вносит в группу короб)
-Интересно от кого короб? (от Маши)
Ой, сколько здесь мячиков?
Ребята скажите, вам понравилось играть с кубиками (да)
Кому понравилось, возьмите красный мячик, а кому не понравилось зеленый.
Молодцы ребята, наша игра закончилась давайте скажем гостям до свидание.
Источник
воробьева татьяна
Игра-занятие со строительным материалом «Башня» для детей второй группы раннего возраста
Игра – занятие со строительным материалом «Башня».
Программные задачи: совершенствовать навык детей в постройке башни из трех кубиков, использовать постройку в игре, упражнять в назывании постройки, повторить прием строительства (кубик на кубик, побуждать детей называть желтый цвет, закреплять знание слов «кубик», «курочка», «цыпленок»; звукоподражать «ко – ко – ко», «пи – пи – пи»; воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование: курочка, цыплята, кубики (по три штуки) на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Знакомство с игрушками.
В дверь стучат.
Воспитатель: Ребятки, кто – то к нам в гости пришел. Давайте посмотрим.
Воспитатель достает курочку и читает стихотворение.
Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке
От крыльца недалеко
Раздается: «Ко – ко – ко»!
Кто же это?
Дети: Курочка.
Воспитатель: А как кудахчет курочка?
Дети: Ко – ко – ко.
2. Рассматривание курочки (воспитатель побуждает каждого ребенка отвечать на вопрос, повторять ответы за другими детьми, показывать называемое).
Воспитатель: Давайте, дети, посмотрим какая красивая курочка! Даня, покажи, где у курочки глазки?
Даня показывает глазки.
Воспитатель: Повтори, Даня, что это?
Даня: Глазки.
Воспитатель: А вот это что такое, Никита?
Никита: Это хвостик.
Воспитатель: Карина, что это?
Карина: Это хвостик.
Воспитатель: А вот это что такое, Кристин?
Кристина: Это крылышки.
Воспитатель: Андрей повтори, что это?
Андрей: Это крылышки.
Воспитатель: А как курочка крылышками машет?
Дети показывают.
Воспитатель: А вот это что такое, детки?
Дети: Это клюв.
Воспитатель: А как курочка зернышки клюет?
Дети показывают. Стучат пальчиками по ладошке.
3. Обыгрывание ситуации.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, а наша курочка плачет. Она потеряла своих деток – цыпляток. Давайте ей поможем найти их. У меня здесь есть строитель. Ну – ка, ребятки, посмотрите, что это?
Дети: Это кубики.
Воспитатель просит каждого ребенка повторить слово.
Сейчас мы из кубиков построим башню, и курочка найдет своих деток – цыпляток. Ставим один кубик,затем на него другой кубик и еще один. Строим аккуратно, чтобы башня не сломалась. Теперь курочка взлетит на башню, поищет своих деток.
Воспитатель выставляет на стол цыплят.
Воспитатель: Вот же они цыплятки.
Раздает по одному каждому ребенку. И читает стихотворение.
Яркие, пушистые,
Желтые комочки –
Маленькие деточки
Нашей пестрой курочки.
Словно одуванчики,
В маленьком лукошке,
Клювики раскрытые
Просят хлеба крошки.
Я возьму тихонько
Золотое чудо,
Я цыпленка – лапочку
Обижать не буду.
Какого цвета цыплятки?
Дети: Желтого. (Воспитатель обращает внимание, чтобы ответил каждый ребенок).
Воспитатель: Потрогайте их! Какие они?
Дети: Мягкие, пушистые.
Воспитатель: А как они пищат?
Дети: Пи – пи – пи.
Пока воспитатель разговаривает с детьми, он незаметно прячет курочку.
4. Самостоятельная постройка башни детьми.
Воспитатель: Ой, а где же мама – курочка? Пока мы с цыплятками играли, она потерялась. Давайте для цыпляток тоже построим башни, чтобы они нашли свою маму.
Воспитатель раздает детям кубики и следит, чтобы они строили правильно, если надо помогает.
Воспитатель: Из чего мы с вами строим, ребятки?
Дети: Это кубики.
Воспитатель: А что мы построили для цыплят?
Дети: Башню.
Воспитатель: Правильно. Сажайте скорее цыпляток на ваши башни, пусть они маму – курочку ищут.
Воспитатель достает курочку.
Воспитатель: А вот и мама — курочка нашлась. Теперь они вместе пойдут домой. А вы, ребятки, попрощайтесь с ними.
Источник
Нина Радаева
Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков»
Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Башенка из кубиков»
Воспитатель: Радаева Нина Петровна
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Целевой ориентир: сформировать у детей навык конструирования башенок по образцу совместно со взрослым.
Задачи:
-Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.
— Упражнять в умении накладывать кубик на кубик.
-Побуждать к использованию матрешки для обыгрывания постройки.
— Повторить стихотворение А. Кулешовой «Кукла славная – матрешка…»
-Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры.
-Побуждать называть свое имя.
-Приучать к слушанию стихотворений, сопровождать чтение показом игрушек и других средств наглядности.
— Формировать умение отвечать на простейшие вопросы.
— Совершенствовать умение выполнять плясовые движения.
Образовательные результаты: Умение различать кубик, умение с помощью взрослого сооружать башню, разворачивать игру вокруг постройки, умение называть свое имя, здороваться по напоминанию взрослого, слушать доступные по содержанию стихи, умение сопровождать речью игровые действия, умение выполнять движения по показу воспитателя.
Тип занятия: фронтальное занятие.
Оборудование: Демонстрационный материал — образец, 3-4 кубика, игрушка — матрешка; раздаточный материал – по 3-4 кубика, игрушка для обыгрывания каждому ребенку.
Ход занятия.
В гости к детям приходит матрешка.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это пришел к нам в гости? Это матрешка. Она поздоровалась с вами. Давайте скажем ей: «Здравствуйте, матрешка!»
Малыши хором здороваются с игрушкой.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Матрешка хочет с вами познакомиться. Матрешка, меня зовут Нина. Кто хочет познакомиться с матрешкой?
Воспитатель побуждает детей назвать свое имя.
Педагог читает стихотворение А. Кулешовой.
Кукла славная – матрешка,
Где же ручки,
Где же ножки?
Ах, какие щечки,
Красные, румяные!
На фартучке цветочки
И на сарафане.
Воспитатель: Матрешка очень любит играть с детками. Поиграем с матрешкой? Мы построим для нее башенку.
Дети: (хором) Да.
Воспитатель: Вот какую высокую башенку сделала я. Я построила башенку из кубиков. Кубик лежит на кубике. Вот такую башенку мы будем строить.
Воспитатель: Посмотрите, как я строю башню. Я беру кубик и кладу его на стол, беру еще кубик и кладу его на кубик, и еще один кубик кладу на кубик. Высокая башня получилась.
Воспитатель: Как я строила башню. Сначала поставила один кубик, на него поставила еще кубик и еще кубик.
Воспитатель: А теперь вы возьмите кубик и постройте башню. Ставьте кубик на кубик. Аккуратно ставьте кубики, чтобы башня не развалилась.
Воспитатель: Как много башенок получилось! все башенки красивые. какую же башенку выберет эта матрешка? Она выбрала башенку Юли. Башенка высокая, кубики аккуратно стоят друг на друге.
Воспитатель: Сейчас я раздам каждому по матрешке. Ваня подведи матрешку к своей башне и предложи ей посмотреть, какая высокая башня получилась, обойди башню вокруг и поставь матрешку на башню. А теперь, дети, предложите своей матрешке обойти свою башню и поставьте матрешку на башню.
Матрешка хвалит детей, благодарит за построенные башни и просит аккуратно разобрать постройки и сложить кубики в коробку.
Воспитатель: Дети послушайте отрывок из стихотворения В. Берестова.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Воспитатель: Ребята, давайте и мы потанцуем. К нам в гости приходила матрешка, а теперь и мы превратимся в матрешек и будем танцевать.
Танец «Веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой).
Мы – веселые матрешки,
Ладушки, ладушки! Дети хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки! Топают ногами.
В сарафанах ходим пестрых,
Ладушки, ладушки! Полуприседают.
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки! Делают фонарики.
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки! «Завязывают платочки»
Раскраснелись наша щечки,
Ладушки, ладушки! Показывают руками щечки, поворачивая голову вправо-влево.
Матрешка хвалит детей, прощается и уходит.
Список использованной литературы:
1. Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб. -метод. пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.- 160 с.
2. Конструирование из строительных материалов Наглядно-дидактический комплекс. 2-3 года. М. ; Изд. Учитель, 2014.
Источник