Барто о развитии речи ребенка

Тамара Сальникова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через творчество Агнии Барто

Актуальность. (слайды 3-5)

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями.

Однако ребенок сталкивается со следующими трудностями:

1) еще недостаточно хорошо сформирован активный словарный запас ребенка;

2) проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах;

3) допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.

Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов. В речи ребенка появляются местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные.

Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов.

Поэтому очень важно в младшем дошкольном возрасте уделять большое внимание развитию речи детей.

Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической,монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Влияние художественной литературы на развитие речи ребенка. (слайды 6-8)

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Чтение детям младшего и среднего дошкольного возраста художественной литературы, заучивание стихотворений оказывает благотворное влияние на развитие их речи, обогащает словарный запас ребенка, помогает сгладить основные недостатки при подборе падежных окончаний; пересказ небольших текстов развивает связную речь, ребенок может грамотно построить предложение.

Ознакомление с художественной литературой включает в себя также заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений часто используется на занятиях по развитию речи. Заучивание стихотворений приносит дошкольникам огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Содержание работы по развитию речи через художественную литературу. (слайды 9-11)

В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью.

При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме.

Развитие речи детей через творчество Агнии Барто.

В своей практике я часто пользуюсь творчеством Агнии Барто как одним из средств развития речи детей младшего и среднего дошкольного возраста. (слайд 12)

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. Получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Училась в гимназии, где и начала писать стихи. (слайд 13)

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Володин портрет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идёт о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях. (слайд 14)

На протяжении двух лет я использую творчество А. Барто как средство развития речи детей. В младшей группе детского сада я использовала стихи из книги Агнии Барто «Игрушки» («Мишка», «Лошадка», «Мячик» и т. д.). В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему — это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. (слайд 15)

В средней группе детского сада можно использовать более сложные стихотворения из творчества А. Барто: «Девочка чумазая», «Я знаю, что надо придумать», «Огород», «Помощница» и т. д. (слайд 16). Более простые стихотворения можно предложить для запоминания.

Как мы учим стихотворения Агнии Барто с детьми? (слайд 17).

Например, стихотворение А. Барто «Зайка».

Создаю эмоциональный настрой на запоминание стихотворения. Показываю детям игрушечного зайчика. Спрашиваю у зайчика, почему он такой грустный? Прошу рассказать зайчика, что с ним случилось. Зайчик как бы мне на ушко отвечает. А потом выразительно читаю стихотворение: (сопровождаю иллюстрацией)

Зайку бросила хозяйка-

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Потом выразительно читаю стихотворение с детьми.

В качестве одного из приемов для развития речи и для лучшего запоминания стихотворения, я использую вопросы к стихотворению (осмысленное запоминание).

После прочтения стихотворения со всеми детьми, я задаю вопросы по стихотворению детям, желательно задавать больше вопросов детям, имеющим трудности в развитии речи. Например, если у ребенка есть трудности в подборе оконачаний, отвечая на вопрос строчкой из стихотворения, ребенок учится правильно подбирать нужное окончание к слову.

— Что случилось с зайкой? (Зайку бросила хозяйка)

— Хозяйка бросила кого? (зайку)

— Где остался зайка? (под дождем)

— С чего не мог слезть зайка? (Со скамейки слезть не мог)

— Что случилось с зайкой под дождем? (Весь до ниточки промок).

Также заучивание стихотворений подкрепляется игровыми действиями с игрушками, о которых идет речь в стихотворении. Ребенок проделывает действие и озвучивает свое действие словами из стихотворения.

Например, стихотворение «Грузовик»: (слайд 18)

Использую игрушки: котик и грузовик.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине: (ребенок котает кота в машине)

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик. (опрокидывает машину)

Также использую различные пальчиковые игры по стихотворениям Агнии Барто, которые также влияют на развитие речи детей и способствуют лучшему запоминанию стихотворения.

Например, «Наша Таня» (слайд 18)

Наша Таня…

Наша Таня громко плачет, хлопки ладонями; ладони сжаты в кулачки,

вращательные движения около глаз

Уронила в речку мячик. волнообразные движения всей рукой:

пальца обеих рук соединены в круг

Тише, Танечка, не плачь, указательный палец правой руки прижать к губам;

вращательные движения кулачками у глаз

Не утонет в речке мяч. волнообразные движения всей рукой;

пальца обеих рук соединены в круг

Мы поедем за водой имитация вращения руля

И достанем мячик твой. пальца обеих рук соединены в круг

В средней группе начинаем использовать игры-инсценировки, проигрывать действия, происходящие в стихотворении. Например, инсценировка стихотворения «Барабан» или «Девочка чумазая» (слайд 20).

Для закрепления выученных стихов идеальна любая продуктивная деятельность. Дети с удовольствием лепят, рисуют, создают аппликации с любимыми героями, тем самым развивая и мелкую моторику, что также способствует развитию речи. (слайд 21)

Также дети всегда имеют доступ к любимым книжкам Агнии Барто в книжном уголке. Свободная деятельность детей в книжном уголке, рассматривание иллюстраций к любимым книжкам, помогает детям вспомнить строчки из знакомых стиховторений, развивает их воображение, активизирует речь. (слайд 22)

В этом году у Агнии Барто был юбилей – 110 лет со дня ее рождения. Поэтому в конце года я решила сделать проект «Агния Барто – моя первая книга». Реализация проекта запланирована на конец ноября-начало декабря этого года.

Вывод. (слайд 23)

В младшем дошкольном возрасте (3 – 5 лет) речь ребенка интенсивно развивается. Однако есть существенные недостатки:

1) еще недостаточно хорошо сформирован активный словарный запас ребенка;

2) проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах;

3) допускает ошибки при согласовании слов.

Чтение детям младшего и среднего дошкольного возраста художественной литературы, заучивание стихотворений оказывает благотворное влияние на развитие их речи, обогащает словарный запас ребенка, помогает сгладить основные недостатки при подборе падежных окончаний; пересказ небольших текстов развивает связную речь, ребенок может грамотно построить предложение.

Использование творчества Агнии Барто помогает мне в работе по развитию речи детей в моей группе. Стихи Агнии Барто понятны детям, хорошо запоминаются, вызывают интерес. У ребенка появляется желание повторить стихотворение, речь ребенка развивается, пополняется словарный запас, развивается чувство рифмы, улучшается память, сглаживаются основные недостатки в речи детей младшего дошкольного возраста.

Каждый день мы с детьми обращаемся к творчеству Агнии Барто. Делаем пальчиковую гимнастику по ее стихотворениям, вспоминаем стихи. Закрепляем знакомые детям из стихотворений Агнии Барто образы в любых видах продуктивной деятельности: лепке, рисованию, аппликации.

Источник

Зайцева Татьяна Владимировна
Развитие речи детей посредством изучения творчества А. Барто «В стране счастливого детства»

Цель: приобщение детей к художественной литературе.

Задачи:

совершенствовать умение выразительного чтения произведений А. Л. Барто;

развитие творческих способностей, фантазии детей;

совершенствовать умение правильно держать карандаш и плотно штриховать;

совершенствовать умение различать звучание голосов животных и звуковых сигналов;

воспитывать доброжелательное отношение и сострадание к игрушкам, попавшим в беду.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стихов А. Барто из цикла «Игрушки», рассматривание портрета А. Барто, игры с любимыми игрушками, оформление книжного уголка.

Оборудование и атрибуты:

Стульчики по количеству детей, игрушки (машина, лошадка, зайчик, медвежонок; мячик, зонтик, самолет, гребешок, нитка с иголкой; таз с водой, карандаши цветные, карточки с изображением зонтика, шишки, две корзины, аудиозапись детских песен, магнитофон.

Ход занятия

/Воспитатель вместе с детьми заходят. Дети здороваются с гостями. Перед детьми на столике стоит портрет А. Батро и книги с ее стихами/

Воспитатель: Здравствуйте ребята! /Дети здороваются/

Воспитатель: Перед нами портрет. А кто на нем изображен?/А. Барто/

Воспитатель: А кто такая А. Барто?/ответы детей/

Воспитатель: Правильно. Она писала для детей стихотворения. А еще она придумала волшебную страну, где живут игрушки.

Сюрпризный момент.

/Воспитатель прислушивается. Раздаются звуки игрушечной машины/

Воспитатель: Дети, чудеса начинаются!

Воспитатель: А чтобы вам лучше было видно. Присаживайтесь на стульчики.

/Дети садятся на стульчики/

Выезжает машина с игрушками в группу.

Воспитатель: Дети, это кто к нам едет? (машина)

Воспитатель: Что находится внутри машины? (игрушки)

Воспитатель: Давайте посмотрим на игрушки. Ой, все игрушки сухие. А зайка почему – то мокрый.

А что с ним случилось? (он промок) А почему он промок, как вы думаете? А что случилось с зайкой, нам расскажет Алина.

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что случилось с зайчишкой.

Воспитатель: Как же сделать так, что в следующий раз он не промок?

(можно подарить зонтик)

Воспитатель: Я приготовила подарки для зайки, но не успела их доделать. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята вам нужно пройти к столам. /Дети подходят к столам/

Здесь находятся карточки с зонтиками, но они не до конца раскрашены. Зонтики должны быть одного цвета. Вам нужно подобрать карандаш такого же цвета, какого цвета ваши зонтики. Я вижу зонтики у вас разноцветные, какие же они по цвету? (красные, синие, желтые, зеленые)

Если зонтик красного цвета, значит, мы берем какой карандаш? Красного, правильно. А теперь выбирайте и. т. п.

/При необходимости воспитатель помогает детям/

Воспитатель: Вот видишь зайка, у тебя много зонтиков и ты никогда не промокнешь!

Воспитатель: Какие вы все молодцы! А теперь подарите свои работы зайчику. Он очень доволен. Он вам спасибо говорит.

/Дети дарят зайчику зонтики/

Воспитатель: Ой, кто это так стучит копытцами? Воспитатель достает из машины игрушку. Это кто? (лошадка)

А как лошадка кричит? (иго-го). А как она бьет копытцами? (дети показывают)

А я знаю. Что Алиса умеет читать с выражением стихотворение про лошадку, пожалуйста, Алиса…/ребенок берет гребешок и причесывает лошадку и читает стихотворение/

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Воспитатель: Дети вы заметили, как Алиса умеет аккуратно играть с лошадкой. Молодец.

Воспитатель: А сейчас я из машины достану, что – то большое и круглое. Какую игрушку я хочу вам показать сейчас?/Воспитатель достает из машины мячик/ (мячик) А какой мячик? (большой, круглый) А на что похож мячик? (солнышко, яблоко, апельсин)

Воспитатель: Вы сказали, что мячик круглый, давайте нарисуем пальчиком в воздухе, какой он круглый! /дети рисуют в воздухе, какой круглый мячик. / У Дианы мячик получился лучше всех вот она нам и прочитает стихотворение, которое называется «Мячик»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка,не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Какая история приключилась с девочкой Таней? Что произошло? Ребята давайте проверим «Тонет или не тонет» мячик? Подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим,/Дети подходят к тазу с водой/

Воспитатель: подходит к тазу с водой и опускает в него мячик.

Воспитатель: Что происходит с мячиком?

Мячик не тонет, а почему как вы думаете? /ответы детей/

Воспитатель: Потому что он резиновый. А внутри у него воздух.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться со мною в полет. А на чем можно отправится в полет?/самолет, ракета/

Воспитатель: Давайте мы с вами встанем со стульчиков. /Дети повторяют движения за воспитателем/

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед.

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет

Воспитатель: Мы с вами полетали, а теперь приземлимся на стульчики. /Дети садятся на стульчики/

Воспитатель: Помоги мне, Данил, достань игрушку, которая помогла нам в полете. /Данил достает из машины самолет/

Воспитатель: Выбрал правильно – это игрушка самолет. Может быть, ты и стихотворение знаешь про самолет? Расскажи.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Воспитатель: Какая хорошая игрушка. С ней можно путешествовать. А сейчас наш самолет отправляется на аэродром, потому что после полета ему нужно отдохнуть

Воспитатель: /Звучит рычание медведя. / Ой, в машине кто – то рычит? Кто это ребята? /медведь. / Почему он такой грустный? (у него нет одной лапы)

Воспитатель: А что с ним случилось, нам расскажет Альбина.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу —

Потому что он хороший.

Воспитатель: Как же помочь нашему мишке, чтобы он стал веселым?/пришить лапу, забинтовать его, отвести к доктору/

Воспитатель: Давайте мы развеселим мишку и поиграем в игру. А пока мы будем играть, наша няня пришьет мишке лапку.

Игра «Собери шишки»

Шишки ребята разные, большие и маленькие. Нам нужно большие шишки собрать в большую корзину, а маленькие – в маленькую. Молодцы ребята, что помогли мишке, он бы без вас не справился.

Воспитатель: Теперь мишке стало весело, посмотрите у него две лапы. Ребята, скажите, как надо обращаться с игрушками. Чтобы они не ломались?/ответы детей/

Итог:

Воспитатель: Дети, а какие игрушки приходили к нам сегодня в гости?/зайка, мишка, лошадка, мячик, самолет. / Еще мы слушали стихи А. Барто об этих игрушках.

Я вижу, что вы любите свои игрушки и бережно к ним относитесь. А теперь игрушкам пора в свою сказочную страну и нам тоже пора. Давайте скажем игрушкам до свидания!

Источник