Бардиер психологическое сопровождение естественного развития маленького ребенка скачать
Понятие «психологическое сопровождение» впервые было введено Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Середниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов, как сопровождение естественного развития ребенка. В основу положено сохранение естественных механизмов развития без возможного искажения и торможения. (Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [текст]/Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова.- Кишинев-СПб.,1993.-96с)
Т.В. Шеломова определяет психологическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в объектное поле деятельности психологической службы или практического психолога.
Е.А. Козырева понимает под психологическим сопровождением систему профессиональной деятельности педагога-психолога, направленную на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
А.Ю. Качимская отмечает, что по своему содержанию психологическое сопровождение представляет собой систему психологических мероприятий, которые позволяют наилучшим образом развивать индивидуально-психологические и личностные особенности детей, удовлетворять их актуальные возрастные потребности и интересы, предупредить нежелательные отклонения в психическом развитии и поведении.
А.К. Колеченко указывает, что психологическое сопровождение не должно сводиться к созданию социально-психологических условий, способствующих обучению и развитию детей, но и включать в себя психологическую помощь по разработке индивидуальной траектории образовании и развития.
Т.Г. Яничева под психологическим сопровождением понимает систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий обучения детей. Психологическое сопровождение деятельности школы.
Социально-психологическое сопровождение — это:— во-первых, один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;— во-вторых, интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;— в-третьих, процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.
Психологическое сопровождение — это работа с ребёнком как с субъектом, его мышлением, установками, самооценкой, притязанием, мотивацией и т. д. Педагог-психолог не воздействует на ребёнка, а взаимодействует с ним, организовывает сотрудничество. Происходит самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Источник
Каталог
Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей
Автор:
Розман Ирина, Бардиер Галина Леонидовна, Чередникова Татьяна
Розман Ирина
Бардиер Галина Леонидовна
Чередникова Татьяна
Я хочу!
Я хочу!. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей
Тематика:
Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение
Дети раннего возраста — Развитие — Психологическое сопровождение
Издательство:
ВИР (Кишинев),
Доваль (Санкт-Петербург)
Серия:
Практическая детская психология
1993
Год издания: 1993
91
Объём: 91 с.
Язык: русский
Тип издания: Книги
5-85091-019-0
ISBN: 5-85091-019-0
Полное библиографическое описание
Войдите для заказа услуг
Вы сможете заказать:
- Наличие в библиотеках
- Фрунзенский район
Центральная районная библиотека им. А. П. Чехова
(ул. Турку, 11/1)
В наличии 1 экз.
Детская библиотека №7 «Славянка»
(ул. Я. Гашека, 26/1)
В наличии 0 из 1 экз.
Детская библиотека №9 «Сказка»
(ул. Турку, 17/1)
В наличии 1 экз.
Источник
Основная литература
1. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова, Н.В. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М.: Академия, 2012. — 208 c.
10 .Бардиер, Г., Ромазан, И., Чередникова, Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. — СПб.: ДОРВАЛЬ, 2013. — 96 с.
11 .Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. — 352 с.
12 .Борисова, Н.В., Прушинский, С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — Владимир: Транзит-ИКС, 2009. — 412 с.
13 .Варенова, Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т В. Варенова. — М.: Форум, 2015. — 272 с.
14 .Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский / Под ред.
В.И. Лубовского. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 589 с.
15 .Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2013. — 1008 с.
16 .Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. — М.: АСТ, 2010. — 815 с.
17 .Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2015. — 261 с.
18 .Голиков, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными нуждами в условиях массовой школы: дети-инвалиды в общеобразовательной школе / Н.А. Голиков // Педагогическая техника, 2016. — №6. — С. 93-99.
19 .Гудкова, Т.В. Особенности организации в проведении коррекционных занятий с детьми с ДЦП / Т.В. Гудкова // Проблемы и перспективы развития образования (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, январь, 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 95-97.
20 .Гудкова, Т.В. Психолого-педагогический опыт работы по использованию полифункциональной среды сенсорной комнаты в
системе сопровождения ребенка с ОВЗ / Т.В. Гудкова // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. тру- дов XI Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 18-19 февраля 2015 г.) / под ред. Е.В. Андриенко. — Часть 1. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. — С. 194-203.
21 .Гудкова, Т.В., Тверетина, М.А. Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ОВЗ: из опыта работы / Т.В. Гудкова, М.А. Тверетина // Сибирский учитель. — 2016. С. 37-40.
22 .Демьянчук, Р.В. Педагогическая психология инклюзивного образования / Р.В. Демьянчук / Инклюзивное образование: от педагогической теории к практике. Всероссийская научно- практическая конференция: материалы и доклады (СПб., 23-24 апр. 2015 г.) // ГБ ПОУ Охтинский колледж; [под общ. ред. И.С. Макарьева]. — СПб.: ГБ ПОУ Охтинский колледж, 2015. — 223 с.
23 .Жигорева, М.В., Левченко, И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Леченко. — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с.
24 .Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов.
— 2-е изд., перераб. / С.Д. Забрамная. — М.: Владос, 1995. — 112 с.
25 .Зейгарник, Б.В., Шиф, Ж.И, Соловьев, И.М. Патопсихология / Б.В Зейгарник, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев. — М.: Инфра-М, 2010. — 365 с.
26 .Зырянова, С.И. О социализации детей с особыми образовательными потребностями / С.И. Зырянова // Дефектология. — 2015. — №6. — С. 43- 54.
27 .Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет педагогического
мастерства, 2015. — C. 45-48.
28 .Кобзарева, И.И. Психологическое сопровождение как направление деятельности психологической службы в системе профильного обучения / И.И. Кобзарева // Наука. Инновации. Технологии. — 2016. —
№ 4. — С. 95-101.
29 .Козырева, Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей/ Е.А. Козырева // Журнал практического психолога. -2013. — № 4. — С. 71-75.
30 .Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2014. — 108 с.
31 .Косенкова, Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов / Т.В. Косенкова // Социально-гуманитарные знания, 2015. —
№5. — С. 333-339.
32 .Крылова, Н.Б., Александрова, Е.А. Организация индивидуального образования в школе (теория и практика) / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. — М.: Сентябрь, 2014. — 208 с.
33 .Кучерова, О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности / О.Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2015. — № 2. — С. 174- 178.
34 .Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е. Лапп, Е.В. Шилова. — М.: АСТ, 2011. — 198 с.
35 .Левченко, И.Ю. Патопсихология: Теория и практика / И.Ю. Левченко.
— М.: НОРМА-ИНФРА,2015. — 478 с.
36 .Леонгард, А.И., Самсонова, Е.Г., Иванова, Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. — М.: МГППУ, 2011. — 175 с.
37 .Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. — Смоленск, 2010. — 190 с.
38 .Лурия, А.Р. Речь и мышление / А.Р. Лурия. — М.: Педагогика, 2004. — 164 с.
39 .Малофеев, Н.Н., Шматко, Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2014. — № 2. — С. 52-55.
40 .Нагорная, Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода / Г.А. Нагорная // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2014. — № 2. — С. 169- 173.
41 .Назарова, Н.М. Спецпедагогика / Н.М. Назарова. — СПб.: Речь, 2012. — 369 с.
42 .Нефедова, Е. Путь в страну «Инклюзия» / Е. Нефедова // Учитель. — 2011. — №4. — С. 69-71.
43 .Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. — М.: Академия, 2014. — 324 с.
44 .Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.- метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. — Минск : БГПУ, 2016. — 98 с.
45 .Осухова, Н.Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н.Г. Осухова // Психологический журнал. — 2013. — № 31. — С. 2 — 17.
46 .Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. — 2011. — №3. — С. 30-36.
47 .Полищук, Г.А. Развитие творчества младших школьников в
социокультурной среде современной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.А. Полищук. — М.: МГУ, 2013. — 19 с.
48 .Программа коррекционной работы. Работаем по ФГОС основного общего образования: метод. пособие / Е.Л. Черкасова, А.В. Лагутина, А.С. Павлова, Ж.И. Журавлева, Е.Н. Моргачева. — М.: Перспектива, 2015. — 88 с.
49 .Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
50 .Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома: КГУ, 2015. — С. 322-329.
51 .Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Создание и апробация модели психолого- педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 306 с.
52 .Слободчиков, В.И., Шувалов, А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 91-105.
53 .Спирина, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению: учеб. пособие / Н.П. Спирина, Л. Ю. Александрова. — М.: Владос, 2014. — 96 с.
54 .Субботина, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Г. Субботина. — Кемерово, 2012. — 22 с.
55 .Токарь, И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития /
И.Е. Токарь // Социальная педагогика, 2015. — №5. — С. 93-105.
56 .Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. — М.: АСТ, 2008. — 1054 с.
57 .Чекунова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е.А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2016. — № 6. — С. 239-247.
58 .Шиянов, Е.Н. Гуманизация педагогического образования: проблемы и перспективы / Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2011. — 372 с.
59 .ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Инфра-М, 2016. — 144 с.
60 .Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями. ФГОС / Авт.-сост. Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова; под ред. Л.Е. Гринина, Н.Е. Волковой-Алексеевой. — Волгоград: Учитель, 2014. — 100 с.
61 .Холод, В.Л., Холод, А.В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи / В.Л. Холод, А.В. Холод // Известия Академии педагогических и социальных наук. — 2013. — № 2. — С. 196-202.
62 .Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / Е.И. Холостова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и Кє, 2013. — 238 с.
63 .Ядрихинский, А.М. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в образовательном процессе / А.М. Ядрихинский // Сибирский педагогический журнал. — 2016. — № 6. — С. 224-229.
64 .Яничева, Т.Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Опыт. Подходы. Находка / Т.Г. Яничева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2016. — № 4 (27). — С. 74-77.
Источник
Библиографическое описание:
Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1738-1740. URL https://moluch.ru/archive/91/20080/ (дата обращения: 18.03.2020).
Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик, личностный выбор.
Основным моментом модернизации современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения. Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения, на которой сопровождение было определено, как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса состоялась в 1998 году. Главным результатом этой конференции стало принятие правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [7]. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
Понятие психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение.
Программы составляются таким образом, что ими можно было бы варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию и не подавлять [2].
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки, отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами [1].
Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.
Известный отечественный психолог М. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития [4].
Цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения.
В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи.
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности.
2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога [3]. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы.
В организационной модели сопровождения М. Р. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве «базисных элементов» выделяются: социально-психологический статус — характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод «сборки» целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы.
Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия.
Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [6].
Е. И. Казаков отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем;
— обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций;
— экстренная помощь в кризисной ситуации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Например, начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости [5].
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение на различных ступенях обучения представляет собой целостную, системно организованную деятельность всех участников педагогического процесса (учителей начальной и основной школы, психологов и родителей).
Как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса.
Литература:
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.
3. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М., 1998.
4. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10.
5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
6. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.
7. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, психологическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая среда, основная школа, полноценное развитие, индивидуальная работа, диагностический минимум, девиантное поведение.
Источник