Бальные танцы как средство развития ребенка

1.1.БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    Бальный танец – танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Бальный танец часто называют также бытовым танцем. Процесс разделения первобытного, фольклорного танца на бытовой  и сценический  шел одновременно с расслоением общества и его социальным расслоением на классы. Народные истоки бального танца обеспечили его жизнеспособность и высокое распространение.

     Бальный танец как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определённом этапе расслоения общества на классы появились салонные, или бальные танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоёв общества.

   Бальный танец возник в Италии в XV в., затем распространился во Франции.  Права гражданства европейские бальные танцы получили в России только в начале XVIII века. Их быстрое усвоение и своеобразное исполнение способствовали формированию русской хореографической школы. Ведь именно успехи в русском бальном танце привели к созданию первых балетов в России.  Учрежденные Петром первым ассамблеи были первыми русскими балами, где стали исполняться иноземные танцы. Но следует отметить, что в эти чужие танцы русские вносили присущие им национальные черты, чем, по свидетельству современников, придавали им особое очарование

   Обучение танцам шло успешно, и скоро русские своей грацией и светским обхождением стали удивлять иностранцев. Преподавание бальных танцев в России велось преимущественно артистами балета, что позволило не только научить своих учеников  модному танцу, но и привить высокую исполнительскую культуру.

    В XX веке совершенствуется стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства разных народов, окончательно формируется школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей. Процесс создания современных бальных  танцев основан на национальных традициях с использованием современных музыкальных ритмов.

    Бальный танец занимает прочное место в программе воспитания детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Плавные, ритмичные и энергичные движения под мелодичную, красивую и зажигательную музыку доставляют эстетическое наслаждение детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям, к ритмике.

 Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Цели воспитания –  ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.

  Хореографическое искусство показало себя на практике как перспективная форма эстетического и  физического  воспитания детей.

  Эстетическое воспитание детей, построенное на интегрировано–гуманитарной основе, позволяет формировать духовно-нравственную культуру личности в процессе познавательной деятельности, поскольку эстетическая культура – это часть общей культуры личности, выражающая её способность воспринимать и преобразовывать действительность по законам и нормам красоты, совершенства и гармонии. В.Г. Белинский писал: «Чувство изящного – есть условие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства нет гения, нет ума, остается один пошлый «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности»

   Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с воспитанием духовно-нравственным, умственным, трудовым и физическим. 

  Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.   Занятия бальными танцами содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач

  Танец  развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы сообщают ему знания о мире, то танцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного мира. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

    Физическое воспитание – одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и совершенствование жизненно важных для человека двигательных навыков и умений, а также овладение соответствующими знаниями. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания. Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач

 Занятия ритмикой и бальным танцем положительно сказываются на физическом развитии детей: соразмерно развивается фигура. Устраняется ряд физических недостатков, вырабатывается правильная и красивая осанка, внешнему облику придается соразмерность и элегантность. К сожалению, дети «…не умеют пользоваться данным им природой физическим аппаратом. Мало того: они не умеют даже содержать его в порядке, не умеют развивать его. Дряблые мышцы, искривленный костяк, неуправляемое дыхание  – обычные явления в нашей жизни…».

Большое внимание, уделяемое на занятиях осанке, общей собранности, точности и четкости движений, заставляют детей следить за правильной постановкой корпуса и головы, прямо и подтянуто держаться. Заметно улучшается координация движений. Дети начинают более ловко, красиво, четко двигаться не только во время занятий, но и в быту. Систематические занятия и участие в различных конкурсах  делают детей более крепким и выносливыми. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая  проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, развитию креативности, эмоциональности, предотвращает появление различных психологических комплексов, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус.

     Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Танцевальное искусство, дает выход энергии детей, наполняет бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, в игре. Бальный танец выступает также средством массового общения людей. Даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться со сверстниками. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог использует приёмы, которые делают занятия интересным, концентрируют внимание учащихся.

   Трудно определить те сдвиги в общем развитии детей, которые происходят именно в результате танцевальных занятий. Дети испытывают много разнообразных влияний и воздействий и в школе, и в процессе внешкольной работы, и в семье. Становлением своей личности, формированием характера они обязаны всему комплексу сил, воздействующих на их сознание и организм. Несомненно, однако, что занятия танцами положительно сказываются на эстетическом, моральном и физическом развитии школьников. Все эти благоприятные сдвиги возможны лишь при условии достаточно длительных и систематических занятий.

       Таким образом,  кружки бального танца ставят перед собой задачу: познакомить учащихся с репертуаром, соответствующим их возрасту, дать им первоначальную танцевальную подготовку, развить их физически, оказать на них определенное воспитательное воздействие. У деток, занимающихся бальными танцами, развиваются не только творческие способности и артистизм, но и ловкость и выносливость. Бальные танцы помогают физическому развитию ребенка – тренируют и укрепляют самые разные группы мышц, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную системы детского организма. Ребенок учится в совершенстве владеть своим телом, использовать его для передачи своих чувств и эмоций.

Источник

ИСТОРИКО-БЫТОВЫЕ БАЛЬНЫЕ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 «Изучив танец человека, можно изучить его душу.

Танец — самое возвышенное и  прекрасное из всех искусств.

В нем отражается сама жизнь!»

      Хэвлок Эллис

В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. 

Специфика хореографии определяется ее многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства.

«Танец — это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру».  

Обучение историко – бытовому танцу носит значимую воспитательную функцию, так как в процессе изучения  дисциплины учащиеся приобщаются к  хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, правилам поведения в обществе, что имеет большое воспитательное значение.  Проблема заключается в потребности возрождения интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету. В последние годы наблюдается рост интереса к культуре прошлых веков, в том числе к возрождению традиций проведения балов.

«Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю».  Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д. Этот вид, в свою очередь, подразделяют: на собственно бытовые и салонные танцы. Подразделение проистекает из социального неравенства городского населения. Бытовыми называют танцы «низов» и «средних классов», исполняемые в довольно тесных помещениях (вальс, полька, краковяк и др.). Салонные танцы – принадлежность «верхов общества». Они исполнялись хотя и не профессионально, но людьми, которых специально обучали достаточно сложным движениям и рисункам танцев, исполняемым в просторных залах дворцов и усадеб.

Историко-бытовой бальный танец оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку образовательный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Танцевальные  игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, развивают память,  внимание, воображение.

Занятия танцами способствуют развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.  

Исторические бальные танцы одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Такие танцы являются эффективным средством организации досуга детей и молодёжи, культурной формой отдыха. Бальный танец выступает также средством массового общения людей. Даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться.

Историко — бытовой бальный танец имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала.

Также воспитательная эффективность исторических танцев заключается в том, чтобы привить учащимся интерес к изучению истории мира и России. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся в процессе занятий не только приобретали знания по танцу, но и получали музыкально-хореографическое воспитание. В процесс создания танца входит и прослушивание музыки для намеченной постановки. Занятия танцами должны развивать музыкальность детей.

Задача музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность  в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

 Благодаря систематической и тщательной работе над танцевальными движениями детей, развиваются танцевальные навыки и эстетический вкус.

 «Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты» – так определяют конечную цель эстетического воспитания краткий словарь «Семейное воспитание». 

Помимо этого, танец оказывает неоценимую помощь в физическом  развитии ребенка. Систематические занятия танцем соразмерно развивает фигуру, способствует устранению ряда физических недостатков, развивают пластику, координацию движений, силу рук и ног ребенка, вырабатывают правильную и красивую осанку. Придают внешнему облику человека собранность, а потому грациозность движению.

Кроме того, бальные танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами. 

Историко-бытовой танец  сочетает в себе:

  • воспитательный процесс — формирование норм поведения и взаимодействия с окружающими;
  • образовательный — через просмотр исторических фильмов, чтение   исторической и художественной литературы;
  • обучающий — разучивание танцев от эпохи Средневековья до XIX века, освоение основных принципов организации танцевальных мероприятий (балов, тематических вечеров и т.д.).

Культура танца меняется в ногу со временем, но, тем не менее, и в наше время такие танцы остаются актуальным видом деятельности.

Необходимо понимать роль историко-бытового танца для осмысления хореографического текста различных эпох, изучения быта, костюмов, общественной характеристики эпохи, а также  развития координации, музыкальности, выразительности. Педагогу необходимо обращаться к специальной литературе, изучать скульптуру и живопись, слушать музыку прошлых эпох и побуждать к этому своих воспитанников. 

В связи с этим, занятия историко-бытовыми бальными танцами приобщают учащихся к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце. Кроме того, они научатся чувствовать ритм, понимать характер мелодии. Всё это непременно сделает  каждого ребёнка более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец — это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

Источник

Танец как средство физического развития ребенка.

В настоящее время общество нуждается в активной, творческой, мыслящей личности, формирование которой надо начинать в дошкольном возрасте. Танец является  одним из основных направлений формирований личности, ведущим средством физического развития дошкольников. 

Танец – это музыкально–пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает жизнь в художественных образах. Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения  человеческого тела, которые составляют своеобразный язык. Специфика в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких–либо словесных пояснений.  

Танец оказывает неоценимую помощь в физическом  развитии ребенка, развивают пластику, координацию движений, силу рук и ног ребенка. С помощью танцев дети учатся  управлять своим телом.   

Танцевальные  игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, развивают, память,  внимания, воображения. Вы замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей? Малыши при звуках песенки «От улыбки хмурый день светлей…» улыбаются, вспоминают  веселого Крошку-енота.

Для образного перевоплощения в танце предполагается  исполнение движений и действий, какого–либо персонажа с характерными для него особенностями  пластики. Этому необходимо учить специально. Например, при работе над сказкой «Золушка» дети изучали историко-бытовой танец, т.к. в сказке исполняется танец «Полонез». Также детьми изучались элементы классического танца для исполнения танца «Звездная ночь». Для изображения персонажей в сказке «Волк и семеро козлят» использовался народный танец.

Самое  главное в обучении детей танцевальному искусству – это прививать нравственные качества ребёнку,  не  нарушая  внутреннего  мира   и  детского восприятия.  Мы  должны  суметь  открыть  детям  красоту танца,  музыкального  сопровождения:  ребёнок  должен пропустить  музыкальный  образ  танца  через  себя. В  голове  у  малыша,  как  и  у  всякого  взрослого человека,  уже присутствует  некая  модель  мира.  И  совершенствовать  эту  модель  ему  предстоит  всю   жизнь;  в  соответствии   с  этой  моделью  строится  поведение  ребенка,  а  в последствии  и  весь  образ  жизни. Закладывая  в  ребенка  знания, умения и навыки, воспитывая  его, мы, тем самым, обогащаем  его  представление  об окружающем  мире.

На базе нашего Муниципального Центра развития ребенка – детского сада № 35 функционируют различные кружки  и  студии. В частности: студия «Танцкласса», которая помогает детям раскрыться в разных направлениях и освоить основы народного, современного и бального танца. В процессе работы    по проблеме «Танец — как средство развития и формирования ребенка» я опиралась на педагогические и психологические исследования, которые раскрывают специфические особенности мыслительной     деятельности дошкольников, позволяют  развивать  танцевальные  навыки  и   творческие способности  детей.

В дальнейшем жизненный путь детей сложится по-разному, но танец в их жизни останется на всю жизнь. Это — осанка, походка, красивая фигура, собственное представление о прекрасном. Танец – это тот вид искусства,  который  помогает ребёнку  эмоционально раскрыться,   показать  окружающим,   как  он    видит  этот   мир.

Источник