Б ливехуд фазы развития ребенка

Б ливехуд фазы развития ребенка thumbnail
Бернард Ливехуд
Фазы развития ребенка
Издано на русском : «Духовное познание», Калуга, 1998
Перевод с немецкого: Радская Э.М.
Редакция, макет: Банзелюк Л.Н.
Первое издание книги на голландском языке:
1946, Uitgeverij Vrij Geestesleven, Zeist J.Ch.Mellinger Verlag, Stuttgart (на нем. яз.)

Всякая психология и всякая педагогика исходят из определенного мировоззрения, из определенного принципа. Даже когда мировоззренческая основа отрицается.

Психология как «психо «-познание, как познание человеческой души всецело зависит от того, что именно рассматривают как «психо» или душу.

Педагогика зависит от того образа человека, к которому стремятся образовывать и воспитывать становящегося человека. Понятие «души» в различные периоды культуры и в различных течениях имело совершенно различное содержание; оно зависело от ориентации — теологической, философской либо естественнонаучной. Конец девятнадцатого столетия знал даже период «психологии без души». И сегодня «научная» психология зависит от школы или направления психолога. Фактически при различных психологических устремлениях лишь получают ответ на тот вопрос, который (сознательно или бессознательно) себе принципиально задают.

В еще большей степени это относится к педагогике. Потому что педагог является не просто ищущим созерцателем, но практически действующей личностью. Направление и содержание деятельности определяется конечной целью, которую ставят перед собой.

Этой конечной целью является взрослый человек, который в социальной жизни будущих десятилетий станет носителем культуры и продолжит ее развитие. Поэтому у каждого периода культуры был свой педагогический идеал.

Идеалом грека был гимнаст, не человек с мускулами, а гармонично физически и духовно развитый человек, так что его тело могло быть совершенным инструментом духа.

Греческое воспитание осуществлялось в палестре посредством гимнастики. Но в неменьшей степени также и в оркестре, и на танцевальной площадке, где греческие юноши под музыку исполняли ритмические танцы и учились выражать душевное содержание жестами. Платон еще мог говорить, что государство надо устраивать на основе музыки. Чем лучше музыка, тем лучше государство, которое из нее исходит. У жителей Аркадии музыка была основным учебным предметом до тридцати лет.

У римлянина идеалом воспитания был ритор, оратор, умевший убеждать другого человека словом и так руководить государством. Римский идеал воспитания был практически-политическим. Государство было наивысшим творением гражданина.

В позднее средневековье вплоть до наших дней выступает идеал ученого, человека, который много знает. В лозунге «Знание — сила» этот идеал пал ниже грани ответственности.

В девятнадцатом столетии, когда естественнонаучное мировоззрение пронизало всю жизнь, его влияния не избежали и педагогика с психологией.

Последовательно проводимое дарвинистски-биологическое мировоззрение приводит к идеалу человека-солдата, когда выживает сильнейший. Педагогика была поставлена на службу этому идеалу.

Индустриализация приносит в качестве «практического идеала» специалиста. Педагогика должна как можно раньше позаботиться о специализации, отбросить все лишнее, чтобы идти навстречу идеалу «человека-конвейера», который должен включаться как небольшая шестеренка в сложную экономическую машину.

Материалистически-индивидуалистская точка зрения приводит к накоплению возможно большего знания потому, что знание означает силу, но не потому что знание смогло бы привести к мудрости.

Так и сегодня педагогика является результатом господствующих течений. Это относится и к тем, кто непосредственно ею не занимается, а «просто» посылает своих детей в школу. Они молчаливо заявляют о своем согласии с идеалом воспитания, сложившемся в последнее столетие.

Перед лицом «вавилонского смешения языков», господствующего в психологии, где разные направления используют одни и те же слова в разных значениях, или выражают определенными словами строго определенное содержание, необходимо кратко объяснить, какое мировоззрение лежит в основе данной книги и что подразумевается под такими понятиями, как душа, дух и т. д.

Рассуждения о развитии ребенка, приводимые здесь, следуют гетеанистической идее развития, разработанной Рудольфом Штайнером применительно к сфере педагогики. Сам Рудольф Штайнер никогда не писал систематизированной психологии. За шесть лет с 1919 по 1925 годы, когда он смог начать новую, так называемую вальдорфскую педагогику, он вынужден был ограничиться непосредственно-практическими вопросами. Они рассматривались в докладах и беседах с педагогами.

В этом введении можно лишь кратко сказать об исходных пунктах этой педагогики. Д-р Ф. В. Цильманс ван Эммиховен подробно рассмотрел их в своей книге «О человеческой душе». [* F.W.Zeylmans van Emmichoven «‘Die menschliche Seele»]

Кто желает лучше в этом ориентироваться, может найти там обоснование для того, на что здесь кратко указывается. Здесь же следует остановиться лишь на том, что необходимо для дальнейшего понимания этой работы. — В основе этой книги лежат следующие идеи:

Человек вовсе не является существом, имеющим только физическое происхождение и развивающим из этой телесности определенные свойства, заложенные в нем наследственностью.

Человек — это существо, причастное двум мирам, материально-телесному и божественно-духовному.

Ребенок появляется на свет с телом, сформированным в силу наследственности, и со своей духовной индивидуальностью (энтелехией), существом специфически духовной структуры.

В этом свете исходный пункт будет совсем иным, чем в традиции Локка, представляющей человека в духовном отношении «чистым листом», для дальнейшего развития которого важны только генетический потенциал и влияние среды.

В основе этой работы лежит представление, что в развертывании телесной и духовной жизни человека действует как генетический потенциал, так и биографический. Последнее раскрывается в сознании как «Я» (наше глубочайшее сущностное ядро).

В психике (в человеческой душе) «Я» переживается как реальность.

Из телесной области поднимаются жизненные инстинкты и желания, и ищут удовлетворения. В душе они переживаются.

Рис.1 Человеческая душа (психика) воспринимает свои импульсы и содержание из двух миров:

1.из физического мира посредством желаний и органов чувств;

2.из духовного мира посредством «Я».

Дух («Я») и материя (тело) встречаются посредине, в человеческой душе (психике). Эта срединная область является объектом наблюдения психологии.

Это можно подытожить в схеме (рис 1).

При этом «Я» как индивидуальность является составной частью божественно-духовного, телесность — составная часть материально-вещественного мира.

Человек тем самым является триединством тела, души и духа.

Следует детально обсудить, что подразумевается здесь под душой и что под духом.

Понятие души как объекта наблюдения психологии предстает здесь в ином значении, нежели при дуалистическом противопоставлении тела и души.

Шиллер в своих «Письмах об эстетическом воспитании человека» уже основывал психологию на трехчленности человеческого существа. Он различал действующее в душе духовное влечение (индивидуальный «Я»-принцип), которое он называл «стремлением к форме», и «материальным или вещественным стремлением» (влечения и инстинкты, идущие из сферы телесного). Между ними в «стремлении к игре» развивается творческий человек из собственно душевной сферы. [* W.Militz, Friedrich Schiller «Ein Weg zum Geist» — Mellinger Verlag Stuttgart 1974]

В последнее столетие психология имела дело почти исключительно с тем, что воздействует на душу из области телесного. Это была либо психология чувств (весь 19-й век), либо психология влечений (психоанализ индивидуальная психология). Благодаря им выявилось множество интересных фактов. Но то тут, то там делаются попытки вначале изучить обобщающий индивидуальный принцип в «гештальтпсихологии» (учение о типах) и в психологических описаниях, исследующих нравственное переживание.

Здесь развитие ребенка будет рассмотрено на основе вышеназванной точки зрения. Мы убеждены, что счастливые, способные и умные люди могут вырасти лишь тогда, когда педагогика с самого начала направлена на развитие тела, души и духа.

Следующие главы являются обобщением докладов и курсов, прочитанных для заинтересованных родителей и молодых учителей. Возникшая из них книга обращается к тому же кругу лиц. Казалось излишним приводить много цитат. Специалист в области психологии и без того знает, какие идеи являются общим достоянием нынешней психологии, а где развиваются новые идеи. Для неспециалиста же постоянное прерывание описания указанием на мнение других сделало бы чтение излишне утомительным.

Исключение необходимо было сделать для труда Ф. В. Цильманса ван Эммиховена «Человеческая душа». Данная работа должна образовывать с книгой Цильманса ван Эммиховена более или менее единство, дающее широкий обзор представленных здесь психологических идей. Здесь будет разработан определенный раздел как основа для углубления педагогики.

Источник

Б. Ливехуд

Об авторе

Бернард Ливехуд (Bernard Lievegoed)

(1905-1992)

Б ливехуд фазы развития ребенка

Профессор Роттердамского университета, врач, психотерапевт, основатель лечебно-педагогического института Zonnehuis (Дом Солнца), независимого университета в Дрибергене, института организационного развития NPI (Zeist, Голландия), Высшей Школы в Дрибергене (антропософский университет). Видный деятель антропософского движения.

Один из самобытнейших авторов в антропософской тематике. В своих произведениях развивал идеи антропософской медицины, биодинамики, социологии, педагогики и др.

Библиография

Maat, ritme, metodie. Enige beginseten van muziektherapie»(1939)
Такт, ритм, мелодия. Основы терапевтического применения музыкальных инструментов.»

«Ontwikkehngsfasen van het kind» (1946) «Фазы развития ребенка»
В этой книге автор с точки зрения врача-антропософа рассматривает три первых семилетия жизни ребенка, и ходе которых проявляются генетические и биографические задатки человека, открывающиеся в сознании как «Я», сущностное ядро личности. Телесный и духовный расцвет человеческой жизни зависит от педагогически-медицинского сопровождения этих первых фаз. В книге много примеров из медицинской и лечебнопедагогической практики автора.
Книга готовится к изданию на русском языке в издательстве «Духовное познание».

«Organisaties in ontwikketing» (1969) Созданное Барнардом Ливехудом учение о развитии организаций было позже развито на современном материале Фридрихом Гласлом и изложено в книге: Friedrich Glasl und Bernard Lievegoed «Dynamische Unternehmensentwicktung» (1993) «Динамичное развитие предприятий».
Книга о том. как могут пионеры фирмы и бюрократы взаимодействовать во имя успеха предприятия, готовится к выходу на русском языке в издательстве Духовное познание».

«Naar de 21е eeuw» (1976) «На пороге 21 века»

De levenslsop van de mens» (1976)
Кризисы жизни — шансы жизни».
В этой книге Б. Ливехуд рассматривает с антропософской точки зрения жизненный путь человека и его кризисные моменты, в которых он видит шанс человека подняться на новую ступень развития. При этом он сопоставляет духовнонаучное представление о человеке с теориями Скинннера, Левина. Рождерса, Олпорта, Маслоу, Фрейда, Адлера, Юнга, Франкла, Ассаджоли и др.

«Samenwerkingsvormen» (1977)
«Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебнопедагогических учреждений».
Книга образована докладами Ливехуда и материалами обсуждений на съезде ассоциации лечебных и образовательных институтов с участием НПИ, в которых рассматриваются духовнонаучные основы совместной работы группы людей и участия отдельного человека в таком сообществе. На конкретных примерах из области лечебной педагогики разбираются проблемы сотрудничества, описывается моральная техника» реализации мыслей и идей.

«Mens ор de drempel» (1983)
«Человек на пороге». В книге исследуются особенности духовно-душевной жизни человека XX века, ее психологические и психиатрические аспекты. Автор излагает основы «биографической терапии. Свое понимание психотерапевтических проблем Б. Ливехуд сопоставляет с работами З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга и др. При духовнонаучном обзоре истории человечества он обращается к творчеству Новалиса («Гимны ночи»), древней мудрости, мистериям и посвящениям («Песнь сновидений Олафа Эстесона»).

«Heüpadagogische Betrachtungen» (1986) «Лечебнопедагогические рассмотрения»

«Bezinning op de grondsteen» (1987) «Размышления о Камне Основы»
Книга посвящена заложению Камня Основы и медитативному Изречению Рудольфа Штайнера, произнесенному во время этого акта. Они, по мнению Ливехуда, могут быть путем и источником инспирации для многих людей. Они являются важной частью работы самого Ливехуда и его сотрудников.

«Lezingen en essays 1953-1986» «Статьи и эссе 1953-1986 гг. »

«Menscheidsperspectieven» (1990) «Древние мистерии и социальная эволюция. Общественные кризисы и возможности развития».
Духовнонаучное воззрение о кризисе как переходе в новое состояние, как возможности нового развития, приложено в этой книге к жизни общества в целом. Современные политические и социальные конфликты связаны с противостоянием идущих из древности мистериальных течений, и выход из кризиса в новое развитие связан с пониманием и соединением этих духовных потоков.

«Het oog van de naald. Een vraaggesprek door Jelle van der Meuten»(1991)

«Сквозь игольное ушко. Жизнь с антропософией. Интервью Йелле ван дер Мейлена».

«Eine Kultur des Herzens» (1994) «Культура сердца. Доклады, эссе, интервью».

«Schohngswegen» (1992) «Путь ученичества».
Автор сопоставляет путь внутреннего духовного развития отдельных людей и путь в кармическом сообществе.

«Uber histitntionen des Geistes!ebens» «Об институтах духовной жизни. »
По материалам конференции лечащих педагогов и социальных терапевтов.

«Planetenwirken und Lebensprozesse in Mensch und Erde» (1992)
«Действие планет и жизненные процессы в человеке и земле»

Книги о биолого-динамичееких препаратах.

Дата публикации: 04.05.2008,   Прочитано: 10301 раз

Источник

????ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ РЕБЕНКА ПО Б. ЛИВЕХУДУ (выдержки из его книги «Фазы развития ребенка»)

Элемент воли в детских действиях возникает лишь на шестом году жизни, во время готовности к школе. Это самая первая, примитивная форма воли. Она еще на 90% является желанием, и на 10% — управлением, основывающимся на наблюдении и опыте. И все-таки здесь можно говорить о начале волевого элемента.

Таким образом, желание становится волей благодаря соприкосновению с познающим сознанием.

Между целенаправленной игрой и моральной фантазией располагается целая шкала волевых ступеней.

Воля еще примитивна, пока она приводится в действие почти исключительно желанием и управляется лишь комбинирующим мышлением (школьная зрелость).

Воля становится более зрелой, как только мир идей развивается дальше и благодаря этому могут возникать далеко простирающиеся цели (пубертат).

Воля обретает моральный характер, если желания направляются таким образом, что из человеческого «Я» духовная реальность вливается в волевые решения. Воля неморальна, если это влияние сознательно подавляется и руководство желаниями передается интеллекту.

Если интеллект бессознательно служит желанию, можно говорить не о неморальности, а об аморальной жизненной позиции. Большая часть поступков, которые мы совершаем как люди 20-го столетия, относится к этой последней категории.

Наш интеллект ставится на службу нашим желаниям и дает нам возможность утонченнее следовать этим желаниям. Так возникла культура со многими техническими удобствами и безудержным стремлением к власти.

Воля совершенно аморальна, когда имеет место невозможность сделать действенными силы «Я» при постановке цели. Аморальность — это уже отклонение, а именно, форма психопатии.

Можно спросить себя: возможно ли совершенно исключить желание из воли? Для обычной жизни это будет невозможно, потому что в тот момент, когда желание (жизненное, животное или человеческое) прекращается, гаснет и стимул к действию. Во время нашей жизни на Земле мы зависим в том, что относится к нашей воле, от нашего организма и сил, исходящих из него.

Причиной другого недоразумения является недооценка желания. Само по себе желание никогда не является злым или плохим. Желание постоянно направлено на сохранение индивидуума и вида. Оправданному во всех отношениях инстинкту самосохранения противостоит инстинкт самоотдачи и самопожертвования. Он играет роль в материнской любви. Он нацелен не на самосохранение, а на сохранение потомства.

Возможность «зла» возникает, как только желание переходит в волю. Там, где человек вкушает с древа познания, он в состоянии желание перевести в действие в разных направлениях.

Эти рассуждения должны ввести в проблемы воспитания воли и развития нравственности.

На первом году жизни ребенка мы констатировали преобладание жизненных инстинктов. Деятельность состоит лишь в выполнении органических функций.

После первого года возникают животные и человеческие инстинкты. С этим связано возникновение первой настоящей игры ребенка.

С пробуждающимся сознанием «Я» появилась бы первая возможность развития воли в собственном смысле слова. Но она выступает не сразу, потому что непрерывность сознания «Я» вначале еще мала, и содержание сознания охватывает лишь самый первый жизненный опыт.

Детские поступки подчиняются в этот период еще полностью влиянию ритмически протекающих органических процессов. Это отчетливо проявляется в игре. Это игра ради игры, деятельность сама по себе.

Как уже было сказано, игра в течение шестого года жизни меняет свой характер. В поступках проявляется более однозначная постановка цели.

Шарлотта Бюхлер говорит здесь о «готовности к делу». Это готовность осуществить работу с определенной целью. Она поставила «готовность к работе» предварительным условием пригодности к посещению школы.

Таким образом, воля пришла к первой стадии своего развития. В каком направлении воля будет развиваться дальше, будет зависеть от имеющегося в распоряжении ребенка школьного возраста содержания сознания.

*Бернард Ливехуд (1905-1992), профессор Роттердамского университета, врач, психотерапевт, основатель лечебно-педагогического института Zonnehuis, независимого университета в Дрибергене, института организационного развития NPI (Zeist, Голландия), Высшей Школы в Дрибергене.
В своих произведениях развивал идеи антропософской медицины, биодинамики, социологии, педагогики и др.

Источник

Бернард Ливехуд

  • Печать

  • E-mail

lievegoed bernard 280x280Бернард Ливехуд (Bernard Lievegoed) (Нидерланды, 1905-1992), профессор Роттердамского университета, врач, психотерапевт, основатель лечебно-педагогического института Zonnehuis, независимого университета в Дрибергене, института организационного развития NPI (Zeist, Голландия).

Видный деятель антропософского движения. Один из самобытнейших авторов в антропософской тематике. В своих произведениях развивал идеи антропософской медицины, биодинамики, социологии, педагогики и др.

Библиография
Maat, ritme, metodie. Enige beginseten van muziektherapie»(1939) Такт, ритм, мелодия. Основы терапевтического применения музыкальных инструментов.»

«Ontwikkehngsfasen van het kind» (1946) «Фазы развития ребенка» В этой книге автор с точки зрения врача-антропософа рассматривает три первых семилетия жизни ребенка, и ходе которых проявляются генетические и биографические задатки человека, открывающиеся в сознании как «Я», сущностное ядро личности. Телесный и духовный расцвет человеческой жизни зависит от педагогически-медицинского сопровождения этих первых фаз. В книге много примеров из медицинской и лечебнопедагогической практики автора. Книга готовится к изданию на русском языке в издательстве «Духовное познание».

«Organisaties in ontwikketing» (1969) Созданное Барнардом Ливехудом учение о развитии организаций было позже развито на современном материале Фридрихом Гласлом и изложено в книге: Friedrich Glasl und Bernard Lievegoed «Dynamische Unternehmensentwicktung» (1993) «Динамичное развитие предприятий». Книга о том. как могут пионеры фирмы и бюрократы взаимодействовать во имя успеха предприятия, готовится к выходу на русском языке в издательстве Духовное познание».

«Naar de 21е eeuw» (1976) «На пороге 21 века»

De levenslsop van de mens» (1976) Кризисы жизни — шансы жизни». В этой книге Б. Ливехуд рассматривает с антропософской точки зрения жизненный путь человека и его кризисные моменты, в которых он видит шанс человека подняться на новую ступень развития. При этом он сопоставляет духовнонаучное представление о человеке с теориями Скинннера, Левина. Рождерса, Олпорта, Маслоу, Фрейда, Адлера, Юнга, Франкла, Ассаджоли и др.

«Samenwerkingsvormen» (1977) «Человек в сообществе. Социальные формы на примере лечебнопедагогических учреждений». Книга образована докладами Ливехуда и материалами обсуждений на съезде ассоциации лечебных и образовательных институтов с участием НПИ, в которых рассматриваются духовнонаучные основы совместной работы группы людей и участия отдельного человека в таком сообществе. На конкретных примерах из области лечебной педагогики разбираются проблемы сотрудничества, описывается моральная техника» реализации мыслей и идей.

«Mens ор de drempel» (1983) «Человек на пороге». В книге исследуются особенности духовно-душевной жизни человека XX века, ее психологические и психиатрические аспекты. Автор излагает основы «биографической терапии. Свое понимание психотерапевтических проблем Б. Ливехуд сопоставляет с работами З. Фрейда, А. Адлера, К. Г. Юнга и др. При духовнонаучном обзоре истории человечества он обращается к творчеству Новалиса («Гимны ночи»), древней мудрости, мистериям и посвящениям («Песнь сновидений Олафа Эстесона»).

«Heüpadagogische Betrachtungen» (1986) «Лечебнопедагогические рассмотрения»

«Bezinning op de grondsteen» (1987) «Размышления о Камне Основы» Книга посвящена заложению Камня Основы и медитативному Изречению Рудольфа Штайнера, произнесенному во время этого акта. Они, по мнению Ливехуда, могут быть путем и источником инспирации для многих людей. Они являются важной частью работы самого Ливехуда и его сотрудников.

«Lezingen en essays 1953-1986» «Статьи и эссе 1953-1986 гг. «

«Menscheidsperspectieven» (1990) «Древние мистерии и социальная эволюция. Общественные кризисы и возможности развития». Духовнонаучное воззрение о кризисе как переходе в новое состояние, как возможности нового развития, приложено в этой книге к жизни общества в целом. Современные политические и социальные конфликты связаны с противостоянием идущих из древности мистериальных течений, и выход из кризиса в новое развитие связан с пониманием и соединением этих духовных потоков.

«Het oog van de naald. Een vraaggesprek door Jelle van der Meuten»(1991) «Сквозь игольное ушко. Жизнь с антропософией. Интервью Йелле ван дер Мейлена».

«Eine Kultur des Herzens» (1994) «Культура сердца. Доклады, эссе, интервью».

«Schohngswegen» (1992) «Путь ученичества». Автор сопоставляет путь внутреннего духовного развития отдельных людей и путь в кармическом сообществе.

«Uber histitntionen des Geistes!ebens» «Об институтах духовной жизни. » По материалам конференции лечащих педагогов и социальных терапевтов.

«Planetenwirken und Lebensprozesse in Mensch und Erde» (1992) «Действие планет и жизненные процессы в человеке и земле»

Книги о биолого-динамичеcких препаратах.

Источник