Азбука общения развитие личности ребенка
Елена Карпова
Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками
Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Как воспринимает ребенок самого себя и других? Как познает добро и зло? Как и почему прикасается к сокровищам? Мир познания. Как постигает ребенок идею физической причинности? Почему изгоняет из реального мира волшебников и фей? Как различает мир объективный и субъективный? Мир истории и культуры. Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традициями и культурой, мышлением. И понять детство вне истории невозможно. Прав был А. С. Макаренко,говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа- ваш дом- окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Малыш всему учится в общении со взрослым, ранний опыт ребенка создает, тот фон, который ведет развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» — так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Дети требуют не столько внимания — опеки, сколько внимания-интереса, который им можете дать только вы — их родители.
В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении.
Публикации по теме:
Развитие личности дошкольника в процессе общения
Основные задачи данной темы направлены на обучение, воспитание, развитие, формирование различных умений, которые влияют на становление личности.
Значение общения со сверстниками для успешного психического развития ребенка раннего возраста
Игра «Цветочки» Цель: Создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам. Стимулирование эмоциональных контактов.
Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками
С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.
Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста
Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста. Игра № 1. «В центре круга» Цель: Учить детей говорить.
Консультация для воспитателей «Подвижные игры, направленные на развитие общения младших дошкольников со сверстниками»
Игры-забавы и детские хороводы. Они созданы по образцу народных и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Привлекают малышей.
Консультация «Формирование навыков речевого общения (культура общения) со сверстниками и взрослыми»
При обследовании детей используйте следующие способы: наблюдения (на занятиях, во время игры и в повседневной жизни); беседы с воспитателями,.
Круглый стол «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками. Азбука общения»
Основная часть Тема: «Культура общения детей с взрослыми и сверстниками»Азбука общения Цели: привлечь внимание родителей к проблеме общения.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.
Социализация развитие общения нравственное воспитание в первой младшей группе. Взаимосвязь со сверстниками
Социализация развитие общения нравственное воспитание в первой младшей группе Взаимосвязь со сверстниками Общаться в той или иной форме.
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности
Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №20
Технология
«АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»
Авторы: Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская,
А.П. Воронова, Т.А. Нилова
Воспитатель: Бондаренко Г.В.
г. Батайск
2016-2017 г.г.
Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» — Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!
Технология нацелена:
на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений;
на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе,
окружающим, сверстникам и взрослым людям;
на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
Структура технологии:
1.Теоретический курс «Основы коммуникации» — создан для обучения специалистов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекция возникающих трудностей.
Задачи данного курса:
Изучение условий создания благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
Формирование представлений о развитии личности ребенка, его коммуникативных способностях.
Ознакомление специалистов, работающих с детьми, с теоретическими основами разработки проблемы коммуникации.
Формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей.
Ознакомление специалистов с методами проведения целенаправленной работы с семьей.
2.Практический курс «Азбука общения»-обучение основам коммуникации детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) со сверстниками и взрослыми.
Цель:
формирование у детей 3-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности.
Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:
обучение детей пониманию себя и умению быть в мире с собой;
воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;
развитие самоконтроля в общении;
развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;
выработка у детей положительных черт характера;
коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Для решения задач рекомендованы следующие формы обучения детей:
развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры драматизации, подвижные, дидактические);
этюды;
импровизации;
наблюдения, прогулки, экскурсии;
рассматривание рисунков и фотографий;
сочинение историй, сказок;
беседы;
мини-конкурсы, игры,соревнования;
рассказ педагога и рассказы детей чтение;
свободное и тематическое рисование, лепка.
Технология курса включает в себя 9 разделов, направленных на формирование у детей навыков общения.
1. раздел «Мир познания»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь: правильно определять времена года, наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них, наблюдать за растениями и ухаживать за ними, определять по жестам, позе, эмоциям настроение животного.
*Дидактическая игра «Времена года».
Цель: изучить умение детей понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека;
оценивать природные явления и находить в любом хорошее и радостное.
*Дидактическая игра «Расскажи о животных, которых ты знаешь».
Цель: изучить знания детей о жизни диких и домашних животных;
умение ухаживать, понимать общие и специфические особенности общения разных животных между собой и знать меру понимания их человеком (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).
2. раздел «Языки общения»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь: узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;
правильно выражать эмоциональные реакции, мысли и чувства;
по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего
собеседника;
соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.
*Беседа.
Цель: изучить знания детей о роли наших «умных помощников»—органов чувств, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).
* Вопросы:
Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «умные помощники»
Что это?
Зачем человеку уши? Глаза? Рот?
Как ты ухаживаешь за ними?
Как они помогают общаться тебе с другими людьми?
Что ты можешь делать глазами? Ушами? Ртом?
*Дидактическая игра «Настроение».
Цель: изучить представление детей об их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), умение быть внимательными к чувствам и желаниям других людей, передавать свои эмоции другим людям разными средствами.
3. раздел «Тайна моего «Я»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
понимать собственное «Я», свою индивидуальность,
уметь радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению,
понимать «нельзя» и «надо», быть самостоятельным.
*Дидактическая игра «Мой день».
Цель: изучить умение видеть и понимать себя, свой внешний и внутренний мир, умение быть самостоятельным.
4. раздел «Этот странный взрослый мир»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь понимать основы взаимоотношений с родителями, бабушками, дедушками и другими близкими людьми,
проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, понимать значение труда взрослых; понимать в доступной для них форме, особенности профессиональной деятельности взрослых.
* Беседа «Семейная фотография».
Цель: изучить отношение детей к самым близким людям, знание о повседневном труде родителей, понимание взаимоотношений в семье, потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.
Вопросы:
Кто изображен на фотографии?
Узнали ли они своего товарища по группе?
Где его мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра?
Какое у них настроение?
Что они делают?
Где работают родители?
Кем работают?
Как ты помогаешь дома?
Чем любит заниматься твоя бабушка?
Как проводит выходной день твоя семья?
Какой подарок ты хотел бы подарить маме?
5. раздел «Как мы видим друг друга»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях, радоваться самим и пытаться понять чувство радости других, воспитывать в себе потребность в общении со сверстниками,
представить себе, что такое «иметь друзей», также свою роль в семье
(сын, дочь, внук, внучка).
*Дидактическая игра «Мы –разные».
Цель: изучить знания детей о том, что все люди не похожи друг на друга, развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям, умение общаться со сверстниками, смотреть в лицо и глаза друг другу.
*Дидактическая игра «Дружба».
Цель: уточнить у детей понятия «друг», «дружба», умение детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
*Дидактическая игра «Клоун Тяп – Ляп».
Цель: изучить диапазон эмоций у детей через понимание и переживание радости, наличие положительных чувств и эмоций через улыбку, умение эмоционально воспринимать веселое настроение людей.
*Дидактическая игра «День рождения».
Цель: выяснить знания детей о правилах гостеприимства, умение общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, чувства доброжелательности, участия, умение дарить и принимать под арки.
6. раздел «Фантазия характеров»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
иметь представление о том, что можно, а что нельзя делать,
различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений, иметь представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек,
видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: выяснить у детей представления о хороших и плохих поступках поведении, умение правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
7. раздел «Умение владеть собой»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
владеть игровыми приемами произвольного расслабления,
уметь сосредоточиться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее,
контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми,
уметь принимать верные решения в различных жизненных ситуациях,
уметь осознавать и бороться с отрицательными чертами своего
характера.
*Дидактическая игра
«Умей расслабиться».
Цель: выяснить умение детей чувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя, знание некоторых игровых приемов произвольного расслабления.
*Дидактическая игра «Как поступить?».
Цель: уточнить умение детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, умение контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ними.
8. раздел «Культура общения»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
владеть приемами вежливого обращения с окружающими, употребляя в речи «волшебные» слова,
учить вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнѐра, в том числе по телефону,
иметь представление о том, что свои мысли и чувства можно передавать и в письменном виде,
уметь культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.
*Дидактическая игра «Секрет «волшебных» слов».
Цель: уточнить значение вежливых слов, представления и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
*Дидактическая игра «Давай поговорим».
Цель: выяснить у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.
*Дидактическая игра «За столом».
Цель: выяснить знания детей об основных правилах этикета, умение культурно вести себя за столом.
9. раздел «Мальчик и девочка»
Планируемый результат.
Ребенок должен уметь:
иметь представление о женственности и мужественности,
иметь представление о внешности и манере держаться представителей разного пола,
понимать различия между мальчиками и девочками как внешние, так и в основных чертах характера и поведения,
проявлять свои возможности при общении с партнѐрами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности.
*Дидактическая игра «Внешность».
Цель: уточнить умение различать мальчиков и девочек по внешности и действиям.
*Игра–соревнование «Самый сильный и ловкий».
Цель: выяснить наличие качеств личности: смелость, ловкость, активность.
*Беседа «С кем бы я хотел дружить».
Цель: уточнить знания о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе между мальчиками и девочками.
Вопросы:
С кем ты дружишь?
Почему?
Кого не хотел бы брать с собой в игру?
С кем иногда даже ссорятся?
Почему происходят ссоры?
Каким должен быть мальчик? Девочка?
С каким мальчиком или девочкой ты хочешь играть? Дружить?
*Подвижная игра «Играем вместе».
Цель: выяснить умение детей общаться друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику.
3. Курс «Методы оценки эффективности использования технологии»
Методика диагностики форм общения (по М.И.Лисиной)
Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю)
Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т.Дорофеевой)
Методика исследования внутрисемейных отношений (по тесту «Рисунок семьи»)
Методика по изучение личностного поведения ребенка
Оценка детей родителями: анкета «Выражение лица», «Трудности в общении»
Предлагаемый набор диагностических методик позволяет выявить у ребенка причины имеющихся трудностей в общении.
Участие родителей в исследованиях, помогают получить информацию об индивидуальных личностных особенностях ребенка.
4.Курс «Конспекты занятий» по разделам практического курса
Для работы с родителями можно использовать консультации, папки –передвижки, памятки по данной теме.
Необходимо пополнять предметно–развивающую среду: создание психологического уголка, оформление фотоальбома «Дружные ребята», изготовление коробочки примирения или мирилки, мешочка настроения, копилки добрых дел и др.
Таким образом, применяя технологию «Азбука общения», дети получают знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми.
Источник
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ
второе, дополненное и переработанное издание книги имеет подзаголовок «Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» (для детей от 3 до 6 лет). Чрезвычайно интересная, глубокая и содержательная книга адресована не только специалистам, работающим с детьми, но и тем, кто воспитывает их в семье: родителям и даже бабушкам и дедушкам.
«Азбука общения» — прекрасное практическое пособие по формированию навыков общения у детей 3—6 лет, базирующееся на теоретических позициях отечественной и зарубежной психологии. В теоретической части книги сжато, конспективно, но очень информативно не только раскрываются специфические особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, но приводятся обоснования диагностических и коррекционных методов работы с детьми.
Важно подчеркнуть, что в данном пособии предлагается не просто разрозненный набор методик, направленных на развитие навыков общения маленьких детей, но целостная, комплексная, апробированная в экспериментальной работе программа. Последовательное ее применение способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми.
Целью практического курса, ориентированного на создание игровых ситуаций, является стимулирование коммуникативной активности детей, побуждение их к сближению и общению между собой и со взрослыми. Авторы решают задачи пробуждения и укрепления у детей интереса к окружающим людям, развития индивидуальных способностей каждого ребенка, воспитания уважения и доверия, развития адекватной самооценки и самоконтроля, обучения искусству общения в различных ситуациях. Для решения этих задач предлагаются такие методы обучения детей, как развивающие игры, игры-соревнования, игры-имитации, различные упражнения, этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, сочинения, беседы, рассказы и многое другое.
Важной прикладной особенностью книги является подробное описание психологических методик, их ключей и интерпретация результатов. Эти методики могут быть использованы в том числе и как диагностические средства эффективности работы по программе. Авторы предлагают следующие методики: М.И. Лисиной на диагностику трех основных форм общения; адаптированный вариант методики Рене Жиля; Э.Т. Дорофеевой на изучение эмоционального состояния ребенка; тест «Рисунок семьи»; изучение личностного поведения ребенка; оценка детей родителями; анкеты «Выражение лица» и «Трудности в общении».
Эти методики могут использоваться школьными психологами в младших классах. Поэтому берусь утверждать, что для тех, кто работает с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, эта книга станет прекрасным теоретическим, а главное практическим подспорьем в их нелегком, но благородном труде.
Секрет волшебных слов
Занятие первое
Цель
1. Раскрыть детям значение некоторых формул этикета.
2. Сформировать у них представление и потребность в доброжелательном общении с окружающими.
3. Познакомить их с правилами этикета, уточнить правила вежливого поведения.
Материалы
Кукла Пеппи Длинныйчулок, иллюстрации из книги «Уроки вежливости»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, помните, мы читали книгу «Пеппи Длинныйчулок». Вам понравилась Пеппи? Какая она? (Ответы детей.)
Появляется зареванная Пеппи.
Воспитатель: Что случилось?
Пеппи: Я слышала, ребята сказали, что я невоспитанная, но я хочу научиться быть вежливой.
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в страну Вежливости и поучимся вместе с Пеппи быть вежливыми и воспитанными. Занимайте место в вагончиках. (Все «едут» под грамзапись.)
Воспитатель: Станция «Добрые слова»! Выходите, ребята.
— Что вы говорите, когда встречаете друзей?
— Что вы желаете, когда здороваетесь? Пеппи говорит, что можно здороваться по-разному. Это верно?
— Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?
(«Здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «привет», кивнуть головой, улыбнуться.)
— Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. А знаете ли вы, что еще в древние времена люди приветствовали друг друга вот так. (Показ картинки из книги «Уроки вежливости».) У всех людей на земле есть обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». «Здравствуй» — значит, будь здоров. Войдя в детский сад, школу, в гости — всюду сначала здороваются.
Пеппи: А какие вежливые слова вы еще знаете? («Спасибо», «пожалуйста».) Давайте поиграем в игру «Пожалуйста».
Все дети встают в круг. Воспитатель показывает разные движения, а играющие должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выбывает из игры.
Пеппи: А в каких случаях нужно говорить спасибо? (Ответы детей.)
— Расскажите случаи из своей жизни, когда вам приходилось кого-то благодарить. (Ответы детей.)
— А сегодня вы никого не забыли поблагодарить? А за что?
Пеппи: Послушайте стихи Ирины Токмаковой и хором можете произносить волшебные слова:
Маша знала слов немало,
но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех, говорится
чаще всех.
Это слово ходит следом за подарком,
за обедом,
Это слово говорят, если вас…
благодарят (хором).
Но она молчит, как рыба, вместо
каждого… (спасибо).
Пеппи: Я думаю, что в вашей группе нет таких девочек и мальчиков.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие продолжается. Садитесь в вагончики.
Пеппи: «Заколдованная станция».
На этой станции, ребята, я для вас приготовила трудные задачи. Если вы их решите, то тогда снова вернетесь в детский сад. Как поступить?
1. Вы встретились у входа в детский сад с чьей-нибудь мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она войдет?
2. В группу к нам зашла заведующая или медсестра. Что нужно сказать?
3. Когда закончили обед или ужин, как по-разному можно поблагодарить того, кто его приготовил?
4. Если няня помогла тебе завязать шнурки, как ты должен поступить?
Пеппи: Ребята, мы с вами правильно ответили на все вопросы. Садитесь в вагончики, а я остаюсь в стране Вежливости. Мы с вами еще не раз встретимся. А на прощанье:
Я вам желаю доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь!
А. Кондратьева
Просмотр содержимого документа
«Азбука общения Разработки дет сад»
Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ С ЗАЛОМ»
Просмотр содержимого документа
«Игровой трениг по межличностному общению»
Просмотр содержимого документа
«Игры тренинги нач..кл.»
Просмотр содержимого документа
«Игры. Упражнения»
Просмотр содержимого документа
«Кричалки»
Просмотр содержимого документа
«Методы психологического тренинга»
Просмотр содержимого документа
«Мои пожеланипя тренинг»
Просмотр содержимого документа
«Нравственно — этические игры»
Просмотр содержимого презентации
«БАБОЧКА готов2»
Источник