Авторская программа развитие интеллектуальных способностей ребенка

Авторская программа развитие интеллектуальных способностей ребенка thumbnail

Пояснительная записка

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание — это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.

Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Теоретико-методологическое обоснование

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина.В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую дея­тельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположникомдеятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в поня­тиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подрост­кового возраста, преображает познавательную деятельность и ха­рактер их отношений к другим людям и самим себе.

Цель программы:

  1. Научить ребенка мыслить,
  2. Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
  3. Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
  4. Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • устанавливать логические закономерности;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения понятиям и явлениям;
  • определять отношения между предметами типа «род – вид»;
  • определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
  • определять функциональные отношения между предметами;
  • развивать речь;
  • объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
  • использовать операции логического мышления для речения задач.

2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.

3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;

4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы:

При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.

Время проведения занятий:

Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.

Методики и техники для работы:

  • создание проблемной ситуации;
  • техника поэтапного формирования умственных способностей;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы групповой работы;
  • методы индивидуальной работы.

Структура программы:

Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

Продолжительность вводной части – 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

  1. Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
  2. Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
  3. Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Программа рассчитана на 2 года обучения:

  1. Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
  2. Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).

Для проведения программы рекомендуется использовать:

  • методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).
  • рабочая тетрадь (3, 4 классы).

Календарно-тематический план программы <Приложение 1>

С некоторыми из разработанных занятий можно познакомиться в приложении 2.

Данная программа прошла апробацию на базе нескольких школ города Алматы в течение 5 лет.

Литература, используемая при составлении программы:

  1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
  4. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
  5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  6. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
  7. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
  8. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
  9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
  10. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
  11. Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
  12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  13. Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
  14. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
  15. Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
  16. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
  17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
  18. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
  19.  Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
  20. Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.

Источник

Принято:

Педагогическим советом

протокол № от

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОАУ д/с №15 ________________

Отдел образования администрации г.Зея Амурской области

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 15 «Незабудка»

Рабочая программа кружка

по интеллектуальному развитию

«Юный интеллектуал»

детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель

МДОАУ №15

Политыко Евгения Александровна

г. Зея

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

  2. Цели и задачи программы.

  3. Организационно-методическое обеспечение программы.

  4. Формы и методы занятий.

  5. Техническое оснащение занятий.

  6. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы.

  7. Литература

  8. Учебный план работы кружка

1. Пояснительная записка

Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальной школе, ни в последующем обучении.

Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Часто взрослые не задумываются, над тем, с каким уровнем интеллектуального развития ребенок идет в школу. И многим детям трудно включиться в новую для них учебную деятельность. Незаметно для себя, в процессе игры, дети решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Детям это интересно, потому что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей новыми заданиями. В первую очередь необходимо формировать высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и др.

Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного » языка » представления информации на другой и обратно. Для формирования объектной картины мира, для развития интеллекта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей восприятия необходимо познакомить дошкольника с различными способами отражения действительности. Ребенок знает значение вещей, жестов, слов, событий и т.п. Но эти значения не разрознены, а объединены в определённые структуры.

Индивидуальная система значений характеризует содержательный строй интеллекта отдельного субъекта. Для его развития необходимо расширение кругозора ребёнка, изучение закономерностей и связей в окружающем мире.

Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный и пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтобы малыш, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так. У будущих первоклассников необходимо развивать мелкую моторику и координацию движения руки, в этом детям помогут графические упражнения.

Данная программа предполагает тесное сотрудничество взрослого и ребенка. Задания и игровые упражнения подобранны по степени возрастания сложности, поэтому выполнять их нужно последовательно.

2. Цель и задачи программы

Цель: развитие интеллектуальных способностей, подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Задачи:

  • Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.

  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

  • Развивать умение выделят учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

  • Развивать аналитическое мышления (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

  • Развивать логическое мышление.

  • Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, фонематический слух. Грамматически и фонетически правильно строить фразы.

  • Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

  • Воспитывать самостоятельность, пытливость, желание выполнить задание правильно и до конца.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип безопасности.

  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.

  • Принцип научности (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

  • Принцип вариативности — «от простого к сложному» ( научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

  • Принцип доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

  • Принцип наглядности (наличие дидактических материалов).

  • Принцип положительного подкрепления.

  • Принцип доверия (откровенности) – мы доверяем, друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешным.

  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

3. Организационное обеспечение программы.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно – значимыми умениями и навыками.

Программа рассчитана на 8 месяцев (октябрь — май) по 2 занятия в неделю, длительность 25-30 минут (подготовительная группа)

Численность детей в кружке – 16 человек. Возраст детей 6-7 лет.

4. Формы и методы занятий.

Формы организации работы:

  • занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

  • совместная и самостоятельная деятельность ( дидактические игры, подвижные, индивидуальные задания на развития логического мышления и мелкой моторики пальцев руки).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно- иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

  • репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

  • частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом);

  • исследовательский (самостоятельная работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

  • фронтальный(одновременно со всей группой).

  • индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

  • индивидуальный(выполнение заданий, решение проблем).

5. Техническое оснащение занятий.

  • Доска, мел, губка

  • Ноутбук

  • Иллюстративный вспомогательный материал

  • Простые карандаши

  • Цветные карандаши или фломастеры

  • Тетради в крупную клетку

6. Основные знания, умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы:

-Умение подчинять свою деятельность системе обязательных для всех правил.

— Развиты познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазия.

— Умение самостоятельно решать учебные и практические задачи.

— Умение выделять учебную задачу, и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

— Умение находить признаки и связи между явлениями, действовать по образцу.

— Умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам/по одному, по два, по три/, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

-Умение мыслить и рассуждать логически.

-Развиты психические функции, связанные с речевой деятельностью; самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

— Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

7. Литература:

  1. БарсуковаЕ.В., Евдокимова Л.А. «Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей 5-9 летнего возраста»

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Логика» учебное издание

  3. Григорьева М.Р. «Интеллектуально — развивающие занятия со старшими дошкольниками»

  4. Земцова О.Н «Тесты для детей 5-6 лет» учебное пособие

  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

  6. Узорова О.В., НефедоваЕ.А. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»

8. Учебный план интеллектуального кружка в подготовительной группе.

Октябрь

1,2

Познакомить с правилами поведения на кружке. Знакомство с детьми. Сравнивание предметов. Нахождение противоположных по смыслу понятий. Развитие мелкой моторики.

3,4

Развитие способности анализировать, выделять общие и отличительные признаки предметов. Развитие внимания, мелкой моторики.

5,6

Использование понятий «между», «рядом», «слева», «справа», «перед». Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравнение предметов, развитие внимания, мелкой моторики.

Ноябрь

1,2

Ищем закономерности. Учимся устанавливать последовательности событий. Обобщаем понятия. Развитие мелкой моторики.

3,4

Сравнивание предметов. Развитие мелкой моторики.

5,6

Сравнивание и классифицирование предметов. Ищем противоположные понятия. Развитие мелкой моторики.

7,8

Развитие внимания. Поиск предметов с названными признаками. Развитие мелкой моторики.

Декабрь

1,2

Развиваем внимание, сообразительность. Поиск закономерностей. Развитие мелкой моторики.

3,4

Использование понятий «раньше», «позже», «сначала», «потом». Поиск противоположных по смыслу понятий. Развитие мелкой моторики.

5,6

Учимся группировать предметы. Развитие образного мышления. Учимся соотносить предметы по их внутренним свойствам. Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравниваем, группируем предметы. Развиваем внимание. Развитие мелкой моторики.

Январь

1,2

Учимся наблюдать, сравнивать и обобщать. Развитие мелкой моторики.

3,4

Ищем закономерности. Развиваем внимание. Учимся определять время по часам. Развитие мелкой моторики.

5,6

Развиваем образное мышление. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Февраль

1,2

Сравниваем предметы по внутренним признакам. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

3,4

Сравниваем предметы. Устанавливаем последовательность действий. Развитие мелкой моторики.

5,6

Классифицируем предметы. Ищем закономерности. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

7,8

Развиваем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Продолжение

Март

1,2

Ищем закономерности.Развитие мелкой моторики.

3,4

Развиваем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

5,6

Обобщаем понятия, группируем предметы. Развиваем пространственное мышление. Развитие мелкой моторики.

7,8

Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

Апрель

1,2

Тренируем внимание. Ищем закономерности. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

3,4

Решаем логические задачи. Ищем закономерности. Развитие мелкой моторики.

5,6

Группируем предметы. Развиваем внимание, образное мышление. Развитие мелкой моторики.

7,8

Сравниваем предметы. Ищем закономерности. Развитие мелкой моторики.

Май

1,2

Сравниваем, систематизируем. Развиваем воображение. Развитие мелкой моторики.

3,4

Тренируем внимание. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

5,6

Сравниваем, обобщаем. Решаем логические задачи. Развитие мелкой моторики.

7

Развиваем внимание и сообразительность. Развитие мелкой моторики.

8

Проведение конкурса «Умники и Умницы»

9

Источник