Аверин в а психология развития ребенка спб 2000
В 1973 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1997 г. докторскую диссертацию на тему «Психология Высшего медицинского образования».
Область научных интересов: психология развития и возрастная психология, психология медицинского образования, акмеология и психология личности.
В 1972-1976 гг. работал психологом в НПО «Электроавтоматика». С 1976 – ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики Ленинградского педиатрического медицинского института. С 2000 года – декан факультета клинической психологии СПб Государственной педиатрической медицинской академии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин.
В разные годы был вице-президентом Российского Психологического общества, членом Координационного совета, председателем Государственной Аттестационной комиссии СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Института спец.психологии и педагогики им. Р.Валленберга, Областного университета им. Пушкина.
Автор оригинального курса «Психология развития». Преподаватель курсов повышения квалификации для преподавателей и аспирантов СПбГПМА.
Автор более 130 печатных работ, 17 учебных пособий, 6 коллективных и 4 собственных монографий. Наиболее значимые публикации:
- Психология медицинского образования: Опыт акмеологического исследования (монография). ППМИ, СПб, 1995.-167с. (Совместно с Т.Л. Бухариной)
- Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., переработанное. — СПб.: Изд- во Михайлова В.А., 1998. — 379с.
- Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. (кол. монография)СПб., прайм–ЕВРОЗНАК, 2001.
- Психология личности: Учеб.пособие. — 2-е изд., переработанное. СПб.: Изд- во Михайлова В.А. 2001.- 191с.
- Психолого-педагогические аспекты медицинского образования (научное издание). Екатеринбург,УрО РАН. 2002.-406с. (Совместно с Т.Л. Бухариной)
- Психология: Учебное пособие. / Под ред. В.А. Аверина. — СПб.-2003. — 187с.
- Психология среднего возраста, старения, смерти. Учебник. / Под ред. А.А.Реана (кол.монография) — СПб., «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-384с. – (серия «Мэтры психологии»)
- Развитие личности ребенка от рождения до года. – Изд.перераб. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.-312с. (Серия: «Развитие личности Ребенка») (кол.монография)
- Развитие личности ребенка от года до трех лет – Изд. перераб. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.-312с. (Серия: «Развитие личности Ребенка») (кол.монография)
- Развитие личности ребенка от трех до пяти. – Изд. испр. и доп. – Екатеринбург: Рама Паблишинг; 2010. – (Серия «Развитие личности ребенка») С. 65-110.(кол.монография)
- Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. – Изд. испр. и доп. — Екатеринбург: Рама Паблишнг, 2010. (Серия «Развитие личности ребенка») С.19-55.(кол.монография)
- Рождение и жизнь: Материалы международной конференции по клинической психологии детства/ Под общей редакцией Проф. В.А.Аверина, проф. А.Н.Корнева/ СПб.: Изд.СПбГПМА, 2010. – 164с.
- Методологические проблемы психологии. Под ред.проф. В.А.Аверина. Учебно-методическое пособие. СПб., Издание ГПМА, 2012. – 61с.
- Интеллектуально-стилевая организация человека. Учебное пособие для преподавателей и студентов. СПб.,:Изд-во СПбГПМУ, 2014.-52с. (Совместно с Киреевой Н.Н., Котовой Е.Е.)
Награды: заслуженный работник Высшей Школы РФ. Лауреат Премии Правительства СПб (2013).
Экзистенциальное интервью:
1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?
Наука о человеке, его чувствах и эмоциях, мыслях, мотивах и потребностях, наконец — о его поведении, конечно, по определению это самая гуманная наука. Раскрывая потенциал человеческих возможностей, она помогает человеку увидеть свои горизонты развития, показать пути собственного роста, прежде всего, нравственного. Почему нравственного? Потому что науку делают люди, психологи. У каждого свои цели, свои ценности, мотивы. Каждый из них для чего-то работает в этой науке. И это главный вопрос — для чего? Ответ на него дает ответ о реальной миссии психологии в современном мире. Будет ли она гуманной наукой, способствующей гуманизации человека, либо станет платформой для его дегуманизации! И это зависит от каждого, кто носит имя ПСИХОЛОГ!
2. Что бы Вы могли посоветовать молодому психологу?
Все сказанное выше по сути задает содержание совета. Прислушайся к себе! Для чего ты в науке? Хочешь ей что-то дать или только получать?
Истина, безусловно, важна, но ведь вопрос и в цене, которую нужно за нее заплатить. Хорошо, если это касается только тебя. А если других, да, к тому же многих других? Как быть? Готов ли ты к этому?
Когда я встречаюсь с первокурсниками, решившими стать клиническими психологами, я им говорю о своей любимой поговорке: «каждый человек — кузнец своего счастья, равно как и несчастья. Что накуешь, то и получишь». Поэтому только работа позволяет лучше понять и то, что ты изучаешь и для чего, и самого себя как активного субъекта изучающего человека.
3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?
Пожалуй самый трудный вопрос.
Хорошо известна дилемма ученого, который любит себя в науке либо науку в себе.
Каждому легче любить самого себя любимого. Легко любить человечество, но трудно кого-то конкретного. Почему? Любить — значит доверять. Доверять — значит знать себя, свои возможности. Чем больше и глубже знаешь и понимаешь себя, тем больше степеней свободы, а следовательно понимания и принятия других.
4. Как Вы относитесь к смерти?
Ну как можно относиться к неизбежному? Ведь единственное, что наверняка известно каждому о своем будущем — это конечность жизни. В свое время З. Фрейд определил цель жизни — в смерти. Если это понимать буквально, то он прав. И все же не прав. Поскольку до этого ты проживаешь целую жизнь. Жизнь, в которой мы ставим самые разные цели, обусловленные нашими ценностями, достигаем их, либо нет. И это определяет наше отношение к смерти.
Наверное каждый человек боится смерти, поскольку ни один нормальный человек не желает ее. Но смерть можно принимать либо отвергать. Если ты сделал в жизни все, что планировал, если ты сделал себя, дело, которое останется после тебя, то почему человеку не принять смерть как достойное завершение собственной жизни?!
5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни.
Понял, что каждый может сделать себя, если знает для чего. Понял, что самая большая ценность — это даже не здоровье, а твое собственное имя. Потому что, если ты испачкаешь его, никакого здоровья не хватит, чтобы его отмыть!
Сделай себя сам, с помощью других, сохрани себя для близких, друзей, всех кто знает тебя и тех, кто может тебя узнать!
Источник
Развитие
когнитивной
сферы
дошкольника
Аверин
В.А.
Психология
детей и
подростков. —
СПб., 1994.
Аверин
В.А.
Психология
развития
детей
дошкольного
возраста. –
СПб., 2000.
Авраменко
В.В.
Возрастная
психология. –
Могилёв, 2005.
Агаев Е.
JI.
Развитие
словесных
обобщений в
дошкольном
возрасте / Е. JI. Агаев //
Психолингвистические
основы
речевого онтогенеза
при усвоении
родного и
иностранного
языков: тез.докл. совещ.
М.: Ин-т
языкознания
АН СССР, 1987. — С. 31-35.
Акрушенко
А.В.
Психология
развития и
возрастная
психология:
конспект
лекций. – М., 2008.
Алексеева
М.М.
Речевое
развитие
дошкольников.
– М., 1999.
Алябьева Е.
А.
Развитие
воображения
и речи детей 4-7
лет. — М., 2005.
Ананьев
Б.Г., Рыбалко
Е.Ф.
Особенности
восприятия
пространства
у детей. – М., 1964.
Арушанова А.
Формирование
грамматического
строя речи //
Дошкольное
воспитание. №
9, 1993.
Асеев В.Г. Возрастная
психология. –
Иркутск, 1989.
Баскакова
И.Л.
Внимание
дошкольника,
методы его
изучения и
развития /
Изучение
внимания
школьников. –
М., 1993.
Белкина
В.Н. Психология
раннего и
дошкольного
детства:
Учебное
пособие. —
Ярославль, 1998.
Белоус
А.Н.
Возрастная
психология. –
Мн., 2010.
Беспанская
Е.Д.
Возрастная
психология. –
Мн., 2009.
Беспанская
Е.Д.
Психическое
развитие в
дошкольном и
младшем школьном
возрасте:
развитие
ведущих психических
функций. – Мн.,
2009.
Би Х. Развитие
ребёнка. –
СПб., 2004.
Валлон А.
Психическое
развитие
ребёнка. — СПб., 2001.
Венгер
Л.А.
Восприятие и
обучение
(дошкольный
возраст). – М., 1969.
Венгер
Л.А.
Развитие умственных
способностей
детей. – М., 1991.
Венгер
Л.А.
Старший
дошкольник //
Дошкольное
воспитание. №
1, 1994.
Венгер
Л.А., Венгер
А.Г.
Готов ли ваш
ребёнок к
школе. М., 1994.
Возрастная
и
педагогическая
психология / Под ред.
А.В.
Петровского.
– М., 1979.
Возрастная
и
педагогическая
психология / Под ред.
М.В. Гамезо
и др. – М., 1984.
Возрастная
психология:
конспект
лекций / Сост.
М.В.
Оленникова. –
М., СПб., 2006.
Выготский
Л.С.
Воображение
и творчество
в детском
возрасте. –
СПб., 1997.
Выготский
Л.С. Вопросы
детской
психологии. –
СПб., 1999.
Выготский
Л.С.
Лекции по
психологии. –
СПб., 1999.
Выготский
Л.С.
Воображение
и его
развитие //
Собр. Соч. в 6 т.
М., 1983. Т. 2.
Выготский
Л.С.
Воображение
и творчество
в детском
возрасте. М., 1991.
Выготский Л.С.
Мышление и
речь // Собр.
Соч. В 6 т. — М., 1982. Т. 2.
Выготский
Л.С.
Обучение и
развитие в
дошкольном
возрасте. — М., 1966.
Выготский
Л.С. https://192.168.0.5/cgi-bin/irbis64r_72/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=BIBL&P21DBN=BIBL&S21STN=1&S21REF=10&S21FMT=fullw&C21COM=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21COLORTERMS=0&S21STR=Психология
развития
ребенка. — М., 2003.
Гапанович-Кайдалова
Е.В.
Возрастная
психология:
тексты
лекций. – Гомель,
2009.
Готовность
детей к
школе: Диагностика
психического
развития и
коррекция
его
неблагоприятных
вариантов. –
М., 1989.
Гуткина
Н.И.
Психологическая
готовность к
школе. М., 1996.
Дарвиш
О.Б.
Возрастная
психология. –
М., 2005.
Детская
психология / Под ред.
Я.Л. Коломинского,
Е.А. Панько.
Мн., 1988.
Диагностика
умственного
развития
дошкольника / Под ред.
Л.А. Венгера,
В.В. Холмоновской.
М., 1985
Диагностика
учебной
деятельности
и интеллектуального
развития
детей. – М., 1981.
Доналдсон М.
Мыслительная
деятельность
детей. М., 1985.
Дьяченко
О.
Возможности
развития
умственных
способностей
дошкольников
// Дошкольное
воспитание. №
11, 1993.
Дьяченко
О.М.
Воображение
дошкольника.
— М., — 1986.
Дьяченко
О.М. Об
основных
направлениях
развития
воображения
дошкольника
// Вопросы
психологии. — 1988.
— № 6.
Дьяченко
О.М.
Особенности
развития
воображения
умственно
одарённых
детей //
Дошкольное
воспитание. №
8, 1993.
Дьяченко
О.М.
Пути
активизации
воображения
дошкольников
// Вопросы
психологии. –
1987. — № 1.
Дьяченко
О.М.
Развитие
воображения
в дошкольном
детстве. Дис.
доктора
психол. н. – М., 1990.
Дьяченко
О.М.
Развитие
воображения
у
дошкольников.
– М., 1996.
Дьяченко
О.М.,
Кириллова
А.И. О
некоторых
особенностях
развития
воображения
у детей
дошкольного
возраста //
Вопросы
психологии. –
1980. — № 2.
Дьяченко
О.М.,
Лаврентьева
Т.В.
Психическое
развитие
дошкольников.
– М., 1984.
Ермолаева
М.В.
Психология
развития. – М.,
Воронеж, 2003.
Залысина
И.А., Смирнова
Е.О.
Некоторые
особенности
психического
развития
дошкольников,
воспитывающихся
вне семьи //
Вопросы
психологии. 1985.
№ 4.
Запорожец
А.В.
Избранные
психологические
труды: В 2-х т. М., 1986.
Т. 1.
Запорожец
А.В.
Развитие
ощущений и
восприятия в
раннем и дошкольном
возрасте //
Избранные
психол. труды.
М., 1986. Т. 1.
Исследование
развития
познавательной
деятельности / Под ред.
Дж. Брунера,
Р. Олвер и
П. Гринфилд.
Пер. с англ. М., 1971.
Истомина
З.М.
Развитие
памяти:
Учебно-методическое
пособие.- М., 1978.
Карандашев
Ю.Н.
Развитие
представлений
у детей. –
Минск, 1987.
Карпова
С.Н., Труве
Э.И. Психология
речевого
развития
ребёнка. – Ростов-на
Дону, 1987.
Кириллова
Г.Д.
Развитие
воображения
в детстве:
Ранний и дошкольный
возраст. –
Орёл, 1992.
Коломинский
Я.Л., Панько
Е.А.
Психология
детей
шестилетнего
возраста. Мн.,
1999.
Коломинский
Я.Л.
Психология
развития
детей в норме
и патологии:
психологическая
диагностика,
профилактика
и коррекция.
– СПб., 2004.
Кравцов
Г.Г., Кравцова
Е.Е.
Шестилетний
ребёнок:
психологическая
готовность к
школе. М., 1987.
Кравцова
Е.Е.
Психологические
проблемы
готовности
детей к
школе. М., 1991.
Крайг Г.
Психология
развития. —
СПб., 2000.
Кулагина И.Ю.Возрастная
психология:
Полный
жизненный цикл
развития
человека – М.,
2001.
Кулагина
И.Ю.
Психология
развития и
возрастная
психология:
полный
жизненный
цикл
развития
человека. – М.,
2011.
Лейтес
Н.С.
Способности
и
одарённость
в детские
годы. М., 1984.
Лейтес
Н.С.
Умственные
способности
и возраст. – М.,
1971.
Лелюх
С.В. и др. Развитие
творческого
мышления,
воображения
и речи
дошкольников.
— Ульяновск, 2003.
Леонтьев
А.Н. Психологические
основы
дошкольной
игры // Избранные
психологические
произведения:
В 2 т. – М., 1983. – Т. 1.
Ломбина
Т.Н.
Психологические
особенности
речевого развития
дошкольников,
обучаемых по
авторской
программе «Читайка». —
Вестник Моск.
Государств. Гуманитар.
ун-та им. М. А.
Шолохова. 2009. — № 2. —
С. 38-54.
Лысенко
Е.М.
Возрастная
психология. –
М., 2006.
Марищук
Л.В.
Психология
развития и
педагогическая
психология. –
Мн., 2010.
Менчинская
Н.А.
Дневник о
развитии
ребёнка (от
рождения до восьми
лет). М., 1948.
Менчинская
Н.А.
Психология
развития
ребёнка от
рождения до 10
лет: дневник
развития
дочери. – М., 1996.
Мир
детства.
Дошкольник / Под ред.
А.Г.
Хрипковой. –
М., 1985.
Мишина
Е.Д.
Психология
развития. –
Гродно, 2010.
Муханова К., Колядина
А. Сенсорное
развитие
дошкольников
// Дошкольное
воспитание. №
4, 1994.
Мухина
В.С.
Возрастная
психология:
феноменология
развития,
детство,
отрочество:
Учебник для
вузов. – М., 2000.
Мухина
В.С.
Шестилетний
ребёнок в
школе: Книга
для учителя
начальных
классов. – М., 1986.
Негневицкая
Е.И.. Шахнарович
А.М.
Язык и дети. М.,
1981.
Немов
Р.С.
Психология: В
3-х кн. – М., 1995. – Кн. 2.
Ньюкомб Н.
Развитие
личности
ребёнка. –
СПб., 2003.
Обухова
Л.Ф.
Возрастная
психология. –
М., 2004.
Обухова
Л.Ф.
Концепция
Жана Пиаже:
за и против. –
М., 1981.
Обухова
Л.Ф.
Этапы
развития
детского
мышления. М., 1972.
Общение
и речь:
Развитие
речи у детей
в общении со
взрослыми / Под ред.
М.И. Лисиной. — М.,
1985.
Одарённые
дети. М., 1991.
Особенности
психического
развития
детей
6-7-летнего
возраста /
Под ред. Д.Б. Эльконина
и А.Л. Венгера.
М., 1988.
Павленко
И.Н.
Развитие
речи и
ознакомление
с окружающим
миром в ДОУ. М.:
Сфера, 2006.
Палагина
Н.Н.
Психология
развития и
возрастная
психология. –
М., 2005.
Панько
Е.А. и др. Развитие
познавательных
процессов
дошкольников:
Учебное
пособие. –
Минск, 1984.
Перре-Клермон
А.-Н.
Роль
социального
взаимодействия
в развитии
интеллекта
детей. Пер. с
фр. — М., 1991.
Першина
Л.А.
Возрастная
психология. –
М., 2004.
Петроченко
Г.Г.
Развитие
детей 6-7 лет и
подготовка
их к школе. — Мн.,
1982.
Пиаже Ж.
Генетический
аспект языка
и мышления //
Психолингвистика:
сб.ст. — М.:
Прогресс, 1984. С.
325-335.
Пиаже Ж.
Избранные
психологические
труды. Психология
интеллекта.
Генезис
числа у
ребёнка. Логика
и психология.
— М., 1969.
Пиаже Ж. Речь и
мышление
ребёнка. Пер.
с фр. – М., 1994.
Пиаже Ж.
Суждение и
рассуждение
ребёнка. –
СПб., 1997.
Поддьяков
Н.Н.
Обучение
дошкольников
комбинаторному
экспериментированию
// Вопросы
психологии. –
1991. — № 4. – С. 29-34.
Поддьяков
Н.Н.
Мышление
дошкольника.
М., 1977.
Поляков
А.М.
Психология
развития. –
Мн., 2009.
Проскура
Е.В.
Развитие
познавательных
способностей
дошкольника.
Киев, 1985.
Психолингвистика:
Сборник
статей. – М., 1984.
Психология
детей
дошкольного
возраста.
Развитие
познавательных
процессов. –
М., 1964.
Психология
детства /
Сост. В.А. Аверин
и др. – СПб., М.,
2008.
Психология
детства: от
рождения до 11
лет / Под
ред. А.А. Реана.
– СПб., 2003.
Психология
дошкольника: Библиогр.
Указ. 1917-1998 г.г. /
Сост. Г.А. Урунтаева.
– М., Воронеж, 2000.
Психология
дошкольника.
Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева.
– М., 2000.
Психология
развития /
Под ред. Т.Д.
Марцинковской.
– М., 2001.
Психология
развития:
Словарь / Под
ред. А.Л. Венгера.
– М., СПб., 2005.
Психология
человека: от
рождения до
смерти / Под
Ред. А.А. Реана.
– СПб., 2002.
Психическое
развитие
воспитанников
детского
дома / Под
ред. И.В.
Дубровиной,
А.Г. Рузской. –
М., 1990.
Развитие
логической
памяти у
детей / Под
ред. А.А.
Смирнова – М., 1976.
Развитие
мышления и
умственное
воспитание
дошкольника / Под ред.
Н.Н. Поддьякова,
А.Ф. Говорковой.
– М., 1985.
Развитие
мышления
ребёнка / Сост.
А.П. Худенко,
М.А. Дыгун.
– Мозырь, 1997.
Развитие
познавательных
способностей
в процессе
дошкольного воспитания / Под ред.
Л.А. Венгера.
– М., 1986.
Развитие
речи
дошкольника.
Сб. науч.
тр. / Под ред. О.С.
Ушаковой. – М.,
1990.
Рихтерман
Г.Д.
Формирование
представлений
о времени у детей
дошкольного
возраста. М., 1982.
Салмина
Н.Г.
Знак и символ
в обучении. –
М., 1988.
Самыгин
С.И.
Возрастная
психология. –
Ростов-н/Д.,
2010.
Сапогова
Е.Е.
Психология
развития
человека. – М.,
2001.
Сенсорное
воспитание
дошкольников / Под ред.
А.П. Усовой. – М.,
1963.
Славкина
М.А.
Возрастная
психология: 100
вопросов – 100
ответов. – М., 2005.
Солодилова
О.П.
Возрастная
психология: в
вопросах и
ответах. – М., 2004.
Сорокоумова
Е.А.
Возрастная
психология. –
СПб., 2009.
Слово
и образ в
решении
познавательных
задач
дошкольниками // Под ред.
Л.А. Венгера.
— М., Интор, 1996.
Смирнова
Е.О.
Детская
психология. –
М., 2003.
Сохин Ф.А.
Психолого-педагогические
основы
развития
речи
дошкольников.
— М.: Изд-во Моск.
психолого-социального
ин-та;
Воронеж:
Изд-во НПО
«МОДЭК», 2002.
Тамберг
Ю.Г.
Развитие
интеллекта
ребёнка. –
Екатеринбург,
2004.
Тихеева
Е.И.
Развитие
речи детей
(раннего и
дошкольного
возраста). — М.:
Просвещение,
1981.
Умственное
воспитание и
речевое
развитие в
детском саду / Под ред.
Н.Н. Поддьякова,
Ф.А. Сохина. – М.,
1984.
Ушакова
О.С.
Теория и
практика
развития
речи
дошкольника.
— М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ушакова
Т.Н., Бартнева
З.С.
Психологическое
содержание
речи ребенка
3-5 лет // Вопросы
психологии. — 2000.
— № 2. — С.56-65.
Флейк-Хобсон К.,
Робинсон Б.Е., Скин П. Мир
входящему:
Развитие
ребёнка и его
отношений с
окружающими.
М., 1992.
Хилько
М.Е.
Возрастная
психология:
Конспект
лекций. – М., 2010.
Хрестоматия
по теории и
методике
развития
речи детей
дошкольного
возраста /
сост. М. М.
Алексеева, В.
И. Яшина. — М.:
Академия, 1999.
Шаповаленко
И.В.
Возрастная психология:
психология
развития и
возрастная
психология. –
М., 2009.
Шэффер Д. Дети и
подростки:
психология
развития. СПб., 2003.
Эльконин
Д.Б.
Детская
психология
(развитие
ребёнка от рождения
до семи лет). –
М., 1960.
Эльконин
Д.Б.
Избранные
психологические
труды.
— М., 1989.
Эльконин
Д.Б.
Психология
игры. – М., 1978.
Источник
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Психология развития детей дошкольного возраста — Аверин В.А. — издание: 2000
Аверин Вячеслав Афанасьевич
Доступна только бумажная версия документа
Санкт-Петербург
Место издания
О произведении
Ответственность
Аверин В. А.
Библиотека
Российская государственная библиотека (РГБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник