Антропометрическое развитие ребенка до 1 года

Антропометрическое развитие ребенка до 1 года thumbnail

Цель:оценка
физического развития ребенка.

Оснащение:
медицинские
горизонтальные весы, горизонтальный
ростомер, сантиметровая лента, пеленки,
емкость с 0,5% раствором хлорамина,
ветошь.

Техника
безопасности
:
не
оставлять ребенка без присмотра.
Возможные проблемы: беспокойство
ребенка.

Техника
выполнения. Взвешивание
.

1. Протереть весы
раствором хлорамина и уравновесить
весы.

2. Положить на
весы сложенную вчетверо чистую пеленку
и взвесить ее.

3. Закрыть затвор
весов.

4. Ребенка уложить
на весы так, чтобы голова находилась
на широкой части чаши весов.

5. Передвинуть
килограммовую гирю вправо на цифру
равную примерному весу ребенка, открыть
затвор. Маленькой гирей (граммовой)
уравновесить весы.

6. Закрыть затвор
весов, снять ребенка с весов и отдать
матери или положить в кроватку.

7. Записать
результат.

Измерение
роста
.

1. Протереть
ростомер раствором хлорамина, постелить
пеленку.

2. ребенка одетого
в распашонку, уложить на ростомер так,
чтобы голова плотно прикасалась к
неподвижной планке ростомера, а козелок
уха и наружный угол глаза были на одной
вертикальной линии. Ноги ребенка
выпрямить в коленных суставах легким
нажатием руки, к подошвам приложить
поперечную подвижную планку ростомера.

3. По боковой
планке со школой определить длину тела
ребенка.

4. Ребенка отдать
матери, результат измерения записать.

Измерение
окружности головы.

1. Проверить
целостность сантиметровой ленты,
четкость обозначений.

2. Ленту протереть
раствором хлорамина.

3.
Ленту
наложить на затылочный бугор головы,
а спереди соединить на уровне
надбровных дуг ребенка.

Измерение
окружности груди.

1. Поднять
распашонку, наложить сантиметровую
ленту на нижние углы лопаток, а спереди
— на уровне сосковой линии.

2. Запомнив
результат, ребенка отдать матери,
результаты измерения записать в историю
развития ребенка.

9

7. Антропометрия детей старшего возраста.

Цель:определение
физического развития ребенка.

Оснащение:весы
напольные, ростомер вертикальный,
сантиметровая лента, емкость с 0,5%
раствором хлорамина, ветошь.

Техника
выполнения манипуляции. Взвешивание
.

1. Открыть затвор,
уравновесить весы, закрыть затвор.

2. Поставить
ребенка на весы. Передвинуть большую
(килограммовую гирю) влево на цифру
равную примерному весу ребенка. Открыть
затвор. Затем маленькой (граммовой)
гирей уравновесить весы.

3. Закрыть затвор
и снять с весов ребенка (или попросить
сойти).

4. Записать
результат взвешивания и обработать
весы раствором хлорамина.

Измерение
роста ребенка
.

1. Ребенка просят
разуться и вплотную встать к вертикальной
шкале ростомера так, чтобы ноги были
сомкнутыми, а пятки прижаты к шкале.
При этом козелок уха и наружний угол
глаза должны находиться на одной
горизонтальной линии.

2. Осторожно
опускают планку до уровня головы и
запоминают результат измерения.

3. Просят ребенка
сойти с ростомера, результат измерения
записывают.

Измерение
окружности головы
.

1. Проводят
наложением сантиметровой ленты на
затылочный бугор, а спереди смыкают на
надбровных дугах.

2. Результат
записывают. Измерение грудной клетки.

1. Наложить
сантиметровую ленту сзади на нижние
углы лопаток, спереди -по нижнему краю
околососковых кружков.

2. Определить
величину окружности и записать результат.

Особенности
измерения окружности грудной клетки
у девочек пубертатного возраста.

1. У девочек с
развитыми молочными железами ленту
проводят спереди на уровне верхнего
края 4 ребра над молочными железами.
Руки должны быть свободно опущены вдоль
тела. Снять результат.

2. Необходимо
контролировать, чтобы девочка не
поднимала плечи, не отводила руки вперед
или в сторону

25

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям  ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности,  гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г),  8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.
Читайте также:  Ооп для центра развития ребенка

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится  в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании  групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат  средние антропометрические  величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и  тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы)  среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то  из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг.  Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  •  коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии  питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

https://www.youtube.com/watch?v=fFedUnKuJ2s

Индекс Эрисмана.  

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль»  Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа.  Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Читайте также:  Литература по развитию ребенка от 0

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.

Некрасова Анастасия Михайловна

Врач-педиатр, детский кардиолог

Задать вопрос

Источник

Основной отличительной особенностью
ребенка является его рост и развитие.
Рост (накопление массы) и развитие
(дифференцирование различных органов
и систем) — это два основных процесса,
которые постоянно совершаются в организме
ребенка, но не всегда протекают
параллельно. В одни возрастные периоды
преобладают процессы роста, а в другие
— процессы развития различных органов.
Эти процессы преобладания роста или
развития у детей в значительной мере
определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей
основными показателями являются масса
тела, рост, окружность грудной клетки,
головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных
составляет 3400—3500 г для мальчиков и
3200—3400 г для девочек. В последние годы
в нашей стране дети рождаются с большей
массой тела, что объясняется неуклонным
улучшением материально-бытовых условий
жизни трудящихся.

На массу тела и рост новорожденного
большое влияние оказывают различные
факторы. У физически крепких рослых
родителей рождаются дети с большей
длиной и массой тела. Дети от слишком
юных или пожилых родителей рождаются
с меньшей массой и длиной тела. Большое
влияние на массу тела и рост ребенка
оказывают социально-бытовые факторы,
питание и состояние здоровья женщины
во время беременности.

На 3— 5-й день после рождения масса тела
новорожденного уменьшается на 150—200 г,
но не более чем на 300 г (см. раздел
«Новорожденный ребенок и уход за ним»).
Обычно к 10— 12-му дню у здорового ребенка
масса тела восстанавливается и дальше
происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в
массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — по 800
г, а за каждый последующий месяц — на
50 г меньше по сравнению с предыдущим
(табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году
жизни

Месячная 

Прибавка 

Месячная 

Прибавка 

Возраст, мес 

прибавка массы тела, 

массы тела за истекший 

Возраст, мес 

прибавка массы тела, 

массы тела за истекший 

г 

период, г 

г 

период, г 

600 

600 

600 

4900 

800 

1400 

550 

5450 

800 

2200 

500 

5950 

750 

2950 

10 

450 

6400 

700 

3650 

11 

400 

6800 

650 

4300 

12 

350 

7150 

Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок,
тем интенсивнее увеличивайся масса его
тела. Установлено, что к 4—4’/2 мес жизни
масса тела ребенка удваивается, а к году
— утраивается.

После года масса тела увеличивается
медленнее: в течение 2-го года — на
2,5—3,5 кг, на 3-м году — на 1,5—2 кг. В
последующие годы (до 10 лет) темпы
нарастания массы тела сохраняются почти
на одном уровне, незначительно уменьшаясь
с возрастом. К началу и в период полового
созревания отмечается усиленная прибавка
массы тела, которая заметно падает с
наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в
возрасте от 1 года до 10 лет можно определить
по следующей формуле: масса тела
годовалого ребенка (9,5—10 кг)+2-п, где n—
число лет ребенка, 2— средняя годовая
прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная
прибавка массы тела в среднем составляет
4 кг, и массу прибтизительно можно
рассчитагь по следующей формуле: 30 кг
(масса 10-летнего ребенка) +4 кг (п—10), где
n— число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного
колеблется в пределах 48—52 см. В отдельных
случаях первоначальная длина тела может
достигать 50—56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет
особенно энергично: за год жизни рост
ребенка увеличивается на 23— 25см. За 2-й
год жизни прибавка роста равняется 11
см, за 3-й — 8 см. В период с 4 до 7 лет
прибавка в росте составляет по 5—7 см в
год. В младшем шкочьном возрасте длина
тела ребенка в среднем увеличивается
на 4—5 см в год, а в период полового
созревания отмечается увеличение
ежегодной прибавки до 7—8 см. Рост ребенка
по сравнению с первоначальным (при
рождении) удваивается к 4—5 годам и
утраивается к 14— 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно
определить по следующим формулам. У
детей до 4 лет: 100 см —8 см (4—n), где n—
число лет ребенка, 8 см — средняя ежегодная
прибавка роста в течение первых 4 лет
жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n—4), где n— число лет ребенка,
G см — средняя ежегодная прибавка роста
у детей старше 4 лет. Рост ребенка
происходит как бы волнообразно,
наблюдаются периоды, когда интенсивность
роста значительно превосходит средние
величины. Такие периоды получили название
«-вытяжения». Первое «вытяжение»
происходит в 5—6 лет, второе — в 11— 14
лет (период полового созревания), когда
ежегодный прирост составляет ?0 —12 см.

Для правильной оценки физического
развития детей имеет значение соотношение
размеров головы и грудной клетки. При
рождении окружность головы составляет
34—35 см, а окружность груди на 1—2 см
меньше (32—34 см). У хорошо упитанных
новорожденных эти размеры равны и
окружность груди сравнительно редко
превышает окружность головы. В возрасте
2—4 мес окружность груди равна окружности
головы. До 7-летнего возраста окружность
груди превышает окружность головы
приблизительно на столько сантиметров,
сколько лет ребенку. Окружность груди
у детей увеличивается за 1-й год жизни
на 13—15 см. Особенно энергичные темпы
прироста отмечаются в возрасте до 3 мес,
когда прирост окружности груди достигает
почти половины годового прироста. Во
2-м полугодии окружность груди увеличивается
всего на 3—5 см. Завесь 2-й год прирост
окружности груди составляет 2,5—3 см и
за 3-й— 1,5—2 см.

Читайте также:  Влияние гиперактивности на развитие ребенка

Окружность головы за 1-й год жизни
увеличивается на 10— 11 см. Наиболее
высокие темпы прироста отмечаются у
детей в 1-м полугодии, когда прирост
окружности головы составляет 7 см. За
2-й год окружность головы увеличивается
на 2 см и за 3-й — на 1 см. В дальнейшем
прирост окружности головы происходит
еще более медленно, а после 6 лет она
увеличивается всего на 5—6 см.

Рост, масса тела и окружность грудной
клетки у мальчиков до 11 лет во всех
возрастных группах несколько больше,
чем у девочек. В 11 лет показатели массы
тела, роста и окружности груди у девочек
и мальчиков становятся равными, затем
девочки заметно обгоняют мальчиков,
удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет
рост мальчиков превышает рост девочек,
а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и
по массе тела, и по окружности груди,
сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели
физического развития большое влияние
оказываюг факторы окружающей среды
(режим дня, питание, прогулки, занятия
физкультурой), а также различные
заболевания. К заболеваниям, которые
оказывают особенно сильное влияние на
физическое развитие детей, относятся
врожденные пороки сердца, врожденные
и приобретенные поражения центральной
нервной системы, эндокринные расстройства
и др.

В последнее время считается установленным,
что современные дети подвержены процессу
акселерации, т. е. ускоренному процессу
роста и развития. Основные проявления
акселерации сказываются на физическом
и половом развитии и конкретно выражаются
в следующем: 1) увеличении роста и массы
тела новорожденных; 2) более раннем
прорезывании первых зубов; 3) увеличении
средних показателей массы тела и роста
у детей’всех возрастных периодов; 4)
увеличении других параметров тела
(окружность головы, груди и др.); 5) более
ранних сроках появления первых менструаций
у девочек и более раннем половом
созревании мальчиков; 6) более раннем
появлении ядер окостенения у мальчиков
и девочек. Акселерация как с биологической,
так и с социальной точки зрения может
рассматриваться как внешнее выражение
благоприятно Рис. 11. Взвешивание ребенка
на горизонтальных весах, Рис, 12. Взвешивание
ребенка на медицинских весах.

изменившихся условий жизни. Безусловно,
не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного
медицинского обслуживания детей и
подростков является систематическое
наблюдение за их физическим развитием
и состоянием здоровья. Очень важно
знать, какие величины того или иного
признака физического развития
соответствуют данному возрасту ребенка,
каковы ежегодные прибавки роста, массы
тела в норме, для того чтобы своевременно
уловить отклонения в ходе индивидуального
развития ребенка.

Для правильной оценки физического
развития все измерения необходимо
производить на обнаженном ребенке в
первую половину дня, так как длина и
масса тела в течение суток колеблется.
Длина тела к вечеру обычно уменьшается
на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на
специальных детских весах (рис. 11),
желательно в утренние часы до кормления.
При этом необходимо подложить теплую
пеленку при взвешивании ребенка,
ежедневно мыть с мылом чашечную часть
весов и тщательно следить за состоянием
весов и правильностью их показаний.
Массу тела у детей старшего возраста
определяют на выверенных медицинских
весах (рис. 12).

Рис. 13. Ростомер горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер вертикальный, При
взвешивании ребенок должен стоять
неподвижно посередине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с помощью ростомера.
До года применяется горизонтальный
ростомер (рис. 13). Ребенка укладывают на
него так, чтобы голова плотно прилегала
к головному концу ростомера, где ее
удерживает мать или кто-либо из персонала.
Медицинская сестра выпрямляет ноги
ребенка, слегка нажимая ему на колени,
подвигая в эго время к стопам передвижную
подставку. Расстояние между ней и
головным концом ростомера и показывает
рост ребенка (определяется по прикрепленной
сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная
с Г/2 лет) измеряют вертикальным ростомером
(рис. 14). Вертикальная стойка прибора
укреплена на площадке и имеет сантиметровые
деления, вдоль стойки передвигается
горизонтально расположенная планшетка.
При измерении роста ребенок стоит спиной
к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами,
лопатками и затылком. Руки должны быть
вытянуты, пятки вместе, носки врозь,
голова находится в таком положении,
чтобы верхний край наружного слухового
прохода и угол глаза были на одной
горизонтальной линии; планшетку опускают
на голову и отсчитывают деления на шкале
по нижнему краю планшетки. Окружность
головы и груди измеряют сантиметровой
лентой. Для определения окружности
головы сантиметровую ленту накладывают
циркулярно вокруг головы на уровне
надбровных дуг и затылочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту
накладывают спереди на уровне сосков,
а сзади на уровне нижних углов лопаток.
У девочек пубертатного возраста спереди
лента проходит по IV ребру. Руки ребенка
должны быть опущены, дыхание спокойное,
у детей старшего возраста измерение
производят во время выдоха, а также на
высоте максимального вдоха, максимального
выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста
следует выполнять умеренными неторопливыми
движениями при спокойном состоянии
ребенка. Хотя техника антропометрических
измерений проста, она требует известного
навыка. При недостаточной опытности
можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует
обращать внимание на правильность
телосложения, подкожный жировой слой,
развитие костной и мышечной системы.
Только по совокупности всех признаков
можно сделать правильный вывод о
физическом развитии детей.

Источник