Анна фрейд о развитии ребенка

Анна фрейд о развитии ребенка thumbnail

Теория Фрейда, в
своем позднем варианте, была попыткой
совместить две стороны в познании
человека: научный взгляд на человека
как на предста­вителя биологического
вида, с его физиологическими механизмами
развития и функционирования, и
гуманистический взгляд на человека как
носителя субъективного опыта и смыслов,
вырастающих из взаимоотношений с
окру­жающими его людьми. Эта попытка
синтеза не смогла, однако, привести к
соз­данию единой теории. Последователи
Фрейда пошли путем изучения отдель­ных
сторон личности, делая акценты либо на
межличностных аспектах фор­мирования
личности (взаимоотношения между Эго и
Суперэго, в терми­нологии структурной
теории), либо на биологическом уровне
влечений и инстинктов (взаимоотношения
между Ид и Эго). Результатом этого явилось
постепенное оформление двух направлений
в психоанализе: Эго-психологии и Школы
объектных отношений. Психоаналитики,
считающиеся родоначаль­никами этих
двух направлений, Анна Фрейд и Мелани
Кляйн, являлись одновременно и
основоположниками детского психоанализа.

Анна
Фрейд и Эго-психология

Анна Фрейд
(1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление,
нача­тое отцом, только в работе с
детьми. Ее взгляды оказали большое
влияние на развитие Эго-психологии.
Одной из самых известных работ Анны
Фрейд является книга «Защитные механизмы
Эго» (1936).

Кроме непосредственно
психоаналитической работы с детьми,
Анна Фрейд уделяла большое внимание
изучению детей в повседневной обстановке.
Дан­ные наблюдений за детьми представляли
значительно более широкую ин­формацию,
чем только интерпретации в анализе.
Анна Фрейд вышла за рамки концепции
психосексуальных стадий и предложила
концепцию «ли­ний развития», понимаемых
как набор разворачивающихся потенциалов.
Это было знаменательным событием в
психоанализе, выходом за рамки теории
либидо, расширением психоаналитического
понимания развития.

Концепция
«линия развития» традиционно
использовалась в психоана­литической
теории развития как метафора, описывающая
последовательное поступательное
развитие и подчеркивающая непрерывность
и накопитель­ный характер развития.
Фрейд был первым, кто предложил такую
линию: последовательное созревание
либидинального драйва, образующее линию
пси­хосексуального развития. С целью
поиска контекста, в рамках которого
можно было бы оценивать детскую личность,
Анна Фрейд выдвинула предположе­ние,
что развитие в целом может быть описано
серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных
и постепенно разворачивающихся.
Последовательность шагов внешнего
развития отражает формирование глубинных
психических структур. Это помогает
лучше понять, каким путем идет и
совершенствуется приспособление ребенка
к миру, развитие его независимости.

Анна Фрейд описала
следующие линии.

— «От полной
зависимости к эмоциональной
самодостаточности и взрос­лым объектным
отношениям».

— Линии, приводящие
к телесной независимости: «от сосания
к рацио­нальному питанию», «от пачкания
пеленок к контролю за кишечником и
мо­чевым пузырем», «от отсутствия
ответственности до принятия ответственнос­ти
по уходу за телом».

— «От эгоцентричности
к партнерству (дружбе)».

— «От тела к игрушке
и от игры к работе».
Приведем примеры
двух линий развития.
Линия
«от сосания к рациональному питанию».

Долгий путь должен
проделать ребенок, прежде чем прийти в
точку, где он может регулировать прием
пищи активно и рационально, качественно
и количественно, на основе собственных
потребностей и аппетита и независимо
от его отношений к «обеспечителю» еды
либо от его сознательных и бессоз­нательных
фантазий.

Фазы этого пути
выглядят следующим образом.

1. Вскармливание
грудью или с помощью бутылки, по часам
или по тре­бованию, с обычными
трудностями кормления, вызванными
частично пере­падами аппетита и
пищеварительными расстройствами,
частично позицией тре­воги матери
относительно кормления.

Вмешательство в
процесс удовлетворения потребностей:
ненужное ожи­дание пищи, диета или
принуждение к кормлению — образуют
первые и часто длящиеся нарушения в
позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от
груди или бутылки, инициатором которого
бывает либо сам ребенок, либо мать.

В последнем случае,
особенно если это протекает в сжатые
сроки, бы­стро, протест малыша против
оральной депривации искажает нормальное
удовольствие от еды. Трудности могут
возникать с введением твердой пищи,
новых вкусов и консистенций, которые
ребенок либо приветствует, либо
от­вергает.

3. Переход от
кормления к самостоятельной еде, с
помощью приборов либо без них, «пища»
и «мама» все еще идентифицируются одна
с другой. При­ем пищи как поле битвы,
на котором могут происходить сражения,
связан­ные с трудностями материнско-детских
отношений.

4. Самостоятельная
еда с использованием ложки, вилки,
разногласия с ма­терью о количестве
съедаемого сдвигаются к форме еды, то
есть манерам за столом; тяга к конфетам
как адекватному фазе заместителю
орального удо­вольствия от сосания;
пищевые причуды (капризы) как результат
анально­го тренинга (обучения
чистоплотности), то есть вновь приобретенное
реак­тивное образование отвращения.

5.Постепенный выход
из уравнивания между пищей и мамой в
эдипо­вой фазе. Установки к еде
по-прежнему иррациональны, но теперь
обуслов­лены инфантильными сексуальными
теориями, а именно: беременности че­рез
рот (страх отравления); беременности
(страх пополнеть); анальных ро­дов
(страх приема пищи и ее выхода).

6.Постепенный выход
из сексуализации еды в латентный период
с со­хранением или даже увеличением
удовольствия от еды. Увеличение
рацио­нальных установок к пище и
самостоятельное определение в еде, при
этом весь более ранний опыт этой линии
имеет определяющее значение в форми­ровании
индивидуальных пищевых привычек во
взрослой жизни, вкуса, пред­почтений,
а также последующих пристрастий или
отвращения в отношении пищи или питья.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам норма и патология

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Кризис трех лет часто называют «Я сам». Еще большее возрастание самостоятельности малыша в очередной раз требует от родителей своевременной перестройки отношений. Поведение ребенка в это время часто характеризуется следующими чертами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, ревностью, обесцениванием того, что раньше было дорого, привычно, интересно. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка меняются отношения и к другим людям, и к себе. Он психологически отделяется от родителей.

Даниил Борисович Эльконин о развитии ребенка

Д. Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающую среду в двух ее важнейших аспектах: мир людей и мир вещей. Соответственно малыш осваивает два типа отношений: человек-человек и человек-вещь.

Даниил Борисович Эльконин (1904–1984), ученик Л. С. Выготского, выдающийся ученый и талантливый практик, один из основоположников возрастной детской психологии. Он рано начал трудовую деятельность, проработав два года воспитателем в колонии для малолетних правонарушителей, работал педологом в детской профилактической амбулатории Октябрьской железной дороги, преподавал в педагогическом институте, написал букварь и учебник по русскому языку для народов Крайнего Севера. Прошел всю войну, которую окончил майором, награжден многими боевыми орденами и медалями. Во время войны потерял всю семью. Его жена и двое дочерей убиты фашистами на Кавказе.

Д. Б. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности» – это деятельность, которая оказывает наиболее сильное влияние на развитие ребенка. По мнению ученого, ведущая деятельность может быть двух типов: ориентированная на нормы отношений между людьми и ориентированная на усвоение способов действий с предметами (рис. 1). С помощью ведущей деятельности первого типа развивается потребностно-мотивационная сфера личности ребенка, а с помощью ведущей деятельности второго типа – интеллектуально-познавательная сфера.

Анна фрейд о развитии ребенка

Рис. 1. Схема ведущей деятельности

Д. Б. Эльконин сформулировал закон периодичности развития. Согласно этому закону к каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет; моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после спада которых развивается та сторона, которая отставала в предшествующий период.

В раннем детстве интеллектуальное развитие опережает мотивационное. Развитие потребностно-мотивационной сферы зависит от характера общения ребенка с родителями. Ведь именно они, родители, помогают познавать мир «взрослых» предметов, благодаря чему у малыша преобладает потребность в сотрудничестве с ними. Поэтому ребенок ждет от родителей безусловной любви, эмоционального тепла, непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи. В совместных действиях возникают новые для малыша формы общения с взрослыми.

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметно-манипулятивная деятельность. В конце этого периода ребенок не просто манипулирует игрушками, а наделяет их игровым смыслом. Кубик для малыша может быть столиком, а может быть машинкой, стоит только его только провезти по полу и изобразить рычание мотора. Игра, как считал Д. Б. Эльконин и как утвердилось в современной науке, служит развитию интеллектуально-познавательной сферы ребенка.

Зигмунд Фрейд о развитии ребенка

З. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, которое насыщено сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по его мнению, определяет развитие всех сторон личности.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – основоположник психоанализа. Родился в провинциальном городке на окраине Австро-Венгерской империи, первенец в семье еврейского торговца среднего достатка. В Вене, в гимназии, где он учился, был первым учеником и даже пользовался известными привилегиями: его переводили из класса в класс без экзаменов. Родители ценили успехи сына, заметно превосходившего своими способностями других детей. Для приготовления уроков ему была выделена керосиновая лампа, тогда как остальным приходилось довольствоваться свечами. В 30 лет он женился на Марте Бернайс, с которой был уже 4 года обручен. С ней он прожил до конца своих дней и имел шестерых детей.

З. Фрейд занимался изучением очень интересных тем. Так, в 1900 году вышла его книга «Толкование снов», а в 1898 году он начал разработку проблемы юмора, для чего собрал большую коллекцию еврейских анекдотов. После прихода в Германии в 1933 году к власти нацистов, в первый же день присоединения Австрии к Германии З. Фрейд был заключен под домашний арест, его квартира подвергнута обыску, а дочь Анна вызвана на допрос в гестапо. Только благодаря выкупу в 100 000 австрийских шиллингов Фрейду вместе с женой и дочерью было позволено покинуть Австрию. Семья обосновалась в Лондоне, где, несмотря на прогрессирующий рак, Фрейд продолжал интенсивно работать. Он перенес 31 операцию и смог прожить еще 16 лет во многом благодаря самоотверженным заботам дочери Анны. Когда же мучения стали нестерпимыми, личный врач Фрейда по его просьбе оборвал его страдания двумя отравляющими уколами.

Детская сексуальность понималась им широко – это все, что доставляет телесное удовольствие: поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т. д. С последним связано приучение малыша к опрятности, которое выпадает на возраст от года до трех лет.

В зависимости от того, в какой форме это осуществляется и на чем акцентируется внимание малыша, у него, по З. Фрейду, развиваются те или иные черты: аккуратность, пунктуальность – или упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и т. д. В этот период формируются внутренняя цензура – совесть, закладываются основы социальных норм поведения.

Дело отца продолжила одна из дочерей З. Фрейда, Анна Фрейд. Ей принадлежит заслуга разработки психоанализа детского возраста как самостоятельного направления в клинической практике.

Анна Фрейд о развитии ребенка

Признанной заслугой А. Фрейд считается описание ею линий развития для основных сфер детской жизни: линии развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линии развития опрятности от первоначальных усилий взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. При этом, считала она, каждая из линий может развиваться в своем темпе, и рассогласованность в темпе развития некоторых линий может быть всего лишь вариацией в пределах нормы. К тому же нормальное детское развитие идет не постепенно, шаг за шагом, а скачками: вперед и снова назад, соединяя в себе прогрессивные и регрессивные процессы, постоянно их чередуя.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка с рождения до года

Анна Фрейд – дочь Зигмунда Фрейда – продолжала и развила классическую теорию и практику психоанализа. Анна – младшая из шести детей. Отец надеялся, что у него появится еще один сын, и даже уже выбрал для него имя Вильгельм. Рождение шестого ребенка усугубило и без того не блестящее материальное положение семьи. Получив педагогическое образование, она работала учительницей в школе для детей пациентов своего отца, затем начала собственную психоаналитическую практику. Зигмунд Фрейд был удовлетворен тем, как складывается карьера его дочери. В одном из своих писем он поощрительно отзывается об ее успехах, сетуя только на два недостатка – сутулую осанку и чрезмерное увлечение вязанием. Анна вела прием, разместившись в кабинете того же дома, где принимал отец. К З. Фрейду приходили взрослые пациенты, Анна принимала детей. Частенько ребенка приводили родители вопреки его воле. Нередко дети капризничали, отказывались разговаривать, даже прятались под стол. Пригодился педагогический талант Анны: она умела расположить к себе учеников, рассказывала занимательные истории, показывала фокусы, а если нужно, то и сама залазила под стол, чтобы найти общий язык с маленькими пациентами.

С тех пор, как у Фрейда обнаружили рак, Анна не только самоотверженно ухаживала за ним, но и взяла на себя часть его дел: выступала вместо отца на международных конгрессах, зачитывала его доклады, принимала его почетные награды. К 80-летнему юбилею отца Анна подготовила особый подарок, которым он очень гордился: значительный теоретический труд «Я и механизмы защиты».

Во время Второй мировой войны нацистская оккупация застала семью Фрейда в Вене. Анну Фрейд вызвали на допрос в гестапо. Страшась пыток, она спрятала на себе яд. Этот день явился для нее страшным испытанием, воспоминания о котором ее мучили всю жизнь.

Когда война закончилась, Анна, находясь уже в Англии, все свои силы направила на помощь английским детям, пострадавшим от бомбардировок. Она собирала по полуразрушенным домам детей, организовывала для них помощь, находила средства для их поддержки, открыла ясли для более 80 детей. Сама купала, пеленала, кормила детей, играла с ними. Кроме того, читала лекции для сотрудников. А по ночам в пожарной каске дежурила на крыше и тушила зажигательные бомбы.

До 1982 года Анна Фрейд проводила психоанализ пациентов. К ней обращались многие знаменитости: Эрик Эриксон, Мэрилин Монро.

Анна Фрейд умерла 8 октября 1982 года.

Источник

Одним из последователей
Фрейда, развивавших направление детского
психоанализа, является его дочь Анна
Фрейд. Она полностью сосредоточила свое
внимание на проблемах и методах
психоанализа, применяемого к детям. В
своих лекциях, вышедших в последствии
в виде отдельной книги «Введение в
детский психоанализ», она рассмотрела
следующие проблемы.

Ребенок, в отличие от
взрослого, никогда не является инициатором
начала анализа — решение о необходимости
анализа всегда принимают его родители
или другие окружающие люди. По словам
Анны Фрейд, некоторые детские психоаналитики
(например Мелания Клейн) не считают это
серьезным препятствием в работе, однако,
по ее мнению, вполне целесообразно
постараться каким-нибудь образом вызвать
в ребенке заинтересованность, готовность
и согласие на лечение. Эту часть
психоаналитической работы она выделяет
в отдельный период детского психоанализа
— подготовительный. В течение этого
периода непосредственно аналитической
работы не ведется, просто происходит
«перевод определенного нежелательного
состояния в другое желательное состояние
с помощью всех средств, которыми
располагает взрослый в отношении к
ребенку». Автор выделяет три
предварительных условия, необходимые
для начала анализа: осознание болезни,
доверие к аналитику и решение на анализ.
В качестве примеров Анна приводит
случаи, описанные ниже.

Одна ее шестилетняя
пациентка сообщила: «Во мне сидит
черт. Можно ли вынуть его?». Ответ был
таков: да, можно, но если мы решим вместе
это сделать, то придется выполнить
множество не слишком приятных вещей.
Девочка, подумав, согласилась — так
было достигнуто соблюдение важного
правила терапии — добровольное согласие
пациента.

Другая пациентка,
которую привели родители, согласилась
работать вместе с психоаналитиком,
стараясь приобрести союзника в борьбе
с ними, подобно тому, как первая девочка
старалась заполучить союзника в войне
с «чертом».

Довольно часто ребенок
не соглашается так просто работать с
аналитиком. В таких случаях, по словам
Анны Фрейд, имеет смысл в течение
некоторого времени постараться добиться
расположения ребенка — в приведенном
примере она описывает случай с десятилетним
мальчиком, когда пришлось вначале
добиваться просто интереса мальчика к
личности терапевта, затем постараться
показать, что общение может быть не
только интересным, но и полезным и,
наконец, дать понять, что подвергаться
анализу означает получать многочисленные
преимущества. После этого ребенок
начинает осознавать действительную
пользу проведения психоаналитической
работы.

Таким образом, по мнению
Анны Фрейд, первым и немаловажным
отличием детского психоанализа от
классической его формы является наличие
особой, подготовительной стадии, на
которой ребенок должен признать свою
проблему и принять решение на анализ.
По словам автора, «у маленького
запущенного невротика вместо сознания
болезни… возникает чувство испорченности,
которое становится… мотивом для
проведения анализа».

После такого вступления
Анна Фрейд приступает к характеристике
уже непосредственной процедуры детского
психоанализа. После того, как аналитику
удалось завоевать доверие и расположение
маленького пациента, возникает вопрос
о методах и технических приемах, которые
могут быть применены к ребенку в течение
психоаналитической работы. Анна приводит
4 основных приема классического
психоанализа и рассматривает их
применительно к детскому.

Воспоминания пациента.
В детском анализе не приходится сильно
рассчитывать на собственные воспоминания
ребенка. Маловероятно, что он сумеет
рассказать аналитику достаточно о своей
болезни. Поэтому автор предлагает
активно собирать и использовать сведения
от родителей. При этом надо учитывать
все неточности и искажения, возможно
обусловленные личностными мотивами.

Читайте также:  Онтогенез речевого развития ребенка в норме

Что касается толкования
сновидений, то здесь, по мнению Анны
Фрейд, вполне применимы те же приемы,
что используются в работе со взрослыми
людьми. Частота сновидений у ребенка
не меньше, чем у взрослого. Анна
рассказывает, что в работе она сообщает
малышу, что «само сновидение ничего
не может сделать, каждую свою часть оно
откуда-нибудь да взяло», а затем они
вместе «отправляются на поиски».
В эту же группу приемов выделяется
анализ «снов наяву», мечты детей,
которыми они делятся более охотно, чем
взрослые пациенты. В книге приводится
несколько ярких примеров таких детских
фантазий, в которых очень явно
просматривается связь с какой-то (тоже
«просвечивающей») проблемой.
Встречаются также «сны наяву с
продолжением» — фантазии, связанные
по сюжету, которые ребенок рассказывает
от сеанса к сеансу. В самых удачных
случаях, аналитик может войти с ребенком
в настолько тесный контакт в самом
начале анализа, что он (ребенок) будет
рассказывать ежедневно продолжение
своего сна наяву, что является очень
удобным и достоверным источником
информации об актуальном внутреннем
состоянии ребенка. Еще один специфический
для детского психоанализа прием — это
изучение и толкование рисунков детей.
Дети охотно и много рисуют и, подчас,
проявляют бессознательные желания,
чувства именно в рисунках.

Касаясь метода свободных
ассоциаций, Анна Фрейд замечает, что у
ребенка, как правило, отсутствует
готовность к ассоциированию. Именно
поэтому, по ее мнению, детский анализ
считается (на момент написания книги)
особенно трудной областью применения
учения Зигмунда Фрейда. Однако, иногда
можно «спровоцировать» ребенка
давать некоторые ассоциации. Так,
например, в практике автора был случай,
когда удалось разрешить проблему,
используя метод свободных ассоциаций,
когда девочку просили «сесть на
корточки с закрытыми глазами и прислушаться
к тому, что происходило в ней». Девочка,
обладая (что важно) прекрасной зрительной
памятью, охотно выполняла эту инструкцию
и рассказывала все, что «приходило
на ум «. Уже в то время были попытки
заменить свободные ассоциации игрой
(доктор Гельмут, Мелания Клейн). Как мы
увидим ниже, эти методы получили широкое
развитие, например, его активно применял
в своей практике Эрик Эриксон.

Отдельное внимание
уделяет Анна Фрейд роли переноса (или
перенесения) как технического приема
в детском психоанализе. Первое, что
обращает на себя внимание, это то, что
необходимо заинтересовать ребенка
перед началом анализа, это означает, в
переводе на аналитическую терминологию,
создать положительное перенесение.
Таким образом, положительное перенесение
является необходимым условием с самого
начала работы. Отрицательные же
перенесения при детском анализе являются,
по словам автора, прежде всего,
препятствием, т. к. нормальная и
продуктивная психоаналитическая работа
с детьми возможна только при наличии
положительного перенесения. Отрицательные
же, сколь много материала они не давали,
в детском анализе следует разрушать.
Все элементы перенесения у ребенка,
продолжает Анна, остаются лишь элементами,
невроз перенесения как таковой у ребенка
не возникает. Это обусловливается прежде
всего тем, что ребенок, в отличие от
взрослого, еще не разорвал теснейших
отношений с родителями и, по сути дела,
ему незачем переносить свои отношения
к родителям на другого человека. Кроме
того, аналитик при работе с детьми не
должен оставаться безличным, как в
классическом психоанализе, он, как уже
неоднократно упоминалось, должен быть
интересным, симпатичным ребенку. Это
создает реакцию перенесения искусственно,
а ничто искусственное не может стать
по-настоящему реальным.

В заключительной части
своей книги Анна Фрейд подводит некоторый
итог своим взглядам на особенности
детского психоанализа. Она обращает
внимание на различные тонкости
психоанализа, связанные, в основном, с
незрелостью структуры личности ребенка.
Например, в отличие от взрослого пациента,
ребенок очень зависим в своих отношениях
с окружающим миром и он (мир) оказывает
намного большее влияние на протекание
и механизм невроза. По мнению автора,
большинство проблем маленького пациента,
так или иначе, обусловлены незрелостью
”Сверх-Я”. Чтобы результативно провести
анализ, как считает Анна, аналитик
“должен суметь во время анализа с
ребенком место его ”Я-идеала”. Ребенок
согласится уступить место в своей
внутренней, эмоциональной жизни новому
“любовному объекту”. Таким образом, в
детском психоанализе намечается явная
связь с воспитанием — из-за слабости
”Я-идеала” ребенка и его эмоциональной
зависимости от внешнего мира он не
способен самостоятельно сдерживать
освобождающиеся побуждения и для этого
ему нужен человек (психоаналитик),
обладающий авторитетом в воспитательном
отношении.

В заключение к данному
разделу можно сказать, что, в отличие
от предыдущего и последующего, он почти
полностью посвящен практическим
проблемам детского психоанализа. На
наш взгляд, это полезно потому, что
рассмотрение и практики, и теории дает
более полное представление о взглядах
на любую психологическую проблему.

Соседние файлы в папке ДЗ Семинар

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник