Анкета роль семьи в развитии ребенка
Родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании ребенка»
Агапова Т.И.- руководитель структурного
подразделения дошкольного отделения
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы воспитателя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания детей. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей.
Данное родительское собрание посвящено роли семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста Цели:
*выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
*выявление психологических особенностей современных детей;
*роль семьи в воспитании детей;
*разработка принципов воспитания современных детей.
Участники: воспитатели группы, родители детей 5-6 лет.
Предварительная работа : за неделю до собрания родителям предлагается ответить на вопросы анкеты.
Анкета для родителей
« Родительские обязанности»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания на тему « Роль семьи в воспитании ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим за сотрудничество.
- Что, по вашему мнению, включает в себя понятие «родительский авторитет».
- Укажите состав вашей семьи.
- Что вы считаете главным в семейном воспитании?
- Что и кто оказывает положительное влияние на воспитание вашего ребенка?
- Какой стиль взаимоотношений преобладает в вашей семье: авторитарный или демократический?
- Кто в вашей семье больше занимается воспитанием ребенка?
- Кто принимает важные решения в вашей семье?
- С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?
- Применяете ли вы в воспитательных целях физические наказания?
- Конфликтуете ли вы между собой в присутствии ребенка?
- Укажите какие проблемы семейного воспитания вас волнуют? Спасибо!
* Оформить группу пословицами о семье :
* В гостях хорошо , а дома лучше.
*Вся семья вместе, и душа на месте.
* Не нужен и клад, коли в семье лад.
*При солнышке тепло, при матери добро.
* Дружная семья , гору сдвинет.
*Дома и стены помогают.
* В родной семье и каша гуще.
* Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Моя семья».
*Записать на видео высказывания детей о семье.
* Подготовить атрибуты для игры « Веселая мастерская»
Ход собрания
1.Информационная часть.
Выступление заведующей детского сада
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании ребенка.
Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом РФ и другими актами.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольного брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания , заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи. Содействовать благополучию и укреплению семьи, заботится о благосостоянии своих детей.
Каждому ребенку для гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви, понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета. который принимается ребенком как должное. Очень важно не потерять абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождение слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье. Соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми.
Духовное общение с детьми- одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно совместные занятия, игры, приобщение малыша к полезным и увлекательным хобби отца и матери.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье : диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи ( в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.
Опека в семье — это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.
При тактике «невмешательства» родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.
Существует 3 стиля семейного воспитания:
— демократический;
— авторитарный;
— попустический.
Демократический стиль — это стиль «согласия»; авторитарный стиль — стиль «подавления»; попустический стиль — ребёнок предоставлен сам себе.
Выступление воспитателя
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться пожалуй любой человек. Однако и по сегодняшний день многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, ее значение в воспитании подрастающего поколения.
Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.
В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.
Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.
Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован ,опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.
Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
Игра « Веселая мастерская»
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми нарисовать рисунки на тему «Самый теплый дом».
В конце работы все оформляют выставку. Жюри из состава работников детского сада оценивают рисунки, награждают победителей в следующих номинациях:
- За мастерство – высокая техника исполнения рисунка.
- За искренность и теплоту.
Выступление педагога-психолога
Педагог-психолог знакомит с содержанием памятки для родителей
Памятка
«Как общаться с ребенком»
- Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
- Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
- Интересуйтесь проблемами ребенка. вникайте во все его трудности.
- Помогайте развивать способности и таланты.
- Не оказывайте на ребенка нажима. Помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
- Имейте представление о различных этапах жизни ребенка.
- Уважайте право ребенка на собственное мнение.
- Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
- Будьте последовательны в своих действиях.
- Не давайте ребенку невыполнимых обещаний.
- Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.
Подведение итогов собрания, обмен опытом.
Resource id #4590
Источник
Алёна Шулим
Анкета для родителей «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
Использовала для проведения анкетирования по плану взаимодействия с родителями. Анкета для родителей.
«Роль семьи в формировании навыков самообслуживания у детей младшего возраста«
Ф. И. ребенка ___
1. Ребенок следит за собой (опрятность)
Самостоятельно
С помощью взрослого
2. Ребенок аккуратен в быту
Самостоятельно
С помощью взрослого
3. Ребенок моет и вытирает руки
Самостоятельно
С помощью взрослого
4. Прием пищи проходит
Самостоятельно
С помощью взрослого
5. Ребенок пользуется носовым платком
Самостоятельно
С помощью взрослого
6. Ребенок может одеваться
Самостоятельно
С помощью взрослого
7. Ребенок может раздеваться
Самостоятельно
С помощью взрослого
8. Ребенок складывает свои вещи
Самостоятельно
С помощью взрослого
9. Ребенок убирает игрушки
Самостоятельно
С помощью взрослого
10. Ребенок ходит в туалет
Самостоятельно
С помощью взрослого
Публикации по теме:
Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание,.
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни» (Консультация для родителей) «Здоровая семья — сильная Россия» — эта пословица имеет.
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ»
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании основ патриотизма у детей с ОВЗ» Автор: Косушкина И. И., воспитатель ГКУ СО «РЦДиПОВ».
Особенности реализации различных принципов при формировании навыков самообслуживания у детей с особыми потребностями в разных
Одной из центральных задач специального дошкольного образования является создание условий для социального развития детей с отклонениями.
Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста
Презентация на тему: ««Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего возраста». Младший возраст является для ребёнка очень насыщенным.
Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
С одного года до трёх малыш переживает особенно важный период. За каких то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится.
Роль семьи в формировании безопасного поведения детей у проезжей части
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ — работа с родителями. Задача педагога — максимально использовать.
Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей,.
Роль матери в формировании семейной принадлежности детей младшего дошкольного возраста
«Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, Может быть, лучшее воспоминание и есть, если много таких воспоминаний набрать.
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания
В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития.
Источник
Татьяна Вяткина
Анкетирование родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности»
Анкета для родителей «Роль семьи в организации продуктивных видов деятельности»
1. Имеется ли дома необходимые материалы для организации продуктивной деятельности ребенка?
гуашь а) да; б) нет;
краски а) да; б) нет;
пластилин а) да; б) нет;
цветная бумага а) да; б) нет;
картон для детского труда а) да; б) нет;
альбом для рисования а) да; б) нет;
другие материалы а) да; б) нет;
какие ___
2. Имеется ли дома специальное место для занятий творческой деятельностью с ребенком?
а) да; б) нет;
2. Ваш ребенок проявляет интерес к продуктивным видам деятельности?
а) да; б) нет;
3. Вы, как родители принимаете участие в продуктивных видах деятельности своего ребенка? (лепите с ним, рисуете, конструируете) а) да; б) нет;
4. Как часто это удаётся?
а) 3 раза в неделю;
б) 1 раз в неделю;
в)1 раз в месяц;
г) реже 1 раза в 2 месяца.
5. Знаете ли Вы, что ваш ребенок должен и может сделать в данном возрасте?
а) да; б) нет;
6. Знаете ли Вы, как вызвать желание у ребенка заниматься продуктивными видами деятельности?
а) да; б) нет;
7. Испытываете ли Вы трудности при этом? Какие именно?___
8. На что должна обратить внимание семья при развитии способностей ребенка.
а) на рекомендации педагога;
б) советы родных и знакомых;
в) желание самого ребенка;
г) модные тенденции;
д) другой вариант ответа___
Благодарим за сотрудничество
Публикации по теме:
Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.
Конспект НОД, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности детей 5–6 лет, «Путешествие с Капелькой»
Образовательные области Задачи О. О. Коммуникация — учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно; — совершенствовать.
Конспект организации различных видов музыкальной деятельности детей старшей группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Консультация для родителей «Роль семьи в реализации проектов в ДОУ»
Консультация для родителей Роль семьи в реализации проектов в ДОУ. Проект – что это? Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников»
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников». Семья для ребенка — первое и основное звено, которое связывает его.
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
Познавательное развитие дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию.
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА «воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость,.
Роль родителей в проектной деятельности. Презентация проекта социального партнёрства семьи и ДОУ «Мы вместе»
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.
Сенсорное развитие в процессе продуктивных видов деятельности у дошкольников с проблемами в развитии.
Проблемы сенсорного развития дошкольников с проблемами в развитии не теряют своей актуальности – это отмечали и отмечают в своих работах.
Установочное и итоговое анкетирование педагогов ДОУ при организации методических объединений
(установочная анкета) Уважаемые педагоги! Для эффективной организации и продуктивного проведения методических объединений с целью повышения.
Источник
Роль семьи в формировании личности
Цель: выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.
Подготовка: за 1-2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.
- Меня почти во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
- Меня во многом ограничивают.
- Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
- Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
- Практически всегда
- Иногда
- Почти никогда
Оборудование: на столах бланки с анкетами, ручки, мини-анкета «Общение родителей и детей в лицах».
Ход собрания.
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Школа ставит перед собой много задач: воспитательные, учебные, просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей. А потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- Любовь умиления
- Любовь деспотическая
- Любовь откупа.
Прежде, чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету, которая лежит перед вами. За время собрания дайте ответы на вопросы и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда печальная любовь. К чему она может привести?
Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Деспотическая любовь – эта форма одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы. Его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Любовь откупа – состоит в том, что родительский дом заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей. Их сердцам совершенно не знакомы такие чувства как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна подлинная родительская любовь?
Каким вырастит ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным. Благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других. И неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, то есть взглянуть на ситуацию его глазами. (После раздаются ответы детей для сравнения.)
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем нотации детям о том, как надо вести себя, даем полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может дело в том, что дети учатся жить у жизни. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Собрание хотелось бы закончить стихотворением еще раз подтверждающим все вышесказанное.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать, я выучу урок.
Понятней мне движенья рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, по правде или нет.
1 2 3 4
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
- Меня почти во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
- Меня во многом ограничивают.
- Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
- Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
- Практически всегда
- Иногда
- Почти никогда
1 2 3 4
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
- Меня почти во всем поддерживают.
- У нас бывают разногласия, даже ссоры.
- Мне бывает трудно дома.
- Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
- Меня во многом ограничивают.
- Дома считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
- Мне дают карманные деньги.
- У нас дома бывают одноклассники, друзья.
- Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
- Родители заняты только собой.
Варианты ответов:
- Практически всегда
- Иногда
- Почти никогда
Источник