Анатомо физиологические особенности развития ребенка до 1 года

Анатомо физиологические особенности развития ребенка до 1 года thumbnail
Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Особенностью младенцев, а это дети от 4 недель (или 1 месяца) до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие.

Рост малыша после рождения происходит по определенным закономерностям: наиболее интенсивно малыш растет в первые 3 месяца жизни, «вытягиваясь», в среднем, на 3 см ежемесячно. С 3-го по 6-й месяц малыш прибавляет по 2,5 см каждый месяц, с 6-го по 9-й месяц ребенок растет еще медленнее прибавка составляет 1,5–2 см ежемесячно, с 10-го по 12 месяц — по 1 см в месяц. За год малыш вырастает в среднем на 25 см, и в год его рост — уже около 75 см.

В первую неделю масса тела новорожденного может немного уменьшиться (но не более чем на 5–10%): малыш теряет жидкость и режим кормления пока еще не установился. Затем в течение первого месяца малыш прибавляет в весе в среднем на 20 г в день. Каждый день второго месяца добавляет к массе тела грудничка по 30 г. К 4-м месяцам вес ребенка удваивается, к году — утраивается.

Кожа очень нежная, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма. Масса подкожно-жирового слоя нарастает.

Костная система: соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок имеет 8 зубов.

Мышечная система. «Поза эмбриона», когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, поза сохраняется до 2,5 месяцев, это связано с гипертонусом мышц конечностей.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. -35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание приходится 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком. С 6 месяцев постепенно начинают давать соки, каши, творог.У грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный ребёнок удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти —этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону.

Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит. В 4-5 месяцев уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется. 5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает топ голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки. 6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ребёнок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др. 8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной. 9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения. 10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова. 11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

.

Источник

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) «сбивать» не следует — это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки.С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система.Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

— к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

— к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

— к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

— медиальные резцы – 6-9 месяцев;

— латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система.К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими

Дыхательная система.Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:

до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;

после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;

АДmin = от ½ до ⅔АДmax.

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

— анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

— полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

— нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

— гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

— цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

— СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Источник

Цель:

Познакомить
с анатомо-физиологическими особенностями
детей грудного возраста

План
изложения материала:

АФО
кожи и слизистых оболочек ребенка

АФО
костно-мышечной системы

АФО
дыхательной и сердечно-сосудистой
систем

АФО
ЖКТ и мочевыделительной систем

АФО
органов кроветворения и эндокринной
системы у детей

АФО
нервной системы и органов чувств

Основные
показатели физического и нервно-психического
развития детей первого года жизни

После
изучения темы студент должен:

Представлять
и понимать:

Взаимосвязь
между некоторыми АФО детей и особенностями
течения патологических процессов у
ребенка

Роль
медсестры в стимуляции физического и
нервно-психического развития детей
грудного возраста

Знать:

Особенности
ухода за кожей и слизистыми оболочками
ребенка грудного возраста

Сроки
прорезывания молочных зубов, особенности
роста костей

Сроки
исчезновения физиологического гипертонуса
мышц-сгибателей

АФО
дыхательной и сердечно-сосудистой
систем

Причину
частых диспептических расстройств у
детей грудного возраста

Частоту
мочеиспусканий и дефекаций на первом
году жизни

Особенности
гемограммы ребенка первого года жизни

АФО
эндокринной системы у детей

АФО
нервной системы и органов чувств

Основные
показатели физического и нервно-психического
развития детей первого года жизни

Кожа и слизистые
оболочки.

Кожа ребенка
раннего возраста хорошо кровоснабжается.
Очень высока способность кожи ребенка
к регенерации. Роговой слой тонкий и
состоит из 2-3 слоев слабо связанных
между собой клеток. Базальная мембрана
(между эпидермисом и дермой) не обеспечивает
прочную связь основных слоев кожи, что
может привести (при заболевании,
травматизации) к легкому отделению
эпидермиса. Ввиду морфологической
незрелости кожи плохо развита защитная
ее функция. Кожа чрезвычайно ранима и
склонна к мацерации, легко инфицируется,
доступна вредному воздействию химических
раздражителей. Именно поэтому при уходе
за ребенком необходимо строго соблюдать
чистоту и асептику. Несовершенна
терморегуляторная функция кожи, это
связано как с недостаточно развитой
функцией терморегуляции ЦНС, так и с
недоразвитием протоков потовых желез
(потоотделение начинается с 3-4 месяцев
жизни). Ребенок раннего возраста легко
перегревается или переохлаждается.
Достаточно хорошо развиты и выделительная
функция и функция всасывания. А дыхательная
функция кожи ребенка развита даже лучше,
чем у взрослого. Кожа – вторые легкие
ребенка, поэтому так важно поддерживать
ее в чистоте. Необходимо помнить, что
кожа играет и витаминообразующую роль.
Витамин Д незаменим в фосфорно-кальциевом
обмене и крайне важен для растущего
организма ребенка.

Кожа новорожденного
покрыта первородной смазкой, которая
защищает ее от вредных воздействий
окружающей среды. Значительная секреция
сальных желез может привести к образованию
на коже (чаще носа) беловато-желтых точек
(милиа).

Длинных волосы
новорожденного не имеют сердцевины и
через 6-8 недель выпадают и заменяются
новыми.

Слизистые оболочки
ребенка богаты кровеносными сосудами,
хорошо регенерируют. Но при развитии
воспалительных процессов у детей
значительноболее выражен
отечный компонент воспаления.

Костно-мышечная
система.

Основу скелета
новорожденного составляет хрящевая
ткань, которая по мере роста ребенка
заменяется костной. По точкам окостенения
можно наиболее точно определить возраст
ребенка (костный возраст ближе всего
соотносится с биологическим возрастом).
Ростковой зоной кости является
метаэпифизарная. Костная ткань ребенка
содержит много воды, хорошо кровоснабжается
(выше чем у взрослых риск инфекционных
заболеваний костей – остеомиелита и
пр.) и бедна минеральными солями. Кости
содержат много эластических волокон,
надкостница толстая, хорошо развита.
Из-за этой особенности у детей раннего
возраста распространены поднадкостничные
переломы (по типу «ивовой ветки»).

Череп новорожденного
относительно больших размеров, мозговой
отдел преобладает над лицевым. Швы
черепа закрываются к 2-3 месяцам, полное
сращение происходит к 3-4 годам. У
доношенного новорожденного открыт
большой родничок (между теменными и
лобной костями), он закрывается к 12-15
месяцам.

Молочные зубы
прорезываются у здоровых детей, начиная
с 6-7 месяцев. Сначала медиальные нижние
резцы, потом верхние, боковые. К году у
ребенка обычно 8 зубов. К 2 годам 20 (по
формуле N
– 4, где N
– число месяцев). Смена молочных зубов
на постоянные начинается с 5-6 лет. Сначала
появляются большие коренные зубы, и
только затем идет смена молочных на
постоянные в той же последовательности,
в какой они прорезывались. В 11-12 лет
появляются вторые большие коренные
зубы. 17-25 лет – третьи (зубы мудрости).

Грудная клетка
детей 1-го года жизни имеет форму цилиндра,
ребра расположены горизонтально, под
прямым углом к позвоночнику, что
ограничивает ее подвижность и затрудняет
расправление легких. Глубина вдоха
обеспечивается в основном экскурсией
диафрагмы (нет резерва для дыхания).

Позвоночник
новорожденного не имеет физиологических
изгибов. Они формируются в связи с
возникновением статических функций:
шейный лордоз появляется с 2 месяцев,
когда ребенок начинает держать головку;
грудной кифоз – с 6 месяцев, когда ребенок
сидит; и поясничный лордоз – с 10-12
месяцев, когда ребенок подолгу стоит.

У новорожденного
отмечается гипертонус мышц-сгибателей,
что обеспечивает флексорную позу. Он
сохраняется до 3-4 месяцев (до 4 месяцев
наблюдается ограничение подвижности
суставов). Мускулатура ребенка развивается
с возрастом. Сначала идет рост крупных
мышц, обеспечивающий приобретение
моторных умений. Мелкие мышцы до 4-5 лет
остаются плохо развитыми (мелкая
моторика). Отмечается низкая сократительная
способность мышц ребенка по сравнению
с взрослым (3-4 сокращения в минуту против
60-80 у взрослого). Что повышает риск
травматизации ребенка при неожиданных
событиях (ожог утюгом). Максимальная
скорость восстановления мышц после
нагрузки отмечается в возрасте 7-9 лет,
а выносливость достигается к 17 годам.
Наибольший прирост мышечной массы
отмечается в период полового развития.
Для развития ребенка и его мышечной
системы очень важно регулярная
двигательная активность (дошкольник
должен не менее 4-6 часов в день быть в
движении, чтобы развиваться гармонично).
Необходимо помнить об особенностях
строения и функционирования скелетных
мышц при проведении массажа, гимнастики,
выборе вида спорта для занятий физкультурой
ребенка.

Отмечается гипотония
гладкой мускулатуры ребенка (зияние
сфинктеров), что является одной из причин
развития срыгиваний (недостаточность
кардии), других функциональных расстройств
со стороны внутренних органов.

Дыхательная
система
.

Органы дыхания к
моменту рождения ребенка морфологически
несовершенны. В течение первых лет жизни
они интенсивно растут и дифференцируются.
К 7 годам их формирование заканчивается.

Слизистая оболочка
дыхательных путей (полость носа, глотка,
гортань, трахея, бронхи) тонкая и легко
ранимая, богата капиллярами, рыхлой
клетчаткой. Все эти особенности
способствуют развитию выраженного
отечно-воспалительного процесса при
заболевании дыхательных путей. Риск
инфекционных процессов органов дыхания
у детей выше не только благодаря хорошо
развитому кровоснабжению, но и сниженной
продукции иммуноглобулина А. В дыхательных
путях и легких детей недостаточное
количество эластической ткани, мало
вырабатывается сурфактанта (вещество,
препятствующее спадению альвеол на
выдохе), что увеличивает вероятность
спадения легкого и нарушения проходимости
дыхательных путей при их заболевании.
Одно из распространенных осложнений
пневмонии у детей раннего возраста –
ателектаз. Хрящевой каркас нижних
отделов дыхательных путей мягкий и
податливый, что тоже может способствовать
нарушению их проходимости.

Носовые ходы
ребенка узкие и при отеке слизистой
вследствие воспаления (насморк) носовое
дыхание становится невозможным. Для
ребенка раннего возраста эта проблема
не только засыпания (сна), но и кормления,
т.к. сосание в этом случае вызывает
значительные затруднения. Дети до года
не умеют дышать ртом, и при заложенности
носа может развиться одышка. Придаточные
пазухи носа к рождению ребенка не
сформированы и синуиты редко встречаются
у детей до 2-3 лет. Пещеристая ткань
подслизистой оболочки носа так же
развита недостаточно, чем и объясняются
редкие носовые кровотечения у детей до
7 лет. Слезно-носовой проток широкий,
что способствует проникновению инфекции
из носа в коньюктивальный мешок.

К моменту рождения
небные миндалины у детей недостаточно
развиты и до 1 года исключительно редко
развиваются ангины. Зато в возрасте 3-4
лет у детей наблюдается физиологическая
гипертрофия носоглоточных миндалин,
что при развитии воспалительных процессов
носоглотки всегда приводит к стойкому
нарушению носового дыхания.

Евстахиева труба
у детей раннего возраста короткая,
широкая и расположена более горизонтально,
что объясняет частое развитие отитов,
как осложнений ринофарингитов.
Надгортанник у новорожденного мягкий,
легко сгибается, что может быть причиной
появления шумного (стридорозного)
дыхания.

Гортань у детей
дошкольного возраста имеет воронкообразную
форму и значительно уже по диаметру,
чем у взрослого. Узость просвета гортани,
легко возникающий и ярко выраженный
отек подслизистого пространства при
воспалительных процессах гортани, спазм
гладкой мускулатуры из-за обилия нервных
окончаний могут привести к осложнению
ларингита, встречающемуся только у
дошкольников – стенозу гортани (острый
стенозирующий ларинготрахеит).

Трахея очень
подвижна, хрящи мягкие, что очень
затрудняет ее интубацию.

Бронхи узкие, их
хрящи так же мягкие и податливые. У
новорожденного угол отхождения бронхов
одинаков, но с возрастом правый угол
становится больше и инородные тела
дыхательных путей чаще попадают в правый
бронх. У новорожденного и детей раннего
возраста плохо развит кашлевой рефлекс,
механизмы самоочищения бронхов (движения
мерцательного эпителия), что способствует
развитию воспалительных процессов. В
мелких бронхах легко развивается спазм
в ответ на различного рода раздражения,
что увеличивает риск развития обструкции
бронхов и бронхиальной астмы, как
осложнения бронхита и пневмонии.

Ткань легкого
полнокровна (богата сосудами и водой),
содержит мало эластических волокон
(маловоздушна). Эта особенность
способствует возникновению эмфиземы,
отека легкого, ателектаза. Ателектазы
чаще возникают в задненижних отделах
легких из-за их слабой вентиляции.

Диафрагма расположена
высоко, что при развитии условий,
затрудняющих ее движение (метеоризм)
приводит к ухудшению вентиляции легких.

Потребность
растущего организма ребенка в кислороде
огромна, а легочный объем очень мал (у
новорожденного объем легких составляет
всего 0,5 л). Приходиться компенсировать
учащением дыхания. У новорожденного
частота дыхательных движений составляет
40-60 в минуту, в 1 год – 35, в 4 лет – около
25, в 8 лет 20. а после 10 лет – как у взрослого
– 16-18. Дыхание новорожденного имеет
поверхностный характер, продолжительность
вдоха почти равна выдоху (пуэрильное
дыхание), часто встречается дыхательная
аритмия (неправильное чередование пауз
между вдохом и выдохом), иногда развивается
дыхательное апноэ. Это связано с
несовершенством функции дыхательного
центра продолговатого мозга. Новорожденный
дышит животом, в раннем возрасте
преобладает смешанный тип дыхания
(грудо-брюшной), в периоде полового
созревания у мальчиков устанавливается
брюшной, а у девочек грудной тип дыхания.

Сердечно-сосудистая
система.

Cердце
новорожденного относительно велико и
располагается горизонтально. Границы
сердца у детей раннего возраста шире,
чем у взрослого. Только к 2-3 годам оно
принимает косое положение. Толщина
стенок левого и правого желудочка
одинакова, поэтому электрическая ось
сердца на ЭКГ не имеет отклонения. Стенки
желудочков сердца тонкие, легко
растяжимые. У детей первых месяцев жизни
сохраняются сообщения между правыми и
левыми отделами сердца: овальное
отверстие, артериальный проток, что
приводит к смешиванию артериальной
крови с венозной и проявляет себя в
частом развитии дыхательной и
сердечно-сосудистой недостаточности,
наличии сердечных шумов.

Повышенные
потребности тканей ребенка в кислороде
и питательных веществах удовлетворяются
не за счет большего систолического
объема, а за счет увеличения числа
сердечных сокращений. Частота сердечных
сокращений новорожденного составляет
140-160 ударов в минуту, к 1 году – 120, к 3
годам – 110, к 5 годам – 100, к 10 годам – 90,
а затем как у взрослого – 60-80.Пульс у
детей отличается большой лабильностью:
плач, физическое напряжение вызывают
тахикардию. Для него так же характерна
дыхательная аритмия: на вдохе он
учащается, а на выдохе урежается.
Работоспособность детского сердца
более высокая, чем у взрослого.

Сосуды у детей
раннего возраста относительно широкие,
диаметр вен приблизительно равен
просвету артерий. Стенки сосудов мягкие,
их проницаемость выше, чем у взрослых.
Эта особенность наряду с обилием
капилляров предрасполагают к застою
крови, что может приводить к развитию
заболеваний (пневмония, остеомиелит).
У детей большая скорость кровотока (12
секунд против 22 у взрослых), что связано
как с высокой частотой сердечных
сокращений, так и небольшой длиной
сосудистого русла.

Артериальное
давление у детей более низкое, чем у
взрослых. Примерный уровень максимального
(систолического) давления у детей до 1
года можно рассчитать по формуле 70+n,
где n
– число месяцев, у детей старше года по
формуле: 80+2n,
где n
– число лет. Диастолическое (нижнее)
давление обычно составляет 2/3 – 1/2 от
систолического.

Пищеварительная
система.

Органы пищеварения
новорожденного недостаточно развиты
и приспособлены переваривать только
материнское молоко.

Слизистая оболочка
полости рта нежная, богата кровеносными
сосудами. В первые месяцы жизни ребенка
слюнные железы продуцируют мало слюны,
что приводит к сухости слизистой полости
рта и легкой ее ранимости. Усиление
саливации наступает к 4-5 месяцам, что
связано с прорезыванием зубов. Акту
сосания ребенка содействуют жировые
комочки Биша, расположенные в толще
щек, широкий язык, хорошо развитые мышцы
губ, языка. В полости рта у детей первых
месяцев жизни практически не происходит
расщепление питательных веществ, поэтому
выделяется очень мало ферментов (вместо
амилазы продуцируется птиалин).

Пищевод у детей
относительно длиннее и уже (специальные
зонды), плохо развит кардиальный сфинктер.

Объем желудка
относительно мал: у новорожденного
составляет 30-35 мл, в 3 месяца – 100 мл, к
году 200-250 мл. В горизонтальном положении
ребенка пилорический отдел желудка
располагается выше дна. Мускулатура
развита плохо. До 3 месяцев срыгивания
являются физиологичными из-за анатомической
и функциональной недостаточности
кардиального сфинктера. Кислотность
желудочного сока и активность его
ферментов у детей раннего возраста
низкая, что часто приводит к развитию
нарушений переваривания пищи при
малейших погрешностях в питании и даже
спонтанно (функциональные диспептические
расстройства).

Печень новорожденного
относительно больших размеров, но
функционально незрелая. Особенно плохо
развиты антитоксическая и внешнесекреторная
функции, что может приводить к частому
развитию токсикозу при различных
заболеваниях. А малое количество желчи
способствует ограничению усвоения
жира.

Внешнесекреторная
функция поджелудочной железы достигает
уровня секреции взрослых только к 5
годам.

Кишечник ребенка
относительно более длинный, плохо
прикреплен к брыжейке, что приводит к
частому развитию заворотов и инвагинаций
у детей до 2 лет. Слизистая оболочка
кишечника более тонкая, проницаемая,
хорошо кровоснабжается (быстро всасываются
токсины). Ферментативная активность
кишечника низкая. Полостное пищеварение
развито хуже, чем пристеночное. Поэтому
любые заболевания кишечника ребенка
значимо отражаются на процессе
переваривания пищи. Кишечника
новорожденного стерилен, заселяется
микрофлорой в первые часы жизни. Характер
флоры во многом зависит от вида
вскармливания: при грудном преобладает
бифидумфлора, при искусственном –
ацидофильные палочки и энтерококки.

Характер стула
ребенка так же зависит от вида питания
и микрофлоры, заселяющий кишечник. У
детей, находящихся на естественном
вскармливании стул 3-4 раза в стуки,
кашицеобразный, желтый, с кисловатым
запахом; на искусственном – 2-3 раза в
сутки пастообразный желто-оранжево-зеленоватой
окраски (цвет зависит от вида молочной
смеси) с неприятным гнилостным запахом.

Мочевыделительная
система.

Почки новорожденного
относительно крупные, расположены
немного ниже, чем у взрослого, что дает
возможность пальпировать здо?