Анализ уровня развития ребенка 7 лет

Анализ уровня развития ребенка 7 лет thumbnail

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном ( какой я , какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном ( какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливает­ся достаточно большой багаж знаний, который про­должает интенсивно пополняться. Ребенок стремит­ся поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой сто­роны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

— любопытство;

— любознательность;

 — чувство юмора;

— удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

— чувство прекрасного;

— чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

— чувство гордости;

— чувство стыда;

— чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника вомногом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными.   В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6—7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

 Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник

Успешность воспитания, обучения, социальной
адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его
возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная
психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в
системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение,
коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика
нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития, определить
оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его
психофизическим особенностям.

Проведение психодиагностического обследования
всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных
задач. Основная цель психодиагностического обследования ребенка с нарушениями
развития – выявление структуры нарушения психической деятельности для
определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Если коррекционно-педагогическое воздействие
строится с учетом уровня развития, достигнутого на предыдущем этапе жизни
ребенка, опирается на сильные стороны его личности, учитываются важные для
развития особенности окружающей микросреды, то это воздействие обеспечивает
успешное включение ребенка в учебную деятельность, благополучную адаптацию его в
школьной среде. Способствует формированию положительного отношения к учению, к
школе. Влияет на формирование старательности, трудолюбия, активности. Становится
мощным стимулом развития основных психических процессов и благоприятной базой
для специальных коррекционных мероприятий.

И наоборот. Если в процессе обучения уровень
развития ребенка, индивидуальные особенности личности учитываются мало или не
учитываются вовсе, то исходные отклонения в развитии лишь усугубляются,
возникают упущения, компенсировать или наверстать которые в будущем окажется
почти невозможно.

Целью данной диагностики является обследование
уровня развития детей, качественный анализ уровня психического развития для
определения индивидуальных особенностей каждого ребенка, характеристики
нарушений психики и на этой основе создания идеальных условий для развития,
обучения и коррекции отклонений.

Результаты диагностики служат основой
прогнозирования особенностей развития каждого ребенка, подбора оптимального
содержания обучения и коррекционного воздействия.

Данную диагностику проводит учитель-дефектолог. По
ее результатам строится групповая и индивидуальная работа.

Ниже приводится примерный список методик
исследования сенсомоторной сферы детей. Предлагается таблица факторов риска
развития ребенка, которая заполняется по результатам обследования. Для более
точной диагностики представлен анализ показателей развития.

Приложение 1

Задания для диагностики.

I. Беседа на выявление запаса сведений и знаний.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают?
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда
    вырастешь: женщиной или мужчиной?
  4. У тебя есть сестра, брат? А кто старше?
  5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год?
    Сколько было год назад?
  6. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  7. Как называется город, страна, в которой ты
    живешь?
  8. Покажи свой правый глаз. Для чего человеку
    нужны: глаза, рот, уши…?
  9. Когда ты завтракаешь, вечером или утром? Что
    бывает раньше, обед или ужин?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета карандаш,
    ленточка, кофта?
  11. Каких животных, птиц ты знаешь?
  12. Кто больше, корова или собака? Кто меньше,
    птица или бабочка? У кого больше ног, у собаки или птички?
  13. Когда можно кататься на санях – зимой или
    летом? Почему?
  14. Какое сейчас время года? Почему ты так
    считаешь?
  15. Что делает почтальон, врач, учитель?
  16. Ты сам хочешь пойти в школу?
  17. Зачем в школе нужна парта, портфель, звонок?
  18. Что нужно сделать, если сломаешь нечаянно чужую
    вещь?

Оценка результатов:

  • 6 и менее правильных ответов – низкий уровень,
    выраженный фактор риска;
  • 7 – 13 правильных ответов – средний уровень,
    наличие фактора риска;
  • 14 – 18 правильных ответов – высокий уровень,
    отсутствие фактора риска.

II. Крупная
моторика.

1. «Изобрази» – ребенка просят изобразить животных,
птиц.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики, умение передавать образы в движении, мимике, пантомимике.

2. Комплекс упражнений:

  • ходьба: на носках с разными положениями рук; на
    пятках; на наружных и внутренних сторонах стоп;
  • бег: на месте; на носках; сильно сгибая ноги
    назад; выбрасывая прямые ноги вперед;
  • прыжки: на двух ногах; на одной ноге; меняя
    ноги; в длину с места.

Цель: выявление особенностей крупной
моторики.

III. Тонкая
моторика.

1. Задания: мозаика, шнуровка, завязывание и
развязывание узелков, плетение косичек.

Цель: выявление особенностей тонкой
моторики.

2. Графические задания: продолжи ряд.

Приложение 2

Цель: выявление особенностей тонкой моторики,
графических навыков.

3. Упражнения:

  • ладонь положить на стол, поочередно поднимать
    пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца;
  • зажать карандаш средним и указательным пальцами,
    затем сгибать и разгибать эти пальцы;
  • выпрями кисть, затем медленно сжимать пальцы в
    кулак.

Цель: выявление особенностей тонкой моторики.

IV.
Зрительно-моторная координация.

Задание: срисуй фигуры.

Приложение 3

Цель: определение четкости и ровности
штриха, точности соотношения элементов, величина штрихов.

V. Сенсомоторная
интеграция.

«Узнай фигуру на ладони» – ребенку показывают
геометрические фигуры, вырезанные из плотного картона (круг, треугольник,
квадрат), дают пощупать и рассмотреть, пощупать с закрытыми глазами, а затем
предлагают, ребенку заложить ведущую руку с открытой ладошкой за спину. На
ладони тупым концом ручки или карандаша чертят круг, треугольник или квадрат.
Ребенок должен угадать, какие это фигуры. Можно усложнить задание, рисуя цифры
или буквы.

Цель: выявить уровень развития сенсомоторной
интеграции.

VI. Слухомоторная
интеграция.

«Постучи как я» – ребенок сидит за столом спиной к
дефектологу, руки на столе. Дефектолог отстукивает различные ритмы. Ребенок
должен их повторить.

Цель: выявить уровень развития слухомоторной
интеграции.

VII. Восприятие.

1. Ребенка просят показать, где у него правая рука,
левое ухо, правый глаз. То же просят показать на картинке или у игрушки.

Цель: исследовать умение различать правую –
левую стороны у себя, в изображении на картине, игрушке.

2. Вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой был
вчера? Какой будет завтра? Как называются выходные дни?»

«Назови времена года. Какое время года наступит
после зимы? На деревьях желтые листья, часто идут дожди, становится холодно,
птицы улетают в теплые страны – какое это время года?»

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность временных
отношений.

3. Вопросы: «Назови, что находится справа от тебя,
слева от стола, на столе, под стулом, позади тебя».

Цель: выявить сформированность
пространственных представлений, умение ориентироваться в ближайшем окружении.

4. Ребенку предлагается набор геометрических фигур
(круги, треугольники, квадраты) разного размера и цвета, альбомный лист.

Задание: «В центр листа положи большой красный
треугольник, справа от него положи маленький синий квадрат, слева от
треугольника положи маленький желтый круг, под круг положи большой зеленый
квадрат» и т.д.

Здесь оцениваются и некоторые вопросы из беседы на
выявление запаса сведений и знаний.

Цель: выявить сформированность представлений
о форме, величине, цвете, способность различать понятия «большой», «маленький»,
ориентироваться на плоскости.

5. «Узнай и дорисуй» – ребенку предлагаются
карточки с недорисованными предметами. Он должен узнать, что нарисовано, и
дорисовать вторую половину.

Цель: выявить умение детей видеть объем
целого предмета, точно передавать вторую половину предмета, целостность
восприятия.

VIII. Внимание.

1. «Найди отличия» – ребенку предъявляют две
картинки и предлагают найти отличия.

Цель: выявить способность концентрировать
внимание на предъявляемых объектах, наблюдательность.

2. «Найди и вычеркни» (для детей, знающих буквы) –
ребенку дают лист с буквами (10 рядов по 15 букв) и предлагают просматривать все
ряды от начала до конца и подчеркивать все буквы О, все буквы А зачеркивать.

Если ребенок не знает буквы, их можно заменить
геометрическими фигурами и предложить подчеркивать все круги, а все треугольники
зачеркивать.

Цель: определить уровень продуктивности,
устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

IX. Память.

1. Ребенку называют 10 слов (собака, цветок, ручка,
дверь, стол, огурец, мальчик, книга, стакан, ложка). Затем просят их повторить в
произвольной последовательности.

Цель: выявить уровень сформированности
слуховой памяти.

2. Ребенку показывают 10 картинок, на которых
изображены знакомые предметы (карандаш, топор, шкаф и т.д.). Затем просят
повторить в произвольной последовательности все, что он запомнил.

Цель: выявить уровень сформированности
зрительной памяти.

3. «Пары слов» – ребенку зачитывают 5 пар слов:

  • Тарелка – суп.
  • Собака – будка.
  • Корова – молоко.
  • Школа – учитель.
  • Книга – буквы.

Затем зачитывают первое слово, а ребенок должен
воспроизвести второе.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

4. «Истории» – ребенку зачитывают небольшой текст.
Затем просят его пересказать.

Цель: выявить уровень развития смысловой
памяти.

X. Мышление.

1. «Четвертый лишний».

Цель: выявление способности исключать и
обобщать на основе выделения существенных признаков объектов.

2. «Нелепицы».

Цель: выявить уровень понимания логических
связей и закономерностей окружающего.

3. «Сравни предметы».

Цель: выявить умение выделять признаки
сходства и различия предметов.

4. «Разложи по группам».

Цель: выявить уровень сформированности
процессов классификации и группировки на основе выделения существенных признаков
и способности к обобщению.

5. «Аналогии» – ребенку предлагают карточку с
аналогиями:

  • Тарелка – суп.
  • Стакан – обед, еда, компот, стол.
  • Школа – учитель.
  • Магазин – продукты, хлеб, молоко, продавец.
  • Птица – гнездо.
  • Человек – люди, дом, рабочий, зверь.

Цель: выявить умение выделять существенные
признаки, устанавливать логические связи и отношения между понятиями; запас и
точность представлений об окружающем мире.

6. «Какой фигуры не хватает?» – детям предлагается
назвать геометрические фигуры, сосчитать их в столбике, сравнить и определить,
какой фигуры не хватает в последнем столбике.

Приложение 4

Цель: выявить умение детей сравнивать,
анализировать, устанавливать закономерность.

Литература:

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. для
    педагогов и родителей. – 4 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический
    материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.:
    ВЛАДОС, 2002.
  3. Коррекционная педагогика в начальном
    образовании: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина,
    М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: «Академия»,
    2001.
  4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.
    пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная,
    Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.:
    «Академия», 2003.

Источник