Анализ трудностей психического развития ребенка

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких — нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

К показателям психического развития ребенка от­носят:

— развитие познавательной сферы ребенка (воспри­ятие, внимание, память, воображение, мышление);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценно­стные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возмож­ность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, допу­щенная учеником, и его проступок, и новое собственное слово, скажем, «нырьба» — превосходное, энергичное, звонкое, по мнению К.Чуковского, слово. Есть же, кста­ти, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стре­лять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно со­брать, важно сформулировать цели и задачи такой рабо­ты. Собирая факты, следует учитывать их неоднознач­ность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жес­тикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкнутость, слезы и т.п.

И все-таки, что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные действия ребенка. При этом важно понять, чем они вызваны, на

Глава 1. Психология развития ребенка 53

что направлены, как подготовлены. Например, игруш­ка, которой ребенок силится завладеть, находится в поле недосягаемости, и, тем не менее, он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, можно подумать об упор­стве, настойчивости ребенка. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что малыш не очень сообразителен. Вместо бесплодного прыганья воз­ле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно ее достать.

Для оценки общего уровня психического развития ребнка Н-А.Русина и В.А.Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на основании оценки его соматотипа (астенический, пикнический, атлетичес­кий), половой зрелости (маскулинность — феминность), позы (сцепленная, напряженная, расслабленная, подавлен­ная), лица (узкое — широкое, толстое — худое, нежное -грубое, красивое — неправильное), мимики и пантомими-ки (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того следует обратить внимание на состояние кожи, чистоты тела, социальное оформление внешнос­ти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т.п.)’.

Во-вторых, это речь ребенка, т.к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются мотивы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь может ис­пользоваться в качестве диагностического показателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный — красочный), темп (быстрый -замедленный, разговорчивость (разговорчивый, мало­разговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция,

Русина Н.А„ Урываев В.А. Психологическая характеристика личности ребенка/Методические рекомендации для студентов 2-го курса педиатрического факультета. Ярославль, ЯГМА, 1998.

54 Аверин В.А. Психология детей и подростков____ словарь, используемый ребенком, (богатый-бедный, раз­говорный — изысканный, вычурность конструкций пред­ложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т.п.). При анализе речи ребенка следует обращать внима­ние на то, как он воспроизводит мысль: легко, затруднен­но, связно, замедленно’.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке следует обращать внимание на:

1) характер установления контакта ребенком: тороп­ливо, фамильярно, смело, охотно или сдержанно, осторожно;

2) характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

3) на уровень социальной активности (адекватная-неадекватная ситуации);

4) на проявление качеств социального поведения: са­моуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, до­верчивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведе­ния ребенка2.

А теперь перейдем к характеристике методов изуче­ния этих психологических фактов. Наиболее реальным и эффективным методом является метод наблюдения. Чем он хорош?

Во-первых, собираются факты реального поведе­ния ребенка. Ребенок ведет себя свободно, и потому можно получать правдивые факты.

Во-вторых, каждый ребенок предстает перед на­блюдателем как целостная личность. Все, чтомы ви­дим и слышим, воспринимается не изолированно, но в связи с другими действиями, словами или поступками ребенка.

В-третьих, если наблюдатель (педагог, психолог или врач) имеет возможность наблюдать ребенка с ро­дителями, он получает представление о характере вза­имоотношений между ними.

Как сделать наблюдение максимально эффектив­ным?

Первое и, может быть, главное условие — это выра-бртка в себе способности к наблюдению. Наблюдатель­ность, вообще говоря, должна входить в реестр професси­онально необходимых качеств педагога, воспитателя или врача. Быть наблюдательным значит активно смотреть и слушать, действительно обращать внимание на то, что ребенок делает и говорит, что пытается делать или гово­рить, что он уже усвоил и что пока выше его способностей или понимания.

Второе условие эффективности наблюдения состоит в соотнесении или подкреплении Ваших наблюдений Ва­шими знаниями о развитииребенка. Отсутствие последних делает невозможным сопоставление видимого с известны­ми Вам эталонами, а без этого трудно делать обосно­ванные выводы.

Третье условие — это организация наблюдения. Понятно, что сама, к примеру, врачебная деятельность

56 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

минимизирует возможности детального и обширного на­блюдения за поведением ребенка. Поэтому способность к оперативному, всестороннему и глубокому наблюдению приходит с годами тренировки. Для повышения эффектив­ности наблюдения, желательна его элементарная органи­зация, что возможно с помощью различных средств. Одно из них (самое простое) — составление карточек развития ребенка. С их помощью Вы сможете установить, что ребе­нок уже умеет делать, а, следовательно, определить его уро­вень достижений. В разных карточках развития использу­ют следующие рубрики:

— физическое развитие;

— общение и развитие речи (к примеру, выразитель­ность речи, ее понимание и т.д.);

— социальное развитие и игра (под этой рубрикой от­мечаются с взрослыми и детьми; как ребенок иг­рает, его интересы и т.д.).

— самостоятельность и независимость, т.е. умение обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания и раздевания, пользования туале­том и т.п.

— поведение ребенка.

Структура карточки — это перечень отдельных пун­ктов по каждому аспекту развития ребенка. Ниже приво­дится пример карточки физического развития (по Дж.Леш-ли)’.

Какие следует дать советы наблюдателю? 1. Обосновывайте свое мнение (Вы должны отве­чать за свои слова).

Д-Лешли. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.М.: Просвещение, 1991.

Глава 1. Психология развития ребёнка 57

2. Придерживайтесь своих наблюдений — не старай­тесь обобщать.

3. Воздерживайтесь от оценочных суждений. На­пример, можно сказать: «Петя капризничает, потому что мама не задерживается с ним, когда приводит его в дет­ский сад» (в высказывании содержится скрытый упрек матери). А можно и так: «Кажется, Петя быстрее успо­каивается в те дни, когда маме удается задержаться с ним на несколько минут».

Можно рекомендовать родителям вести такие кар­точки наблюдения.

Таблица 4

Фрагмент карточки физического развития

Широкие физические движения
 
 
 
Дата:
 
6.04.86.
 
7.07.86.
 
1.10.86.
 
31.12.86.
 
Возраст ребенка
 
4мес.
 
7мес.
 
Юмес.
 
13мес.
 
Ребенок может:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— переворачиваться со
 
+
 
+
 
 
 
 
 
спины на живот;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— сидеть без поддержки
 
 
 
+
 
+
 
 
 
короткое время;
 
 
 
(долго)
 
 
 
 
 
— бросать предметы;
 
 
 
+
 
+
 
+
 
— ползать на
 
 
 
пытается
 
+
 
+
 
четвереньках;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— подниматься, держась
 
 
 
 
 
+
 
+
 
за мебель;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— приседать из
 
 
 
 
 
+
 
+
 
положения стоя;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— ходить с помощью
 
 
 
 
 
*
 
+
 
взрослых;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
— ходить
 
 
 
 
 
 
 
+
 
самостоятельно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

Таблица 5

Фрагмент карточки развития, фиксирующей поведение ребенка.

Социальное развитие и игра
 
Дата:
 
5.02.86.
 
25.05.86.
 
20.08.86
 
 
 
 
 
Возраст:
 
2,6
 
2,9
 
 
Реакция на трудности:
 
 
 
 
 
 
 
— быстро сдается;
 
 
 
 
 
 
 
— пытается преодолеть какое-то время;
 
+
 
+
 
 
 
— пытается преодолевать постоянно;
 
 
 
 
 
 
 
Реакция на тихие занятия, требующие обдумывания:
 
 
 
 
 
 
 
— непоседлив с самого издала;
 
+
 
 
 
 
 
— концентрируется на 1-2 минуты;
 
 
 
+
 
 
 
— концентрируется на 5 минут и более;
 
 
 
 
 
+
 
В играх с деть ми;
 
 
 
 
 
 
 
— обычно включается в игру;
 
 
 
 
 
 
 
— обычно играет в одиночку, но возле других детей;
 
 
 
 
 
 
 
— держится в стороне от других детей.
 
+
 
+
 
+
 

Значимая информация может быть извлечена из бе­седы с ребенком, которая может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. По мне­нию Н.С.Русиной и В.А.Урываева темами для беседы могут быть’:

семья: ее члены и отношения между ними, терпи­мость, предпочтения, интимность, доминантность, зави-

Русина Н.С„ Урываев В.А. Ук. соч.

Глава 1. Психология развития ребенка

симость, агрессия, интенсивность — экстенсивность и ак­тивность — пассивность отношений, ревность, зависть, кон­фликт и т.д.;

родители: воспитательные методы и родительские позиции, взгляды, интересы, перспективы ребенка;

участие в домашней работе: ее содержание, систе­матичность исамостоятельность;

свободное время: количествои качество проведения, под присмотром родителей, спонтанное или в группе; друг противоположного пола. Интересы, увлечения.;

самооценка: общая самооценка, внешний вид, спо­собности; надежды, идеалы; удовлетворенность собой, ожидания;

школа: год обучения, ход обучения, смена школы, привязанность к школе. Учеба: успеваемость, поведение, предпочитаемые предметы, отношение к экзаменам (уро­вень напряжения). Уровень притязаний. Одноклассники:

статус в классе, друзья и враги, взаимоотношения. Учи­теля: восприятие учеником отношения учителей к себе и другим ученикам, степень популярности, наличие кон­фликтов.

Страхи и опасения: наличие и объекты страхов,

ночные страхи.

Состояние здоровья: хронические заболевания, са­мооценка состояния здоровья.

По результатам наблюдения и беседы с ребенком можно сделать обоснованные заключения о его психоло­гических особенностях. При этом следует дать оценку тем­перамента ребенка и его характера. Оценивая характер, обращайте внимание на следующие отношения ребенка: к другим людям, сверстникам, взрослым, делу, самому себе.

Другая группа методов изучения ребенка — это эк-

сперимент.

Для врача и педагога наиболее приемлемой фор­мой эксперимента может стать исследование с помощью

60 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______

тестов. Тест — это стандартизированное задание для опре­деления развития у ребенка различных психических про­цессов. К положительным сторонам тестирования обыч­но относят:

— возможность определения нормы развития;

— возможность проведения повторных, т.е. сравни­тельных испытаний;

— возможность одномоментного сбора большого ма­териала;

— отсутствие длительной специальной подготовки.

В то же время тесты страдают известными огра­ничениями. Детская и возрастная психология богата раз­нообразными тестовыми процедурами. Среди них нема­ло надежных, хорошо зарекомендовавших себя. Однако практически применимыми чаще всего могут быть толь­ко экспресс-методики. Они просты в употреблении, не требуют длительной обработки данных, сложного и раз­вернутого анализа полученных сведений.

Итак, в этой главе мы определились в главном — кон­цептуальном подходе к процессу психического развития ребенка. В последующем, анализируя процесс психичес­кого развития ребенка в рамках того или иного возраста, мы каждый раз будем оперировать основными понятиями психологии развития ребенка — социальная ситуация раз­вития и изменения в ней, характер ведущей деятельности ребенка, продукты этой деятельности — психологические но­вообразования с учетом особенностей кризиса развития. Все это будет рассматриваться в свете сформулированных принципов и закономерностей психического развития. Ду­маю, что только так удастся понять все то множество эм­пирических данных, которыми так богата детская и под­ростковая психология. Есть хорошая поговорка: «У кого

Глава 1. Психология развития ребенка 61

нет идей, тот не видит фактов». Вооружившись концеп­цией (идеей) психического развития ребенка, мы поста­раемся увидеть и проанализировать множество конкрет­ных психологических фактов жизненного пути ребенка и подростка.

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 902; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9802 — | 7490 — или читать все…

Читайте также:

Источник