Анализ развития ребенка в семье

Анализ развития ребенка в семье thumbnail

Севрюкова Инна
Влияние семьи на развитие ребенка

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка».

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Семья – важнейший институт общества, микрогруппа,в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающим фактором психического развития и психического здоровья детей.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Лучше многих слов – личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Так что же узнает ребенок в первые годы жизни?

Первое, что он узнает от родителей, кто он и какой он. Если его любят – значит, он хороший, желанный. Если нет — плохой. Если родители восхищаются красотой свой дочери, она будет знать, что красива, это будет даже не знание, а глубокая внутренняя убежденность, если они уверены, что их сын умный и добрый мальчик, то таким он и будет расти. Есть, правда, один нюанс, уверенность родителей должна быть искренней. И, конечно, нельзя не отметить, что верно и обратное, если родители считают ребенка недостаточно умным или расторопным, он и сам научится так к себе относиться.

Второе знание, которое идет из семьи — это базовое представление о мире. Мир может быть для ребенка враждебным, если таковым его видят родители, или наоборот доброжелательным и веселым. Если родители считают себя умнее всех, ребенок вырастет с той же верой. Если мама с папой боятся внешней среды и замкнуты только в своем небольшом мирке, ребенок будет уверен, что мир враждебен и опасен.И что самое удивительное: он раз за разом будет находить тому подтверждения, интерпретируя события и поведение людей, исходя именно из заложенной в детстве модели мира.

И третье, чему учит семья — это роли и отношениям. Что значит быть мужчиной – главой семьи? Как ведет себя настоящая женщина – хранительница очага в доме? Как ссориться и как мириться? На все эти вопрос вольно или невольно своим примером отвечают родители. Ведь первое время они и есть весь мир для ребенка.

Может показаться, что ответственность слишком велика, но тут важно отметить, что именно за счет этого передается и опыт поколений.

Любовь родителей- величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьиосуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то,каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем!

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

Часто молодые родители в своем стремлении как можно лучше и правильнее воспитать ребенка, забывают быть собой, и это моментально чувствует и ребенок,в его картине мира появляется еще один пункт: надо все время стараться быть не тем, кто ты есть. Поэтому я еще раз хочется отметить, что при воспитании ребенка очень важно быть собой, быть честным и искренним, ведь ребенок прекрасно отличает фальшь от истины. И тут нельзя не вспомнить прекрасную английскую пословицу, которая, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует именно этот период воспитания ребенка «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Ведь именно, глядя на вас, ребенок учится, каким ему быть. Именно вы, ваше поведение и ваше отношение к миру и людям станет для него образцом.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, которое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Севрюкова Инна Олеговна. Воспитатель.

Источник

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания

Отношения детей и родителей, анализ семейного воспитания

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Формирование поведения детей в семье

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Воспитание детей в современной семье

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

Анкета родителей

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается заполнить Анкету родителей из пакета психологических тестов «Отношения».

Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать поведение ребенка в семье:

  • исполнительность и послушность,
  • выполнение поручений родителей,
  • поведение,
  • чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
  • трудолюбие,
  • простота и скромность в отношениях к родным и близким,
  • критичность к другим людям,
  • самокритичность,
  • отношение к выполнению домашних заданий,
  • отношение к выполнению общественных поручений,
  • отношение ребенка к своему классу, школе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к учебе.

Отношение родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль отца в воспитании детей

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и авторитет родителей в семье

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Опросник Родительское отношение из пакета «Отношения» предназначен для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.

Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают (принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе, авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник, по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.

Анализ семейного воспитания

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  • В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
  • Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  • Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  • Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разногласия родителей в вопросах воспитания детей

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  • Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  • Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  • Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  • Негибкость родителей.
  • Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  • Непоследовательность в обращении с детьми.
  • Несогласованность отношений между родителями.
  • Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  • Тревожность.
  • Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  • Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  • Недоверие к возможностям детей.
  • Нечуткость.
  • Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Опросник Семейное воспитание из пакета психологических тестов «Отношения» позволяет детально диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их характер.

https://www.effecton.ru/294.html

Источник

Инна Ковалева
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Современная семья и её проблемы служат объектом исследования для многих наук. К ним относятся: педагогика, психология, экономика, демография, социология и др. Специалисты изучают семью в разных направлениях, но каждый из них подчёркивает важнейшую роль проблемы детско-родительских отношений.

При анализе психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений, мы столкнулись с тем, что у многих авторов используются разные понятия. К их числу относятся: стили общения, родительские установки и ожидания, типы родительского отношения, семейные ценности.

Под детско-родительскими отношениями мы будем понимать «один из видов человеческих отношений, который включает в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребёнку и ребёнка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия и понимания оценок друг друга» [4, с. 68].

В отличие от других видов межличностных взаимоотношений детско-родительские отношения отличаются неоднозначностью, противоречивостью, амбвивалентностью, сильной эмоциональной значимостью.

Важным понятием в особенностях детско-родительских отношений является понятие двух подсистем отношений: «отношение родителя к ребёнку» и «отношение ребёнка к родителю». Первая подсистема отношений включает отношение к себе как к родителю, стиль семейного воспитания и отношение к ребёнку, вторая – отношение к себе, социальная адекватность поведения и отношения к родителям [5, с. 276].

Данный подход к понятию особенностей детско-родительских отношений позволяет обозначить проблемы в детско-родительских отношения не только как проблемы отношений. При тотальных нарушениях в обеих подсистемах и во всех компонентах детско-родительских отношений в коррекционной работе необходимо опираться на наиболее сохранные компоненты отношений. Вполне естественным является перенесение в свою семью методов воспитания и воздействия, которые были присущи родительской семье [5, с. 277].

Детско-родительским отношениям как важнейшему детерминанту психического развития и процесса социализации ребёнка свойственны следующие характеристики:

— мотивы воспитания и родительства;

— стиль общения и взаимодействия с ребёнком;

— характер эмоциональной связи;

— степень вовлечённости ребёнка и родителя в детско-родительские отношения;

— удовлетворение потребностей ребёнка;

— степень устойчивости и последовательности семейного воспитания;

— социальный контроль;

— способ разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.

К интегративным показателям детско-родительских отношения относят:

— родительскую позицию;

— образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребёнка;

— тип семейного воспитания.

В настоящее время современная семья утратила многие функции такие как: производственную, образовательную, охранительную и другие. Всёбольшее значение приобретают функции: эмоциональная удовлетворённость всех членов семьи, психологическая безопасность, подготовка детей к жизни в обществе.

Если сделать исторический экскурс в историю, можно увидеть, как трансформировалось на протяжении истории взаимодействие между родителями – от «инфантицидного» — детоубийства, насилия до помогающего. Помогающее взаимодействие между родителями и детьми заключается в том, что родители налаживают эмоциональный контакт, стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребёнка, учитывая способности и склонности последнего.

Радикальные сдвиги, произошедшие в течение двух десятилетий в России (возникновение принципиально нового информационной пространства, интенсивное развитие рыночной экономики, расширение контактов с внешним миром российских граждан и т. д.) привели к изменениям системы ценностей. В том числе изменения коснулись и детско-родительских отношений, и самой концепции детства.

Например, в 1980-х годах было нормой взрослеть в обществе сверстников. Существовали определённые часы (условно до прихода с работы родителей) и определённые пространства (двор, улица, кружки). В это время дети были предоставлены сами себе и родители более менее были спокойны за них. Позднее преобразования привели к изменениям в жизни родителей и их детей. Во-первых, усилилась детско-родительская зависимость, проявляющаяся в том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали проводить время в компании сверстников или оставаться без присмотра. В 1990-е годы в связи с криминальной обстановкой детей перестали выпускать на улицы без сопровождения родителей. В 1990-2000-е годы по мере сокращения детской автономии возрастал страх родителей за будущее своих детей. Нередко этот страх приводил к возникновению различных фобий, связанных с безопасностью ребёнка. Всё выше перечисленное не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания в семье и ошибках, которые присутствуют и сегодня.

Понятие стиль семейного воспитания, как показывает анализ теоретических источников, в литературе является наиболее распространённым. Это связано с тем, что он в большей степени определяет личностное становление и развитие ребёнка по сравнению с другими компонентами детско-родительских отношений.

Стиль воспитания – это определённый образ поведения родителей. Он проявляется в разных ситуациях, создавая устойчивый климат воспитания ребёнка.

Синонимом данному термину будет являться «тип воспитания», являющийся важной интегративной характеристикой воспитательной системы. В современной литературе, трактовка данного термина не представлена, а в самом широком смысле тип определяется как «классификационное понятие в научной систематике». Таким образом, можно сказать, что под типом семейного воспитания можно понимать разновидность процесса внутреннего взаимодействия в семье, обладающего различными признаками. Это понятие близко определению, которое дано И. А. Хоменко в исследовании понятийно-терминологического аппарата семейной педагогики. Тип, по ее мнению — доминанта семейного воспитания, определяемая по какому-либо конституированному признаку (например, по степени эмоциональной близости; гендерной включенности; психолого-педагогической компетентности родителей и т. д.) [6, с. 110].

Обычно трудности детей являются проекцией отношений в семье. Соотнесение семьи и себя у ребёнка и у взрослого «зеркальны». Это проявляется в том, что для ребёнка «я» — производное от семьи, для взрослого семья – производное от «я».

Следует обратить внимание и на то, что корни этих проблем формируются в детстве. В это время закладываются базисные подструктуры личности и установки. Впоследствии сформированные установки слабо поддаются коррекции в подростком возрасте, и тем более у взрослого человека.

Российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, который воплощен в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребёнком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, дальнейшее формирование личности. Для развития личности ребёнка важна гармонизация семейных отношений [1, c.45].

Проблема детско-родительских отношений определяется всем многообразием взаимоотношений родителей и детей, теми нарушениями, которые существуют в детско-родительских отношениях, и которые могут оказать существенное влияние на развитие ребёнка и его благополучие в семье [6, с. 10].

Проблема взаимодействия взрослого с ребенком занимает в психологии одно из центральных мест, это обусловлено осознанием исключительной роли взрослого в развитии ребенка. Как отечественные, так и зарубежные авторы говорят о значимой роли родителей в жизни ребенка, о специальной подготовке близких к выполнению практических функций, подразумевая, что родитель – лучший педагог для собственного ребенка. В настоящее время широкое распространение получили различные модели помощи родителям по организации эффективного взаимодействия с ребёнком (Т. Гордон, Х. Джайнотт, И. М. Марковская) [2, c.56].

Создатели моделей берут за основу суждение о том, что многие родители в достаточной мере знают недостатки своей воспитательной системы, но в силу недостаточной даже элементарной психологической грамотности, не могут решить возникающие проблемы.Но при этом не задаются вопросы: «Действительно ли родитель лучший педагог?», «Действительно ли он знает своего ребёнка?» и «Что именно родитель должен передать своему ребёнку?». Естественно в какой-то мере родитель знает своего ребёнка. Однако не всегда это знание является полным, систематичным, объективным, и взрослый не всегда руководствуется в ситуации взаимодействия с ребёнком этим знанием.

Часто у родителей, занятых на работе, погружённых в бытовые проблемы, не остаётся ни сил, ни времени на совместное времяпровождение с ре5бёнком. Дефицит общения приводит к тому, что родитель не имеет чётких знаний и представлений о психофизиологических особенностях своего ребёнка, не знает его интересы, способности, увлечения, неудачи и достижения в процессе развития.

По мнению известного исследователя Д. И. Фельдштейна проблема отношений детей и взрослых приобрела особую значимость и остроту в настоящее время. Современные родители, стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, передают эту важную функцию в руки педагогов, психологов и других людей. Родители снимают с себя многие обязанности, в том числе и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс. В результате этого часто «атрофируется» ответственное отношение к детям родителей. Кроме того, резко обострились и противоречия между увеличивающейся с возрастом потребностью ребёнка во внимании и усложнением социальной ситуации и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых. Взрослые, проявляя повышенную заботу об питании, одежде, развлечении своих детей, не реализуют возможности общения с детьми. В следствие этого у детей возникает чувство одиночества, доходящее до отчаяния, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям, растёт цинизм.

Следовательно, нормальное психическое развитие ребёнка возможно лишь в условиях взаимодействия со взрослым и определяется во многом характером его отношений с социальным окружением.

По мнению А. Н. Леонтьева, от этих отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива. Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Сущность взаимодействия взрослого и ребенка реализуется в понятии зоны ближайшего развития. С одной стороны, создание взрослым зоны ближайшего развития является условием психического развития ребенка, с другой стороны, переход от уровня ближайшего развития на уровень реального развития и возникновение нового уровня ближайшего развития составляет содержание развития ребенка [3, c.45].

И. Е. Валитовой и З. Р. Железняковой предложена концептуальная модель взаимодействия ребёнка и взрослого. Данная модель основана на сущностных характеристиках данной категории. Взрослый при взаимодействии с ребёнком выступает как носитель культуры и как посредник её усвоения. Поэтому по своему определению взаимодействие ребёнка и взрослого не является взаимосвязью равных участников [6, с. 120].

Роль взрослого заключается в том, что он должен принимать участие в совместной деятельности с ребёнком, для того чтобы регуляция и организация, которую он вначале осуществляет превратилась в саморегуляцию и самоорганизацию ребёнка. Для того чтобы это взаимодействие носило развивающий характер, взрослый до начала его осуществления должен определить цели и задачи взаимодействия.При этом он должен исходить из двух оснований: уровня ближайшего развития ребёнка и уровня наличного развития ребёнка. Цели и задачи в данном случае могут быть выстроены в зависимости от значимости их реализации для процесса психического развития ребенка. Это значит, что взрослый должен ориентироваться в фактах, механизмах и закономерностях психического развития ребёнка. Кроме того, взрослый должен и учитывать основные показатели развития в определённом возрасте.

В процессе взаимодействия значимая роль отводится рефлексивной стороне. Она предполагает формирование образа себя и образа другого как участников и образа ситуации взаимодействия. Участник взаимодействия при этом связывает свои воздействия с изменениями, которые происходят в другом, в самом себе и в результатах взаимодействия, что приводит к развитию каждого из участников [6, с. 121].

Таким образом, можно предположить, на процесс взаимодействия значительное влияние будет оказывать представление взрослого о ребёнке, о его роли в жизни ребёнка. То есть значимым является то, на что ориентируется взрослый в процессе взаимодействия с ребёнком. Поскольку, вступая во взаимодействие с ребенком, значимые взрослые руководствуются разными мотивами, то это задает разный образ ребенка, который впоследствии определяет всю структуру совместной деятельности.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Проблемы возраста. — М., 2004. – 396 с.

2. Гордон А. Популярная педагогика. — М., 2004. – 406 с.

3. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 2005. – 396 с.

4. Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. — 1980. — № 5. – С. 67-88.

5. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2005. – 348 с.

6. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. — М., 2007. – 190 с.

Источник