Анализ нервно психическое развитие ребенка раннего возраста
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ГОДА ЖИЗНИ.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, старший воспитатель, медсестра и конечно же воспитатель группы раннего возраста. (см. схему 1)
Воспитателю необходимо вести листы адаптации детей к условиям ДОУ, составление карт развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определение группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)
Опираясь на материалы об особенностях психического развития детей раннего возраста, которые были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной, учитываем следующее:
- Чем младше ребёнок, тем быстрее он развивается, тем чаще требуется смена занятий, условий воспитания. Поэтому на первом году жизни степень зрелости малыша контролируется ежемесячно (в условиях семьи), на втором – один раз в квартал, на третьем – один раз в полгода в условиях ДОУ.
- У маленького ребёнка, как и у взрослого, все функции организма взаимосвязаны и воспринимаются в единстве: состояние здоровья, физическое, нервно-психическое развитие, поведение. Поэтому и контроль над ними проводится одновременно, исходя из результатов, намечается комплексный план оздоровительно-воспитательной работы.
- Развитие ребёнка идёт неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития:
1г. 1мес. – 1г. 6мес.;
1г. 4мес. – 1г. 6мес.;
1г. 7мес. – 1г. 9мес.;
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка:
2г. 1мес. – 2г. 6мес.;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
- Понимание речи.
- Активная речь.
- Сенсорное развитие.
- Игры и действия с предметами.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивная деятельность.
- Степень развития общих движений.
- Формирование навыков самостоятельности.
- Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
(См. таблицу 2)
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
Методика диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста разработана авторами: К.Л.Печерой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и критерии оценки развития по кризисным возрастам «Показатели нервно-психического развития детей 1г. 3мес.-3 лет».
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
(См.таблицу 3)
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничным развитием ( одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока), во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1 , другая ниже на 1 эпикризный срок), в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут), спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна — глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т.д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
- наличие наследственных заболеваний в семье;
- пороки развития системы организма, врожденные
и раноприобретённые:
— снижение слуха;
— снижение зрения;
— нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
— аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
мозговые грыжи и др.);
- органическое поражение ЦНС и периферической НС:
— ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
— гидроцефалия;
— энцефалопатия перинатальная;
- психические заболевания (ранние проявления):
— РДА;
— эпилепсия;
- выраженная соматическая патология различной этиологии:
— пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
— частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
— недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
— дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
— дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
— дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторы социального риска:
- наркомания и алкоголизм родителей;
- малолетние родители (моложе 17 лет);
- дети беженцев;
- стресс, пережитый ребёнком;
- длительная разлука с матерью;
- социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст | Факторы психического развития |
1г. 3 мес. |
|
1г. 6 мес. |
|
1г. 9 мес. |
|
2года |
|
2г. 6мес. |
|
3 года |
|
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №1
р.п. Чунский , Иркутской области.
Аналитическая справка
по итогам диагностики нервно-психического развития детей
1 младшей группы № 2.
Воспитатели: Ищенко Н.С. ,
Гаянова Г.Н.
Развитие детей раннего возраста, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, должно систематически контролироваться.
В организации контроля за развитием детей раннего возраста принимают участие заведующая, заместитель заведующей по ВМР, медсестра и конечно же воспитатели группы раннего возраста.
Воспитатели вели листы адаптации детей к условиям ДОУ, составляли карты развития и поведения детей (по показателям нервно-психического развития) и определяли группы развития ребёнка по параметрам, разработанным К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой.
Цель контроля – определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей были использованы следующие основные методы:
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
4) Наблюдение за ребенком во время режимных моментов, игр, прогулки.
Наблюдения за поведением детей проводились ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносились в карту развития ребёнка.
Списочный состав 1 младшей группы № 2 – 21 человек. Диагностированы были 20 детей. По итогам диагностики нервно-психического развития детей 1 младшей группы №2 14 детей (70%) из 20 диагностированных соответствуют 1 группе развития. Эти дети понимают содержание рассказов, сказок; у них развита активная речь (пользуются придаточными предложениями). Они знают основные цвета, геометрические формы, могут показать их. У них также развиты навыки самообслуживания. Хорошо развиты навыки конструктивной и изобразительной деятельности. Начинают играть в ролевые игры.
6 человек (30%) соответствуют 2 группе развития, т.к. у них наблюдается задержка в развитии на один эпикризный срок. Это Якимов Богдан, Шестопалов Сергей, Пироговская Ангелина, Куршева Эмилия, Коняшки Кирилл, Рукосуев Арсений, не могут назвать геометрические формы, т.е. в плоскости, на рисунке, они показывают, а когда показываем обьемные фигуры, то они начинают путаться. У Шестопалова С. и Рукосуева А. отсутствует активная речь, поэтому мы не смогли анализировать их словарный запас (активный и пассивный). Якимов Б. и Куршева Э. путают названия цветов.
1ребенок – Булутов Никита – он не прошел адаптацию .
Вывод: результаты диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста за 2016-2017 г.г. является удовлетворительной.
Таким образом, итоги данной диагностики помогут нам определить дифференцированный подход к каждому ребенку в подборе форм, методов и приемов организации воспитания и развития детей.
Дальнейшая работа
Вести целенаправленную индивидуальную работу по результатам диагностики.
При планировании воспитательно-образовательной работы в следующей возрастной группе учитывать результаты диагностики нервно-психического развития.
Источник
Контроль за развитием детей — составляющая
часть системы оздоровительно — воспитательной
работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его
прежде всего в том, чтобы определить уровень
развития каждого ребенка и возрастной группы в
целом, правильно организовать
медико-воспитательную работу, а также создать
условия для эмоционального комфорта и развития
детей.
В результате отслеживания нервно-психического
развития можно определить первоначальные
отклонения в его развитии и своевременно
скорректировать воспитательную работу,
определив для него индивидуальные
психолого-педагогические воздействия.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста” основывается
на системе контроля за развитием ребенка,
разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой,
Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и
опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка в
определенных условиях воспитания.
Оценка нервно-психического развития детей
раннего возраста исходит из основных линий его
развития, которые представлены определенными
показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2
года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).
На 2-м году жизни проводится оценка развития
понимания и активной речи, сенсорного развития,
моторных навыков, игры и действий с предметами,
навыков самообслуживания.
На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и
изобразительные умения.
Основным методом оценки развития детей
является наблюдение.
При определении уровня развития используется
балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании
баллов получается количественная оценка,
которая соответствует той или иной зоне
развития.
Подобная оценка дает возможность осуществлять
дифференцированный подход в воспитании детей и
вносить своевременную коррекцию в их развитие.
“Схема экспертной оценки нервно-психического
развития” прошла успешную апробацию в
дошкольных учреждениях города Владимира,
работающих по программе “Сообщество”.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 3 месяца)
I. Речь
1. Восприятие речи
Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3
балла.Запас понимаемых слов достаточный, выполняет
простые словесные поручения — 2 балла.Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.
2. Активная речь
Произносит 10-20 слов — 3 балла.
Произносит 5-10 слов — 2 балл.
Пользуется отдельными облегченными словами 1
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 2-х контрастных
величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см
— 3 балла.Ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов ( типа кубиков) — 2 балла.Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м,
меняет положения (приседает, наклоняется,
поворачивается, пятится — 3 балла.Ходит с частыми присаживаниями, меняет
положение тела — 2 балла.Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в
ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Хорошо воспроизводит в игре действия с
предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из
3–5 колец) — 3 балла.Воспроизводит в игре действия с предметами — 2
балла.Не воспроизводит в игре действия с предметами.
Манипулирует ими — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки
одеваться — 3 балла.Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью
взрослых — 2 балла.Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10–15 баллов — Зона адаптации;
6–9 баллов — Зона неполной адаптации;
1–5 баллов — Зона дезадаптации.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (1 год 6 месяцев)
I. Речь
1. Восприятие речи
Обобщает предметы по существенным признакам
понимаемой речи — 3 балла.Частично обобщает предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 2 балла.Не умеет обобщать предметы по существенным
признакам понимаемой речи — 1 балл.
2. Активная речь
Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают
принимать обобщенный характер — 3 балла.Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2
балла.Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов —
1 балл.
II. Сенсорное развитие
Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах
предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах
предметов — 2 балла.Плохо ориентируется в контрастных формах
предметов — 1 балл.
III. Моторные навыки
Без труда входит на лестницу высотой ступеньки
10 см, влезает на стремянку высотой 1 м;
перешагивает через предметы; бросает мяч одной
рукой — 3 балла.Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см,
влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10
см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает
через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Действия с предметами носят целенаправленный
характер, переносит знакомые действия на новые
игрушки — 3 балл.Отображает в игре отдельные наблюдаемые
действия — 2 балла.Манипулирует предметами — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно ест любую пищу, обращает
внимание на грязные лицо, руки, нос, частично
снимает одежду — 3 балла.Самостоятельно ест любую пищу с небольшой
помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2
балла.Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10 – 15 баллов — Зона адаптации;
6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;
1 – 5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года)
I. Речь
1. Восприятие речи
Легко понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; легко понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.Частично понимает слова, обозначающие предметы
и действия с ними; частично понимает несложный
рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.Не понимает слова, обозначающие предметы и
действия с ними; не понимает несложный рассказ
взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.
2. Активная речь
Начинает употреблять простые 3-4 словесные
предложения — 3 балла.Начинает употреблять простые 2-3 словесные
предложения — 2 балла.Употребляет в основном облегченные слова — 1
балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно умеет различать предметы по
величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов),
постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого (использует 4 основных
цвета) — 3 балла.Умеет различать предметы по величине (2-3
предмета), постепенно уменьшающихся; умет
подбирать предметы по форме (круглые, квадратные,
прямоугольные); по цвету подбирает предметы по
образцу и слову взрослого — 2 балла.Только с помощью взрослого умеет различать
предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно
уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет
подбирать предметы по форме ( круглые,
квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.
III. Моторные навыки
Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от
пола), наклонной доске и сходит с неё;
перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см
— 3 балла.Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола)
наклонной доске и сходит с неё; перешагивает
через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно воспроизводит в игре ряд
последовательных действий (начало сюжетной игры)
— 3 балла.Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные
действия, не связанные сюжетом — 2 балла.Воспроизводит отдельные игровые действия по
образцу взрослого — 1 балл.
V. Навыки самообслуживания
Самостоятельно частично раздевается и
одевается — 3 балла.С помощью взрослого частично раздевается и
одевается — 2 балла.Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и
раздевании — 1 балла.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного )
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (2 года 6 месяцев)
I. Речь
Говорит сложные предложения, хотя и не всегда
правильно грамматически. Появляются вопросы:
Где? Куда? Почему? — 3 балла.Говорит односложные предложения — 2 балла.
Говорит отдельными словами — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
По образцу подбирает геометрические формы на
разнообразном материале и разные предметы 4-х
основных цветов — 3 балла.С помощью взрослого по образцу подбирает
геометрические формы на разнообразном материале
и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.Не умеет подбирать предметы — 1 балла.
III. Моторные навыки
Самостоятельно влезает и слезает приставным
шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра;
самостоятельно бросает малые мячи в
горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см),
с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.Влезает и слезает с помощью взрослых
приставным шагом по гимнастической стенке
высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально
расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния
80-100см на уровне груди, не точно выполняя
инструкцию взрослых — 2 балла.Не влезает и не слезает приставным шагом по
гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает
малые мячи в горизонтально расположенную цель
(диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди
— 1 балл.
IV. Игра и действия с предметами
Самостоятельно в игре сюжетного характера
отражает взаимосвязь и последовательность
действий — 3 балла.С участием взрослого в игре сюжетного
характера отражает взаимосвязь и
последовательность 2-3-х действий — 2 балла.Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные
действия — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно делает простые сюжетные
постройки и называет их — 3 балла.С участием взрослого делает простые сюжетные
постройки и называет их — 2 балла.Делает отдельные постройки, не называя их
(манипулирует строительным материалом) — 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает
комок глины прямыми, круговыми движениями — 3
балла.С помощью взрослого правильно держит карандаш,
кисть и пользуется ими; с помощью взрослого
скатывает комок глины прямыми, круговыми
движениями — 2 балла.Не умеет правильно держать карандаш, кисть и
пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины
прямыми, круговыми движениями — 1 балла.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно полностью одевается, но не
застегивается; моет руки; ест самостоятельно и
аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.С небольшой помощью взрослого одевается; моет
руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2
балла.Одевается со значительной помощью взрослого;
не сформирован навык умывания, ест с помощью
взрослого — 1 балл.
Примечание: схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
15-21 баллов — Зона полного развития;
8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-7 баллов — Зона недоразвития.
Схема экспертной оценки нервно-психического
развития детей раннего возраста (3 года)
I. Речь
Легко воспроизводит ранее слышанные стихи,
песенки; самостоятельно рассказывает о виденном
2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные
предложения; большой словарный запас, в словарь
входят все части речи, кроме причастия и
деепричастия — 3 балла.Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки;
рассказывает о виденном 1-2 предложениями с
наводящими вопросами взрослого; небольшой
словарный запас — 2 балла.Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки;
не рассказывает о виденном; скудный словарный
запас — 1 балл.
II. Сенсорное развитие
Самостоятельно правильно использует
геометрические формы по назначению;
самостоятельно называет 4 основных цвета; знает
черный и белый цвет; умеет самостоятельно
различать местоположение предметов в
пространстве — 3 балла.С помощью взрослого правильно использует
геометрические формы по назначению; с помощью
взрослого называет 4 основных цвета; по
словесному указанию умеет различать
местоположение предметов в пространстве — 2
балла.Не умеет использовать геометрические формы по
назначению, даже с помощью взрослого; знает;
основных цвета, но не называет их; не умеет
различать местоположение предметов в
пространстве — 1 балл.
III. Моторные навыки
Самостоятельно бросает малые мячи в
вертикально расположенную цель, находящуюся на
расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100
см и ловит его — 3 балла.Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой
мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его
— 2 балла.Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1
балл.
IV. Игра и действия с предметами
Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно
пользуется игрушками; используются элементы
ролевой игры — 3 балла.Играет рядом с детьми, не умеет совместно
пользоваться игрушками — 2 балла.Играет один, выполняет 2-3 последовательных
эпизода — 1 балл.
V. Конструктивные умения
Самостоятельно выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 3 балла.С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные
постройки, называет их — 2 балла.Делает простые сюжетные постройки, называет их
— 1 балла.
VI. Изобразительные умения
Самостоятельно делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3
балла.С помощью взрослого делает мазки, проводит
вертикальные, горизонтальные, округлые линии;
выполняет рисунок по заранее задуманному плану;
соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2
балла.Не умеет выполнять рисунок по заранее
задуманному плану, рисует каракули; не умеет
соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы
(пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1
балл.
VII. Навыки самообслуживания
Самостоятельно раздевается и одевается; всегда
просится на горшок; аккуратно кушает, держа
правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо,
пользуется носовым платком — 3 балла.С небольшой помощью взрослого раздевается и
одевается; пользуется горшком при напоминании
взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно;
моет руки и лицо, пользуется носовым платком по
указанию — 2 балла.С помощью взрослого выполняет следующие
действия: раздевается и одевается; пользуется
горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо;
пользуется носовым платком — 1 балл.
Примечание: Схема экспертной оценки
производится на момент исполнения ребенку
указанного возраста:
10-15 баллов — Зона полного развития;
6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного)
развития;1-5 баллов — Зона недоразвития.
Источник