Аналитическая справка по познавательному развитию на ребенка

Елена Саранова
Аналитическая справка по итогам просмотра непосредственной образовательной деятельности в детском саду

Аналитическая справка

по итогам

«Просмотр НОД»

МКДОУ детский сад№196 комбинированного вида «Подснежник» г. Новосибирск

4 декабря 2019 г.

В соответствии с годовым планом работы МКДОУ 3 196 «Подснежник» на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении просмотра НОД» № ___от___, старшим воспитателем Сарановой Е. А., воспитателями всех возрастных групп был проведен просмотр по теме: «Подготовка и проведение НОД».

С целью выявления эффективности деятельности воспитателя в процессе проведения НОД.

Срок проверки : 01.11.2018 по 30.11.2018 г.

В данный период был осуществлён просмотр и контроль:

1. НОД, тема: «Путешествие в лес» (старшая группа, воспитатель- Прилепко Е. А., Ожева Н. Н.

2. НОД опытно-эксперементальная деятельность, тема: «Волшебная соль» (старшая группа) воспитатель –Сонина Н. А.

3. НОД «Логопедическое интегрированное»- тема: «Отправляемся в волшебный лес» (логопедическая группа подготовительная) воспитатели –Белоусова Л. Л. Мыльникова Ю. С.

4. НОД познавательное развитие (экология) «Воздух-невидимка» (средняя группа)

5. НОД с использование логоритмики для детей с ОВЗ «Каша из топора» учителя-логопеды-Калинина Ю. Н., Захарова О. Д.

6. НОД интегрированное занятие Фомина Т. А., Коровина М. А.

В сферу контроля были включены:

• Знание программного материала и хода НОД

• Владение методами и приёмами

• Подготовленность наглядного материала

• Эстетика оформления наглядных пособий

• Подготовленность раздаточного материала

• Целесообразность размещения материала в учебной зоне

• Подготовленность рабочих мест/места проведения НОД

• Соблюдение гигиенических требований к групповому помещению в целом и к рабочей зоне.

Примечания: проверка носила аналитическо-консультативный характер

Дата 16.11.2018 г.

проведения просмотра-

Прилепко Е. А., Ожева Н. Н.

старшая возрастная группа

тема «Путешествие в лес»

НОД интегрированная образовательная деятельность

Знание программного материала и хода НОД

Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой «Детство» и ООП МКДОУ

Педагог владеет программным материалом и следит за ходом НОД.

Владение методами и приёмами

Воспитатель в достаточной мере методикой организации и проведения образовательной деятельности детей. Структура образовательной деятельности выдержана. Педагог использует словесные и наглядные, игровые методы работы с детьми.

Подготовленность наглядного материала

Педагоги подготовили достаточное количество наглядного материала:

*картинки с изображением животных

*картинки с изображением жилищ диких и домашних животных

*картинки с изображением детенышей животных

* картинки с изображением правил бережного отношения к лесу и его обитателям.

Эстетика оформления наглядных пособий

Отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно, эстетически оформлено

Подготовленность раздаточного материала:

*разрезные картинки с изображением животных

*картинки с изображение кормов для животных

Раздаточный материал (цветные карандаши, акварель, кисти) на каждого ребенка.

Целесообразность размещения материала в учебной зоне

Рекомендация: для интегрированной образовательной деятельности (открытых просмотров) использовать музыкальный зал ДОУ. Материала очень много и детям было недостаточно места для проведения динамических пауз.

Подготовленность рабочих мест/места проведения НОД

соответствует требованиям СанПиН

Дата:22.11.2018 г.

НОД опытно-эксперементальная деятельность

Тема: «Волшебная соль» (старшая группа)

воспитатель –Сонина Н. А.

Знание программного материала и хода НОД

Воспитатель опирается на конспект. Структура образовательной деятельности выдержана. При реализации поставленных задач достаточно внимания уделяется использованию игровых приемов.

Владение методами и приёмами

Воспитатель в достаточной мере владеет методикой организации и проведения образовательной деятельности детей. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, вопрос-ответ, отгадывание загадок. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Рисованье солью. Выращивание кристаллов из соли. Продуктивная деятельность детей проходила на очень высокой заинтересованности.

Подготовленность наглядного материала:

*тарелочки с солью

*увеличительные стекла

*сырые куриные яйца

*ложечки

*одноразовые стаканчики

*салфетки

*пипетки

*клей ПВА

*цветной картон

На каждого ребенка.

Эстетика оформления наглядных пособий

Соответствует требованиям

Подготовленность раздаточного материала

Раздаточный материал подготовлен и отвечает все требованиям.

Целесообразность размещения материала в учебной зоне

Замечаний нет.

Подготовленность рабочих мест/места проведения НОД

Соответствует требованиям СанПиН.

Дата:27.11.2018г.

НОД «Логопедическое интегрированное»

— тема: «Отправляемся в волшебный лес» (логопедическая группа подготовительная)

воспитатели –Белоусова Л. Л.

продуктивная деятельность- Мыльникова Ю. С.

Знание программного материала и хода НОД

Педагог владеет программным материалом, следит за ходом НОД.

Владение методами и приёмами

Воспитатель в достаточной мере владеет методикой организации и проведения образовательной деятельности детей. В ходе занятия прослеживаются сюжетный замысел. Высокая активность детей. Образование детьми притяжательных прилагательных, повторение глагольного словаря. Отчетливо проглядывается владение детьми интонации и силы звука.

Подготовленность наглядного материала

*Предметные и силуэтные картинки для штриховки.

*магнитная доска

*картинки дидактических игр «Где чей домик», «Чья семья», «Пятый лишний»

Эстетика оформления наглядных пособий

Все оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно, эстетически оформлено.

Подготовленность раздаточного материала

Замечаний нет.

Целесообразность размещения материала в учебной зоне

Использовано пространство всей игровой комнаты, замечаний нет.

Подготовленность рабочих мест/места проведения НОД

Перед началом занятия и по его, и по завершению, комната не была проветрена.

Дата:27.11.2018г.

НОД познавательное развитие (экология)

Тема: «Воздух-невидимка» (средняя группа)

Воспитатели –Федорова Ж. В.

Клименчук Е. Н.

Знание программного материала и хода НОД

Внимание детей на протяжении всей исследовательской деятельности сохранялось на высокие уровни. Педагог грамотно выстроил ход НОД чередую активную деятельность детей и исследования.

Педагог владеет программным материалом, следит за ходом НОД.

Владение методами и приёмами

Воспитатель Федорова Ж. В. использует такие методы как:

*словесные (беседа)

*наглядные (использование ИКТ в ходе НОД)

*практическая (исследовательская деятельность)

*проблемные (вхождение детей в проблемную ситуацию)

*репродуктивные приемы (чтение загадок)

*исследовательские (экспериментальная деятельность)

Подготовленность наглядного материала

Замечаний нет

Эстетика оформления наглядных пособий

Все оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно, эстетически оформлено.

Подготовленность раздаточного материала

Клименчук Е. Н. начинающий педагог, поэтому не смогла правильно организовать детей к продуктивной деятельности. Внимание детей было потеряно.

Дата: 30.11.2018 г.

НОД с использование логоритмики для детей с ОВЗ

Тема: «Каша из топора»

учителя-логопеды-Калинина Ю. Н., Захарова О. Д.

Знание программного материала и хода НОД для детей с ОВЗ. Развитие речевой моторики, развитие слухового внимания. Дети увлечены, следуют указаниям учителей-логопедов, находят решение проблемных задач, применяют самомассаж для воздействия на биологически активные точки. Дети с увлечением преодолевают все задания. Умеют ориентироваться в пространстве, четко и правильно выполняют ходьбу, бег, перестроение, ходьбу с препятствиями.

Владение методами и приёмами:

Педагоги в полном объеме владеют: словесными, наглядными, практическими методами и приемами. Образовательная деятельность проводилась в музыкальном зале ДОУ, что очень благотворно сказалось на общей картине занятия и отношения детей, как к интересному приключению.

Эстетика оформления наглядных пособий

Все оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, безопасно, эстетически оформлено.

Как показал анализ, В ДОУ ведется целенаправленная работа по реализации «Основной общеобразовательной программы- «Детство», которая строится в соответствии с возрастными возможностями особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: : «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Воспитательный процесс в группах детского сада организован в соответствии с требованиями СанПиН.

Большинство педагогов в организованных формах обучения владеют чувством стиля, широко и активно используют в работе языковые средства (интонацию, эмоциональные оттенки). Умело моделируют своим голосом (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств. В работе с детьми дошкольного возраста педагоги имеют представление о речевом этикете и стремятся их тем самым развивать и в эстетическом воспитании.

Из анализа просмотренной непосредственной образовательной деятельности можно сделать вывод: педагоги при реализации непосредственно образовательной деятельности учитывают требования программы, но не все педагоги на должном уровне используют демонстрационный и раздаточный материал.

В ходе проведения контроля, хочется отметить умение педагогов Белоусовой Л. Л., Прилепко Е. А, Федоровой Ж. В., Сониной Н. А., Коровиной М. А. и учителей-логопедов Калининой Ю. Н., Захаровой О. Д. организовывать детей, мотивировать их деятельность и поддерживать интерес и дисциплину на протяжении всего занятия. Отмечалось взаимодействие между воспитателями, которые проводили 2ю часть занятий. (Мыльникова Ю. С., Фомина Т. А.) Однако, следует отметить нецелесообразное участие воспитателей в НОД в группах №5 и№7.

В ходе проверки отмечалось наличие демонстрационного материала, в ДОУ имеются дидактические пособия, педагоги к ним обращаются, а также используют дидактический материал, самостоятельно разработанный и сделанный педагогами.

Хочется отметить активность детей всех возрастных групп на занятиях: ребята охотно вступают в общение с окружающими, активны в беседе, эмоциональны и коммуникабельны. В беседе стараются проявить себя, умеют общаться друг с другом, со взрослыми, задают вопросы, делятся впечатлениями.

Выводы:

1. Организация непосредственно образовательной деятельности в ДОУ частично соответствует требованиям ФГОС ДО. Педагоги чаще используют подгрупповые формы, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

2. Воспитатели используют в педагогической деятельности разнообразные методы и приёмы, связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка, развивают умения детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

Рекомендации:

Воспитателям всех групп использовать в работе с детьми наглядный дидактический материал.

Воспитателям Клименчук Е. Н. и Ожевой Н. Н. прослушать консультацию старшего воспитатель Сарановой Е. А., «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» так же провести НОД в феврале 2019 года.

Всем педагогам продолжать творчески использовать и варьировать в педагогической деятельности известные методы и приёмы, направлять свои усилия на подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми.

Старший воспитатель___Саранова Е. А.

«___»___2018 г.

Источник

Елена Мищенко
Аналитическая справка по результатам тематического контроля

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода»

Проверка проводилась с 13 октября по 21 октября 2016г.

Цель: проверить организацию и эффективность работы по внедрению системно-деятельностного подхода в образовательный процесс в целом, в познавательное развитие в частности.

В ходе тематическойпроверки проводились следующие мероприятия:

— анкетирование родителей по данной теме;

анализ по организации предметно-пространственной среды в группах;

— изучение системы планирования работы с детьми и родителями по данной теме.

Неотъемлемой частью деятельности педагогов нашего детского сада является просвещение родителей воспитанников. В рамках тематического контроля было проведено анкетирование родителей по познавательному развитию детей.

Анализ анкет показал, что проблема познавательного развития детей – одна из актуальных в семейном воспитании. Отрадно, что большинство родителей осведомлены о задачах программы по познавательному развитию у детей. Однако у многих бытует упраздненное представление о данной образовательной области, по мнению большинства опрошенных познавательное развитие – это обучение счёту, цифрам и ориентировке в пространстве. Чуть больше половины оценивают работу коллектива детского сада по данному направлению высоко. Эти же родители следуют рекомендациям педагогов, прислушиваются к их мнению, считают, что в детском саду ребенок получит достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к обучению в школе. Однако беспокоит тот факт, что велик процент родителей, недовольных познавательным развитием детей (40%). Также есть семьи, в которых не уделяется внимание познавательному развитию детей, не стимулируется интерес дошкольника к познанию. Наличие наглядной информации в группе по познавательному развитию детей подтверждают практически все родители. Однако лишь единицы уделяют ей внимание, получают из нее полезную информацию. Лишь малая часть опрошенных нуждается в консультативной помощи со стороны педагогов. Однако анкетирование показало, что у родителей отмечается нехватка знаний по организации занятий по познавательному развитию дошкольников в домашних условиях (в основном это запоминание цифр, механическое заучивание счета, решение элементарных задач). Ни один опрошенный не указал, что использует в работе с детьми пособия, дидактические или компьютерные игры и т. д.

Анализ результатов анкетирования показал, что большинство родителей не знакомы с такими развивающими играми,как: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм.На вопрос: «Часто ли ваш ребенок задает вопросы: почему? зачем? как?» — 99% опрошенных родителей ответили «часто», т. е. познавательная активность у детей присутствует, и важно совместными усилиями воспитателей и родителей не отпугнуть ребенка, грамотно выстроить работу по данной теме. Как выяснилось в ходе опроса, многие родители даже не знают основных целей познавательного развития, ошибочно считая за них подготовку к школе. Слишком зацикленны сегодняшние мамы и папы на успехах ребенка в учебе.

При анализе наглядной информации в группах и раздевалках ДОУ в старшей группе №2 общеразвивающей направленности из плюсов отмечено то, что для родителей выставлен стенд «Чем мы сегодня занимались», на котором каждый день обновляется информация, в том числе и по познавательному развитию. Таким образом, родители могут быть в курсе происходящего в детском саду.

В старшей группе №4 комбинированной направленности по данной теме актуальна рекомендация родителям по организации игрового уголка.

Следует отметить первую младшую группу, в раздевалке которой находится интересная консультация для родителей «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности», где даются советы что нужно делать и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к познанию.

Педагогам следует уделить внимание ознакомлению родителей воспитанников с методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях, познакомить с материалами, необходимыми детям конкретной возрастной группы.

Проверкой установлено, что работа по познавательному развитию детей в ДОУ проводится систематически, в группах есть центры по развитию познавательно-исследовательских способностей у детей; дидактический материал с учетом возраста детей. Анализ документации и наглядного материала в группах и раздевалках показал, что работе с родителями по познавательному развитию детей педагоги уделяют недостаточное внимание.

В результатевышеизложенного рекомендовано:

1. Продолжить работу по познавательному развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы в совместной и самостоятельной деятельности детей.

2. Подготовить и провести круглый стол, мастер-класс для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательной деятельности у детей.

3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

4. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.

Источник

Ольга Медведева
Справка по тематическому контролю «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности»

Комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя, воспитателя в период с __ по __ ___ 201__г. проанализировала работу педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности.

Вопросы,подлежащие проверке:

1. Проверка воспитательных планов работы по организации познавательно-исследовательской деятельности.

2. Создание условий в группах для исследовательской деятельности.

3. Работа с родителями по данной теме.

Проверка проводилась во всех возрастных группах.

1. Проверка воспитательных планов работы по организации познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатели всех возрастных групп ведут перспективные и календарные планы. В них они отражают работу по познавательно-исследовательскому развитию детей в организованной деятельности (занятия, игры); совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной деятельности детей, направленную на укрепление интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Во всех группах в режимных моментах и на прогулке активно используются наблюдение, простейшие опыты и эксперименты. В группах педагоги планируют наблюдения и игры–эксперименты, организуют исследовательскую деятельность. Несмотря на то, что педагоги планируют и применяют различные формы экспериментальной деятельности, метод проектов в планах прослеживается нечетко. Вместе с тем педагоги мало планируют работу с родителями по данной теме. Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через групповую и подгрупповую форму работы, дидактические игры и др.

Проводится работа по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу (помощь в оборудовании уголков по экспериментированию).

В ходе проведения тематической проверки воспитателями была показана образовательная деятельность по познавательно-исследовательскому развитию («Знакомство с водой»,1 младшая группа, «Волшебница-вода», 2 младшая группа, «Воздух – наш лучший друг», средняя группа, «Вулкан», старшая группа). Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. У детей всех групп была высокая активность и увлеченность в ходе познавательно-исследовательской деятельности. Дети выполняли работы в соответствии с заданием. В процессе экспериментирования шло обогащение памяти воспитанников, активизация мыслительных процессов, так как педагоги побуждали детей совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Просмотренная образовательная деятельность в группах была направлена на знакомство детей с реальными представлениями о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами. Все педагоги показали знание программных задач по данному разделу.

В каждой образовательной деятельности была использована интеграция образовательной области «Познавательное развитие»образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». У педагогов отмечен творческий подход к организации ОД: использовались разные методы и приемы обучения, в работу включались игровые приемы и ситуации. Педагоги уделяли внимание стимулированию познавательной активности воспитанников через создание проблемных ситуаций.

2. Создание условий в группах для исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность, специально организуемая педагогом, безопасна для ребенка, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Развивающая среда обеспечивает развитие первичных естественно научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию в группах создана соответствующая развивающая среда, включающая в себя мини – лаборатории в группах, огород на окне. В групповых мини – лабораториях воспитанники имеют возможность проводить самостоятельные исследования, используя материалы центра. Такая работа положительно влияет на познавательное и эстетическое развитие детей, происходит их интеллектуальное развитие, развитие воображения. Но главное, приобретаются навыки самостоятельной работы.

В младших группах имеется центр песка и воды, который включает емкости разного размера, воронки, лейки, формочки, камешки, песок, воду, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные предметы, палочки, резиновые игрушки).

В средней группе мини-лаборатория включает в себя посуду, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

В старшей группе в мини-центре имеются: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Во всех группах имеются картотеки по экспериментированию. Все материалы в мини-лабораториях эстетично оформлены, соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

3. Работа с родителями по данной теме.

Анализ документации и наглядного материала в группах показал, что работе с родителями по познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги уделяют недостаточное внимание.

Воспитатели при проведении проектной деятельности привлекают родителей на начальном этапе работы (подбор справочного материала, подбор детской литературы). На основном этапе работы родители помогают в закреплении полученных знаний в домашних условиях, изготовлении необходимых пособий для реализации проекта, помощь в оформлении группы к итоговому мероприятию.

Педагогам следует уделить внимание ознакомлению родителей воспитанников с методами и приемами познавательно-исследовательской деятельности в домашних условиях, познакомить с материалами, необходимыми детям конкретной возрастной группы.

Проверкой установлено, что работа по познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ проводится систематически, в группах есть центры по развитию познавательно-исследовательских способностей у детей; дидактический материал с учетом возраста детей.

В результате вышеизложенного рекомендовано:

1. Продолжить работу по познавательно-исследовательскому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы в совместной и самостоятельной деятельности детей.

2. Подготовить и провести круглый стол, мастер-класс для родителей с целью ознакомления с формами и методами развития познавательно-исследовательской деятельности у детей.

3. Пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера, атласами, тематическими альбомами, коллекциями.

4. Включить в работу с семьёй участие родителей в исследовательских проектах.

Источник