Алексей колесников гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка скачать

Алексей колесников гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка скачать thumbnail

Остеопатия, кинезиология… эти загадочные термины недавно вошли в нашу жизнь. Хотите узнать больше?

А. Колесников. Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка

Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

Эта книга в мягкой обложке, выпущенная небольшим тиражом на плохой бумаге, является современным руководством по теории и практике работы с телом. Она написана увлекательно и просто, в ней действительно много качественной информации, пробуждающей сознание. Новый век открыл нам новые направления в медицине – к примеру, остеопатия. К врачам-остеопатам (кинезиологам, краниосакральным терапевтам) ходят с любыми проблемами. От логопедии до нефрологии, от аденоидов до плоскостопия. Весь спектр нарушений подвластен остеопату. Так ли это? В чем подвох? Корни растут из телесно-ориентированной психологии, очень давнему направлению, которое называют «мостиком между психологией и медициной» или разговором с телом на языке сознания.

Некоторые методы работы с телом, применяемые массажистами и мануальными терапевтами, могут показаться странными неискушенному человеку. Например, пациент обращается к массажисту с жалобами на боли в шее. Однако после обследования специалист, вопреки ожиданиям пациента, делает не массаж шеи, а растяжку икроножной мышцы и большого пальца на ноге. Недоуменный пациент не понимает, как можно помочь шее, не прикасаясь к ней. Однако это возможно. Такую ситуацию можно сравнить с прорванной плотиной. Когда плотина прорвана, то вода устремляется вниз по течению, и жители, живущие в зоне затопления, спасаются, как могут. Но бедные жители не могут не знать, что где-то там наверху есть плотина. Для них реальным является только то, что вода приходит и затопляет их земли. Они забираются на возвышения или уезжают в другое место. Прорыв плотины может происходить регулярно, например, в результате паводков. Жители так же регулярно терпят бедствия от наводнений, проклинают воду, прибывшую так неожиданно и приносящую такие значительные нарушения. Но то, что истинной причиной всех этих бед является именно прорванная плотина, они могут так никогда и не узнать, если только кто-нибудь из них не отправится вверх по течению и не обнаружит истинную «виновницу» несчастий.

Так и с шеей. Опытный мастер знает, что причина боли необязательно находится в том месте, где болит. И поэтому устраняет обычно не только последствие, симптом, но и саму причину боли. Тело – это отражение всего, что было с нами в прошлом и что происходит в настоящем. Все события жизни: радостные и печальные, большие и малые, приятные и не очень – запечатлеваются и остаются в теле.

Алексей Колесников специализируется в области телесной терапии, ее суть — лечение психики человека через изменения, производимые с телом. Он является специалистом по Образовательной Кинезиологии, инструктором семинаров и тренингов по практическим телесно-ориентированным методикам. Работает с «трудными» детьми в международных лагерях, в том числе и выездных оздоровительных лагерях для детей со специальными потребностями.

С чего начинается прием психолога, работающего по методике телесной терапии? С наблюдений за тем, как пациент стоит, сидит, двигается. За его привычными жестами, взглядами, положениями рук и ног. Полчаса наблюдений порою раскрывают всю историю отношений человека с его близкими людьми – и его отношение к себе самому.

На самом деле работа (с ребенком) не может считаться завершенной, если оставлен без внимания вопрос о связях и взаимосвязях в семье. Здесь существуют свои подводные камни и тонкости, знание которых многим может помочь в анализе происходящего с ребенком. Во-первых, тот, кто больше любит ребенка, тот его и калечит. Для малыша это означает, что, кто его больше держит на руках и нянчится с ним, тот почти наверняка передаст ему свои мышечные стереотипы и зажимы. Тот или иной мышечный рисунок родителей или няньки – это тоже информация, причем жизненно важная для ребенка. Его внимание «заточено» на нее. Помните, что до формирования способности к самостоятельному движению в пространстве и самостоятельного речевого кодирования информации все информационные потоки осуществляются только посредством телесных напряжений. Дети впитывают информацию, как губки воду. Причем усваивают они ее бесцельно, впрок.

Это значит, во-вторых, что вместе с тем или иным мышечным рисунком ребенок присвоит себе и соответствующее психоэмоциональное состояние, или, правильнее, предрасположенность к определенному состоянию своих родителей и вообще любого, с кем он вступает в контакт, особенно телесный.

Книгу хочется разбирать на абзацы и цитировать бесконечно. Высокая плотность информации на несколько строк. Автор уверяет, что самое важное игровое оборудование в играх с детьми – это их родители. Не только в играх, но и в повседневных делах. Мы и раньше понимали, что воспитать детей правильно, это непросто. А теперь оказалось, что родители (и другие близкие родственники) целиком и полностью управляют процессами, происходящими в детском организме с рождения. Это же скоро совсем не будешь знать, куда руки девать, как посмотреть на свое чадо. Чтобы не накликать какой-нибудь аппендикс.

Животные воспринимают только реальные стрессовые факторы. Они живут здесь и сейчас, выражаясь языком психологии. Например, нападение хищника, пожар, наводнение: они происходят в настоящем времени, а не в воображении животного. Сидит заяц, ест траву, вдруг за ним погнался волк: заяц убегает, он не думает, что надо сделать и как, просто ноги уносят его подальше от хищника. Если зайцу удается спастись, то он останавливается, отряхивается, сбрасывая стресс и напряжение, и снова ест траву. Для зайца у стресса есть начало и конец. У людей все как раз наоборот, стресса может и не быть вовсе, а мы его переживаем, потому что придумали этот стресс сами, в своей голове.

В первой части книги дается много теории по основам телесно-ориентированной психологии, ее применению обычными людьми в обычной жизни. Далее о «трудных» детях: агрессия, тревожность, неврологические диагнозы, дети с задержками в развитии, и о том, каковы причины их физиологического напряжения, а также какие ошибки допускают родители «трудных» детей, пытаясь оценивать их строго по диагнозу.

Пример физиологического напряжения у младенца. Я консультировал одну молодую семью (родителям было около 22 лет), в которой был трехмесячный мальчик. Его мама пожаловалась, что он с некоторого времени стал делать странное движение руками назад. Он отводил их согнутыми в локтях назад и вверх, причем делал это только тогда, когда его брали на руки. В другое время он спокойно себе ими двигал в разных направлениях, нигде подолгу не задерживая. Все попытки привести их в обратное положение давали только временный эффект, а потом все возвращалось на свое место. Врачи не смогли обнаружить гипертонуса мышц или какой-либо другой патологии и назначили массаж. Массажист проделал все сеансы как положено, но руки у мальчика продолжали также подниматься вверх и назад. При повторном осмотре неврологом и педиатром не было обнаружено ничего неправильного в развитии ребенка. Действительно, его развитие было хорошим, аппетит и сон были в порядке, гулять любил, любопытство проявлял. С точки зрения медицины не к чему было прицепиться.

Родители уже не знали, что делать, и решили обратиться на всякий случай к психологу. С психологической точки зрения в этом случае тоже все было хорошо. Совершенно непонятно, почему малыш так делал. Пообщавшись с ним, я не нашел ничего такого, что бы помогло мне понять, почему так происходит. В один из моих визитов папа мальчика подошел к нему и захотел взять на руки. Я заметил, что отец ребенка чувствует себя при этом неуверенно, как будто он боится взять сына на руки. Когда он все-таки брал ребенка, то его руки поднимались локтями назад и вверх. И у его сына автоматически повторялось это положение рук.

И завершает книгу практический раздел: комплекс упражнений для снятия различных «зажимов», помогающий улучшить состояние всех систем организма и провентилировать сознание, устроить гимнастику для мозга. В результате занятий дети – и их родители – учатся дружить со своим телом, понимать его сигналы, а тело в свою очередь тоже откликнется, ведь оно не чужое – родное. Все слишком просто? Если бы. Выпить таблеточку гораздо проще, вот только проблемы она не решает. Тем не менее, легионы «таблеточек» тянутся за малышами с рождения, а их родители продолжают быть нервными, зависимыми, отягощенными «деревянным» детством и микрострессами, отрицая всякую связь между своими «тараканами» и поведением собственных детей, которых не зря с древних времен называют «кровиночками». Дети как своя кровь, дети – копия нас, они внутри нас, даже вырастая.

Обязательно почитайте!

Цена книги в магазинах: ~70 руб.

Источник

Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика

Брейн  Джим.

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтель.

   Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий).  Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушарие

Правое полушарие

  • логическое– аналитическое мышление
  • анализ
  • последовательное мышление
  • Индуктивное мышление
  • языковые способности
  • способности к чтению и письму
  • планирует будущее
  • музыкальное образование
  • математические способности
  • образное мышление
  • пространственная ориентация
  • интуиция
  • Дедуктивное мышление
  • чувство юмора
  • ориентируется в настоящем
  • воображение, фантазии и мечты
  • художественное .

   Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

   На занятиях мы используем комплекс специальных  «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.  Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

   Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:

— преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;

— улучшить память, увеличить быстроту реакции;

— развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

   Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:

БЛОК № 1.  Движения средней линии .

   Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.

БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.

   Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.

БЛОК № 3. Энергетические упражнения.

   Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.

БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.  

   В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.

   Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:

улучшение мыслительной деятельности;

улучшение навыков чтения;

улучшение навыков письма;

развитие учебных навыков;

формирование внутреннего равновесия;

поддержание личной экологии.

   Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.

   Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.

Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.

3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.

   Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:

  • чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
  • чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
  • если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.

Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» — если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб). 

Список используемой литературы:

1.Алексей Колесников.  «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка».  Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

2.https://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/

Источник

Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.

Учитель-логопед — Шабардина Юлия Николаевна

Brain Gym logoКинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий).  Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.

Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.

Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

Левое полушариеПравое полушарие
•    логическое– аналитическое мышление
•    анализ
•    последовательное мышление
•    Индуктивное мышление
•    языковые способности
•    способности к чтению и письму
•    планирует будущее
•    музыкальное образование
•    математические способности
•    образное мышление
•    пространственная ориентация
•    интуиция
•    Дедуктивное мышление
•    чувство юмора
•    ориентируется в настоящем
•    воображение, фантазии и мечты
•    художественное

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

На занятиях мы используем комплекс специальных  «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого.  Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.

Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
— преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
— улучшить память, увеличить быстроту реакции;
— развить творческое воображение, смекалку и находчивость.

Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:
БЛОК № 1.  Движения средней линии.
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.  
В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.

Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
улучшение мыслительной деятельности;
улучшение навыков чтения;
улучшение навыков письма;
развитие учебных навыков;
формирование внутреннего равновесия;
поддержание личной экологии.

Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.

Этапы введения гимнастики Брейн Джим:

1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.

2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.
Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.

3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.

4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.

Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
• чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
• чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
• если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.

Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» — если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).

Список используемой литературы:
1.Алексей Колесников.  «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка».  Издательство: Центрполиграф, 2009 г.

Другие интересные статьи:

1. Пальчиковая гимнастика, её место и значение в режиме дня ДОУ

2. Упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

#Брейн_Джим #brainGym

Оригинал статьи в формате MS Word скачать.

Если Вам понравилась данная статья, поделитесь ссылкой на статью с Вашими друзьями и знакомымыми в соц. сетях, используя эту кнопку

strela

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

strela2

Источник