Актуальность проблемы развития личности ребенка
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Зубарева Е.В.
(г.Ставрополь, ГБОУ СПО СКСТиК)
Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Каково развитие и воспитание большинства людей – таково и общество, в котором они живут. Это же относится и к учреждениям СПО. Главная задача здесь – обеспечить развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности на благо отечества. Развитие личности оказывает решающее значение на социальный прогресс и продуктивность общества и играет ключевую роль в его преобразованиях, обеспечивая соответствие человека современным и будущим требованиям.
Во второй половине XXв. предметом пристального внимания в отечественной и зарубежной психологии стал вопрос развития личности в процессе профессионального обучения и воспитания.
В зарубежной психологии появляются новые динамичные теории: структурная (С. Аксельрод, З. Гинзберг, В. Гинсбург, Д. Миллер, Д. Сьюпер), мотивационная (В. Врум), теории индивидуальности (Дж. Холланд, Л. Тайлер). В этих теориях укрепляется положение о том, что личность – это сложная, постоянно развивающаяся система. Большое значение в формировании и развитии личности принадлежит процессу ее профессионального развития.
Значительное по времени и значимое по важности место в этом процессе занимает образовательное пространство, в котором находится современный молодой человек.
В последнее время в научной литературе достаточно часто используется понятие «образовательная среда», «учебное пространство», «образовательное пространство», «педагогическая среда». При этом разные ученые по-разному трактуют используемые понятия. Это: совокупность физических факторов среды образовательного учреждения (Ю.К. Бабанский), психологическая, социальная и информационная среда в рамках образовательных задач (Т.Г.Ивошина), объективная социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, социально- психологических факторов.
Наиболее теоретически проработанным, на наш взгляд, является подход В.И.Слободчикова, он понимает образовательное пространство как «…существующее в социуме место, где субъективно задаются множество отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации».
В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема личностно- профессионального развития, проблема развития креативной личности, проблема развития конкурентоспособной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно — правовой культуры личности и ряд других проблем. Более подробно хотелось бы остановиться на проблеме личностно – профессионального развития студента.
Проблема личностно-профессионального развития в период обучения в образовательном учреждении широко представлена в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Е.А. Климова, Е.И. Степановой, А.В. Петровского, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой и др.
В работах отечественных авторов выделяются следующие основные направления личностно-профессионального развития студентов:
— развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;
— профессионализация и совершенствование психических процессов и состояний;
— выработка жизненной позиции и конкретизация жизненных планов;
— рост уровня притязаний в области будущей профессии;
— этическое, эстетическое и духовное развитие;
— повышение инициативы и творчества;
— формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
Большую роль в личностно-профессиональном развитии играет образовательное пространство.
Образовательное пространство учебного заведения можно представить в виде структуры, в которой взаимосвязаны и соотносятся следующие отдельные виды: информационно-образовательное, культурно – образовательное, пространство теоретического образования, пространство практического образования, научно – исследовательское пространство. Эти подпространства можно рассматривать как организационные формы личностно-профессионального развития личности студента в рамках каждого компонента образовательного пространства.
Пространство теоретического образования. Организация разнообразных типов лекций (лекция-беседа, проблемная лекция и т.д.) практических и семинарских занятий ( дискуссия, деловая, ролевая игра, тренинг и т.д.) способствует реализации обучающей, развивающей, воспитывающей функций процесса обучения и создает условия для развития будущего профессионала.
Особенно богатыми возможностями для личностно – профессионального развития обладает гуманитарный цикл. Он прежде всего влияет на развитие гуманистически ориентированной личности будущего профессионала. По мнению ученых, психолого – педагогические дисциплины содержат богатый потенциал для актуализации достижений студентов. Условно эти возможности можно разделить на две группы. Первая включает в себя возможности, связанные с развитием различных характеристик будущего специалиста: потребности в самостоятельной познавательной деятельности, профессиональном совершенствовании и творческой саморегуляции, способность анализировать, рефликсировать действия. Вторая группа связана с отношениями студента к самому себе как субъекту профессиональной деятельности.
Естественные науки. Они обладают хорошим потенциалом для развития профессиональных представлений, т.к. содержат большое число общих представлений, материализованных в изображении (графики, структурные формулы и т.д.). Естественно – научный цикл теоретического пространства дает возможность будущему специалисту увидеть целостную картину мира, понять существенные, закономерные связи между субъектами и объектами этой системы, создает условия для формирования полных, целостных ярких представлений.
Преподавание специально – предметных дисциплин в пространстве теоретического образования строится на основе принципа деятельностного подхода. Специфика данного подхода заключается в рассмотрении содержания всех дисциплин и видов деятельности студентов с позиций будущей профессиональной деятельности. Система проблемных ситуаций позволяет развертывать содержание образования в динамике, создает возможность интеграции знаний всех научных дисциплин как средство разрешения этих ситуаций, моделируется целостное предметное, психологическое и социальное содержание будущей профессиональной деятельности. Этот подход открывает перспективы как для личностно-профессионального развития студентов, так и для формирования целостного образа профессии и адекватных представлений о себе как о будущем специалисте.
Пространство практического образования представлена, прежде всего, различными видами практики. Производственная практика – это форма организации учебного процесса, которая имеет целью личностно – профессиональное становление будущего специалиста и направлена на освоение им содержания профессиональной подготовки через последовательное прохождение нескольких видов практик. Возможности данного пространства по личностно — профессиональному развитию студентов изучались в работах Т.В. Кудрявцева, В.В. Овсянниковой, Т.А. Ольховой и др. По мнению ученых, чем раньше студент попадет в условия реального производства, чем раньше начинает включаться в практику, тем раньше он формируется как личность и как профессионал.
Культурно – образовательное пространство включает в себя систему внеучебной, социокультурной деятельности студентов. Личностно – профессиональное развитие личности студента в культурно – образовательном пространстве, возможно, осуществлять через использование активных форм воспитательной работы, через систему классных часов, часов общения, заседания психологических клубов, через студенческие фестивали, конференции. На значение внеучебной деятельности в целостном процессе воспитания и развития будущего специалиста указывали своих работах Т.Ф. Борисова, В.А. Сластенин и др.
Пространство научно – исследовательской деятельности студентов организует совместную деятельность преподавателей и студентов. Эта работа направлена на поиск решения профессиональных проблем, в ходе, которой происходит взаимообмен культурными ценностями, формируется профессиональное мышление. Это пространство содержит не только когнетивные, оперативно – технические аспекты, но и коммуникацию студента и руководителя, которая порождает эмоции, чувства, переживания и способствуют личностному и профессиональному росту субъектов образовательного пространства.
Информационно-образовательное пространство. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство учебного заведения создает дополнительные возможности для личностно-проофессионального развития студентов.
Таким образом, анализ литературы, показал, что личностно-профессиональное развитие личности студента происходит в целостном образовательном пространстве учебного заведения и имеет нелинейный характер. Потенциальные возможности каждого направления для личностно-порофессионального развития реализуется через организацию внешних условий и актуализацию внутренних психологических механизмов.
ЛИТЕРАТУРА
- Познина Н.А. особенности развития личности студента в технизированной образовательной среде: дис. Канн.психол.наук. Тагонрог, 2004. 144с.
- Семенова Е.А. Диагностика и формирование профессиональных представлений студентов в образовательном пространстве учебного заведения. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. 140с.
- Герасимов Г.И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии становления:монграфия. Ростов н/Д, 2003. 456с.
Источник
Фоменко Эдита Витаутасовна,
старший воспитатель, МДОУ
«ЯСЛИ-САД №13 Г. ДОНЕЦКА»
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Ключевые слова: социально-личностное развитие, социализация, самоутверждение, самореализация, социум.
В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В условиях нестабильности жизни продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Проблема приобщения к социальному миру, социально-личностного развития детей всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка и является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому, социальное становится индивидуальным”.[2].
На протяжении многих лет исследований учёных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребёнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.
Данный факт находит своё отражение в основных нормативных документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений. В ГОС представлены требования к образовательным программам и содержанию образования: «Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [1].
Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Что же такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.
Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, и конечно, родителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим — со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.
Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.
Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к выводу, что организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:
1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
4. Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.
И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)
Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач: развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование первичных представлений о труде взрослых;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.
В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей [3]. Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребёнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
Необходимо воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребенок должен, прежде всего, осознать себе членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином своей страны, и только потом – жителем планеты Земля. Идем от близкого к далекому.
В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениях о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.
Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.
Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.
Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития, успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребёнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.
На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее время является одним из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребёнка в социуме.
В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».
Список литературы:
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.
Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
2004. – 384 с.
Источник