Актуальность проблемы развития игровой деятельности ребенка
гришина наталья
Проблемы игры современных дошкольников
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.
Игра — самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.
Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.
Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.
Что же такое детская игра?
При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом
Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.
Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.
В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.
Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным.
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».
Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.
Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.
Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.
Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть,и они очевидны:
1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.
2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.
3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.
4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.
Источник
Проблемы развития игровой деятельности
Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.
Как передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе , включающей в себя несколько поколений — от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо” (вспомните так называемые дворовые сообщества , существовавшие до 80-х годов). Постепенно дети накапливают игровой опыт и сами становятся “носителями” игры.
Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом. Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:
- в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
- в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
- дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).
Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.
Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра не достигает должного уровня и постепенно уходит из их жизни.
В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами — подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п.
Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники не всегда успевают полноценно поиграть.
Особенно трудно приходится медлительным детям, а также тем, кого поздно приводят и рано забирают. Их жизнь организована так, что им просто некогда играть.
Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план. В итоге “перечеркивается самоценность дошкольного возраста, и создаются определённые трудности для будущего освоения ребёнком учебной деятельности в начальных классах” (В.В.Давыдов).
Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.
Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом — он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте.
Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.
Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?
Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).
Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.
Необходимо также проверить, на каком уровне находится методическая помощь по вопросам игры. Умеют ли играть сами воспитатели?
Но даже при акцентировании внимания воспитателей на развитие детской игровой деятельности усилия педагогов по повышению её уровня могут не достичь своей цели, если в воспитательно-образовательном процессе учреждения не соблюдается баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами занятий. Поэтому педагогам, изучающим проблемы игровой деятельности, необходимо обратить внимание на то, как игра используется не только в повседневной жизни детей (особенно в вечернее, более свободное от организованных форм обучения время), но и на занятии, на прогулке.
Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские, театрализованные, сюжетно-ролевые).
Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:
- отсутствие разновозрастного общения;
- нехватка времени в режиме дня;
- отсутствие внутренней убеждённости воспитателей в важности игры;
- обеднение содержания игры.
Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.
Но, как отмечалось ранее, роль воспитателя не ограничивается изменением (созданием) игровой среды. Большое значение имеет непосредственное участие взрослого в свободной игровой деятельности детей.
Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем — как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.
Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее. Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.
Рассмотрим методические приёмы, позволяющие создать реальные условия для развития свободной игровой деятельности в детском саду:
- Расширение территории для детских игр, использование помещений спален, приёмных, залов — музыкального, физкультурного, помещения изостудии. Организация сюжетно-ролевых и других видов игр на прогулке, включение их в занятия.
- Обновление игровой обстановки, перестановка игрового материала, “сюрпризные” игровые ситуации (утром или после дневного сна дети обнаруживают интересную постройку), обыгрывание, “рекламирование” новой игрушки воспитателем, исчезновение из группы игрушек, которыми ребята долго не пользуются.
- Пополнение групп игровым материалом. Большие дорогостоящие игровые комплекты (Центры песка и воды, “Водные пути”, “Детское кафе”, сухой бассейн, мягкий крупный модуль, спортивный мягкий модуль, мини-горка, качели, палатки…) передаются из группы в группу на некоторое время (2-3 недели) с тем, чтобы за год игровой комплект обыгрывался в каждой группе по нескольку раз в разных вариантах. Ежегодная к новому учебному году передача игрушек с учётом возраста из группы в группу. Вручение игр и игрушек в качестве поощрительных призов для группы во время конкурсов, праздников. Домашние “ремонтные мастерские” игрушек с передачей их в группу.
- Формирование оснований для развития детской игры за счет проведение бесед с детьми, обсуждения событий, чтения художественной литературы, наблюдения, целевых прогулок и экскурсии, посещения музеев и театров, встречи с интересными людьми, использования ТСО (просмотр видеофильмов, диафильмов, слайдов, прослушивание аудио- и грамзаписей), составления тематических альбомов, рассматривания иллюстраций, фотографий, наблюдения за играми других детей, самостоятельного изготовления атрибутов к ней. Широко используется для этих целей время, когда одна из подгрупп детей занимается, а вторая находится с младшим воспитателем.
- Содействие становлению у детей игрового опыта. Знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования. Организация игрового пространства, отражение типичных черт роли. Подключение к играм родителей — представителей разных специальностей (парикмахер, врач, милиционер, военный и т.д.), а также бывших воспитанников д/с (в НШДС — учеников начальных классов) с целью создания разновозрастного сообщества детей. Взаимные походы в гости “поиграть” — малышей к старшим и наоборот (новизна обстановки, желание показать свои умения).
- Планирование игры. Составление схемы-проекта развития сюжетно-ролевой игры, создание банка схем-проектов развития игры для разного возраста.
Источник