Активность ребенка как психологическое развитие

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.
Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.
Свойства психологической деятельности:
- Толчок к формированию иных видов деятельности;
- Преобразование личных психических процессов;
- Психологические видоизменения личности ребенка.
Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.
Периоды развития и свойственные им виды деятельности:
- С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).
Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).
Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.
Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.
- С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
которые показывают принцип работы с этим предметом.
Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.
Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.
В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).
Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.
- С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.
Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.
Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.
Речь — становится более сложной в структуре предложений.
- С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.
Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).
Задача родителей в подготовке:
- Памяти;
- Речи;
- Чтения и математике;
- Логического мышления;
- Коммуникабельности;
- Дисциплины и режима дня.
- С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.
Произошедшие изменения:
- Расширение круга авторитетов — учитель;
- Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
- Ученик — объект оценивания;
- Партнерские взаимоотношения.
С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.
Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.
- С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.
Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.
Психологическое развитие и обучение ребенка
Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.
Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.
Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.
В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.
Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.
Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.
При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.
Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:
- Задать подсказывающие вопросы;
- Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
- Подсказать общую его суть.
Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.
Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.
Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.
Источник
Педагоги давно заметили: ребенок открыт новым знаниям. Но для того, чтобы они усвоились, недостаточно обычных уроков. Занятия в привычном смысле слова абсолютно не подходят для малышей. Зато если перевести их в игровую плоскость, эффект поразит всех без исключения. Особенно скептиков. Однако рано радоваться. В один далеко не прекрасный момент выясняется, что дети, напичканные знаниями, слабы физически. Как этого не допустить? Мы учли наблюдения физиологов, педагогов и педиатров и предлагаем тебе новый подход в развитии ребенка — разносторонний.
Исследуем возможности
Новорожденный помнит все, что умел в период внутриутробной жизни во время активности ребенка как психологического развития. Он довольно хорошо владел телом: шевелил ручками и ножками, играл с пуповиной, сосал пальчик, кувыркался, потягивался и сворачивался калачиком. Что же происходит после рождения? Маленькое тельце не слушается, повернуться — невозможно. Зато обострен слух, проявляются различные образы предметов, расширяется вкусовая палитра. Иными словами, младенец получает сперва один опыт, затем другой, но не связывает их между собой. А нужно бы, чтоб они приобретались параллельно. Такой подход позволит мыслить объемно, цельно, а, не выхватывая отдельные составляющие. Вот почему так важно с первых дней жизни приучать кроху к гимнастике, массажу, учить плавать. Это помимо маминых колыбельных, наблюдения за людьми вокруг, новых впечатлений и знакомств. Одновременно он будет испытывать тактильные ощущения, и делать простые умозаключения. То есть ты возвращаешь ребенку уже привычные возможности и в то же время предлагаешь освоить дополнительные. А потом объединить все в единое знание.
Главный герой
Приблизительно месяц требуется младенцу для того, чтобы адаптироваться в этом мире, понять что к чему нужно для активности ребенка как психологического развития. За это время он не только набирает около килограмма и прибавляет в росте несколько сантиметров. Кроха изучает характер родителей, выстраивает взаимоотношения. Он уже умеет обратить на себя внимание, способен общаться и добиваться желаемого. А еще показывает свой нрав. Родители восклицают: «Ну и хитрюга!» Но разве хитрость не признак ума?..
Именно это и объясняет поучения бабушек-дедушек: мол, начинать воспитывать ребенка нужно с самого рождения. Действительно, если ты с первых дней непрерывно носила карапуза на руках, вряд ли легко приучишь его самостоятельно лежать в кроватке и самому себя занимать. Коль бежала к нему по первому зову, то ребенок при помощи плача попытается многого добиться. Это не значит, что не следует удовлетворять все потребности ребенка. Информация дана скорее для размышления: не стоит считать грудничка несмышленышем.
Сопоставляю
С каждым месяцем жизни кроха бодрствует все дольше. И это время должно быть качественно заполнено. Давай карапузу как можно больше пищи для ума! Однако в интересной форме. Как считаешь, в каком случае малыш запомнит, что у резиновой уточки есть пищалка: если ты покажешь ее или когда он случайно прикусит игрушку десенками? Несомненно, второй вариант принесет не только радость от звонкого звука, но и удовольствие от сделанного открытия. Реакция будет самой неожиданной: от бурного веселья до недоумения (все-таки пискнуло неожиданно громко). Но в любом случае именно так формируется причинно-следственная связь.
На воздух!
Треть всего объема кислорода, потребляемого организмом, направляется в мозг, и чем больше это количество, тем эффективнее идет развитие. Насыщение этим веществом тем интенсивнее, чем активнее двигается ребенок. Он спит или сидит в коляске? Уровень кислорода в крови средний. Бегает, прыгает, скачет? Объем увеличивается. А что, если на улице еще и зарядку проводить? Мама, для тебя она не менее актуальна, чем для крохи. Хочешь вырастить умничку? Учти: ребенку важно много гулять. Причем не на пыльных, перегруженных транспортом улицах. Там уровень потребляемого кислорода снижается. А на природе, где много деревьев. Если нет возможности ежедневно выбираться в парк, прокладывайте маршрут подальше от шумных трасс. Кстати, как раз на свежем воздухе, всегда, найдется, чем занять ум. Рассматривайте листочки, наблюдайте за жизнью насекомых, кормите птичек, копайте ямки и ищите червячков. Детские площадки тоже не оставляйте без внимания. Кроме естественных знаний постарайся преподать азы выживания: учи быть осторожным, наблюдательным. К чему эти тренировки? Ум развивается путем его постоянного приобщения к различным видам деятельности. Что происходит? Почему? Как это связано? Естественное любопытство требует утоления. Малыш привыкает задавать вопросы и получать на них ответы. А значит, его мышление не стоит на месте. И хотя ученые утверждают, что взрослый человек задействует малую толику мозга, они не исключают, что возможности вполне реально расширить. Но сделать это можно только в детском возрасте. Главное, работать над своим потенциалом!
Ребенок активничает, предпочитает знакомые и понятные занятия, малоэмоционален. Не допусти такого! На улице весна, а значит, гулять следует не менее трех часов в день, спать при открытой форточке.
В гостях у Дремы
Почему педиатры так настойчивы относительно достаточного количества детского сна? Так ли необходим тихий час в обеденное время? То, что на сегодняшний день выяснили ученые, только подкрепляет необходимость вовремя ложиться в постельку. Пока ребенок спит, органы и системы действуют по определенному сценарию. В фазе быстрого сна мозг активно перерабатывает полученную в период бодрствования информацию, запоминает, раскладывает все по полочкам.
Нервная система тоже участвует в процессе обобщений и обработки эмоциональных состояний (кроха всхлипывает, плачет, вздрагивает). В этот момент может быть задействована и мышечная система (ребенок ворочается, ползет куда-то, скрипит зубами). И лишь в период глубокого сна организм наконец-то расслабляется и отдыхает. Эти две фазы тесно взаимосвязаны! Но что, же делать, спросишь ты, если ребенок отказывается идти в кроватку днем, его подолгу нельзя уложить вечером? Ответ однозначен: вводить режим и строго придерживаться его, дабы не довести до истощения нервную систему крохи.
Возбужденный малыш, который за день получил довольно много впечатлений (как зрительных, так и эмоциональных) не сразу угомонится во время активности ребенка как психологического развития. Особенно если играет в шумную игру. Его тормозные механизмы не отлажены, мозг не настолько зрел, чтобы самостоятельно остановиться и настроиться на спокойный лад. Значит, это должна сделать мама. Пусть сигналом к действию для тебя станет неконтролируемость ребенка. Он не издевается, не сорвался с катушек. Неуправляем он потому, что его нервная система находится на грани. И привести ее в порядок может только качественный отдых: в своей постельке, удобной кроватке (а не в машине, пока вы куда-то едете, не в гостях у подруги, не там, где уснет, выбившись из сил). При этом во время сна в комнате малыша должно быть тихо, свет приглушенный. Не то мозг будет выхватывать посторонние звуки, отвлекаться на них, пытаться обработать. Какой уж тут отдых!..
Заметила, что кроха стал капризным, нервным? Возьми на руки, предложи почитать книгу. Говори тихим и спокойным голосом (понимаем, что трудно, но пытайся сдерживаться). Или усади к себе на колени, приголубь, погладь по спинке.
Не доводи до слез или поскорее останови их (для этого малютку придется пожалеть). В угол ставить — тоже не выход. Как и отправлять подумать…
Итак, нервы на пределе. Слезы и обида выматывают. Да, настрадавшись, ребенок быстрее засыпает. Но такие эмоциональные качели сказываются на здоровье, умственной активности. Неустойчивая психика тормозит развитие. Да и попытки чему-то обучить кроху не приносят ему удовольствия. Этого ли мы добиваемся?
Личный архив
У психологов есть свое объяснение возбужденности малыша: физиология действительно играет центральную роль. Специалисты уверяют: невозможно научить ребенка чему-то, если он к этому не готов. До полутора лет он не сможет полностью контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. До трех — вовремя остановиться и не допустить истерики. А также подумать, прежде чем что-либо сделать. Все это так. Ведь ускорить формирование определенных участков мозга еще никому не удалось.
Зато ты можешь сформировать определенную базу знаний, которые до поры до времени будут пассивом твоего крохи. Допустим, он не воспроизведет последовательный счет до десяти. А вот считалочку проговорит без запинки. В нужный момент он осознает, как пользоваться уже существующими знаниями, подключит память.
Урок релакса
Люди Востока уделяют огромное внимание умению человека расслабляться и поэтому практикуют детскую йогу буквально с рождения. Они учат ребятишек оперативно переключаться с быстрого ритма жизни на спокойный отдых.
Однако не только при помощи йоги можно научить ребенка расслабляться. Многие малыши в восторге от водного релакса. Рядом с вашим домом есть бассейн? Запишись туда поскорее, не пожалеешь! Во-первых, плавание позитивно влияет на психоэмоциональную сферу. Ребенок испытывает яркие эмоции: радость, восторг. Во-вторых, учит чувствовать свое тело, управлять им, понимать его. Кроха крепнет и физически (иммунитет, осанка, мышцы), и морально.
В-третьих, понимание распределения нагрузки. В комплексе эти три составляющие приводят к зрелости клеток мозга, устойчивости стрессам. Тем самым создаются условия для обучения.
Хочу все знать!
Как бы ни стремились малыши понять и покорить весь мир, многие из них настороженно относятся ко всему новому. Это связано с неприятными воспоминаниями, негативным опытом. Но ведь наша задача предоставить ребенку возможность учиться с удовольствием, быть открытым экспериментам и при этом иметь активную жизненную позицию. Действуй постепенно. Наверняка ты заметила, что у карапуза есть любимые игры и занятия, к которым он возвращается снова и снова. Вот и начни вносить в них разнообразие. Заинтересовывай, интригуй. Уверяем, любопытство возьмет верх.
Основа основ
Что ни говори, а настроение мамы, которая чему-то учит малыша, активно развивает его, во многом определяет способность усваивать знания, использовать их. Ты делаешь все с охотой, увлеченно? Кроха это чувствует и воспринимает как само собой разумеющееся. Для него становится стилем жизни изучение, опыты, поиск истины. Чтобы докопаться до нее, кроха использует не только ум и мышление, но и включает все органы чувств. Для такого карапуза обучение — это игра, приключение, в котором необходимо задействовать мозг и тело: подумать, поискать, побежать, достать, исследовать, осмыслить. Если же ты воспринимаешь обучение, как неподъемный груз или подходишь ко всему чересчур ответственно (постоянно экзаменуешь кроху, проверяешь его) то, возможно, тебе пора остановиться, прекратить сравнивать знания ребенка с книжными нормами и перестать делать из него вундеркинда. В конце концов ответь себе на вопрос: кого ты хочешь вырастить? Уверены, что гармоничную личность и счастливого человека. Так позволь же ему идти по жизни спокойно, уверенно, с интересом ко всему окружающему. Отныне ваш девиз: «Обучение через развлечение». Это так весело, так сближает! И можешь не сомневаться, у позитивно настроенного человека знания на высоте, здоровье в порядке, физическая форма — отменная. Перспектива радует? Тогда дерзайте и не останавливайтесь!
Поскольку первый выход на большую воду может испугать карапуза, захватите из дому его любимую резиновую игрушку (которой он играет в ванной), мяч. Сперва окуни в воду игрушку, затем предложи крохе достать ее. Надувные предметы действуют не хуже поплавков. Держась за них, ребенок учится лежать на воде. Проси его шевелить ножками, повторяя за тобой или копируя лягушку.
Звездочка
Упражнение требует максимального доверия. Не спеши с ним. Когда увидишь, что ребенок готов лечь на воду и расслабиться, опустив головочку, предложи ему поплавать в позе морской звезды, раскинув ручки и ножки.
Во время заплыва на спине поддерживай ребенка под водой, чтобы он чувствовал твою руку. Предложи «услышать» водичку, почувствовать ее и «отпустить» свое тельце.
Ныряем!
Малыши не любят, когда водичка попадает им на лицо. Учи пускать пузырьки. Пусть наберет в рот воздух, а потом опустится под водичку и выдохнет.
Ныряющий ребенок быстрее научится плавать. Дело в том, что младенцы сперва осваивают подводное плавание. Выныривают они лишь для того, чтобы набрать воздух. И снова погружаются. Лишь в 2-3 года они смогут плавать, держа голову над водой.
Растяжка
Сядь на пол, усади перед собой кроху и потянись сперва к одной ноге, затем — к другой. Заглядывая ребеночку в личико, произноси: «Ку-ку». Он тоже станет тянуться за тобой. Затем уложи его ножками к себе, выпрями коленки карапуза и попробуй достать его ножками до лба. Выполняй с крохой те упражнения, которые ему легко даются и вызывают улыбку.
Без перенапряжения!
Возьми маленького на руки, придерживай за таз и страхуй около спинки. Наклонись в одну сторону, зафиксируй положение. Ребенок напряжет брюшной пресс, боковые мышцы и продолжит держаться столбиком. Вернись в исходное положение и повтори то же, но в другую сторону. Не задерживайся долго в наклоне, малыш будет пытаться удержаться любой ценой. Видишь, что ему тяжело? Оставь это упражнение и переходи к другому.
Ляг на спину и согни ноги в коленях. На них положи карапуза, крепко ухватив его за ручки (но не за кисти, а за запястья). Покачивай маленького вперед-назад, вправо-влево сперва с небольшой скоростью, потом быстрее. Амплитуду тоже можно увеличивать. Тренировка вестибулярного аппарата — необходимая составляющая любой зарядки. Кроха скорее научится владеть своим телом.
Рельсы-рельсы
Уложи ребенка на животик. Погладь по спинке от плечей к ягодицам. Потом ребрами ладоней пройдись по бокам, лопаточкам, пояснице (не затрагивай позвоночник). Массаж сопровождай песенкой или ласково комментируй свои действия. Заверши процедуру поглаживаниями.
Тук-тук, каблучок
На стопах находится большинство активных точек. Воздействие на них стимулирует мозговую деятельность, благотворно влияет на жизненно важные органы: кишечник, сердце, печень, желчный пузырь. Поглаживание стоп — это еще и профилактика плоскостопия.
Исходное положение — лежа на спинке. Разведи ручки карапуза в стороны, затем сведи их вместе так, будто ребенок сам себя обнимает за бока.
Потягивания после сна тоже позитивно сказываются на общем состоянии. Организм пробуждается, кроха улыбается.
Источник