Акселерация и психическое развитие ребенка
2.3. Ускоренное психическое развитие
Синоним – акселерация (лат. acceleratio – ускорение). Ускоренным считается физическое, психическое и/или сексуальное развитие, опережающее норму в среднем на 1–2 года. Общая акселерация касается всех аспектов психологического развития, парциальная акселерация – каких-то отдельных его сторон.
При гармоничной акселерации, встречающейся достаточно редко, сознание, самоосознавание, личностные, психологические функции и соматическая сфера развиваются приблизительно одинаково ускоренным темпом.
Дисгармоническая акселерация, намного более частая, представлена рядом вариантов, некоторые из них хорошо известны. Так, ускоренное психическое созревание может сочетаться с замедленным физическим развитием. Ускоренное психическое и физическое развитие может сопровождаться выраженными соматовегетативными дисфункциями в виде врожденной нервности (в раннем детстве), а позднее – эндокринными нарушениями. Неравномерность развития может обнаруживаться в самой психической сфере, когда одни психологические функции созревают быстрее обычного (например, речь), а другие задерживаются в своем развитии (например, моторика, психомоторика, социальные навыки). Иногда соматическая акселерация опережает психическую или ускоренное психическое развитие сочетается с психическим инфантилизмом.
Акселерация стала известной лишь в XIX веке, хотя отдельные ее случаи, несомненно, наблюдались всегда и повсеместно. Природа ее остается неустановленной. Предполагается, что она может быть связана с урбанизацией, смешанными межэтническими браками, улучшением питания, психическим расстройством, влиянием радиации, гаметическими мутациями, излишне интеллектуализированным воспитанием одновременно с изоляцией от детского коллектива. Психическая акселерация может развиваться и как гиперкомпенсаторный феномен у детей, вынужденных вести малоподвижный образ жизни, например при ДЦП, клапанных пороках сердца.
Распространенность акселерации и динамика ее показателей остаются неизвестными.
Акселерация в раннем детстве имеет некоторые особенности. Ускорение психического развития годовалого ребенка хотя бы на 0,5–1 год часто делает ребенка трудным для воспитания, хрупким, сверхчувствительным к стрессовым ситуациям. Психическая акселерация не всегда является показателем высоких интеллектуальных и креативных способностей. Дети могут рано начать говорить, правильно пользоваться местоимениями, задавать вопросы, обнаруживать отдельные аспекты пространственного гнозиса, фантазировать, но их интеллектуальная деятельность остается при этом на среднем уровне, например из-за однообразия содержания умственной деятельности или неспособности использовать для самостоятельной переработки реальный опыт.
Акселерация у ребенка может быть самостоятельным клиническим феноменом и наблюдаться, в частности, на доманифестном этапе течения шизофрении. Нередко она находится в рамках определенных психопатологических синдромов, например синдрома патологического фантазирования, синдрома гиперактивности и др. При психоэндокринном синдроме встречаются «маленькие старички», склонные поучать, читать нотации, предаваться воспоминаниям.
Прогноз при акселерации чаще, по-видимому, благоприятный. В том плане, что с возрастом проявления акселерации сглаживаются. В некоторых случаях после периода ускоренного психического развития, длящегося от 1 до 20 лет и более, наступает манифестная стадия психического заболевания (чаще, вероятно, шизофрении). В других случаях, частота которых остается неизвестной, вундеркинды или дети-индиго становятся выдающимися деятелями науки и искусства, всегда в чем-то своеобразными, но в психиатрическом плане вполне адекватными и адаптированными в своей среде людьми.
При психической акселерации иногда встречаются случаи с необычайно ранним развитием психологических функций, таких как сознание, самосознание, мышление, интеллект, творческие способности, и исключительной интеллектуальной продуктивностью. Например, девочка 2,5 лет, из неблагополучной семьи, родители лишены родительских прав, находится на воспитании в детдоме. Она прекрасно говорит и понимает обращенную к ней речь, самостоятельно читает, пересказывает прочитанное, очень любознательна, задает много вопросов, причем достаточно сложных. В детдоме быстро освоила компьютер, пользуется интернетом.
Поразительный случай психической акселерации у мальчика приводит М. Критчли (1974): «В 4 месяца ребенок начал произносить отдельные слова, а в 6 месяцев неожиданно, но адекватно сказал матери «поставь другую пластинку» (put on another record). В 12-месячном возрасте он прочитал букварь. В 22 месяца играл по слуху вторую Венгерскую рапсодию Листа. Когда ему было 6 лет, он поступил в 6-й класс школы. Два года спустя закончил свою первую симфонию. Отличившись по математике и химии, в возрасте 10 лет поступил в университет, а когда ему было 14 лет, окончил учебу и получил диплом».
Вопросы терапии, реабилитации и профилактики применительно к акселерации разработаны недостаточно.
Вернуться к Содержанию
Источник
Акселерация — ускорение (в среднем на 1—2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития.
Феномен акселерации особенно в старших детских возрастах многократно освещался в литературе [Лебединская К.С., 1970; Личко Л.Е., 1979; Ковалев В.В., 1985; Winter К., 1975; Oudschoorn D., 1993]. Тем не менее его причины остаются малоизученными. Среди них упоминаются урбанизация, смешанные межнациональные браки, улучшение питания (особенно в развитых странах) и даже радиация. Не изучена и распространенность акселерации как психопатологического феномена. Психическая акселерация, как правило, сопровождается ускорением физического развития.
Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации и инфантилизма.
Акселерация в раннем детском возрасте имеет ряд особенностей. Ускорение психического развития по сравнению с возрастной нормой даже на /2~1 Г°Д всегда делает ребенка «трудным», уязвимым к стрессовым, особенно к психологическим ситуациям, которые не всегда улавливаются взрослыми.
Акселерация может быть как самостоятельным клиническим феноменом, так и наблюдаться в рамках других психопатологических синдромов. В связи с этим может быть упомянут диспропорциональный вариант инфантилизма с характерным для него обилием «взрослых» черт в речи, мимике и поведении, а также эндокринный тип инфантилизма — «маленькие старички» при гипофизарном субнанизме. Большой интерес представляет социально-психологический вариант психической акселерации, который развивается при излишне «интеллектуализированном» воспитании ребенка (обычно среди взрослых) и социальной депривации в виде изоляции его от детского коллектива. В последнем случае речь может идти как об особом типе воспитания, так и вынужденной изоляции в связи с тем или иным неврологическим и соматическим заболеванием, особенно ограничивающим подвижность ребенка (детский церебральный паралич, пороки сердца и т.п.).
Прогноз изменения психического развития в виде акселерации в целом благоприятен, ибо, как правило, ее проявления с возрастом сглаживаются. В редких случаях интеллектуальная акселерация сохраняется, проявляясь выраженной одаренностью в той или иной, а иногда и во многих сферах психической деятельности.
Источник
Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетического кода и всей многоцветной мозаикой условий человеческой жизни. Именно эти обстоятельства и определяют столь широкий полиморфизм индивидуальностей, но вместе с тем при всем разнообразии развитие включает и ряд общих закономерностей.
На основании наиболее типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей и осуществляется возрастная периодизация онтогенеза человека. Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным типам.
1. Акселерация развития (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.
2. Ретардация развития (от лат. retardatio — замедление, задержка) —задержка физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. немецким ученым Е. Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.
В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация обозначает ускорение физического развития современных детей
и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Массовые обследования физического развития детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30—50 лет назад. Длина тела новорожденных за это время увеличилась на 2—2,5 см, а их масса на 0,5 кг. Длина тела у пятнадцатилетних увеличилась на 6—10 см, а масса — на 3—10 кг (в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века). Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем кончается в 16—19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25—26 годам.
Существуют убедительные доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем детей и подростков, что, возможно, привело к «омоложению» спортивных рекордов (табл. 4).
Таблица 4. Влияние акселерации на некоторые двигательные качества у школьников, специально не занимающихся спортом
Год исследования | Мальчики 14 лет | Год исследования | Мальчики 14,5 лет | ||
прыжки в длину с места, см | подтягивание, кол-во раз | ||||
бег на 60 м, с | |||||
1927 1967 | 178 191 | 3,9 | 1938 1962 | 9,19 8,86 |
Акселерация физических показателей развития стимулировала и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь (см. разд. 2.4). Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования. В этой связи правильнее говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой — социальным прогрессом.
Наряду с термином «эпохальная акселерация» в современной научной литературе иногда используют понятия «вековая тенденция» и «эпохальные изменения», которые
трактуются более широко. Под этими терминами понимаются также многие изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивного периода у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний и др.
Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В среднем такие дети составляют 13—20 % от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15—17 годам) и несколько быстрее, как полагают большинство ученых, осуществляется психическое развитие.
Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с решением проблемы школьной зрелости (М. В. Антропова, С. М. Тромбах и др.). Число ретардированных детей внутри возрастных групп достигает 13—20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поступающих в школу детей поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы. В некоторых случаях для предупреждения нарушений здоровья ретардированных детей целесообразна даже временная отсрочка их поступления в школу.
Биологические механизмы ретардации физического развития детей и подростков мало изучены. Важное значение имеют эндогенные и экзогенные причины. К первым относятся различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения, ко вторым — различные факторы социального характера.
Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира. В 1965 г. в СССР состоялся специальный международный симпозиум, на котором были подведены итоги исследования этой проблемы и разработаны перспективы ее дальнейшего решения. Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто — ее решение имеет большое практическое значение. Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания молодежи, пересмотра возрастных возможностей человека, что особенно важно для совершенствования подготовки рабочих кадров через систему профессионально-технического образования и т. п. Решение этих вопросов предусмотрено в комплексе мероприятий преобразования общеобразовательной и профессиональной школы, разработанных в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984).
К сожалению, явление акселерации не всегда положительным образом сказывается на функциональных возможностях детского организма. Есть доказательства, что у акселерированных детей рост и развитие сердца отстает от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний (Р. А. Калюжная, 1973).
Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Можно полагать, что причины акселерации физического развития различны и наиболее существенными являются следующие.
1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличением количества смешанных браков. При этом потомство первого поколе
ния обладает временным преимуществом в физическом развитии.
2. Урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития.
3. Увеличение уровня радиации на Земле, величина которого вследствие широкого применения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в военных и мирных
целях существенно возросла по сравнению с существовавшим ранее естественным радиоактивным фоном нашей планеты.
4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Один из вопросов, особенно занимающих сейчас исследователей, — какова роль акселерации в эволюции человека? Наследственные или ненаследственные изменения лежат в основе этого явления? Ответить на эти вопросы пока трудно, но научные данные последних лет свидетельствуют о снижении темпов физического развития детей и
подростков. Очевидно, акселерация — явление временное, и связана она с модификационной изменчивостью ряда морфофункциональных признаков человеческого организма (см. разд. 3.5.3). Например, такой показатель, как рост, находится в тесной зависимости от условий питания, устойчивости организма к заболеваниям, санитарных условий, жилища и от многих других. Вполне естественно, что улучшение этих условий способствует ускорению темпов физического развития. Однако эти изменения не являются беспредельными и ограничены рамками наследственной программы развития.
Источник
Можно выделить 2 проявления неравномерности психического развития:
1. Акселерация.
2. Ретардация.
3. Инфантилизм.
Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
Причины акселерации: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов.
Другие причины– радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.
Различают два вида акселерации – эпохальную (присуще всему нынешнему поколению) и внутригрупповую, или индивидуальную – это ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.
В настоящее время выделяют акселерацию эпохальную и внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Она проявляется уже на стадии внутриутробного развития. У современных новорожденных длина тела больше на 0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти различия возрастают. У современных детей раньше происходит становление репродуктивных функций. Существуют доказательства акселерации развития сердечно-сосудистой, дыхательной и двигательной систем. Внутригрупповая акселерация – ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом, большей мышечной силой и возможностями дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, и раньше заканчиваются процессы роста. Таким образом, внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Однако индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей с повышенными темпами развития чаще наблюдаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены.
Ретардация– задержка физического развития и формирования функциональных систем организма. В группе и тех, и других детей бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо учитывать при определении школьной готовности. Психофизиологическое созревание обеспечивает условия для возникновения и реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям можно судить о процессах созревания и степени зрелости структур и функций организма на отдельных этапах развития каждого ребенка. При этом нельзя забывать, что каждому присущ индивидуальный темп развития.
На современном этапе изучения выделяют две основные причины ретардации. Первая – различные наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальном онтогенезе органические нарушения; вторая – различные факторы социального характера. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок. Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников. Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.
Инфантилизм– это нарушение психического развития; форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недоразвитыми как физические, так и психические функции. При этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем. Случаи инфантилизма могут быть обусловлены наследственными и внутриутробными факторами, инфекционными заболеваниями, перенесенными в раннем детстве, авитаминозом.
Виды инфантилизма:
1. Физиологический инфантилизм– это отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
2. Психологический инфантилизм– это детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи. В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым – может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом – человек-ребенок.
3. Социальный инфантилизм– это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления. Социальные причины инфантилизма.Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании. Сегодня в обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм.
Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности. Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция). Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида.
Одна из причин отставания в психическом развитии человека – это депривация. В психологию термин «депривация» вошел благодаря английскому психологу Дж. Боулби, а также проработан и содержательно наполнен в работах его коллеги М. Эйнсуорт.
Психическая депривация— это психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.
Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности от легких странностей, совершенно не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, вплоть до очень грубых поражений развития интеллекта и характера.
Чаще всего выделяют следующие формы психической депривации.
I. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость.
II. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
III. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такая уже была создана.
IV. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
Например, депривация потребности младенца в общении (внимание со стороны матери, общение с ним) приводит к такому явлению, как госпитализм.
Дата добавления: 2017-04-15; просмотров: 1978 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник