Аксарина развитие ребенка раннего возраста
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Вопросы и проблемы >> Н. М. Аксарина. «Воспитание детей раннего возраста» В учебнике содержатся данные о развитии высшей нервной деятельности и психическом развитии детей раннего возраста, задачи и методы их воспитания в различных условиях — в семье и в детских учреждениях различного типа. Кратко изложено также и воспитание детей от 3 до 7 лет. Предисловие Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Когда снятся вещие сны?Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся… Прочитать полностью >> Почему снятся ушедшие из жизни люди?Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений… Прочитать полностью >> Если приснился плохой сон…Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро… Прочитать полностью >>
| Гороскоп совместимостиВыбор имени по святцам
читать далее >> Календарь именин
читать далее >>
Психология совместной жизни
читать далее >>
читать далее >> Рецепты ухода за собой
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя. прочитать полностью >> Совместимость имен в браке
Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит? прочитать полностью >> Искусство тонкой маскировки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться! прочитать полностью >>
прочитать полностью >> О серебреСеребро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия. читать далее >> О красотеВсе женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу. читать далее >>
Стильно и недорого — как?Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам. читать статью полностью >> Как работает оберег?
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом. прочитать полностью >> Камни-талисманы
Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана. Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии. прочитать полностью >> |
Источник
Многие родители ошибочно полагают, что воспитанием ребенка – чтением нотаций, нравоучений и т.д., нужно заниматься после того, как он научится разговаривать и хотя бы что-то понимать. Однако, данное мнение неправильно. Начинать формирование маленькой личности необходимо уже с самого раннего возраста ребенка, а лучше, с его рождения. Воспитание детей раннего возраста, забота о нравственном, психическом и физическом развитии малыша поможет ему развиться быстрее своих сверстников, а интенсивное становление психики ребенка окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.
Рекомендации родителям по воспитанию детей до года
Большинство матерей и отцов недоумевают, каким образом можно воспитывать младенцев, детей до года? Психологи и педиатры в один голос отвечают: «Можно и нужно!» Конечно, груднички мало что поймут из вашей проникновенной речи о том, как нехорошо бросать на пол погремушку. В столь раннем возрасте браться за становление поступков ребенка было бы бессмысленно, а вот за воспитание эмоций – вполне разумно! И первое, что обязаны сформировать родители у младенца – это радостно-деятельное состояние, когда малыш много лепечет, гулит, активно идет на контакт и с удовольствием совершенствует свои двигательные навыки. Если с ребенком ласково, с улыбкой разговаривают во время кормлений, переодеваний, прогулок и т.д., малыш находится в хорошем расположении духа и хорошо развивается, не тратя свои силы на капризы и плач.
Немного повзрослев, ребенок начинает проявлять себя в самостоятельной деятельности – играть с игрушками, ползать, пытается ходить. На данном этапе воспитание детей раннего возраста основывается на расширении их познавательного интереса, побуждая ребенка поднять упавшую на пол погремушку, познакомиться с различными цветами, материалами, фактурами. При этом нельзя ограничивать самостоятельность малыша – пусть он сам преодолевает какие-либо посильные для него трудности. В возрасте от 6 месяцев до года ребенок обычно начинает различать особенности интонации взрослых. Поэтому будет правильно при воспитании детей раннего возраста применять строгий тон для запрета неподобающей деятельности и ласковый – для одобрения.
Особенности воспитания детей от 1 года до трех лет
На протяжении первых трех лет жизни ребенка эмоции малыша развиваются быстрым темпом, формируются чувства радости, удовлетворения, заинтересованности, любознательности. Это эмоции, которые можно и нужно развивать, акцентируя внимание ребенка на удачно сделанной постройке из кубиков, нарядной елке, красивом цветке и т.д.
На третьем году жизни самостоятельная деятельность малыша усложняется и становится более разнообразной: он рисует, лепит, играет, строит, наблюдает, общается. Ребенок учится получать удовольствие от игры, развивая внимание, мышление, фантазию. Играя, малыш формирует для себя широкие возможности для нравственного воспитания, приучая себя делиться со сверстниками, совместно действовать, добиваться поставленных целей. Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был занят играми – но только теми, которые способствуют его умственному и нравственному развитию. Тем не менее, даже при достаточном количестве и разнообразии игрушек ребенок до трех лет, скорее всего, будет играть в них самым примитивным образом, если родитель не подскажет, как играть правильно (варить суп, одевать куклу, гладить белье и т.д.).
Какие можно дать рекомендации родителям по воспитанию детей в раннем возрасте?
По мнению японских ученых, к трем годам мозг ребенка формируется на 70% – и то, что вы успели заложить в свое маленькое чадо к этому возрасту, будет иметь определяющее значение в его дальнейшей жизни. Родителям необходимо учитывать тот факт, что воспитание детей раннего возраста базируется на двух принципах: не принуждать и заинтересовать. В этом возрасте родитель может поделиться со своим ребенком самым главным, что у него есть – ни фундаментальными знаниями, ни жизненным опытом, а способностью видеть мир в ярких красках, радоваться каждому моменту жизни, с любопытством познавать то, что нас окружает.
Аксарина: воспитание детей раннего возраста
Аксарина Нина Михайловна – педагог, автор книги «Воспитание детей раннего возраста». Профессор внесла значительный вклад в изучение педагогики, разработав принципы общественного воспитания маленьких детей в СССР с точки зрения различных типов нервной системы ребенка. Аксарина рассматривала необходимость соблюдения режима дня для полноценного развития малышей. По мнению педагога, если режим сна бодрствования и кормлений составлен правильно, дети находятся в уравновешенном состоянии, быстро засыпают, крепко спят и просыпаются отдохнувшими. В течение всего времени бодрствования они активны и любознательны, что обеспечивает полноценное развитие малышей.
Аксарина, как и многие другие выдающиеся педагоги, говорила, что воспитание детей раннего возраста включает в себя физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Однако, задачи развития, которые стоят перед малышом в разные годы его жизни, также различны. В возрасте ребенка до года его нервная система еще не совсем крепкая, даже самые малейшие ошибки, например, такие, как недоедание, недосып, чрезмерное возбуждение могут вызвать нарушения в состоянии физического и психического здоровья малыша.
Физическое воспитание детей раннего возраста по Аксариной включает в себя:
- Обеспечение условий для полноценного и своевременного физического развития;
- Обеспечение уравновешенного и бодрого состояния ребенка;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков (правильный режим дня, питания, оздоровительно-закаливающих процедур);
- Создание благоприятных условий для разнообразных физических движений ребенка;
- Охрана и укрепление его здоровья.
Эстетическое воспитание ребенка по Аксариной начинается в раннем возрасте. Дети очень восприимчивы, а на их эстетическое развитие оказывает влияние вся окружающая обстановка: тон стен в детской комнате, живые цветы, репродукции картин, скульптура. Ребенку нужны разнообразные и яркие впечатления, формирующие у него чувство вкуса: прогулка в красивом саду, поездка к водоему, поход в галерею. Однако самыми доступными приемами эстетического воспитания детей являются музыкальные занятия, песни, танцы и сказки.
Нравственно-трудовое воспитание малыша, по мнению педагога, включает:
- Воспитание уважительных взаимоотношений со взрослыми;
- Воспитание дружеских взаимоотношений с детьми;
- Воспитание самостоятельности, организованности, формирование трудовых навыков и правил поведения в коллективе;
- Воспитание нравственных качеств личности.
Нравственно-трудовое воспитание детей раннего возраста основывается на приучении ребенка уважать труд других людей и принимать в нем свое посильное участие, обучаясь самостоятельному одеванию, умыванию, еде, уборке игрушек. Основная задача взрослых при этом – вызвать у ребенка понимание и естественное стремление к тому, что «хорошо» и «надо», соразмеряя свои требования с его индивидуальными и возрастными особенностями.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник
В пособии освещаются особенности воспитания и развития детей первого, второго и третьего года жизни, даются методические рекомендации, как осуществлять воспитание и обучение маленьких детей на занятиях и как руководить самостоятельной игрой малышей. Большое внимание уделено контролю за состоянием развития детей, приводятся показатели нервно-психического развития ребенка.
Содержание:
Вступление 1
Особый период детства 1
Чтобы росли здоровыми, умными, добрыми 9
Воспитание и обучение на занятиях 19
Приложение 33
Литература 33
Примечания 33
Ксения Люциановна Печора, Галина Валентиновна Пантюхина, Лидия Георгиевна Голубева
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях
Основоположнику педагогики раннего детства Нине Михайловне Аксариной посвящают свой труд благодарные ученики.
Вступление
«Надо понимать движения детского сердца» – этими словами замечательного российского педагога В.А. Сухомлинского мне хотелось бы предварить труд сотрудников кафедры поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования.
Эту книгу написали талантливые ученики выдающегося отечественного ученого Нины Михайловны Аксариной. Под ее руководством в течение многих лет разрабатывались основы педагогики раннего детства. Авторский коллектив использовал ставшие уже классическими исследования Н.М. Щелованова, Н.Ф. Ладыгиной, М.Ю. Кистяковской, С.М. Кривиной, К.Д. Губерт, а также многочисленные современные разработки. Создавая это пособие, авторы стремились передать читателям свои глубокие знания и бесценный опыт. Они уже написали немало хороших книг о ребенке, его здоровье, воспитании и обучении. Однако данное пособие является едва ли не самым важным, так как адресовано огромному числу воспитателей детских садов и касается самого важного периода в развитии ребенка – раннего возраста.
В последние годы выходит много книг, посвященных сохранению и укреплению здоровья ребенка, основам его психологии, обучению и воспитанию малышей. Среди этих изданий неизменно выделяется переводная литература, однако в ней редко учитываются особенности работы детских дошкольных учреждений, их уклад и многолетний опыт. Все это, к сожалению, ограничивает использование ряда весьма интересных рекомендаций либо налагает серьезные ограничения на их практическое применение. К тому же сегодня коллектив каждого дошкольного образовательного учреждения может выбрать из множества руководств, справочников и пособий наиболее привлекательное и понятное им издание, довериться ему и в нем искать ответы на свои вопросы.
Создателям пособия хотелось бы, чтобы после его прочтения воспитатели детских дошкольных учреждений поняли, что ребенок, которому посвящена книга, не только беззащитное существо, но, как писал выдающийся гуманист Януш Корчак, «ребенок – и беспредельность. Ребенок – и вечность. Ребенок – пылинка в пространстве. Ребенок – момент во времени». И эта книга должна помочь им воспитать наших детей счастливыми и здоровыми.
Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор
Е. Л. ДОСКИН
Особый период детства
Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.
Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н.М. Аксариной.
В чем они заключатся?
1. Для раннего возраста характерен быстрый темп развития организма. Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Ребенок рождается беспомощным существом. Однако уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность непосредственного общения с окружающим миром. С одной стороны, ходьба как бы на время задерживает проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой – именно ходьба способствует непосредственному общению детей с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает им установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.
Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6–7 лет – период школьной зрелости; 12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания (Л.С. Выготский).
Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей. Поэтому так важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться снижением работоспособности малыша и другими функциональными расстройствами. В это время малыш особенно нуждается в хорошем уходе, в щадящем его нервную систему режиме.
Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Учитывая это, предусматриваются повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих ребенка взрослых и его самостоятельной деятельностью.)
Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.
В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.).
Источник