Афоризм про развитие речи ребенка
Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.
471Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Что касается речей, тут важны три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит, причем последнее наименее важно.
324Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Легче найти новую аудиторию, чем написать новую речь.
309Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой.
288Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Надежней конь без узды, чем речь без связи.
255Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мы потому так много говорим, что не умеем выражаться.
242Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
240Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами!
240Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекрасные речи.
238Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Разговорчивые люди плохи в деле.
233Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Нужно стараться, чтобы нас не только понимали, но и не могли не понять.
226Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Гораздо легче говорить с толпой, чем с отдельным индивидуумом.
220Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Кто много говорит, тот говорит много глупостей. Я. Корнель Кто много говорит, тот часто терпит неудачу.
219Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.
215Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Откровенная речь — свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент.
212Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Уметь говорить менее важное достоинство, нежели уметь остановиться.
203Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Если вы не будете говорить то, что вы думаете, вам, пожалуй, придется говорить то, чего вы не думаете.
200Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Чистота речи совершенствуется посредством чтения ораторов и поэтов.
199Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Когда сидишь в собраньях шумных, Язык пылает и горит, Но люди делятся на умных И тех, кто много говорит.
197Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Ни превосходная речь не может прикрыть дурного поступка, ни хороший поступок не может быть запятнан ругательной речью.
197Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи и не узнал их, речь его бессодержательна и похожа на детскую болтовню.
195Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Добавленное напоследок всегда кажется самым важным.
193Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Люди более склонны говорить, чем слушать других, а между тем не умеющий, не желающий слушать не поумнеет.
193Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Кто много говорит, мало думает.
191Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Люди, которым нечего сказать, никогда не лезут за словом в карман.
190Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Перо — лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.
189Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Факты не согласуются с речами.
187Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Речь дается многим, но мудрость редким.
186Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
В том, что мы говорим, всегда три четверти бессмыслицы.
186Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Оживить речь юмором.
185Ссылка на цитату2 минуты на осмысление
Очень мало кто не становится интереснее, когда перестает говорить.
182Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Что кто говорит? Сегодня слишком много говорят. Я чаще слушаю тех, кто ничего не говорит.
180Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Притвориться философом можно, а оратором нет.
179Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало.
178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Дурной человек в речах познается.
178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет.
178Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Кто пишет, как говорит, пишет плохо, как бы хорошо он ни говорил.
177Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.
176Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Чем меньше люди думают, тем больше говорят.
176Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Как все ораторы, которые ставят себе целью исчерпать тему, он исчерпал терпение слушателей.
175Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Когда нечего сказать, много говорят.
170Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.
170Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Ясность — главное достоинство речи.
170Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Говорить всего труднее как раз тогда, когда стыдно молчать.
168Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Даже трехчасовая речь начинается со слов: «Я буду говорить кратко».
166Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Разговор с невеждами иногда более научит, нежели разговор с учеными.
166Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Охотнее всего он слушал себя перед многочисленной аудиторией.
164Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.
164Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Образное изложение делает предмет речи видимым.
164Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Неученые кажутся богаче словами, ведь у них что на уме, то и на языке.
163Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Когда нечего сказать, говорят, что думают.
162Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Речи благородного человека, даже если они составлены коряво и безыскусно, будут полезны для слушателей, тогда как речи мерзавца не принесут слушателям никакой пользы.
162Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Тот, кто не умеет молчать, редко умеет хорошо говорить.
159Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много.
158Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Лучше помалкивать и казаться дураком, чем открыть рот и окончательно развеять сомнения.
157Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
В ласковых речах бывает яд.
153Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Искусство оратора прежде всего заключается в том, чтобы никто не замечал искусства.
152Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Отрава скрыта в речи слишком вкрадчивой.
152Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Когда пишешь речь, самое трудное — решить, что делать с руками.
152Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Ни один оратор не думает, когда говорит, ни одна аудитория не думает, когда слушает.
150Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Умно говорить трудно, а умно молчать еще труднее.
144Ссылка на цитату3 минуты на осмысление
Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что можем словами выражать свои чувства.
144Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Как бы хорошо ты ни говорил, если ты говоришь слишком много, то в конце концов станешь говорить глупости.
144Ссылка на цитату5 минут на осмысление
Темы цитат по буквам
Источник
Овладение родным языком — важнейшее приобретение детства.
Автор: Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70».
Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям.
Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение — самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.
О развитии речи детей.
«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей — наша забота.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться».
Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи.
В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели.
Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», — утверждал К. Д. Ушинский.
Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.
Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения .
И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.
Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», — предлагаю я. «О чем?» — спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», — отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», — добавляю я.
Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры
«Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Ч то из чего сделано»
и т. п.. Кроме того, вместе с детьми мы придумываем и другие игры, требующие не только назвать предмет, явление, но и как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки.
Чтобы игра была интересней, я наравне с детьми по очереди описываю находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры типа: «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным» и т. д.
Я использую любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с детьми, обогатить их словарь. Например, прогуливаясь в парке, загадываю загадки: «Скатерть бела всю землю одела» или «Без рук, без топоренка построена избенка». Я стараюсь обратить внимание детей на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносное значение слов, учат образному мышлению. Например, «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому, что красная». Тогда я вношу сомнение в умы детей: «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» — и обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», задаю вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный», — стараясь при этом обратить внимание на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Для меня важно чтобы дети поняли: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обращаю внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может это свекла? Ведь она тоже красная», — спрашиваю я, пусть дети порассуждают. Не лишним будет объяснить детям, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение – красивая. Так дети учатся думать, строить рассуждения, излагать свои мысли.
А как образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями язык пословиц м поговорок
: «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Я разучиваю с детьми много потешек, поговорок, скороговорок и при удобном случае использую их в разговоре с детьми.
Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано работает речевой аппарат, некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания. Другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем я активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки.
Незаменимыми для развития речи детей являются, по моему мнению, и считалки, из-за их особых способов рифмовки, а также частого использования в повседневной игровой деятельности. Я знакомлю детей и с литературными и с фольклорными считалками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности.
Трудно переоценить значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов для развития ребенка. Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Я много читаю детям русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, стихов. Очень нравится детям заучивать стихи о природе.
Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра и т. д. и. т. п. Я никогда не отмахиваюсь от детских вопросов, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи.
Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания.
Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи.
Одним из условий развития правильной речи, по моему мнению, выступает правильная образная речь взрослых, как родителей, так и воспитателей. Наша речь должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, часто употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Поэтому я стараюсь донести до сознания родителей мысль, что чем богаче их лексический запас, тем точнее и выразительнее их речь.
Я всегда советую родителям учить своих детей на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Ведь все это обогащает образную речь детей, приобщает их к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
(П. А. Вяземский)
К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. А ведь художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития.
Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Ведь именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе.
Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы
Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка»
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников
Похожие статьи:
Развитие мелкой моторики у детей
Источник