Афонькина психолого педагогическое сопровождение в доу развития ребенка раннего возраста

Вера Липина
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»

Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка, неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.

Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.

Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения — обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.

Задачи:

• Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста; создание атмосферы радости, принятия

Психологическая помощь преодоление стрессовых состояний в период адаптации к ДОУ, предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка

Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми)

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (способности чувствовать, понимать, сопереживать)

Развитие познавательной активности детей раннего возраста, всех сторон речевой и психической деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей детей

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

Предлагаемая программа поможет ориентировать взрослых на развитие наиболее существенных сторон психики ребенка. Конкретное же их воплощение – творческая работа самого взрослого.

Категории участников:

— дети групп раннего возраста в возрасте от 1,5 до 3 лет

— родители детей раннего возраста

— воспитатели групп раннего возраста

Ожидаемые результаты:

1. Отслеживание положительной динамики уровня адаптированности малышей к детскому саду, снижение процента психосоматических заболеваний, положительный эмоциональный настрой. Нормализация сна, аппетита, восстановление веса. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко точно выполнять новые требования) ребенка.

Высокий уровень адаптированности, устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность, благоприятная адаптация малышей в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. Развитый интерес у детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками

Средний уровень адаптированности, преобладание эмоционально-положительного настроения, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих, к повторению одобренных действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия. Испытывает трудности в согласовании игровых действий со сверстниками. Неуверенная самооценка в своих возможностях, но чаще положительная

2. Раннее выявление отклонений в развитии детей, и их коррекция; выявление детей нуждающихся в помощи других специалистов. Положительная динамика, свидетельствующая о снижении тревожности, мешающей вхождению в коллектив; снятие психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности тревоги; агрессивного поведения в детском саду; улучшение взаимоотношений со сверстниками и эмоциональной сферы; совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития. Ребенок с таким уровнем личностно-социального развития, в своих проявлениях во взаимодействии со взрослыми и сверстниками испытывает н только социальный интерес, но и стремление к общению, обнаруживает выраженную активность в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослыми удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. Дети открыты для контактов и демонстрируют умение вступать во взаимодействие.

Читайте также:  Центр развития ребенка в москве цао

4. Изменение общего эмоционального фона поведения малышей, снижение тревожности, проявление активности детей в познавательной и игровой деятельности:

• В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.

• Проявление инициативы, независимости, эмоциональном выражение самооценки «Я сам (а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.

• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).

• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними. Появляются симпатии к некоторым детям.

• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми. Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.

5. Проявление познавательной активности, умение выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

Развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения

• Умение принимать игровую задачу: называть цвет, форму, величину; умение сравнивать, действовать в соответствии с игровой задачей.

• Проявление сообразительности и творческого подхода к деятельности. Ребенок самостоятелен в мыслительных действиях и процессах, выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает, обобщает.

Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, восприятия и воображения

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации)

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей, в вопросах оздоровления, игровой деятельности, психологического и физического развития ребенка Включенность родителей в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком двигательного и практического игрового опыта; формирование адекватной родительской позиции.

Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, будут способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

Обеспечение психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка.

Со стороны педагогов, активное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, соблюдение принципов построения оптимальной среды развития ребенка, выполнение самостоятельно различных атрибутов для оформления помещений.

Творческий подход к воспитанию и развитию детей раннего возраста, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии, в том числе авторские

Структура программы

Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь, Зима (декабрь-февраль, Весна (март-май).

Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.

С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка длительность занятия может быть от 10 до 15 минут, с обязательным использованием индивидуального подхода. Игры и упражнения могут быть предложены как эпизодически (в течение дня, так и структурированно. Немаловажное значение имеет положительный эмоциональный настрой в начале занятия.

Система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра).

Тематическое планирование

Месяц Темы занятий Практич. Теорет. Всего

Осень

Сентябрь Здравствуй, малыш 2

Пузырики 2

Мячики 2

Игрушки-погремушки 2

Октябрь Солнышко и дождик 2

Листопад, листопад 2

Орешки для белочки 2

Гриб, грибочек, под кусточком 2

Досуг для детей «Под грибком» (по сказке Сутеева В.) 1 1

Читайте также:  Развитие речи у отсталого ребенка

Ноябрь Кошки-мышки 2

Ты, собачка, не лай 2

В гости к лошадке 2

Праздник для детей и их родителей «День матери» 1 1

Зима

Декабрь Мишка, с нами поиграй 2

Зайка-побегайка 2

В гости ёлочка пришла 2

Январь Зимушка-зима 2

Веселый колокольчик 2

Моя семья 2

Масленица 1 1

Февраль Ой,блины, мои блины 2

Матрёшка – Затейница 2

Бабушка — забавушка 2

Мы солдаты 1 1

Весна

Март Мамин день 1 1

Ой, летали птички 2

На цветочной поляне 2

Кто-то в гости к нам спешит 2

Досуг «Кто в сундуке», посвященный международному дню театра 1 1

Апрель Неделя детской книги «Герои книжек» 2

Цепочки развитий 2

Вот поезд наш мчится 2

Времена года 2

Играем с флажками 2

Май Семейный праздник «День Победы» 1

Праздник Прощание с ясельками «Мы большие» 1

Семейный праздник «День семьи» 1

Итого 65 6 71

Источник

Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста

Доклад

по теме:

«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».

Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы

Константинова Ольга Анатольевна.

2019г

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка

Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.

Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:

рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;

«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;

непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

Читайте также:  Полтора года ребенку развитие режим питание

мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;

автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

I этап маркетинговые исследования;

II этап социологический;

III этап адаптационный.

I этап

Маркетинговые исследования:

Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)

Работа с детской поликлиникой;

II этап

Социологический:

Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);

Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

— воспитатель (см. построение педагогического процесса

— медицинские работники;

— администрация ДОУ;

— музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.

1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 — 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.

4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.

II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;

б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.

Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).

Источник