Афонькина психолого педагогическое сопровождение в доу развития ребенка раннего возраста
Вера Липина
Программа психолого-педагогического сопровождения развития детей раннего возраста «Малышок»
Условия детских дошкольных учреждений специфичны и нередко отрицательно влияют на неподготовленного ребенка, неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что сковывает индивидуальность ребенка.
Полноценное развитие ребенка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих необходимой квалификацией. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми. Всё это делает крайне актуальным создание психологической службы для детей до 3 лет.
Особую актуальность данная задача приобретает в настоящее время, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Главная задача психолого-педагогического процесса сопровождения — обогащение развития ребенка, учет индивидуальных особенностей, знание основных психологических закономерностей развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы); сензитивность данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качества, зоны ближайшего развития
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном процессе является создание условий для нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте) на основе развития игрового взаимодействия детей и взрослых; обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития.
Задачи:
• Обеспечение психофизического благополучия детей раннего возраста; создание атмосферы радости, принятия
• Психологическая помощь преодоление стрессовых состояний в период адаптации к ДОУ, предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка
• Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и со взрослыми)
• Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста (способности чувствовать, понимать, сопереживать)
• Развитие познавательной активности детей раннего возраста, всех сторон речевой и психической деятельности, развитие индивидуальных и творческих способностей детей
• Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Предлагаемая программа поможет ориентировать взрослых на развитие наиболее существенных сторон психики ребенка. Конкретное же их воплощение – творческая работа самого взрослого.
Категории участников:
— дети групп раннего возраста в возрасте от 1,5 до 3 лет
— родители детей раннего возраста
— воспитатели групп раннего возраста
Ожидаемые результаты:
1. Отслеживание положительной динамики уровня адаптированности малышей к детскому саду, снижение процента психосоматических заболеваний, положительный эмоциональный настрой. Нормализация сна, аппетита, восстановление веса. Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко точно выполнять новые требования) ребенка.
Высокий уровень адаптированности, устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность, благоприятная адаптация малышей в детском саду, установление добрых отношений с воспитателем и детьми в группе. Развитый интерес у детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками
Средний уровень адаптированности, преобладание эмоционально-положительного настроения, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих, к повторению одобренных действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия. Испытывает трудности в согласовании игровых действий со сверстниками. Неуверенная самооценка в своих возможностях, но чаще положительная
2. Раннее выявление отклонений в развитии детей, и их коррекция; выявление детей нуждающихся в помощи других специалистов. Положительная динамика, свидетельствующая о снижении тревожности, мешающей вхождению в коллектив; снятие психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности тревоги; агрессивного поведения в детском саду; улучшение взаимоотношений со сверстниками и эмоциональной сферы; совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
3. Проявление высокого или среднего уровня личностно-социальных проявлений, характеризующийся изменением значений всех показателей личностно-социального развития. Ребенок с таким уровнем личностно-социального развития, в своих проявлениях во взаимодействии со взрослыми и сверстниками испытывает н только социальный интерес, но и стремление к общению, обнаруживает выраженную активность в общении вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослыми удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. Дети открыты для контактов и демонстрируют умение вступать во взаимодействие.
4. Изменение общего эмоционального фона поведения малышей, снижение тревожности, проявление активности детей в познавательной и игровой деятельности:
• В определенной степени эмоционально сдержан на слова «нужно, надо, подожди» и др.
• Проявление инициативы, независимости, эмоциональном выражение самооценки «Я сам (а)», хочет быть хорошим, ждет похвалу, одобрение, эмоциональное подкрепление взрослого.
• Понимает состояние других людей на основе своего эмоционального опыта. Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
• Чувства выражаются адекватной мимикой, взглядами, тоном, жестами, движениями (владеет речевыми и неречевыми способами эмоционального общения).
• Интересуется совместными играми с детьми, получает удовольствие от общения с ними. Появляются симпатии к некоторым детям.
• Эмоционально относится к своей «роли» в игре, воображает эмоциональные ситуации в играх со взрослыми и детьми. Получает эмоциональное удовольствие от подвижных игр.
5. Проявление познавательной активности, умение выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
• Развитие самостоятельности, овладения разнообразными способами действий, самостоятельной игровой деятельности и общения
• Умение принимать игровую задачу: называть цвет, форму, величину; умение сравнивать, действовать в соответствии с игровой задачей.
• Проявление сообразительности и творческого подхода к деятельности. Ребенок самостоятелен в мыслительных действиях и процессах, выделяет и называет несколько свойств предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает, обобщает.
• Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов, восприятия и воображения
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности (умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации)
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей, в вопросах оздоровления, игровой деятельности, психологического и физического развития ребенка Включенность родителей в обогащении предметно-развивающей среды и создания условий для накопления ребенком двигательного и практического игрового опыта; формирование адекватной родительской позиции.
Проведенные совместных занятия, досуги с детьми, позволят установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, будут способствовать закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.
Обеспечение психологической комфортности и эмоционального спокойствия ребенка.
Со стороны педагогов, активное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, соблюдение принципов построения оптимальной среды развития ребенка, выполнение самостоятельно различных атрибутов для оформления помещений.
Творческий подход к воспитанию и развитию детей раннего возраста, использование в практической деятельности наряду с традиционными приемами, инновационные технологии, в том числе авторские
Структура программы
Программа состоит из трех основных блоков: Осень (сентябрь-ноябрь, Зима (декабрь-февраль, Весна (март-май).
Каждый блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 10 минут, которые проводятся 2 раза в неделю, в утреннее время. В конце каждого блока занятия включено проведение досугов и праздников, включающих участие родителей. Также проводятся основные народные и календарные праздники.
С целью предотвращения переутомления и поддержания интереса ребенка длительность занятия может быть от 10 до 15 минут, с обязательным использованием индивидуального подхода. Игры и упражнения могут быть предложены как эпизодически (в течение дня, так и структурированно. Немаловажное значение имеет положительный эмоциональный настрой в начале занятия.
Система ритуалов и повторов в структуре каждого занятия (приветствие и прощание, пальчиковая и подвижная игра).
Тематическое планирование
Месяц Темы занятий Практич. Теорет. Всего
Осень
Сентябрь Здравствуй, малыш 2
Пузырики 2
Мячики 2
Игрушки-погремушки 2
Октябрь Солнышко и дождик 2
Листопад, листопад 2
Орешки для белочки 2
Гриб, грибочек, под кусточком 2
Досуг для детей «Под грибком» (по сказке Сутеева В.) 1 1
Ноябрь Кошки-мышки 2
Ты, собачка, не лай 2
В гости к лошадке 2
Праздник для детей и их родителей «День матери» 1 1
Зима
Декабрь Мишка, с нами поиграй 2
Зайка-побегайка 2
В гости ёлочка пришла 2
Январь Зимушка-зима 2
Веселый колокольчик 2
Моя семья 2
Масленица 1 1
Февраль Ой,блины, мои блины 2
Матрёшка – Затейница 2
Бабушка — забавушка 2
Мы солдаты 1 1
Весна
Март Мамин день 1 1
Ой, летали птички 2
На цветочной поляне 2
Кто-то в гости к нам спешит 2
Досуг «Кто в сундуке», посвященный международному дню театра 1 1
Апрель Неделя детской книги «Герои книжек» 2
Цепочки развитий 2
Вот поезд наш мчится 2
Времена года 2
Играем с флажками 2
Май Семейный праздник «День Победы» 1
Праздник Прощание с ясельками «Мы большие» 1
Семейный праздник «День семьи» 1
Итого 65 6 71
Источник
Полюх Ольга
Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста
Доклад
по теме:
«Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста».
Подготовила: воспитатель 2-ой младшей группы
Константинова Ольга Анатольевна.
2019г
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста является наиболее актуальным и необходимым, т. к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.
Помощь специалистов наиболее эффективна именно в раннем возрасте, когда отношения в диаде «мать — дитя» еще очень лабильны, гибки, находятся в процессе формирования, когда возможно говорить только о тенденции в их развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Основные принципы технологии сопровождения развития ребенка
Идея сопровождения, получившая широкое распространение в образовании, имеет разные толкования. На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной деятельности разных специалистов по созданию условий принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение — это помощь ребенку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребенку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его интересов, его собственного желания. Цель сопровождения состоит не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка и узнать, как он устроен, а в том, чтобы организовать сотрудничество с детьми для развития у них самопознания, умения управлять собой и делать личностный выбор. Сопровождать развитие — значит разработать и применить систему психолого-педагогических средств, обеспечивающих физический и личностный рост воспитанника. Сопровождение требует, чтобы педагог овладел особой техникой общения с воспитанниками. Это не просто проведение коррекционно-развивающих занятий и даже системы таких занятий. Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда чуть впереди. Взрослый внимательно наблюдает за воспитанником, фиксирует его достижения, помогает преодолевать трудности примером и советом.
Основными принципами условий жизнедеятельности ребенка в образовательном учреждении являются:
рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;
«быть на стороне ребенка»: специалист сопровождения стремится решать каждую проблему с максимальной пользой для ребенка, даже если ребенок виноват в ней сам;
непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например, хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;
мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;
автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения. Сопровождение предполагает индивидуальный подход и создание условий для выявления потенциальной и реальной «групп риска», оказание гарантированной помощи всем в ней нуждающимся, а не только по заявлениям взрослых.
Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Она состоит из двух блоков:
I БЛОК
Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение
I этап маркетинговые исследования;
II этап социологический;
III этап адаптационный.
I этап
Маркетинговые исследования:
Изучение контингента детей ближайшего социума; (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания)
Работа с детской поликлиникой;
II этап
Социологический:
Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);
Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей); Анкетирование проводится до прихода ребёнка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляют психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента. Данные анкетирования дополняют беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребёнка в ДОУ.
III этап
Адаптационный:
Режим посещения ДОУ (индивидуальный);
Использование здоровьесберегающих технологий;
Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
Отслеживание течения периода адаптации.
II БЛОК
Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.
В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:
— воспитатель (см. построение педагогического процесса
— медицинские работники;
— администрация ДОУ;
— музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);
Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику.
1. Диагностический этап. Медицинский работник изучает историю развития ребёнка, собирает анамнез. Педагоги (каждый в своей области) проводят наблюдение за ребёнком в разнообразных повседневных ситуациях, которые дополняют специальными заданиями с предметами и игрушками. Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста.
Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 — 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.
2. Поисковый этап. Обсуждение результатов диагностики, полученных каждым специалистом. Сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
3. Деятельностный этап. Проведение коррекционно-развивающих занятий, ориентированные на развитие детей раннего дошкольного возраста.
4. Рефлексивный этап. Изучение успешности развития и продвижения ребёнка с проблемами в развитии в процессе обучения и воспитания; определяется динамика психофизического развития детей.
II блок в организационной модели службы ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:
а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей раннего и младшего возраста;
б) при возникновении необходимости обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;
в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка.
Деятельность III блока в организационной структуре службы направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т. д., анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т. д.).
Источник