Адаптированная программа развития ребенка с овз в начальной школе

Адаптированная программа развития ребенка с овз в начальной школе thumbnail

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Титульный лист

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

https://fgosreestr.ru/

● Содержание программы.

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

  1. Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

  2. Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

  3. Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

  1. В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

  2. Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

  3. Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

  4. Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

  5. Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

  6. Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

  7. Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

  1. Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

  2. Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

  3. Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

  4. Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

  5. Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

  6. Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

  • Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика. 3 класс, УМК Моро

  • Т. Н. Ситникова. Рабочая программа. Математика.4 класс, УМК Дорофеева

  • Е. И. Сорокина. Рабочая программа. Обществознание. 5 класс, УМК Кравченко

  • О.В. Иванова. Рабочая программа. Биология. 7 класс, УМК Пономаревой

Больше интересных материалов:

  • Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
  • Развитие потенциала детей с ОВЗ через электронные учебники
  • Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
  • Инклюзивное образование детей-аутистов
  • Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

Купить

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело; 

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

С изменением образовательной парадигмы, обусловленной гуманизацией и переосмыслением основ педагогической практики, организация обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в стенах современной российской школы стала одним из приоритетных направлений методической работы. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ по ФГОС является важной частью этой деятельности, ввиду того, что она позволяет:

  • школьникам с особыми образовательными потребностями — освоить программный минимум в достаточном объеме;
  • создать предпосылки для формирования в образовательной организации безбарьерной учебно-воспитательной среды, лишенной стереотипов;
  • гарантировать высокий уровень психологического комфорта для всех участников образовательных отношений;
  • проектировать и реализовать учебный процесс, придерживаясь принципов свободы и взаимоуважения;
  • обеспечить исполнение конституционного права на получение образования для всех детей без исключения, независимо от их интеллектуальных и физических особенностей;
  • внедрить вариативный принцип организации обучения, привлекая к образовательному процессу педработников разной специализации, в частности педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинских работников.

В России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам. Этим обусловлена актуальность работы образовательных организаций в области составления и реализации этих программ.

В каких случаях необходимо составлять программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Актуальность проблемы проектирования и введения адаптированных образовательных программ в школе вызвана изменениями образовательного пространства, происходящими в современных реалиях, учитывающих новые требования к общеобразовательной организации и качеству образования. Еще в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указывалось на основные условия, при которых возможно реализовать модель инклюзивного образования в российских школах, и одним из таких условий является проектирование специальных учебных программ для детей с ОВЗ по ФГОС. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ — это важнейший правовой акт, устанавливающий определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ необходимо понимать и объективно оценивать проблемы и тенденции, которые возникают с введением инклюзивного обучения на уровне общего образования в контексте его требований. Недостаточная разработанность условий реализации инклюзивных процессов в системе образования, наличие острой необходимости обеспечения индивидуализации образовательно-интеграционного процесса в организациях, его реализующих, требует разработки адаптированной образовательной программы (АОП) и содержательно-методической основы коррекционной деятельности педагогов-дефектологов, осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ в современных условиях. Предоставление права на образование школьников с особыми образовательными потребностями посредством разработки образовательных программы для детей с ОВЗ по ФГОС призвано обеспечить равные для всех возможности доступа к получению образования, толерантного взаимодействия детей с ОВЗ с нормативно здоровым окружением, организацию адекватных условий для включения их в образовательную среду.

К инклюзивному образованию должна быть готовой не только социальная и общешкольная ситуация по стимулированию ее функционирования и развития, но и организационные механизмы, направленные на создание специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ по реализации нормативных требований ФГОС НОО ОВЗ. Следовательно, для осуществления инклюзивного образования необходимо создание специальных условий, определяющих адекватную деятельность образовательной организации и работы междисциплинарной команды педагогов и специалистов по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Особенности составления и реализации программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС  — это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам. Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС организуется специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

В большинстве своем разрабатываемые каждой образовательной организацией АОП и программы коррекционной работы, как их компонент, содержат основные направления и формально удовлетворяют требованиям ФГОС, при этом не конкретизируются пути осуществления этой работы, не раскрывается содержание коррекционно-педагогического процесса. Реализуя комплексный подход к определению содержания образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС и технологии коррекционного обучения при выявленных методических условиях, используя индивидуализированные коррекционно-развивающие технологии, направленные на развитие и формирование учебных знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ, достигается обязательный минимум содержания образования нормально развивающихся сверстников. Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ, на муниципальном уровне должны быть подвергнуты не только мониторингу их готовности к введению ФГОС НОО ОВЗ, обеспечивая оценку качества готовности первоначальной ступени к реализации АОП, но и этапной текущей диагностике всех процессов и технологий обучения, гарантирующих детям с ОВЗ получение общего образования в условиях массовой школы с удовлетворением специальных образовательных потребностей.

В процессе реализации направлений деятельности в условиях применения требований ФГОС НОО ОВЗ экспертами были выявлены специфические особенности проектирования АООП. Особое внимание необходимо уделять созданию специальных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ. Сюда входит использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Удовлетворение данного требования по реализации адаптированной программы по ФГОС для детей с ОВЗ возможно при обозначении новой роли современного учителя, предусматривающей сформированность умения проектировать образовательную деятельность в инклюзивном классе, создавать условия для развития каждого обучающегося посредством:

  1. Разработки АООП по предметным областям с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
  2. Организации развивающей среды в классе. Создания и поддержки эмоционально комфортной атмосферы в классном коллективе, формирование между детьми отношений сотрудничества и принятия. Формирования положительной учебной мотивации.
  3. Применения вариативных технологий обучения, отвечающих задачам развития всех детей.
  4. Осознания необходимости адаптации содержания основных и дополнительных учебных материалов.

Рассмотрим специфику методов и приемов, применяемых на уроке в школе в рамках реализации программ АООП для детей с ОВЗ по ФГОС. Так, следует обеспечить выполнение следующих рекомендаций:

  1. Словесных: объяснение материала продолжается не более пяти минут и сопровождается выделением главной информации интонационно, графически, иллюстрационно; беседа как метод имеет темп ниже, чем рассказ, и содержит вопросы на сравнение предметов и уточнение словарного запаса обучающихся, способствует формированию грамотной, связной речи.
  2. Наглядных: при разъяснении программного содержания используется показ, демонстрация, мультимедийная презентация, видеофильмы.
  3. Практических: изучаемый материал педагог связывает с практической деятельностью и личным опытом обучающегося, учебные действия направляются на выработку навыков осознанности действий, в ходе выполнения задач разрешается фиксация этапов работы, широко используются тесты с выбором правильного ответа и сенсорно обогащенные материалы.

Таким образом, при проектировании программ АООП для детей с ОВЗ педагогу необходимо, во-первых, изучать принципы составления примерных адаптированных программ на основе требований стандарта, учебных планов, рабочих программ учебных предметов и программ коррекционных курсов; во-вторых, уделять особое внимание созданию специальных условий для обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями; в-третьих, способствовать организации сетевого взаимодействия при невозможности полной реализации программы коррекционных курсов в образовательной организации; в-четвертых, учитывать специфику методов и приемов, применяемых на уроках в начальной школе для обучения и воспитания лиц с ОВЗ. При организации учебной работы в инклюзивных классах образовательных организаций необходимо обращать внимание на следующие положения:

  1. Основное место в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ должна занимать коррекция имеющихся отклонений в развитии.
  2. Коррекционная направленность образовательного процесса должна способствовать преодолению дефицита познавательных возможностей и социальных способностей.
  3. Коррекционная работа должна осуществляться системно, с учетом тех социальных условий, в которых будет осуществляться дальнейшая жизнедеятельность обучающегося с ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса дополнительно раскрывается в программе коррекционной работы педагога-дефектолога. Индивидуальные различия, варианты и причины возникновения нарушений развития у детей очень многообразны, что требует особо рассмотрения, подбора и использования методов, средств, технологий, обеспечивающих эффективное развитие ребенка и коррекцию нарушенных функций.

Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы, как:

  • пояснительная записка;
  • запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;
  • система оценки результатов освоения АООП;
  • учебный план;
  • программы по отдельным учебным предметам;
  • программа коррекционной работы;
  • программа духовно-нравственного развития;
  • программа формирования УУД;
  • программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • программа внеурочной деятельности;
  • условия реализации АООП.

Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Пояснительная записка содержит:

  • подходы и принципы формирования АООП НОО;
  • психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;
  • особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты отражают предметные, личностные и метапредметные результаты для каждой образовательной области.

При обучении по первому варианту АООП планируемые результаты будут такими же, как и у сверстников без ОВЗ. При обучении по второму варианту следует скорректировать планируемые результаты ООП НОО для сверстников без ОВЗ согласно требованиями варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Если рекомендуется обучение по третьему или четвертому варианту, то планируемые результаты оформляются в полном соответствии с примерной АООП. Обучение ребенка по четвертому варианту предусматривает планирование только тех результатов, которые могут достигаться объективно.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

  • пояснительную записку;
  • характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного предмета или коррекционного курса;
  • тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;
  • описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи. В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ.

При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития.

В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Содержание обязательной части определяется, исходя из варианта:

  • для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;
  • для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности.

Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО. Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы.

Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

Как видно, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

По ссылкам ниже предлагаем скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования;
  • глухих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • умственно отсталых обучающихся.

Скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ

Источник