8 месяцев ребенку развитие что должен уметь вес и рост комаровский
Восьмимесячные малыши очень активны, много двигаются и с интересом осваивают новые просторы, ведь в этом возрасте они уже могут передвигаться ползком. Чему еще научился карапуз к 8 месяцам, какими новыми навыками уже радует родителей и как взрослые могут помочь в развитии младенца этого возраста?
Физиологические изменения
- Продолжается период прорезывания зубов, при этом их появление очень индивидуально. У кого-то в 8 месяцев еще нет ни одного зуба или только появился первый резец, а кто-то уже пробует грызть печенье четырьмя зубами.
- Темпы роста ребенка немного замедляются, что связано с повышением физической активности малыша. Мышцы крохи уже развиты настолько, что позволяют младенцу не только переворачиваться и сидеть, но и стоять, а также ползать.
- Стул ребенка стал более оформленным и мало похожим на каловые массы крохи, пребывающего исключительно на грудном вскармливании. У него присутствует нерезкий запах, а частота дефекации обычно составляет 1 раз в день.
- Память ребенка развивается и удерживает последние события. Благодаря совершенствованию памяти, малыш способен повторять действия за родителями, узнавать знакомые предметы, услышанные потешки, близких людей.
Физическое развитие
За восьмой месяц жизни кроха прибавляет примерно 550 грамм и становится выше в среднем на 1,5 сантиметра. Окружность груди и окружность головы увеличиваются каждая на 0,5-1 см.
Хотя темп развития каждого ребенка индивидуален, на основе данных измерений большого количества детей определенного возраста медики определили среднее значение, а также границы нормальных показателей физического развития. Отклонение от них вызывает настороженность и является причиной детального обследования малыша. Основные параметры для малышей 8 месяцев представлены в такой таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
О том, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш умеет?
- Кроха 8 месяцев очень активен физически, умеет садиться, ложиться, вставать (при этом подтягивается за опору), довольно быстро ползать, а также переступать предметы.
- Малыш много времени уделяет изучению игрушек и постоянно тренирует собственные руки. Он может свободно переложить одну игрушку в другую ручку, а если предмет выпадет из руки, то будет его искать. Ребенку нравится катать мячик, нажимать на разные кнопочки, листать страницы книжек.
- У лепета восьмимесячного младенца уже имеется интонация, которую малыш перенял от родителей. Кроха много раз повторяет одинаковые слоги, поэтому родители постоянно слышат от малютки «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба».
- Детки этого возраста очень жизнерадостны, радуются другим малышам, а к взрослым незнакомцам относятся настороженно. Если же мама куда-то уходит, восьмимесячного карапуза это сильно расстраивает. Когда у ребенка что-то не получается, кроха огорчится, а маминой похвале будет очень рад.
- Ребенок может показать знакомый предмет, когда его спрашивают «где?». Также малыш уже научился по просьбе махать рукой, делать «ладушки» и другие действия, которым родители его обучали ранее. Младенцу очень нравятся игры, в которых действия повторяются.
- Малыш 8 месяцев не только ест с ложки и даже пробует это делать самостоятельно, но и берет в ручки твердую пищу (например, детское печенье), откусывая кусочки от нее.
Хотя все детки развиваются с собственным темпом и одни навыки могут приобретать раньше сверстников, а какие-то – позже других деток этого же возраста, однако есть умения, которыми малыш непременно должен обладать в 8 месяцев. Вас должно насторожить, если кроха:
- Не садится.
- Не ползает назад или вообще не пробует ползать.
- Не пробует вставать у опоры.
- Не может несколько секунд стоять, держась двумя руками.
- Не может удержать игрушку в руках.
- Не хватает предложенную игрушку.
- Не перекладывает игрушку из одной ручки в другую.
- Не произносит слоги.
- Не прислушивается, когда слышит разговор взрослого.
- Не проявляет какие-либо эмоции.
Занятия для развития
- Если малыш еще не освоил ползание на четвереньках, потренируйте малютку в воде. Во время купания положите кроху животом на дно пустой ванны и включите воду, чтобы она медленно наполняла ванночку. Уровень воды будет подниматься и станет стимулом к подниманию малыша на локтях и коленях. При таком упражнении важно следить, чтобы ребенок не напился воды.
- Еще один способ научить ребенка ползанию на четвереньках представляет собой ходьбу «на руках». Поднимите ноги ребенка так, чтобы кроха встал на ручки. Далее немного раскачивайте карапуза вперед и назад. Как только малыш устанет, упражнение нужно прекратить.
- Для совершенствования мелкой моторики предложите малютке трогать разные предметы, игрушки с кнопками и замочками, коробочки с крышками, колечки пирамидки, мягкие книжки и многие другие.
- Так как ребенок в 8-месячном возрасте в играх копирует действия взрослых, маме следует показывать, как обращаться с новыми игрушками. Покатайте с ребенком машинки, покачайте куклу, постучите в барабан, и пусть младенец повторяет.
- Предложите крохе играть с несколькими однородными предметами, например, с кубиками разных цветов, шариками, колечками от пирамидки. Складывая и рассыпая такие предметы, ребенок будет познавать связи между ними.
- Постройте из кубиков небольшую пирамиду и покажите крохе, как ее можно развалить с помощью катящегося мячика.
- Рассматривайте с малышом семейные фотографии и просите показать близких людей и самого ребенка. Ребенку понравится отыскивать себя на фото.
- Часто включайте музыку и танцуйте с крохой. Пусть это будут мотивы с разным ритмом – и классические мелодии, и детские песенки, и песни современных исполнителей.
- Тренируйте чувство равновесия у малыша, поднимая кроху и опуская. Также можно покружиться с младенцем.
- Сделайте для ребенка полку для книг, к которой малыш сможет дотянуться. Наполните эту полку яркими детскими книгами и давайте возможность карапузу самостоятельно выбирать книжку для «чтения».
- Играйте с крохой в ванной. Пусть малыш передвигает плавающие игрушки, хлопает по поверхности воды ладошками, набирает воду в формочки, переливает из одной емкости в другую.
- Разрешите крохе поиграть с кухонной утварью, но давайте при этом малышу лишь безопасные предметы – поварешку, контейнеры, крышки и другие.
- Также крохе понравится играть и с настоящим телефоном, который для этого следует отключить от сети. Дайте карапузу трубку и пусть он «разговаривает».
- На прогулке обращайте внимание малыша на разные звуки, которые издает самолет, автомобиль, птичка, собака. При этом называйте источник звука.
- Поддерживайте интерес малыша к животным. Приобретите пластмассовых или резиновых животных и называйте их, а также имитируйте их голос. Показывайте крохе животных в книгах и на улице.
- Дайте малютке в руки деревянную ложку и несколько предметов, которые можно бить. Так ребенок поймет, что предметы отличаются не только внешним видом, но и издаваемым звуком.
- На глазах у карапуза спрячьте игрушку, накрыв ее одеялом, а потом предложите крохе ее отыскать.
Уход
В утреннее время, как и прежде, малышу проводят гигиенические мероприятия. Они включают умывание, чистку зубов, высаживание на горшок, подмывание. Каждый вечер младенца купают, одновременно весело играя с игрушками, которые способны плавать. Помимо этого, в течения дня ребенку следует периодически мыть ручки, ведь кроха ползает и трогает разные предметы. Сменяя подгузник, ребенка обязательно подмывают под проточной водичкой.
Для закаливания ребенка 8 месяцев продолжают использовать воздушные и солнечные ванны, ежедневные прогулки, проветривание комнаты, умывание, ходьбу по мокрому полотенцу. Кроме того, крохе каждый день делают массаж и укрепляющую мышцы гимнастику. Восьмимесячного малыша ненадолго можно усаживать в ходунки или в манеж.
Николай Никонов – ведущий врач и массажист России в следующем видео показывает, как делать массаж для полноценного развития ребенка в 8 месяцев.
Режим дня
Восьмимесячный карапуз спит все меньше, а бодрствует, с интересом изучая окружающий мир, все дольше. Общая продолжительность сна ребенка этого возраста составляет около 15 часов, при этом ночью малыш спит до 10 часов, а в дневное время у большинства 8-месячных детей бывает два сна по 1,5-2 часа.
Гулять с малышом в возрасте 8 месяцев по-прежнему советуют два раза в день – в утреннее время (примерно в 11-13 часов) и после обеда (примерно в 15-17 часов). Многие детки продолжают спать во время прогулок, но немало малышей уже не спит все время пребывания на улице, а некоторый период изучают природу и рассматривают все вокруг.
Кормление восьмимесячного ребенка предусматривает 5 приемов пищи с паузами между ними около 3,5-4 часов. Для определения суточного объема пищи, в которой нуждается ребенок, вес крохи делят на 9. В среднем ребенок восьми месяцев получает от 1000 до 1200 мл пищи в день и примерно 200-240 мл за одно кормление. Подробнее читайте в статье про меню ребенка в 8 месяцев.
Грудное вскармливание по требованию в этом возрасте представлено 6-8 кормлениями днем и около 6 кормлениями в ночное время. Объем прикорма увеличивается и представлен в меню грудничка овощами, фруктами, безмолочной кашей, растительным маслом, мясом, фруктовым соком, сливочным маслом, сухариками и печеньем.
Дети на искусственном вскармливании получают смесь в утреннее кормление, а также в последнее кормление перед сном. В остальное время меню крохи-искусственника формируется из блюд прикорма. По сравнению с детками, вскармливаемыми грудью, их рацион более расширен – в него добавлены кисломолочные напитки, творог и желток. Кашу для малыша-искусственника уже варят на молоке, а объем большинства будет выше, чем у ребенка с грудным типом вскармливания.
Обычный день
Каждый новый день с восьмимесячным младенцем приносит много интересных и веселых моментов. Понятно, что режим у каждого из детей этого возраста будет отличаться, но мы предлагаем примерный вариант распорядка дня, который может быть у малышей 8 месяцев:
Разнообразьте свой день играми с ребенком по методике «Маленький Леонардо», которые вы можете увидеть в видео Тепляковой О. Н. – эксперта по интеллектуальному развитию.
Частые проблемы
- Страх расставания с мамой. Детки 8 месяцев начинают бояться отпустить маму от себя и очень переживают расставание с ней. Кроме того, в этом возрасте могут появиться и другие страхи, например, ребенок может пугаться громких звуков бытовых приборов. Покажите малышу источник звука, чтобы он перестал быть пугающим.
- Отказ от прикорма. Малыш может отказываться пробовать новую пищу, если блюдо не понравилось ему своей консистенцией, вкусом или температурой. Возможно, малыш еще не успел проголодаться или в помещении очень жарко. В любом случае настаивать не нужно. Предложите пищу ребенку немного позже.
- Неспокойный сон. Малыши восьми месяцев из-за физической активности и перевозбуждения могут плохо засыпать и их ночной отдых нарушается. Чтобы избежать проблем с ночным сном, исключите в вечернее время активные игры, сделайте перед сном расслабляющий массаж, почитайте крохе книжку.
- Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов без боли и дискомфорта встречается довольно редко. У многих деток зубки режутся с болезненными ощущениями, изменениями стула, повышенной температурой, капризами и другими отрицательными проявлениями. Помочь малютке могут охлажденные специальные игрушки, которые можно грызть. Для избавления от боли применяют специальные гели, а при температуре – препараты с жаропонижающим действием.
- Аллергия на прикорм. Поскольку меню восьмимесячных детей расширяется, всегда существует риск появления реакции на новый продукт. Такая реакция может проявляться поносом, кожными высыпаниями, насморком, запорами, коликами, покраснением глаз и другими симптомами. Старайтесь знакомить ребенка этого возраста лишь с безопасными продуктами, которые редко вызывают аллергию. Пока ребенку нельзя давать красные ягоды, помидоры, какао, цитрусовые плоды, продукты из сои, а с введением в детское меню молока, яиц и курицы следует быть очень осторожными.
Советы родителям
- Поскольку 8-месячный малыш уже активно исследует квартиру, ползая повсюду, вам следует обеспечить крохе безопасность. Пока еще карапуз не понимает рисков и опасностей, поэтому задачей родителей будет устранить с пути ребенка ядовитые вещества, крохотные и бьющиеся предметы, а также все острое и режущее. Спрячьте розетки, скройте острые углы мебели, уберите в закрывающийся шкаф бытовую химию и никогда не оставляйте ползающего малыша в комнате без присмотра.
- Если ваш восьмимесячный ребенок еще не начал вставать на ножки, придерживаясь за опору, форсировать приобретение этого навыка не нужно. Как только мышцы крохи окрепнут достаточно для пребывания в вертикальном положении на ногах, малыш сразу же начнет свои «тренировки», оттачивая новое умение. Помните, что многие дети не начинают вставать к 8-месячному возрасту, как и ползать, и торопить их пока не стоит.
- Если у ребенка уже прорезалось 4 зуба, поощряйте жевание, предлагая крохе не пюре, а кусочки отварных овощей, а также детское печенье и сухарики.
- Часто разговаривайте с младенцем, при этом сюсюкаться и искажать слова не следует. Тем не менее, допустимо использование сокращенных слов, например, вместо «кошка» можете произносить «киса».
- Выбирая развивающие занятия для малыша, учитывайте не только время дня, но и темперамент крохи. Если у вас непоседливый карапуз, то ему будут по душе активные игры, перевороты, ползание. Для спокойных младенцев больше подойдет чтение книжки, складывание кубиков. Следует уважать интересы малыша, пусть он еще и совсем крошка. Если что-либо малютке не нравится, не заставляйте и не настаивайте.
Источник
Эмоции и социальное поведение.
Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет. Методика выявления — 30 мин. наблюдают за ребенком, находящимся среди других детей. Поведение ребенка — сосредоточенно, с интересом смотрит на ребенка, привлекшего его внимание звуками или действиями, смеется, подражает действиям или лепету.
Действия с предметами.
Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Материал — мяч, миска с шарами, кастрюля с крышкой и т.д. Методика выявления — игрушки кладут так, чтобы ребенок их видел. Наблюдают 30 мин. Поведение ребенка — толкает повторно мяч, сбрасывает крышку с кастрюли, стучит ею, переворачивает миску с шарами (может выполнить 1-2 действия).
Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и пр.). Материал — см. выше. Методика выявления — привлекают внимание ребенка к игрушкам, повторно показывают и называют 2-3 действия с ними, имеющиеся в опыте ребенка («покатили мяч, опять покатили»). Наблюдают. Поведение ребенка — смотрит на действия взрослого и подражает: катает, открывает, вынимает и т. д. Действует повторно и однократно. Движения рук неточные.
Движения общие.
Сам садится, сидит и ложится. Материал — яркая звучащая игрушка. Методика выявления — если ребенок лежит на животе, показывают ему игрушку сверху и сбоку на расстоянии 70 см -1 м, если сидит — сбоку и снизу и кладут вне досягаемости. Поведение ребенка — поворачивает голову, чтобы увидеть, ложится на бок, опираясь на руку, и садится. Сидит прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом.
Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Материал — яркая звучащая игрушка. Методика выявления — ребенку, лежащему на животе, показывают и предлагают игрушку, ее поднимают и ставят на барьер (1-1,5 мин.). Потом кладут игрушку на подстилку позади стоящего ребенка. Поведе ние ребенка — цепляясь руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем на обе ноги и выпрямляется. Держась, стоит’ одну минуту на прямых расставленных ногах. Оборачивается за игрушкой, переставляя руки, опускается на колено, сгибает другую ногу и, придерживаясь, становится на четвереньки или садится.
Переступает, держась за барьер. Материал — яркая игрушка. Методика выявления — ребенок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру от ребенка на 1 м в течение 2 мин. Поведение ребенка — идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Подготовительные этапы развития понимания речи.
На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. Материал — игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах. Методика выявления — спрашивают поочередно о 2-3 предметах («где?»). Пауза 30 сек. Поведение ребенка — на вопрос «где?» поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит 2 предмета.
По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. Методика выявления — ребенка, сидящего в отдалении от других детей, просят: «Сделай ладушки» (без показа). Поведение ребенка — по просьбе выполняет одно из движений.
Подготовительные этапы развития активной речи.
Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Методика выявления — за ребенком наблюдают до 30 мин. Поведение ребенка — произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете.
Навыки и умения в процессах.
Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Материал — корочка хлеба почти без мякиша. Методика выявления — во время кормления ребенку дают в руки хлеб, а затем начинают кормить. Поведение ребенка — берет хлеб, направляет в рот и откусывает зубами или деснами.
Пьет из чашки, которую держит взрослый. Материал — широкая чашка, объем жидкости — 100 г. Методика выявления — во время кормления ребенку предлагают пить и подносят чашку. Поведение ребенка — протягивает руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку.
Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного
опубликовано 05/11/2008 02:18
обновлено 06/06/2011
— Методика определения уровня нервно-психического развития детей первого года жизни
Источник