6 месяцев развитие ребенка основные рефлексы

6 месяцев развитие ребенка основные рефлексы thumbnail

Первой «круглой» датой в развитие ребенка является 6 месяцев. Начиная с полугода, кроха постепенно превращается в полноценную личность, становясь все больше и больше походить на взрослого. Ежедневно карапуз будет удивлять родителей появлением новых навыков в развитии и общении, а также станет проявлять свой характер и индивидуальность.

Начиная с полугода, педиатры отмечают в психологическом и физическом развитии ребенка существенные изменения, особенно это касается его поведения, режима сна, бодрствования и питания.

Физиология 6 месячного ребенка

Для оценки физических параметров развития крохи, педиатры используют центильную таблицу, в которой приводятся нормативы по месяцам. Для малышей женского и мужского пола они будут немного отличаться.

Помимо весовых показателей и длинны тела, в таблице отмечается окружность головы и грудной клетки, которые также учитываются при оценке физических параметров развития ребенка. В полгода кроха весит от 6,8 до 8,4 килограмм, а его рост составляет от 64 до 67 сантиметров.

Умения и навыки ребенка в 6 месяцев

  • Ребенок уже без каких-либо сложностей самостоятельно переворачивается со спины на живот и обратно.
  • К шести месяцам у детей исчезает физиологических гипертонус в верхних и нижних конечностях, характерный для малышей младше полугода.
  • Находясь в позе на животе, кроха опирается на одну руку, а второй может держать игрушку. Он крепко держит руку родителя при подтягивании из лежачего положения. Кроха самостоятельно подтягивается и маме уже не приходится прилагать усилия, чтобы его поднять. Некоторые детки в этом возрасте уже самостоятельно сидят.
  • Шестимесячный малыш также может ползать на четвереньках или по-пластунски, если видит перед собой интересующий предмет или игрушку. Если его поддерживать подмышки, он отталкивается и упирается ногами, как бы пританцовывая. Многие малыш самостоятельно встают, держась за прутики кроватки.
  • Ребенок берет игрушки одной рукой и перекладывает их в другую. Может держать в каждой руке по игрушке. Ощупывает предметы не только пальцами, но и всей ладошкой.
  • Поднимает упавшие игрушки и снова их разбрасывает. Если родители спрячут какой-либо предмет, ребенок сразу начнет его искать. Кроха может найти прикрытую чем-нибудь игрушку самостоятельно. Игры у ребенка этого возраста длятся уже от 15 до 20 минут.
  • Малыш много раз повторяет те действия, которые у него хорошо получаются. Он открывает и закрывает коробочку или сворачивает и разворачивает ткань.

В полгода у многих детей начинает прорезаться нижний центральный резец. Чтобы не упустить возможных проблем с зубами, в этом возрасте нужно первый раз посетить стоматолога, который проверит строение челюсти, прикуса и уздечек под нижней и верхней губой.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

В этом возрасте у ребенка начинает совершенствоваться речь, хотя пока она представлена лепетом. Крики и плач у крохи, которые он использовал, как средство общения потихоньку отходят на задний план, проявляя себя при недовольстве, боли или дискомфортных ощущениях. В речи ребенка начинает происходить слияние согласных и гласных звуков в разнообразных вариациях. На первых порах родителям начинает казаться, что ребенок четко произносит слова, но на само деле это просто звуки, которые кроха хорошо имитирует. Смысловую нагрузку его речь приобретет ближе к полутора годам. К седьмому месяцу кроха уже научится произносить до сорока разнообразных звуков.

На данном этапе ребенок будет уже непросто поддерживать диалог с родителями или пытаться повторить сказанные ими слова, а постарается понять, в чем заключается их смысл. Малыш способен находить взглядом те предметы, о которых говорят ему родители.

Кроха узнает родителей по голосу, даже если не видит их. Если малыш услышит, как его мама разговаривает в другой комнате, то он начнет кричать и гулить, давая ей понять, что знает о ее присутствии и требуя, чтобы она взяла его на руки.

Дети в этом возрастет уже проявляют ласку и нежность. Они прижимаются к родителям сидя у них на коленях. Чужих людей малыши не сторонятся так, как раньше, но при общении с ними дистанцируются и не проявляют никакой активности.

Причинно-следственные связи

Мышление ребенка уже формирует простые причинно-следственные связи. К примеру, ребенок уже четко осознает, что если он нажмет пальцем на кнопку, расположенную на игрушке, она начнет играть. Если предмет упадет, он издаст звук. А если ребенок начнет кричать, то кто-то из взрослых обязательно возьмет его на руки. О каком-то серьезном интеллектуальном развитии говорить пока рано. Оно начнет проявляться только тогда, когда малыш научится испытывать страх, являющийся признаком того, что он улавливает взаимосвязь между событиями и может предвидеть их.

Кроха в шесть месяцев активно начинает интересоваться сферой применения всех окружающих его предметов. Ввиду этой особенности общение малыша становится не только эмоциональным, но и носит познавательные черты. Малыш привлекает к себе внимание активным гулением, чтобы родители дали ему любимую игрушку, благодаря которой он сможет лучше познать окружающий мир, изучив ее функции и качества.

Тест на развитие ребенка в 6 месяцев

  • Необходимо взять игрушку и удерживать ее на расстоянии 30 сантиметров от малыша. Он должен перевести взгляд от окружающей его обстановки на игрушку, выделив ее среди всего остального.
  • Мама должна предложить ребенку сначала бутылку с молоком, а затем любимую игрушку. Реакция ребенка на эти предметы будет разной. При виде еды, он должен открыть рот и сделать несколько сосательных движений, а увидев игрушку, проявить оживление, радость и интерес.
  • Когда кроха будет лежать на спине, перед ним нужно позвенеть колокольчиком, затем начать его медленно отодвигать. Ребенок с помощью взрослого начнет приподниматься и примет сидячее положение, чтобы продолжить наблюдать за предметом.
  • Во время разговора с малышом, нужно несколько раз поменять мимику. Он должен начать повторять за взрослым, морща лоб и улыбаясь.
  • Мама должна попробовать отобрать у ребенка игрушку, когда он будет держать ее в руке. Шестимесячный карапуз начнет сжимать ее очень крепко и сопротивляться тому, что предмет хотят отобрать, выражая при этом недовольство.

В возрасте полугода дети реагируют на свое имя комплексом оживления, особенно активная реакция наблюдается у тех деток, которых родители часто называют по имени.

Возможные причины для посещения врача

  • Ребенок не сидит самостоятельно и даже не пытается это сделать несмотря на поддержку родителей.
  • При поддерживании ребенка подмышки он не наступает на ноги и не подпрыгивает.
  • Кроха не умеет перекладывать предметы из одно руки в другую.
  • Ребенок не дает реакции на шорохи и звуки, которые находятся за пределами поля зрения.
  • Малыш не просит, чтобы его взяли на руки.
  • Карапуз не узнает родителей, не улыбается и не гулит.

Введение прикорма в 6 месяцев

Самым лучшим возрастом для введения первого прикорма является именно шесть месяцев. До этого времени материнское молоко полностью обеспечивает детский организм всем необходимым. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то прикорм нужно вводить раньше – с конца четвертого, начала пятого месяца. Начинать прикармливать карапуза нужно не в начале месяца, а в конце.

После полугода ни детское питание, ни грудное молоко уже не компенсируют малышу те затраты энергии, которые необходимы ему для интенсивного роста и развития физических параметров. Организм крохи начинает нуждаться в увеличенной дозе витаминов, микроэлементов и минералов, а также ему начинают требоваться растительные белки.

Если мамочка начнет прикорм, к примеру, не с шести, а с семи месяцев, то крохе будет гораздо сложнее привыкнуть к новой еде и ее консистенции. Поздние прикормы чреваты тем, что у малыша начинают развиваться такие заболевания, как рахит, гипотрофия и анемия, вызванные нехваткой питательных веществ. Кроме этого, введение позднего прикорма вызывает торможение в развитии жевательного рефлекса и вкусовых восприятий. А из-за необходимости вводить сразу несколько продуктов, может развиться аллергическая реакция или нарушиться пищеварение.

Очень важно учитывать готовность малыша к началу прикорма. Перед процедурой, следует проконсультироваться у педиатра. Он подскажет, с какой пищи лучше всего начинать. Если кроха при вводе новой еды начинает плеваться и поперхиваться, попробуйте предложить ему что-то другое или просто немного повременить с прикормом.

Как лучше вводить прикорм

Давать прикорм карапузу, лучше перед обеденным кормлением. Детям, которые имеют склонность к нарушениям дефекации или ожирению, следует начинать давать именно овощные пюре из брокколи, кабачков и цветной капусты. Малышам плохо набирающим массу, нужно давать безглютеновые пюрированные каши из риса, гречки или кукурузы, сваренные на воде без каких-либо приправ. Первый прикорм обязательно должен быть монокомпонентным, то есть в него должен входить один злак или овощ.

При введении прикорма в летний или осенний период никаких проблем приобретением качественных овощей возникать не будет. Прежде чем давать их ребенку, овощи следует помыть, почистить и отварить на пару для сохранения питательных веществ. Пюре из них должно отличаться гомогенностью, не содержать комков и иметь среднюю густоту. Для пюрирования можно использовать блендер. Если пюре выйдет слишком густым, его можно разбавить тем отваром, в котором варились овощи. Также можно использовать уже готовые детские пюрешки в банках. Ребенка необходимо приучать есть с ложки. Бутылку и соску следует использовать только в крайних случаях. Крохе нельзя давать горячее или холодное питание. Его температура должна составлять 37 градусов.

Вводить новое питание, нужно начиная с одной чайной ложки, докармливая ребенка молоком или смесью. За десять дней следует довести количество прикорма до 180 грамм и полностью заменить им одно из кормлений. Остальные же кормления следует проводить по требованию. Новые продукты необходимо вводить только после того, как ребенок привыкнет к предыдущему. В первое время нельзя давать крохе более одного продукта. Многокомпонентные каши или пюре нужно давать только начиная с конца седьмого месяца. Также необходимо следить за стулом ребенка и наличием у него аллергической реакции на питание. Если у него будет выявлена аллергия на продукт, его следует отменить и попытаться ввести позже.

Отучение от соски в 6 месяцев

С появлением первого зуба кроху нужно начинать отучать от соски. Это необходимо сделать потому, что пустышка оказывает давление на десна и приводит к искривлению зубов и формированию неправильного прикуса. Лучше всего купить карапузу специальное кольцо-грызушку для прорезывания зубов.

Во время введения первого прикорма отучить ребенка от соски гораздо проще, так кроха начинает учиться пить из чашки, а ночные кормления с бутылочки становятся редкостью, а к концу шестого месяца исчезают вовсе.

Режим сна ребенка в 6 месяцев

После полугода, малыш начинает спать по четырнадцать часов в сутки. Четыре часа он тратит на два дневных отдыха, а 7 часов, на ночной. Но несмотря на это, режим сна у каждого малыша остается индивидуальным. Те дети, которые находятся на грудном вскармливании могут по нескольку раз за ночь просыпаться и просить грудь. Это абсолютно нормальное явление, которое будет длиться до того момента, пока мама не решит отлучить его от груди. В этом вопросе нужно запастись терпением.

Чтобы кроха меньше просыпался ночью, нужно сделать так, чтобы временной интервал между последним дневным отдыхом и ночным укладыванием был не меньше четырех часов. Крепкому сну способствует вечернее купание. Благодаря теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается, а дополнительная порция молока перед ночным отдыхом делает сон крепким и спокойным.

Развивающие игры с шестимесячным малышом

Чтобы малыш быстрее научился разговаривать, как и на предыдущих этапах, нужно стимулировать развитие речевых навыков. Для этой цели следует приобрести побольше небольших ярких книжечек со страничками из картона, чтобы кроха сам смог их переворачивать. Будет не лишним, если, кроме красочных картинок на страницах будут еще и короткие потешки с повторяющимися фразами и словами. Детки, с которыми родители начиная с полугода читали стишки, учатся говорить гораздо раньше, чем их сверстники.

Мозговые центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом друг с другом и взаимосвязаны между собой. По этой причине очень важно играть с ребенком в игры, которые задействуют пальцы рук. В этом возрасте дети с охотой играют с разными коробками, кубиками и матрешками. Также можно пошить несколько мешочков и наполнить их разными оставляющими. Это может быть крупа, камни, пуговицы, песок и морская крупная соль. Улучшает моторику сжимание и разжимание игрушек пищалок.

Развитие ребенка в 6 месяцев: массаж и упражнения

Ежедневно следует проводить массаж ладоней ребенка. Для этого нужно сделать следующее. Необходимо взять небольшой шарик и дать его ребенку. Затем своими руками следует взять за его ладони снаружи и покатать между детских ладошек этот предмет. Заменить шарик можно грецким орехом. Делать такой массаж нужно по пять минут в день. Также необходимо массировать и пальцы, слегка вытягивая их при массаже. Такую процедуру также следует проводить по пять мину ежедневно.

Педиатры советуют выполнять ежедневное упражнение «причесывание». Для этой цели нужно поочередно поднимать руки карапуза и плавно двигать ими вдоль головы назад и вперед.

В этом возрасте малышу понравятся игрушки-спирали, по которым нужно передвигать мелкие фигурки. Пока не утратили актуальности и игры в «Ку-ку», «Сороку-Ворону» и «Ладушки».

Забота и внимание

При осваивании новых навыков ребенка нужно обязательно хвалить и поддерживать. Он должен чувствовать, что родители им гордятся. В этом возрасте взрослые сталкиваются с увеличением количества детских игрушек. Чтобы не покупать лишнее и не захламлять детскую теми игрушками, которые надоедят карапузу уже через неделю, следует разделить имеющиеся предметы для игр на две части. Сначала нужно давать крохе первую часть игрушек, которой он будет играть на протяжении недели, а затем вторую. Необходимо учитывать и тот факт, что в этом возрасте карапуз может играть двумя, максимум – тремя игрушками.

Так как ребенок уже начинает активно ползать, в кровати или манеже ему будет тесно. Чтобы кроха развивался, необходимо разрешать ему ползать на ковре среди нескольких любимых игрушек. Пусть ребенок подползает к ним, тренируя таким образом, ползательные навыки. Кроме этого, нужно ежедневно проводить закаливание, массаж и гимнастику.

Следует постараться, чтобы все занятия с шестимесячным карапузом были простыми, полезными и интересными. Не нужно перегружать ребенка длительными развлечениями до тех пор, пока его психика не будет к этому готова.

На данном этапе развития, малышу нужно еще больше заботы и родительского внимания. Если мама с папой хотят, чтобы его жизнь была счастливой и радостной, они должны следить за своими словами и действиями, которые четко впечатываются в детское сознание, оставаясь там на протяжении всей жизни.

Заключение

Когда малышу исполняется шесть месяцев, он начинает развиваться еще быстрее, чем раньше. Список его умений расширяется. По этой причине родители должны стараться все задокументировать, чтобы в будущем показать карапузу, как проходило его детство.

Помимо этого, нужно и самим успевать наслаждаться такими моментами, проводя с крохой больше времени, так как не успеют взрослые оглянуться, как малыш уже начнет бегать и разговаривать.

Источник

Не разучившись — не научишься!

6 месяцев развитие ребенка основные рефлексыНаверняка многие из вас обращали внимание: при легком прикосновении соска (или соски, или просто пальца) к уголку рта вашего новорожденного малыша он поворачивал голову, приоткрывал губки, пытался достать сосок ртом. Врачи называют такое поведение поисковым рефлексом. Однако если вашему ребенку больше 3-4 месяцев, этот автоматизм у него уже исчез. Не спешите расстраиваться: возможно, это кому-то покажется странным, но правильное развитие предполагает угасание многих рефлексов. Прежде всего это имеет отношение к оральным (т.е. связанным с ротовым отверстием, а значит — с процессом еды) и спинальным (спинномозговым) рефлексам. 

Оральные рефлексы исчезают в следующем порядке (возраст ребенка указан ориентировочно):

  • 3 мес. — поисковый рефлекс;
  • 4,5 мес. — хоботковый рефлекс (если новорожденному легонько постучать пальцем по верхней губе, губы складываются «хоботком»), сосательный рефлекс и так называемый ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь новорожденный открывает рот). 

Приблизительный «график» исчезновения спинальных рефлексов:

  • 2-3 мес. — рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины вдоль позвоночника — слева или справа от него — младенец описывает туловищем дугу, открытую в сторону раздражителя; нога на стороне раздражителя разгибается во всех суставах); 
  • 3 мес. — рефлекс Переса (проверяя этот рефлекс, врач с легким нажимом проводит подушечкой пальца по коже прямо над остистыми отростками позвоночника малыша — обычно в ответ на это ребенок разгибает туловище, сгибает руки и ноги, поднимает голову и плачет) и рефлекс Моро (реакция испуга);
  • 4,5 мес. — рефлекс ползания;
  • 5,5 мес. — хватательный рефлекс.

Надоело лежать!

6 месяцев развитие ребенка основные рефлексыНа смену оральным и спинальным рефлексам у ребенка формируются выпрямительные реакции. Дело в том, что в четыре — шесть месяцев младенец начинает овладевать великим навыком, отличающим человека от не-человека, — навыком прямохождения (реакции, «ответственные» за это, называются антигравитационными). Да-да, не удивляйтесь — активную подготовку к своим первым шагам ваш малыш начинает именно сейчас. Схематизируя, можно сказать, что приблизительно в четыре месяца начинается активная переориентация центральной нервной системы (как, впрочем, и всех прочих систем) ребенка из горизонтального положения в вертикальное. Так, например, приблизительно до 6 месяцев у младенца работает так называемая шейная выпрямляющая реакция. Выражается она в том, что при повороте головы все туловище целиком поворачивается вслед за ней. А в возрасте 6-8 мес. ей на смену приходит более сложный автоматизм — выпрямляющий рефлекс туловища. Теперь, повернув голову в сторону, малыш поворачивает в ту же сторону уже не все туловище сразу, а постепенно — сначала плечевой пояс, затем таз. Благодаря такой ротации тела становятся возможными перевороты с живота на спину, со спины на бок и на живот, а в перспективе — положение на четвереньках (см. фото 1) и, наконец, вертикальная поза.

И еще два важных рефлекса — защитная реакция рук и рефлекс Ландау, не относясь к выпрямляющим рефлексам, в значительной мере способствуют двигательному развитию. Защитная разгибательная реакция рук возникает приблизительно в четыре месяца и выражается в ответном движении рук при внезапном перемещении туловища вперед. Благодаря появлению и развитию этой реакции, примерно к шести месяцам ребенок в положении сидя может поддерживать массу тела руками. При этом кисти вначале сжаты в кулак, но позднее малыш уже может опираться на ладонь (см. фото 3).

Рефлекс Ландау появляется в пять-шесть месяцев. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале он поднимает голову, затем выпрямляет и даже выгибает спину, разгибает руки и ноги. 

Мир стал интереснее

6 месяцев развитие ребенка основные рефлексыПомните, каким был ваш малыш в первые дни и даже недели после рождения? Движения хаотичны и спонтанны, то, что мы в обиходе привыкли называть координацией движений, полностью отсутствует. Дело в том, что у новорожденного еще не скоординированы связи между корой больших полушарий, стволом головного мозга и стволом спинного мозга. В четыре-шесть месяцев процесс этой координации входит в интенсивную стадию — ребенок, как уже говорилось, стремится к переходу в вертикальное положение, а значит — начинает меняться пространство вокруг него. Значительное расширение поля зрения влечет за собой необходимость формирования сложных безусловно-рефлекторных глазодвигательных реакций, ответственных за реакцию глаз на приходящие стимулы — зрительные, слуховые. В четыре месяца человек уже, как правило, может не просто бесцельно размахивать погремушкой, но и целенаправленно засунуть ее себе в рот. Нервные центры, обеспечивающие такие реакции, расположены в стволовом отделе головного мозга, их формирование началось уже давно (вспомните поисковый рефлекс). Однако именно в начальный период перехода ребенка из горизонтального пространственного представления в вертикальное эти реакции приобретают развернутый характер, сопровождаются поворотом головы в сторону раздражителя, причем не только тактильного, но и зрительного и/или слухового. Такие движения требуют развитых связей между глазодвигательными центрами и расположенными в шейном отделе спинного мозга центрами, отвечающими за движения шейных мышц.

Интенсивно развивается кора головного мозга. В наибольшей степени этот процесс затрагивает лобную долю. В свою очередь, это ведет к расширению эмоциональных реакций, появлению новых поведенческих оттенков. Настало время, когда можно говорить не только об условных и безусловных рефлексах, но и о формировании высших психических функций — например, памяти. Закрепляются механизмы кратковременной и долговременной памяти, ребенок запоминает не только лица родителей, но и лица знакомых, окружающих. Начинают формироваться первые элементарные эмоциональные «навыки», в полной мере отражающиеся на личике маленького человечка: радость, смех, удивление, недовольство (взгляните на очаровательную улыбку Танюши Ефремовой на фото 3, 4). Ребенок постепенно «отделяется» от мамы, становясь все более самостоятельным существом.

Ни дня без… разговоров!

6 месяцев развитие ребенка основные рефлексыУчитывая все вышесказанное, хотелось бы дать несколько рекомендаций по уходу за ребенком 4-6 мес.:

1. Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в движениях, он должен чувствовать себя комфортно, иметь свободу перемещения. 

2. Шесть месяцев — время для очередного визита к врачу-неврологу, который непременно обратит внимание на состояние рефлекторной сферы ребенка.

3. Все больше становится активная фаза бодрствования ребенка, а значит, он начинает требовать к себе все больше внимания, ему все больше и больше становится необходим речевой контакт с родителями. Не лишайте его этого удовольствия: как бы вам ни было некогда, уделите ему 5-10 минут, поговорите с ним, пусть даже пока смысл ваших слов ему непонятен. Переход от неразборчивых звуков к отдельным словам во многом зависит от того, как интенсивно будут происходить эти «занятия».

4. Очень полезно повесить рядом с кроваткой ребенка игрушки ярких цветов, привлекающие внимание. Он обязательно заинтересуется новым объектом в поле зрения, заинтересуется — и захочет дотянуться до него. Вообще, полезно постоянно привносить в окружающую ребенка среду необычные для него предметы, звуки (см. фото 2). Это будет способствовать его двигательному и речевому развитию.

5. Ни в коем случае нельзя забывать о режиме дня. Идет активная перестройка всего организма маленького человечка, в том числе и его головного мозга (системы кровеносных сосудов) — в этот сложный период младенец как никогда нуждается в полноценном питании и сне.

6. Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы. Поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Нужно забыть о ссорах, мелких бытовых неурядицах. Психологический климат в семье должен быть со знаком «плюс», иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

7. Весь этот период следует быть внимательным не только к нервно-психическому развитию ребенка, но и к его соматическому статусу. В организме ничто не существует раздельно, а потому ответом на любую патологию со стороны внутренних органов будет дисфункция со стороны нервной системы. При выявлении малейшего отклонения следует начать его немедленную коррекцию (при необходимости и медикаментозную).
Пожалуй, это все рекомендации, которые можно дать применительно к данному периоду. Здоровья вам и вашему ребенку!

Источник