5 законов психического развития ребенка

5 законов психического развития ребенка thumbnail
  1. детское развитие
    имеет сложную организацию во времени,
    свой ритм, который не совпадает с ритмом
    реального времени и который различается
    в разные периоды жизни.

  2. закон неравномерности
    – каждая сторона психической жизни
    ребенка имеет свой оптимальный период
    развития

  3. закон метаморфозы
    – развитие ребенка есть цепь качественных
    изменений, т.е. ребенок – не просто
    маленький взрослый, который меньше
    умеет, меньше знает, меньше может и
    т.д., а существо, обладающее совершенно
    иной, качественно отличной психикой.

  4. Закон развития
    высших психических функций. ВПФ возникают
    первоначально как форма коллективного
    поведения, как форма сотрудничества с
    другими людьми, и лишь впоследствии
    становятся функциями самого ребенка.

По Л.С. Выготскому
движущая сила психического развития –
обучение – это внутренне необходимый
и всеобщий момент в процессе развития
у ребенка не природных, но исторических
особенностей человека. Развитие не
отождествлено полностью обучением, оно
лишь создает зону ближайшего развития,
т.е. пробуждает те функции, те внутренние
процессы, которые по началу могут быть
активизированы только при взаимодействии
со взрослым человеком, а затем становится
достоянием самого ребенка.

Развивая идеи Л.С.
Выготского Д.Б. Эльконин предложил
рассматривать каждый возрастной этап
с точки зрения следующих параметров:

1) Социальная
ситуация развития
– отношения между
личностью и ее социальной средой как
движущие силы развития. Среда – это не
«обстановка развития», которая в силу
заключенных в ней качеств уже тем самым
определяет развитие ребенка; воздействия
среды сами меняются в зависимости от
того, через какие раннее возникшие
психологические свойства ребенка они
преломляются.

Под социальной
ситуацией развития
понимается тоособое сочетание внутренних процессов
развития и внешних условий
, которое
является типичным для каждого возрастного
этапа и обуславливает как динамику
психического развития на протяжении
соответствующего возрастного периода,
так и качественно новые психологические
образования, возникающие к концу каждого
периода (Божовч Л.И.).

Социальная ситуация
развития определяет целиком и полностью
те формы и тот путь, по которому ребенок
приобретает новые свойства личности,
черпая их из основного источника
развития, тот путь по которому социальное
становится индивидуальным.

Переход с одного
этапа психического развития на другой
связан с развитием деятельностиребенка, как внешней, так и внутренней.
Соответственно признаком перехода от
одной стадии развития к другой будет
являтьсясмена ведущего типа
деятельности
, ведущего отношения
ребенка к действительности.

2) Ведущая
деятельность
– это не просто
деятельность, наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития, деятельность
которой ребенок отдает больше всего
времени.

Признаки ведущей
деятельности:

  • В форме данной
    деятельности возникают и внутри нее
    дифференцируются другие, новые виды
    деятельности (игра-учение)

  • Деятельность, в
    которой формируются и перестраиваются
    частные психические процессы (игра –
    активное воображение, учение –
    отвлеченное мышление)

  • Деятельность от
    которой зависят психологические
    изменения личности ребенка (игра –
    освоение общественных форм поведения)

Ведущая деятельность– деятельность, которая обуславливает
изменения в психических процессах и
психологических особенностях личности
ребенка на данной стадии его развития
(Леонтьев А.Н.).

Именно в контексте
ведущей деятельности возникают
специфические для данной возрастной
стадии психологические новообразования,
имеющие первостепенное значение для
всего последующего развития ребенка.

Под возрастными
новообразованиями следует понимать
тот новый тип строения личности,
деятельности и сознания, которые впервыевозникают на данной возрастной ступени
и которые в самом главном и основномопределяют сознаниеребенка,
егоотношениек среде, еговнутреннюю и внешнююжизнь, весьход его развития в данный период.
(Л.С. Выготский)

Возникшие
новообразования приводят к тому, что
изменяется сама личность ребенка,
структура его сознания. Ребенок,
изменивший строение личности, есть уже
другой ребенок, социальное бытие которого
не может отличаться существенным образом
от бытия ребенка более раннего возраста
(Л.С. Выготский). Новая структура сознания
означает новый характер восприятия
внешней действительности и деятельности
в ней, новый характер восприятия
внутренней жизни самого ребенка и
внутренней активности его психических
процессов.

3) Центральные
новообразования
– являются ведущими
для всего процесса развития на данном
возрастном этапе и характеризуют
перестройку всей личности на новой
основе. Вокруг центрального новообразования
располагаются все остальные частичные
новообразования, относящиеся к отдельным
сторонам личности ребенка, и процессы
развития, связанные с новообразованиями
предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

Поскольку
новообразования приводят к перестройке
сознания и изменяют всю систему отношений
его к действительности и к самому себе,
изменяется и социальная ситуация
развития
, представляющая собой
систему отношений между ребенком данного
возраста и социальной действительностью.
И если ребенок изменился коренным
образом, неизбежно перестраиваются и
эти отношения. Изменяется в первую
очередь, то реальное место, которое
занимает ребенок в системе общественных
отношений. прежнее место начинает
осознаваться им как несоответствующее
его возможностям, и он стремится изменить
его.

Возникает
противоречие между образом жизни
ребенка и его возможностями
. Прежняя
ситуация развития распадается по мере
развития ребенка, и столь же соразмерно
с его развитием складывается в основных
чертах новая ситуация развития, которая
должна стать исходным моментом для
следующего возраста. Происходит переход
к новой стадии развития его психической
жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    12.04.2015147.27 Кб14Лекции по фонетике 2 курс.rtf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

План:

1
.Понятие психического развития

2.Общие
понятия темы развития

3.Основные
закономерности психического развития,
законы детского развития.

1.Рост
— процесс количественного измене­ния
внешних признаков объекта, измеряемых
в высоте, длине, ширине, толщине, весе
и т. п. В современной на­уке такое
определение не встречается, так как
рост — всего лишь одна из сторон
развития, его внешний по­казатель и
количественная характеристика.

Развитие
— это процесс
перехода количественных изменений в
качественные.

Развитие
— процесс необратимых, направленных
и зако­номерных изменений, приводящий
к возникновению коли­чественных,
качественных и структурных преобразований
психики и поведения человека

Психическое
развитие

это закономерное изменение психических
процессов во времени, выраженное в их
количественных, качественных и
структурных преобразующих.

Количественные
преобразования преобразуются в
качественные преобразования (ребенок
пошел).

Возраст
это качественно
своеобразный период физического,
психологического или поведенческого
развития человека, характеризующийся
присущими только ему особенностями.

2.
1) Предпосылки
психического
развития Н.Н.Ладыгина-Котс

(шимп.Иони,
сын Руди)


это мозг человека, -прямохождение
-предрасположенность правой руки к
овладению орудиями труда

2)
Условия
психического развития

Рид
Стингх

(стая
волков; девочки Амала, Камала)

-окружение
материальными пред­метами и предметами
духовной культуры (например: деньги,
одежда, мебель; духовная: религия,
картины, музыка).

-окружение
людей (общение,соци­альная среда
обитания), межлично­стные контакты

3)
Факторы
психического развития
— совокупность методов и средств

Франц.этнограф
Вилар
обучения и воспитания;

(племя
гуйакилов, девочка 2 лет)
— активность личности

4)
Движущие силы
психического развития – это противоречия
между потребностями и

возможностями.

5)
Ведущий вид
деятельности

— это деятельность, в наибольшей степени
способствующая психическому развитию
ребенка в данный период его жизни и
ведущая развитие за собой. Данное
понятие было введено А.Н.Леонтьевым.
Это тот вид деятельности, в котором
зарождаются новые виды деятель­ности,
которые будут ведущими на следую­щем
этапе развития.

6)
Ведущий тип
общения

преобладающий в данный возрастной
период тип общения с окружающими людьми,
благо­даря которому у человека
формируются его основные личностные
качества.

7)
Сензитивный
период развития

— период в жизни человека, создающий
наибо­лее благоприятные условия для
формирова­ния у него определенных
психологических свойств и видов
поведения, это возраст, которому
соответствует человек по уровню своего
психического развития

8)
Психический
возраст

это возраст, которому соответствует
человек по уровню своего психического
развития (психическую норму определяет
развитие интеллектуальной и личностной
сферы ).

9)
Физический
возраст

характеризует время жизни индивида в
годах, месяцах, днях, прошедших с момента
его рождения.

Например:
ребенку 9 лет по физическому возрасту,
а психологически он может быть развит
как 13-15летний, и наоборот.

10)
Социальный
возраст

характеризует время накопления
собственного опыта и усвоения опыта
другого человека, а так же в целом опыта
всего общества.

11)
Социальная
ситуация развития

— это отношение внешних и внутренних
условий развития психики (введено
Л. С. Выготским).
Она определяет отношение ребенка к
другим детям, предметам, вещам, созданным
человеком и к самому себе.

Социальная
ситуация развития ребен­ка — это та
конкретная форма значимых для ребенка
отноше­ний, в которых он находится с
окружающей его действитель­ностью
(прежде всего социальной) в тот или иной
период сво­ей жизни. Социальная
ситуация развития — это исходный момент
для всех динамических изменений,
происходящих в развитии ребенка в
течение данного возрастного периода.
Она пол­ностью определяет формы и
пути развития ребенка, виды дея­тельности,
приобретаемые им новые психические
свойства и качества. Образ жизни ребенка
обусловлен характером соци­альной
ситуаций развития, т. е. сложившейся
системой взаимо­отношений ребенка
с взрослыми (Выготский Л. С., 1984). Каж­дый
возраст характеризуется специфической,
единственной и неповторимой финальной
ситуацией развития. Только оценив
социальную ситуацию развития, мы сможем
выяснить и понять, как возникают и
развиваются те или иные психологические
но­вообразования, которые являются
результатом возрастного раз­вития
ребенка.

12)
Основные
психические новообразования

— это новый тип строения личности и её
деятельности, а также те психические
изменения, возникающие в данном возрасте
и определяющие преобразования в сознании
ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь.

Это
обобщенный результат изменений, всего
психического развития ребенка в
соответствующий период, который
становится исходным для формирования
психических процессов и личности
ребенка следующего возраста.

Каждый
возрастной период характеризуется
специфичес­ким для него психологическим
новообразованием, которое является
ведущим для всего процесса развития.

13)
Кризис
возрастного развития

— это цепь внутренних изменений ребенка
при относительно не­значительных
внешних изменениях. Это совпадение
переходов физического и психологического
возрастов из одного в другой, что
свидетельствует о существенных

переменах
в организме и психологии ребенка, о
возникших проблемах нормального
физического и психического развития,
которые ребенок самостоятельно решить
не может.

Л.
С. Выготский под кризисом развития
понимал сосредоточение резких и
капитальных сдвигов и смещений, изменений
и переломов в личности ребенка. Кризис
— это переломный пункт в нормальном
течении психического развития. Он
возникает тогда, «когда внутренний ход
детского развития завершил какой-то
цикл и переход к следующему циклу будет
обязательно переломным…» (Выготский
Л. С.). Сущностью каждого кризиса, является
перестройка внутреннего переживания,
определяющего отношение ребенка к
среде, изменение потребностей и
побуждений, движущих его поведением.
На это указывала и Л. И. Божович, согласно
мнению, которой причиной возникновения
кризиса является неудовлетворение
новых потребностей ребенка. Противоречия,
составляющие суть кризиса, могут
протекать в острой форме, порождая
силь­ные эмоциональные переживания,
нарушения в поведении детей, в их
взаимоотношениях со взрослыми.

По
Д.Б. Эльконину кризисы, в которых ведущий
вид деятельности переходит с общения
на предмет, называется скрытым,
а с предмета на общение называется
бурным.

3.Основные
закономерности психического развития.

  1. Необратимость

  2. Постепенное
    усложнение форм психической деятельности

  3. Дискретность
    (неравномерность, скачкообразность)
    психического развития

  4. Системность
    (например: развитие речи — развитие
    мышления — развитие личного опыта…)

  5. Последовательность
    (например: от простого к сложному)

  6. Акселерация
    (ускорение). В последние 100 лет идет
    ускорение анатомоморфизиологии
    развития детей, что обусловлено рядом
    биологических и социальных факторов.

Законы
детского развития по Л.
С.
Выготскому

  1. Детское
    развитие имеет сложную организацию
    во времени: свой ритм, который не
    совпадает с ритмом времени, а также
    который меняется в разные годы жизни(
    например: год в младенчестве не равен
    году в отрочестве)

  2. Закон
    метаморфозы в детском развитии: развитие
    — есть цепь качественных изменений.
    Ребенок непросто маленький взрослый,
    который меньше знает или меньше умеет,
    а существо, обладающее качественно
    отличной психикой.

  3. Закон
    неравномерности детского развития:
    каждая сторона в психики ребенка имеет
    свой оптимальный период развития.

  4. Закон
    формирования высших психических
    функций (ВПФ). Они возникают первоначально
    как форма коллективного поведения,
    как форма сотрудничества с другими
    людьми и лишь впоследствии они становятся
    внутренними индивидуальными(формами)
    функциями самого ребенка. Отличительные
    признаки ВПФ: опосредованность,
    осознанность, произвольность,
    системность. ВПФ формируются прижизненно,
    образуются в результате овладения
    специальными орудиями, средствами,
    выработанными в ходе исторического
    развития общества.

Источник

Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:

1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.

2. Неравномерность
развития.
Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.

Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), со­знание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприя­тие,
затем более сложные, так что в самой
последователь­ности становления
функций есть свои закономерности.
Вос­приятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
про­цессом.

Остальные функции
оказываются на периферии созна­ния,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают вос­приятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это пе­риод ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошколь­ном
— память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст —
период появления первоначальной
струк­туры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
домини­рующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
пере­стройке функции дифференцируются,
не проходя через до­минирующее
положение. По мере продвижения от одного
воз­раста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишен­ного
всякой системы сознания к первичной
системе. Пере­стройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.

3. «Метаморфозы»
в детском развитии.
Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.

4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка.
Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.

Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.

  1. Неравномерность
    психического развития.

Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:

  1. Акселерация.

  2. Ретардация.

  3. Инфантилизм.

Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.

Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.

Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.

С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.

В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.

Ретардация
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.

На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.

Виды инфантилизма:

1. Физиологический
инфантилизм
– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.

2. Психологический
инфантилизм
– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.

3. Социальный
инфантилизм
– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.

Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.

Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.

Психическая
депривация
— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.

Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.

I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.

II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.

III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.

Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник