5 6 лет ребенок и его психомоторное развитие
Ольга Шахова
Консультация «Психомоторное развитие ребенка 5–6 лет»
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 5 – 6 ЛЕТ
Все хорошо вовремя.
(А. Ю. Ратнер)
Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.
Уровень психомоторного развития обусловлен функциональной зрелостью нервной системы, обеспечивающей способность к проявлению произвольных действий.
Движение – естественная биологическая потребность детей. Двигательная функция есть результат совместной работы различных мозговых звеньев функциональной системы. Выпадение или дисфункция любого из них приводит к нарушению функционирования системы в целом. Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимых в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психики и моторики находятся в неразрывном единстве.
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.
Ребенок пятого и шестого года жизни отличается хорошим психомоторным развитием. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых интересных впечатлений, и таким образом, его знания об окружающем мире значительно расширяются.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной ноге и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках.Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке, и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребенком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Все совершеннее становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Ловкость и развитие мелкой моторики проявляется в более высокой степени самостоятельности ребенкапри самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками – продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.
Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения,правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.
Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Игры и упражнения на развитие координации движений.
Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.
2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах»,делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
6. Ребенок собирает спички (или счетные палочки)одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними и т. д.
7. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться,скажу тебе: «Кыш!».
Упражнения на повышение уровня активации.
1. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.
2. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.
3. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.
4. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
1. «Лодочка». Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
2. Исходное положение — лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3. И. п. — лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.
4. «Снеговик». Исходное положение — стоя. Детям предлагается представить, что они — только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант «растаять», начиная с ног.
5. «Дерево». Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, «дерево тянется к солнышку». Oт сильного порыва ветра «дерево» должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.
6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
Упражнения на развитие крупной моторики.
1. «Бревнышко». Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
2. «Колобок». Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
3. «Письмо в воздухе». И. п. — лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе «прописывают» буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма — при пропуске букв, их заменах, «зеркальном» написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.
Источник
В данной программе раскрыто значение
психомоторного развития детей старшего
дошкольного возраста.
Основной её целью является совершенствование
развивающего и коррекционно-развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально-дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.
Предложен мониторинг и перспективный план по
развитию и коррекции психомоторных функций
детей, который включает в себя: дыхательные
упражнения, телесные, растяжки,
глазодвигательные, развитие мелкой моторики рук,
развитие коммуникативной и когнитивной сфер,
различные виды ползания.
Программа предназначена педагогам ДОУ в
качестве кружковой деятельности, родителям в
качестве игровой деятельности по повышению
психомоторных функций своего ребенка.
Содержание
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Литература
Пояснительная записка
Дошкольный период характеризуется
значительными преобразованиями в деятельности
всех физиологических систем организма, а возраст
5–7 лет считается одним из критических этапов
развития ребенка, от которого во многом зависит
вся его последующая жизнь. Уровень
психомоторного развития обусловлен
функциональной зрелостью нервной системы,
обеспечивающей способность к проявлению
произвольных действий. Движение — естественная
биологическая потребность детей.
Двигательная функция есть результат
совместной работы различных мозговых звеньев
функциональной единой системы. Выпадение или
дисфункция любого из них приводит к нарушению
функционирования системы в целом. Каждое звено
вносит с вой специфический вклад в работу, в
зависимости от уровня дисфункции, нарушения
имеют различный характер. На первый план
выступает несформированность динамических
характеристик двигательной активности,
выражающееся в трудностях переключения с одного
движения на другое. При выполнении двигательных
заданий наблюдается сильное напряжение мышц,
трудности регуляции мышечного тонуса.
Проблема психомоторного развития ребенка
принадлежит к числу наиболее значимых в
современной общей и специальной дошкольной
педагогике, общей и специальной детской
психологии. Это закономерно, поскольку на первых
этапах развития психика и моторика находятся в
неразрывном единстве.
Психомоторные способности в
психолого-педагогической литературе
рассматриваются в рамках проблемы трансформации
в деятельности самого ее субъекта, его
потребностей, его предрасположенности к
конкретным видам деятельности. Деятельность
является одним из основных факторов развития
личности. Каждому этапу психического развития
человека соответствует определённый тип ведущей
деятельности, которая на данной стадии развития
оказывает решающее влияние на изменение в его
психических процессах и психологических
особенностях личности (А.Н. Леонтьев, Л.С.
Выготский). Способности определяются как
устойчивые индивидуальные психологические и
физические свойства индивида, обеспечивающие
успешность выполнения одного или нескольких
видов деятельности
Проблема формирования психомоторных функций у
дошкольников остается актуальной, в связи тем,
что она играет значительную роль в психическом
развитии детей дошкольного возраста. Поэтому мы
выбрали тему исследования: “Психомоторное
развитие детей 5-6 лет”
А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям,
направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной адаптации
в обществе и интеграции их в него.
Цель программы: совершенствование
развивающего и коррекционно – развивающего
воздействия на детей на основе современных
подходов, учитывающих этапы психомоторного
онтогенеза ребенка, создание оптимальных
условий для коррекции и развития двигательной
активности и мелкой моторики, способствующих
оптимизации психического развития ребенка
и более эффективной социализации его в
обществе, оптимальное развитие и коррекция
психомоторных функций через применение
индивидуально — дифференцированного подхода в
развитии двигательной активности и мелкой
моторики.
Задачи программы:
— исправлять недостатки, развивать и
совершенствовать общую и мелкую моторику через
использование системы упражнений,
совершенствовать зрительно-двигательную
координацию;
— формировать точность и целенаправленность
движений и действий;
— осваивать навыки правильного речевого
дыхания;
— развивать психические процессы: мышление,
память, внимание, зрительное и слуховое
восприятие.
Программа разработана в соответствии с
актуальностью проблемы. Материалы для кружка
подбирались с учетом лексических тем, изучаемых
в данной возрастной группе, возрастных,
психологических и индивидуальных особенностей
детей 5-6 лет. Успешное решение поставленных задач
возможно только при условии индивидуального
подхода к личности каждого ребенка в целом и
тесной взаимосвязи всех видов детской
деятельности.
Основные принципы программы/
1. Ведущим принципом коррекционно-развивающей
работы является принцип замещающего онтогенеза,
основанный на ретроспективном воспроизведении
тех участков онтогенеза (индивидуального
развития) ребенка, которые по тем или иным
причинам не были полностью освоены.
2. Принцип системности (проведение рационально
спланированной, продуманной работы).
3. Принцип доступности (позволяет решать
поставленные задачи в совместной деятельности
взрослого и детей и как итог — самостоятельной
деятельности).
4. Принцип индивидуально-дифференцированного
подхода (выбор форм и методов работы
осуществляется с учетом психологических
особенностей каждого ребенка).
5. Принцип единства диагностики и коррекции.
6. Деятельностный принцип коррекции.
7. Принцип комплексности коррекционного
воздействия.
8. Принцип природосообразности.
9. Принцип активного привлечения ближайшего
социального окружения к участию в коррекционной
программе.
Этапы и сроки реализации программы.
Программа дополнительной образовательной
услуги расчитана на учебный год и предполагает
реализацию трех последовательных этапов.
I. Организационно-диагностический этап (1-2
неделя сентября).
1. Стартовое обследование детей с целью точного
определения состояния психомоторного развития.2. Обобщение данных, полученных в ходе
диагностики, формулировка объектоного
заключения. Определение состава группы для
занятий в рамках дополнительной образовательной
услуги “Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.3. Корректировка содержания программы
дополнительной образовательной услуги в части
дифференцированной работы с детьми.4. Совершенствование обогащенной
предметно-развивающей среды.5. Формирование позитивной установки детей на
участие в занятиях Психомоторного развития
детей 5-6 лет, установление доверительных
отношений сотрудничества.
II. Коррекционно-образовательный этап.
1. Развитие психики и моторики детей,
обогащение их психомоторного развития.2. Коррекция нарушений психомоторного развития.
III. Контрольно-диагностический этап (3-4
неделя мая).
1. Мониторинг результатов
коррекционно-педагогического воздействия с
целью выявления динамики и особенностей
продвижения в процессе психомоторного развития
всех и каждого из воспитанников.
2. Подготовка и организация итогового открытого
занятия кружка.3. Подготовка индивидуальных рекомендаций для
воспитателей и родителей воспитанников по
организации дальнейшей работы по обогащению
психомоторного развития ребенка.4. Составление отчета об итогах дополнительного
образования детей старшей группы в рамках
оказания дополнительной образовательной услуги
“Психомоторное развитие детей 5-6 лет”.
Практический материал подобран с учетом
возрастных особенностей дошкольников и выбран в
соответствии суровнем сформированности
психологических и моторных функций ребенка,
способностей и возможностей детей старшей
группы.
Занятия кружка – это общение педагога с детьми,
во время которого дошкольники обучаются
правильному выполнению упражнений различного
характера, влияющих на развитие психомоторных
функций.
Ожидаемые результаты.
1. Сформированные стойкие навыки выполнения
дыхательных, глазодвигательных, телесных,
коммуникативных и когнитивных упражнений.
2. Восстановление контакта с собственным телом,
снятие телесных напряжений.
3. Осознание своих проблем в виде телесных
аналогов.
4. Развитие невербальных компонентов общения с
целью улучшения психического самочувствия при
взаимодействии с другими людьми.
5. Социальная адаптированность детей.
Таким образом, благодаря специально
подобранным играм и упражнениям, дошкольники
приобретут навыки и умения необходимые для
овладения программными знаниями, умениями
и навыками, что в конечном итоге будет
способствовать более успешной подготовке к
школе и адаптации в обществе.
Характеристика программы
Курс обучения: 1 учебный год.
Возрастной диапазон: пять-шесть лет.
Оптимальная наполняемость группы: 12
человек.
Место проведения: групповая комната, либо
музыкальный зал.
Количество учебных часов: 30 – за курс
обучения, 4 – в месяц (за исключением каникул), 1 –
в неделю.
Продолжительность учебного часа: 25 мин.
Методические рекомендации
Для успешной реализации программы необходимо
придерживаться следующих методических
рекомендаций:
1. Занятия проводятся с детьми одного возраста,
в данном случае, старшего (5-6 лет).
2. Занятия строятся по единой схеме: введение в
тему, создание эмоционального настроя на
занятие, мероприятия по смягчению негативных
проявлений психоэмоционального развития,
выполнение заданий, эмоциональное заключение,
обеспечивающее успешность дальнейшей
деятельности.
Занятие по психомоторному развитию и коррекции
состоит из нескольких частей и имеет следующую
структуру:
1. Организационный момент (его наполняемость
может меняться в зависимости от целей и задач,
поставленных перед занятием).
Игровая мотивация. Ритуал начала занятия.
Стимулирующие упражнения. Маркировка левой руки
(профилактика нарушений чтения, письма и счета).
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Вводная ходьба.
2. Основная часть (обязательные упражнения).
- Блок дыхательных упражнений.
- Телесные упражнения.
- Блок упражнений растяжек.
- Глазодвигательные упражнения.
- Различные виды ползания.
- Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Упражнения для развития коммуникативной и
когнитивной сфер.
3. Игра. Стоп-упражнения.
4. Итог занятия(релаксационные
упражнения, рефлексия, обсуждение занятия,
комментированные оценки). Ритуал окончания
занятия.
1. Коррекционно-развивающий процесс строится на
двигательных методах, которые не только создают
некоторый потенциал для будущей работы, но и
активизируют, восстанавливают и выстраивают
взаимодействия между различными уровнями и
аспектами психической деятельности. Ведь
очевидно, что актуализация и закрепление любых
телесных навыков предполагает востребованность
извне к таким психическим функциям как, например,
эмоции, восприятие, память, процессы
саморегуляции и т.д. Следовательно, создается
базовая предпосылка для полноценного участия
этих процессов в овладении чтением, письмом,
математическими знаниями.
2. Занятия организуются таким образом, чтобы
каждый ребенок смог проявить себя.
3. В ходе занятия стремиться к созданию
положительного эмоционального фона, бодрого
настроения.
4. Так как программа предполагает работу с
детьми, то педагог обязан постоянно следить за
тем, чтобы дети были включены в работу, не
уставали и не отвлекались.
5. При организации и проведении занятия
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические
требования.
Методы оценки эффективности использования
программы.
Оценка эффективности использования программы
представляет собой комплексное мониторинговое
исследование, включающее в себя: диагностику
состояния моторной и психической сферы
воспитанников.
Литература
1. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений
речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова –
Санкт-Петербург, 1993.
2. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения
для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В. Калинина, С.В.
Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград
: Учитель, 2012. – 151 с. .
3. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение
[Текст] / И.С. Лопухина. – СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128
с.
4. Микляева Н.В. Авторские методики и программы
ДОУ: технология разработки и описания [Текст] /
Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.
5. Микляева, Н.В. Технологии разработки
образовательной программы ДОУ [Текст] / Н.В.
Микляева. — М.: ТЦ “Сфера”, 2010.
6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для
развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых
игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.
7. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для
развития речи дошкольников [Текст] / Л.П. Савина. –
М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. — 44 с.
8. Семенович А.В. и др. Комплексная
нейропсихологическая коррекция и абилитация
отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. —
М., 2001.
9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: практическое пособие
[Текст] / А.Л. Сиротюк. — М.: АРКТИ, 2008
10. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника:
Хрестоматия [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.:
Издательский центр “Академия”, 2000. – 408 с.
11. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры
[Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.: ООО “ИД РИПОЛ
классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186
с.
Приложение 1
Приложение 2
Источник