4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное thumbnail

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Содержание статьи:

Каждый возраст имеет свои критерии сформированности навыков, на которые следует ориентироваться при оценке общего развития малыша. Если до 3 лет специалисты говорят о разных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Если ребёнок не соответствует многим из них, то этом может указывать на проблемы в развитии. Родителям важно вовремя заметить отклонения и подкорректировать воспитание и обучение, чтобы избежать отставания.

Развитие ребенка в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Дети 4 лет становятся более послушными, покладистыми, они всё больше нуждаются в друзьях, интересуются всем, что происходит в окружающем мире.

Особенности развития ребенка 4 лет

• Малыш всё больше хочет быть самостоятельным, доказать родителям, что он может выполнять многие действия без их помощи. Он заявляет о своих правах и потребностях, а поэтому родителям нужно быть внимательными к нему.

• У ребёнка формируются этические представления. Спектр его эмоций расширяется, он начинает понимать, что чувствуют другие люди, сопереживает им.

• 4 года – это прекрасное время для развития творческих способностей. Его воображение становится очень активным, он живёт в мире сказок, фантазий.

• У малыша появляется всё больше страхов, а всё из-за его бурной фантазии.

• Ребёнок очень интересуется сверстниками, он заводит всё больше друзей, нуждается в их признании и уважении. Их общение становится всё более сложным, но не менее интересным.

• Дети в 4 года очень любознательны, они постоянно задают вопросы о том, что они видят. Однако они не любят заниматься тем, что им не интересно.

Ребёнок в 4 года невероятно энергичный, достаточно самостоятельный, однако часто не может сосредоточиться на каком-то одном деле. Родителям важно мягко, но настойчиво подтолкнуть малыша в нужном направлении.

Развитие внимания и памяти в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Нередко у молодых родителей возникает вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 года. Список навыков детей с возрастом увеличивается:

• У крохи проявляется способность концентрировать внимание на протяжении 7 – 10 минут, удерживая в поле зрения около 5 предметов.

• Он запоминает события с давностью в 7 дней и воспроизводит те моменты, которые ему больше всего запомнились в правильной последовательности.

• Ребёнок может выучить небольшой стих, запомнить текст песни, пересказать сказку.

• Малыш узнает недавно прочитанное произведение по первым абзацам или иллюстрациям.

• Повторяет движения в определённой последовательности во время игры или танца.

• Находит признаки отличия или сходства на картинках и объясняет, в чём они заключаются.

• Он способен группировать предметы по признакам.

• Кроха собирает пазл, который состоит из 6 – 10 частей.

• Он способен назвать предметы по порядку и выявить, какой из них исчез.

• Запоминает фразу, которую произнесли взрослые и может её повторить.

• После просмотра сюжетных картинок пересказывает увиденное.

Чтобы ваш ребёнок обладал полным набором этих навыков, необходимо ежедневно с ним заниматься.

Умственное развитие в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Как упоминалось ранее, ребёнок становится очень любознательным, именно поэтому родители в этот период начинают их подготавливать к школе. Специалисты рекомендуют проводить раннее обучение с учётом советов методистов, которые определяют, что должен знать и уметь малыш в этом возрасте.

Умственное развитие ребенка в 4 года стремительно двигается вперёд:

• В учебную программу крохи можно включить иностранный язык. Он способен легко всё запомнить и отличить родные слова от иноязычных.

• Запоминает многие буквы, считает до 10 и более, умеет распознать графическое изображение буквы и цифры. Некоторые дети могут даже написать в тетради нужный символ.

• Легко находят пару определённому предмету, убирают из заданного ряда лишний предмет.

• Сравнивает предметы по форме, размерам, расставляет их от меньшего к большему и наоборот.

• Способен подобрать слово антоним к заявленному (например, днём светло – ночью (?) темно). Может справиться с простыми головоломками, загадками, логическими задачами.

• Легко различает простые геометрические фигуры и некоторые сложные.

• Может определить правую руку от левой и наоборот.

• Ориентируется в схеме сборки конструктора, может соорудить несложные конструкции.

Так выглядит программа развития мальчика и девочки в 4 года. Для того, чтобы обучить кроху этим умениям достаточно 30 минут в день, главное, правильно распределить своё время.

Речевое развитие ребенка в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Запас слов ребёнка в 4 года стремительно увеличивается. Он узнаёт новые слова и их значения, умеет их использовать при создании синтаксических конструкций.

Развитие речи ребёнка 4 лет

• Чётко произносит гласные и согласные звуки.

• Отвечает на вопросы, с удовольствием участвует в диалоге.

• Может составить связный текст, который состоит из 6 предложений.

• Легко описывает то, что он увидел на картинке, может полностью описать игрушку, увиденное и услышанное.

• Знает своё полное имя с учётом фамилии и отчества. Запоминает имена своих друзей и знакомых в детском саду, помнит имя и отчество воспитателя.

• Может назвать свой возраст и домашний адрес.

• Прекрасно различает интонацию, сам может воспроизвести любую.

• Применяет в речи единственное и множественное число.

• Правильно употребляет слова в мужском и женском роде, числе, падеже. Правильно употребляет предлоги.

• Во время разговора применяет все части речи (в том числе междометия, вводные и звукоподражательные слова).

Нередко четырёхлетние дети путают понятия «сегодня», «завтра», «вчера» и названия приёмов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Не страшно, если у ребёнка западают шипящие звуки и буква «р». В остальном его речь понятна взрослым.

Иногда случается так, что ребенок в 4 года не говорит. Таким образом могут проявляться определённые психологические или неврологические расстройства (сильный стресс, задержка психомоторного и психического развития, травмы головы и т. д.). В любом случае, при возникновении подобных проблем необходимо обратится к специалистам (невролог, логопед, отоларинголог, психолог).

Развитие мелкой моторики в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Специалисты связывают мелкую моторику с речью и мышлением ребёнка. Во время развития моторики малыш готовиться к письму.

Мелкая моторика в 4 года должна быть достаточно развитой:

• Ребёнок с лёгкостью показывает указательный, большой палец или несколько пальцев вместе.

• Он способен надеть бусинки среднего размера на нить.

• Малыш в состоянии развязать, завязать узел на толстом шнурке, застегнуть и расстегнуть молнию, пуговицу, крючок.

• Кроха умеет правильно держать ручку, карандаш, кисть.

• Он способен провести линию по точкам без отрыва руки от бумаги, разукрасить картинки, не выходя за контуры.

• У него получается обвести фигурки по трафарету, сложить из нескольких одну, например, из квадрата и треугольника – дом.

• Из пластилина лепит шарики, колбаски, собирает их в полноценную конструкцию (снеговик, цветок и т. д.).

Кроме того, кроха должен уметь вырезать фигуры по контуру. Так что рекомендуется вместе вырезать аппликации, снежинки и т.д.

Читайте также:  Способы развития мозга у ребенка

Именно так выглядит программа развития ребенка в 4 года, главное регулярно с ним заниматься.

Физическое развитие ребенка 4 лет

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Четырёхлетний малыш очень развит физически, он невероятно энергичен и хочет проверить возможности своего тела.

Физическое развитие ребёнка в 4 года на высоком уровне:

• Малыш быстро бегает.

• Он с лёгкостью поднимается на вертикальную лестницу и спускается с неё.

• Он отлично прыгает в высоту и длину.

• Малыш способен бросить мяч в определённом направлении далеко и точно.

• Ребёнок способен подтянуться на перекладине или кольцах, но с помощью взрослых.

• Он способен пройти небольшую полосу препятствий.

4 года – это отличное время, для того чтобы отдать кроху в спортивную секцию. Занятия пойдут ребёнку только на пользу. Сделают его более уверенным, коммуникабельным, а мышцы крепкими.

Психическое и эмоциональное развитие в 4 года

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Психологическое развитие ребенка в 4 года тоже не стоит на месте. Головной мозг малыша практически равен объёму серого вещества у взрослого человека. Однако левое и правое полушарие развиты не одинаково: правая половина мозга, которая отвечает за эмоции и чувства преобладает. Именно поэтому дети в этом возрасте очень эмоциональные, часто не слушаются, закатывают истерики. Важно проявлять терпение к малышам, уважать их мнение.

Четырёхлетний ребёнок пытается помогать маме: сложить вещи в шкаф, протереть пыль, помочь нести пакеты и т. д. Очень важно хвалить кроху и всячески поощрять словами. Так у малыша повысится самооценка, да и словарный запас у него пополнится.

Так как психическое развитие ребенка в 4 года интенсивное, то родители должны направить его энергию во благо. Например, можно начать учить иностранный язык. Лучше всего, если обучение будет проходить в форме игры, тогда кроха будет демонстрировать хороший результат. Однако перегружать мозг малыша и ругать его за неудачи тоже не стоит. Если у него что-то не получилось, просто подбодрите его, объяснив, что в следующий раз у него всё получится.

Если ребёнок сделал что-то плохое, то его следует наказать, однако делать это нужно не силовыми методами. Ругать кроху тоже не стоит, просто нужно спокойно, но строго поговорить с ним. Важно объяснять ему, что плохого в его действиях и почему они вызывают недовольство у других людей. При этом расскажите, какие меры наказания его ждут, если в будущем ситуация повториться (например, отказ от сладкого или мультфильмов на несколько дней).

Иногда случается так, что ребенок слишком привязан к маме. Он боится без неё оставаться, ищет внимания, причём неважно, ласка это, окрик или шлепок. Он не может находиться в детском коллективе без неё, постоянно плачет и впадает в истерику. В таком случае необходимо кроху показать психологу. Чем раньше родители проведут лечение, тем быстрее малыш сможет адаптироваться в социуме.

Бытовые навыки детей четырех лет

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Четырёхлетние дети с лёгкостью выполняют гигиенические процедуры: чистят зубы, моют руки перед приёмом пищи и после прогулки на улице, контролируют физиологические потребности даже ночью. Некоторые малыши отказываются от горшка в пользу унитаза. Ребёнок кушает самостоятельно, пользуется столовыми приборами и салфеткой.

Перед прогулкой кроха может поучаствовать в выборе вещей, сам одевает их, и снимает по возвращению домой. Многие из них отличают переднюю сторону одежды от задней, различают правую ногу от левой, правильно надевают обувь.

Но иногда случается так, что ребенок в 4 года ночью мочится, при этом крепко спит и не чувствует позывов в туалет. Так обычно проявляется энурез у детей. В таком случае нет смысла ругать ребёнка или будить его, так как у него нарушены механизмы нервной регуляции мочеиспускания, а значит он нуждается в серьёзном комплексном лечении.

Игры для развития детей 4 лет

4 года ребенку развитие что должен уметь психоэмоциональное

Программа развития девочки и мальчика в 4 года предполагает совместные увлекательные занятия с родителями. Можно заняться с крохой лепкой или рисованием. Покажите ему, как правильно держать в руке кисть или карандаш, как рисовать геометрические фигуры. Можно обводить фигуры по контуру или использовать трафарет. Обязательно купите малышу «разукрашки», чтобы он заполнял их цветом на своё усмотрение. Так развивается фантазия и мелкая моторика.

Из пластилина или специальной глины можно слепить целую композицию, например, подводное царство, лесная полянка и т. д. Украсить такую композицию можно шишками, каштанами, сухоцветами, бусинками, стразами и т. д.

Также вместе можно сделать аппликацию, но если ранее для этого использовались готовые детали, то сейчас их можно вырезать вместе. Только фигуры, которые вырезает ребёнок должны быть простыми (круг, квадрат, треугольник).

Если кроха ещё не умеет считать, то наверстайте упущенное во время прогулки по улице. Считайте птиц, деревья, людей, ступеньки и т. д. Математические действия – сложение и вычитание объясните, используя пальцы, спички, зубочистки.

Исходя из всего вышеизложенного, дети 4 лет стремятся к самостоятельности, общению со сверстниками, признанию и уважению. Кроме того, кроха нуждается в поддержке родителей. Степень его развития напрямую зависит от вас, чем больше времени вы проведёте вместе, осваивая новые знания и умения, тем больше ваш ребёнок будет уметь.

Дата: 21.10.2017

Источник

Каждый родитель хотя бы раз задавался вопросом, что должен уметь и знать мой малыш, чтобы развиваться гармонично, не отставать от сверстников и не испытывать затруднений в будущем, при поступлении в школу. Особенно когда ставится в пример ребенок, который в 4 года самостоятельно читает книги и играет на скрипке.

Критерии требований к развитию дошкольников различны. С одной стороны, детские психологи настоятельно советуют не отнимать у малышей детство. Наполнить его забавами, прогулками, играми, творчеством. Регулярные обучающие занятия рекомендуется начинать с пяти лет.

С другой стороны, современный мир информации и техники настолько динамичен, что родители опасаются, что за два года перед школой малыш не успеет освоить весь необходимый объем навыков и знаний или ему это будет очень трудно.

Есть ли обязательный стандарт?

Государство не предъявляет особых требований к подготовке детей раннего возраста. Федеральный стандарт содержит лишь общие ориентиры, на которые должно быть направлено дошкольное воспитание. Это простейшие навыки самообслуживания, активность, стремление подражать взрослым и сверстникам, владение речью, проявление интереса к культуре и природе.

Еще одной стороной, контролирующей развитие дошкольника, является врач-невролог, наблюдающий малыша с рождения. Цель его мониторинга — отслеживание проявлений возможных заболеваний, поскольку даже небольшая задержка в развитии может являться их следствием.

Читайте также:  Тест для проверки уровня развития ребенка

Ниже приведен перечень характеристик, которыми должен обладать ребенок в 4 года. Он составлен исходя из общих требований, которые обычно предъявляются к детям этого возраста. Его пункты —  настоятельная рекомендация, однако вовсе не закон, обязательный к исполнению. Главное — пробудить в малыша интерес к развитию и поддержать его интересы, придав им конструктивное направление.

Если вам кажется, что малыш в чем-то отстает и вы хотите его «подтянуть», запаситесь терпением и фантазией.  Самый надежный метод для обучения четырехлетки — игровой. Все навыки и умения желательно преподать в процессе игры и творческого поиска, используя веселые уроки, направляя позитивную энергию ребенка на познавательную деятельность.

Постарайтесь, чтобы развивашки не ограничивали естественных познавательных стремлений подрастающего ребенка и не равнялась с программой в школе. Если малышу в первом классе будет скучно на уроке, это убьет интерес к учебе и дальше начнутся проблемы с успеваемостью.

Мышление, память и внимание

В 4 года ребенок обычно уже ходит в детский сад либо начинает обучение в развивающей школе. С этого момента нужно готовить малыша к самостоятельности в поступках и решениях.

Мышление, внимание и память четырехлетки:

  • малыш должен хорошо ориентироваться в привычном ему пространстве, знать дорогу домой по ранее пройденному маршруту;
  • может концентрировать свое внимание в течение 7 минут, не отвлекаясь на посторонние дела;
  • помнит свое полное ФИО, имена родителей и адрес;
  • запоминает события, которые произошли с ним в ближайшее время, может пересказать наиболее запоминающиеся моменты;
  • работая с картинками, быстро находит черты сходства и различия, определяет, к какой группе относятся те или иные предметы;
  • способен составить небольшой рассказ на основе одной картинки или их ряда;
  • собирает пазлы из крупных деталей;
  • определяет, где находится лево, право, верх, низ, спереди, сзади;
  • быстро учит несложные четверостишья, считалки;
  • запоминает название и сюжетную линию рассказа, сказки или песни и может вспомнить их и пересказать, посмотрев на иллюстрацию;
  • повторяет несложную комбинацию движений во время зарядки или танца;
  • воспроизводит наизусть простую цепочку слов и может восстановить порядок расположения элементов в пирамидке;
  • собирает блочный конструктор по заданной схеме или рисунку.

Физическое развитие

С трех лет внешность малыша преображается, он заметно «взрослеет», укрепляется его мышечная система. В 4 года ребенок много движется, однако отдавать его в секцию, как правило, еще рано. Большинство спортивных кружков принимают малышей с 5 лет. Физические упражнения должны быть направлены на общее укрепление.

Физическое формирование малыша в 4 года:

  • в этом возрасте ребенок подвижен, он быстро бегает и хорошо прыгает в высоту и длину;
  • забирается по шведской лестнице вверх и без страха спускается;
  • ловит мяч двумя руками и кидает в цель;
  • с помощью взрослых подтягивается на перекладине;
  • преодолевает несложную полосу препятствий (забирается на горку, проползает через тоннель, перепрыгивает «овраги» и т.д.);
  • низко нагибается вниз из положения стоя и вперед — сидя.

Очень важно обучать ребенка этого возраста разнообразным активным играм (футболу, лапте, «выжигале» и т.д.) и приобщать к новым видам спорта (лыжам, конькам, бегу, плаванию, борьбе, легкой атлетике и т.д.). Это важно не только для показателей здоровья, выносливости, силы и гибкости его тела. Подобные занятия отлично развивают его внимание, мышление, вырабатывают полезные привычки, в целом положительно влияют на становление личности.

Давно замечено, что физически активные дети, владеющие разнообразными двигательными навыками, занимающиеся одним или несколькими видами спорта, интеллектуально более развиты, чем их сверстники. Они лучше учатся и быстрее осваивают школьную программу, быстрее адаптируются к новым условиям.

Развитие речи

Речевой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако некоторые звуки могут еще даваться с трудом. До пяти лет обращение к логопеду не обязательно, но важно заниматься профилактикой проблем со звукопроизношением с помощью артикуляционной гимнастики.

Речевое развитие 4-летнего малыша:

  • ребенок хорошо произносит все звуки (небольшие затруднения при произношении шипящих и буквы «р» еще приемлемы);
  • корректно отвечает на вопросы;
  • может придумать рассказ из нескольких предложений;
  • распознает интонацию в разговоре со взрослыми, способен сам изменять интонацию, с которой говорит;
  • не путает мужской и женский род;
  • использует большое количество новых слов, постоянно привносит в свой лексикон новые слова и обороты;
  • строит в разговоре сложные синтаксические конструкции;
  • различает единственное и множественное число;
  • правильно употребляет род, число и падеж, подбирая окончания слов;
  • использует в общении все части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.);
  • легко подбирает различные прилагательные в описании предмета.

Очень важно, чтобы малыш в этом возрасте мог активно общаться не только со своей семьей, но и с другими взрослыми и детьми. В случае если он все еще не говорит (или его понимают только его близкие), родителям следует незамедлительно обратиться к неврологу. Чем раньше будет выявлена причина отставания, тем быстрее и эффективнее пройдет лечение. Развитие ребенка в целом будет тем успешнее, чем раньше он научится свободно выражать свои мысли.

В этом возрасте дошкольник уже способен отличить родную речь от иностранной, поэтому можно начинать изучение английского или другого языка.

Мелка моторика

Насколько должна быть развита мелкая моторика у ребенка 4-х лет:

  • он может с легкостью продеть шнур через несколько отверстий;
  • нанизывает разновеликие бусины на нить;
  • способен показать комбинации из пальцев, объединяя их в группы;
  • старается правильно взять в руку ложку, ручку, карандаш, кисточку для рисования и т.д.;
  • обводит ручкой несколько точек, соединяя их в контур какого-либо предмета;
  • разукрашивает рисунок, не выходя за пределы достаточно толстого контура (при этом вполне допустимо, если остаются не прокрашенные пустоты);
  • может использовать трафарет;
  • лепит из пластилина не только крупные, но и мелкие детали, соединяет их вместе;
  • ровно вырезает ножницами по заданному контуру.

В целом развитие мелкой моторики способствует всестороннему развитию малыша, поэтому по-прежнему приветствуются разнообразные игры для ладошек и занятия прикладным творчеством.

В то же время многие психологи отмечают, что не стоит расстраиваться, если малыш не умеет держать ручку правильно. Следует мягко и терпеливо приучать его, чтобы в 5 лет он мог держать ручку так, как нужно.

Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и «чужими» взрослыми

Чтобы малыш мог правильно выстраивать отношения вне семьи, он должен иметь позитивный пример в стенах своего дома. То, как родители относятся к нему и остальным детям, друг к другу, становится эталоном поведения.

Ощущение «спины», осознание ребенком, что его поддерживают и любят таким, какой он есть — лучший стимул для развития. В этом возрасте чадо отделяется от родителей, у него налаживаются устойчивые контакты в группе своих сверстников. Если он будет уверен в том, что в семье все в порядке, его принимают и любят, он будет тратить всю энергию на общение и развивающие занятия.

Читайте также:  Симптомы отставания в развитии ребенка до года

В тоже время, если он будет беспокоиться по поводу нестабильных отношений дома, переживать страхи по тому или иному поводу — это будет в значительной степени «отбирать» его энергию и тормозить его психическое развитие.

В 4 года ребенок уже должен иметь представление:

  • о том, что нельзя причинять боль, обижать;
  • необходимо уметь делиться, определять очередь, кому играть или взять вещь;
  • нужно просить прощения, если сделал что-то плохое для другого.

Если ребенок «держится особняком» в группе своих сверстников, при этом в семье все благополучно, возможно, он просто интроверт. В случае если в детской среде постоянно возникают конфликты и разногласия, следует обсудить эту проблему с другими участниками «процесса».

С другими взрослыми, которые окружают малыша, он должен:

  • проявлять уважение, говорить «вы»;
  • проявлять определенную степень недоверия (без разрешения родителей не принимать подарки, не уходить с чужими и так далее);
  • соблюдать правила поведения в дошкольном учреждении, в частности, называть взрослых по имени и отчеству.

Домашние обязанности и навыки самообслуживания

В четырехлетнем возрасте дети очень активны. Малыш старается все попробовать на практике: приготовить напиток, постирать игрушку, помыть посуду, почистить папе обувь и т.д. Взрослые должны стараться направлять его энергию на освоение новых навыков самообслуживания (он уже должен уметь застегивать / расстегивать молнию, пуговицы, крючки, липучки, надевать самостоятельно верхнюю одежду и обувь, мыться и чистить зубы).

Родителям не следует ограничивать активность своего чада в приобретении новых умений. Его нельзя оставлять без присмотра, но в тоже время не следует строго наказывать за разбитую посуду, испорченные продукты, одежду и прочее. В этом возрасте ребенок приобщается к творческой деятельности, у него быстро развивается воображение. Если строго пресекать его самостоятельную активность, это приведет к его нерешительности, замкнутости, что станет значительным препятствием к его дальнейшему развитию.

Даже если пострадали какие-то вещи (испачкались коленки во время прогулки, порвалась курточка, вы нашли на кухне обед с добавлением знатной доли соли и горчицы, вашем шампунем постирали папе носки и т.д.), следует искренне похвалить чадо за находчивость и оригинальное решение. После этого стоит показать ему, как лучше действовать в этом случае. При этом можно использовать фразы: «я была бы так счастлива, если бы взял для этой работы вот это…», «знаешь, у тебя получилось замечательно, но я думаю, что еще лучшего результата ты добьешься, если будешь делать с помощью этого…», «мне нравится твоя работа, а как ты думаешь: можно избежать этих пятен в следующий раз? У тебя есть идеи?»

В возрасте 4 лет ребенок уже должен легко ориентироваться в том, что его окружает в доме. Знать, где лежат вещи, которые брать нельзя, и самостоятельно пользоваться вещами общего пользования (ванная комната, туалет).

Четыре года — это время, когда родители могут расширять круг домашних обязанностей малыша. Если раньше он должен был следить за своей одеждой и прибирать на место игрушки после игры, то теперь его нужно научить застилать по утрам свою кровать, относить испачканную одежду в стирку, заранее готовить свои вещи.

К новым обязанностям могут относиться и работа на пользу всей семьи. Например, ребенок может наблюдать за порядком в ванной комнате: следить за тем, чтобы всегда было мыло, шампуни и щетки стояли ровно, полотенце висело на сушилке или было заменено на чистое.

Математика и счет для четырехлетнего

Многие дети в этом возрасте уже интересуются временем и часами. Однако если малыш не заинтересован, не стоит насильно его обучать. Это же касается счета, сложения и других математических действий.

В то же время в игровой форме ребенок должен получить представление:

  • о высоких и низких предметах, широких и узких;
  • «больше» / «меньше»;
  • геометрических фигурах;
  • один / много;
  • цифрах до 10.

Чтение и грамотность

Некоторые дети уже в четырехлетнем возрасте умеют интуитивно читать, но это скорее исключение, чем правило. В отношении грамотности действует то же правило, что и с математикой: если ребенок проявляет интерес, следует терпеливо его обучить. Насильно действовать нельзя! Тем более сравнивать с другими детьми: «Вот Петя уже читает, а ты что?»

Считается, что пять лет — это лучший возраст для начала, поскольку в 1 классе ребенок уже должен уверенно читать. Однако следует использовать только правильные техники обучения.

Если малыш умеет бегло читать в 4 года, взрослым не стоит злоупотреблять этим. Совместное чтение сказок и детских рассказов перед сном или в течение дня должно по-прежнему оставаться семейным ритуалом, объединяющим малыша с родителями.

Знания об окружающем мире

Четырехлетний возраст — это пик познавательной активности ребенка, направленной на изучение культуры и природы. Родители должны всячески поощрять его интерес, предлагая совместные прогулки, походы в музеи, путешествия и т.д. Игры в шарады, загадки, изучение тематических энциклопедий, игры с картой мира и т.п. способны активизировать интерес ребенка к окружающему миру.

Если раньше гендерные отличия были не так заметны, то сейчас мальчики стараются проводить больше времени с папой за «мужскими» занятиями, девочки начинают интересоваться своей внешностью, одеждой, украшениями.

Совет
Задача родителей — раскрывать в ребенке его качества, заложенные природой. Если у мальчиков это: упорство, сила воли, лидерские качества, то у девочек это: мягкость, очарование, заботливость, аккуратность и т.д.

В этом возрасте игры становятся ролевыми, ребенок старается перевоплотиться в того или иного героя. Родители могут использовать их для изучения малышом различных социальных ролей. Кроме того, стремление ребенка к подражанию отлично помогает при изучении профессий (игры в доктора, повара, археолога, инженера и т.д.). Подобные занятия очень благотворны для его всестороннего развития.

Каким бы ни было развитие ребенка в четырехлетнем возрасте, родителям следует принимать малыша таким, какой он есть. Не нужно стараться подгонять его под высокие стандарты, а корректировку лучше проводить без напряжения, в игровой форме, радующей малыша. Никакой успех и достижения в жизни не заменят любовь и внимание родителей, которые более всего другого необходимы ребенку в этот период.

Источник