3 социальная ситуация развития развитие общения ребенка со взрослыми
ТЕМА 8. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ
Психологическая сущность кризиса новорожденности
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования – водной – переходит в совершенно иную – воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:
1) новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;
2) эта жизнь носит очень специфический характер и связана преимущественно с подкорковыми отделами мозга.
Кости новорожденного – мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два – уже около 75% мозга взрослого.
Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):
— тщательный гигиенический уход;
— формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;
— создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка.
К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого – суть этой специфической реакции и условная граница перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуется следующим: взрослый человек – центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.
- Социальная ситуация развития. Общение ребенка со взрослым.
- Развитие двигательной сферы
- Познавательное развитие
- Развитие самосознания
5. Психологические новообразования первого года жизни
6. Характеристика кризиса первого года
Социальная ситуация, в которой находится ребенок, выражается словом «мы» — ребенок ничего не может сделать без взрослого. Эта ситуация приводит к новому типу деятельности – непосредственно-эмоциональному общению ребенка со взрослым, что служит признаком физического и психического здоровья.
Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка. Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).
Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.
На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.
Комплекс оживления – первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает:
— зрительное сосредоточение на взрослом
— улыбку
— двигательное оживление
— вокализации
КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.
Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.
Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.
В первом полугодии содержание общения сводится к выражению абсолютно положительного и бескорыстного отношения к другому. Ребенок любит мать не за то, что она что-то делает для него, ухаживает, кормит, а просто потому, что она есть. С.Л.Рубинштейн определил эту любовь как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире». Ребенку ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и внимания (главная коммуникативная потребность). Единственный протест, который выражает ребенок, — это против своей «незамеченности».
Акт хватания (4-5 мес.) открывает новый период, в котором появляется новая манипулятивная деятельность ребенка и новая форма общения со взрослым, а также изменяются отношения ребенка со взрослым. Социальная ситуация «мы» взрывается изнутри – «ребенок – предмет – взрослый».
7-8 мес. ребенок решительно отодвигает лицо взрослого при ласковом разговоре, и пытается трогать все доступные для манипулирования предметы.
Общаясь со взрослым, младенец второго полугодия стремится удовлетворить у же не только потребность в доброжелательном внимании, но прежде всего, в соучастии, практическом сотрудничестве.
Мотивы общения: деловые.
Средства общения: предметные действия..
Условия возникновения потребности в сотрудничестве: удовлетворение потребности во внимании; организация взрослым реального взаимодействия с предметами.
Появление ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослому и на чувствительности к его воздействиям. В первом полугодии ребенок одинаково реагирует на положительные и отрицательные воздействия взрослого, проявляя положительные эмоции.
При переход к ситуативно-деловому общению у детей появляются негативные эмоции, адресованные взрослому и включенные в общение с ним.
После 5-6 мес. появляется различение и соответствующая реакция на знакомых и незнакомых людей. К близкому взрослому ребенок испытывает ярко выраженную привязанность, которая формируется к концу первого полугодия жизни (дети до 6 мес. легко и безболезненно адаптируются у новым условиям при усыновлении). После 7 мес. Дети очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью.
Развитие двигательной сферы
В первом полугодии идет интенсивное развитие сенсорных систем, развитие которых опережает развитие двигательной сферы. Сенсорные механизмы будущих ориентировочных реакций – сосредоточение, слуховое восприятие, тактильная чувствительность, слежение.
Двигательная сфера начинает активно развиваться, когда у ребенка появляется акт хватания (на 5-м мес.) – первое целенаправленное хватательное движение после возникновения фиксации на предмете. После этого начинает развиваться произвольная сфера движений.
Предметные действия младенца возникают и развиваются под прямым влиянием ситуативно-личностного общения как совместная деятельность.
С появлением акта хватания у ребенка развиваются:
— предпосылки восприятия;
— согласные звуки (по Л.С.Выготскому);
— рука ребенка, которая ведет за собой манипуляции с мелкими предметами (7-10 мес.), что способствует развитию мелкой моторики;
— движения руки ведут к активному развитию ВНД.
Возникновение и развитие манипулятивных действий знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.
Характеристика предметной деятельности во втором полугодии:
1. Неспецифические предметные действия.
2. Интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий (подстраивание пальцев руки под предмет при схватывании).
3. Направленность на результат.
4. в 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с 2-мя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления.
5. К концу года ребенок осваивает специфические действия.
Помимо развития манипулятивных действий двигательное развитие ребенка заключается в следующем:
1. Ребенок имеет большую потребность в движении, которую должен удовлетворять взрослый.
2. В 2,5 мес. ребенок удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого.
3. В 4-5 мес. научается переворачиваться.
4. Во втором полугодии ребенок начинает ползать, садиться. В 8 мес. встает, держась за опору, передвигаться от опоры к опоре.
5. В 12 мес. овладение прямохождением, что отделяет ребенка от взрослого физически и расширяет ориентировку в окружающем.
Познавательное развитие
На познавательную активность и отношение ребенка к миру оказывает влияние ситуативно-личностное общение в первом полугодии (занятия, на которых осуществляется эмоционально-личностное общение, вызывают значительное повышение познавательной активности).
Особенности развития познавательной сферы:
1. Опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Общая закономерность любого двигательного акта – сначала сориентироваться, потом действовать.
2. В первом полугодии познавательная активность ребенка проявляется в интересе к различным сенсорным стимулам, в рассматривании предметов, эмоциональной вовлеченности в процесс обследования. Но это лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов (ребенок не ищет предмет после его исчезновения из поля зрения).
В умственном развитии выделяют два направления:
Активное подражание Самостоятельное
действиям взрослого, что совершенствование
лежит в основе процесса обучения множества действий
С образованием предметных действий во втором полугодии зрение и слух приобретают решающее значение в развитии познавательной сферы.
3. Во втором полугодии происходит координация в системе «глаз-рука». Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки.
4. К 8-9 мес. у ребенка появляется интерес к свойствам предметов: прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах. Как бы исследует его (ощупывает поверхность, переворачивает и т.д.). в 8-9 мес. на основе манипулирования ребенок начинает понимать устойчивость свойств предметов, что складывается в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.
5. В 10-11 мес. ребенок начинает манипулировать с двумя предметами. Появляются соотносящие действия, благоприятно влияющие на формирование наглядно-действенного мышления. Таким образом, в период младенчества ребенок познает мир в наглядно-действенной форме.
6. Н а основе наглядно-действенного познания мира происходит развитие следующих механизмов памяти: узнавание (от 1 до 4 мес.); воспроизведение (на 8 мес.).
Развитие самосознания
В первом полугодии на основе ситуативно-личностного общения ребенка со взрослым закладываются фундаментальные основы личности. Одно из них – выделенность самого себя и начальная форма самосознания. Это проявляется в положительном самоощущении младенца: положительные эмоции, активность, стремление привлечь к себе внимание взрослого.
Гладя на взрослого ребенок начинает выделять и чувствовать самого себя. Взрослый является тем зеркалом, в котором младенец впервые видит и узнает себя.
Важнейшим психологическим новообразованием является привязанность к близкому человеку, благодаря чему у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, активная позиция к окружающему миру и самому себе (базовое доверие по Э.Эриксону).
Во втором полугодии с развитием манипуляций у ребенка появляется способность четко воспринимать результаты своих конкретных действий и переживание себя как действующего начала. Появляется восприятие зеркального образа себя на основе положительного самоощущения, которое сложилось в первом полугодии.
Психологические новообразования первого года жизни
1. Развитие ребенка происходит посредством взрослого (появление первого социального жеста – улыбки, адресованной другому человеку).
2. У ребенка развивается восприятие, представление о предметах окружающего мира, познавательная активность.
3. На протяжении всего младенческого возраста возникает и развивается потребность в общении, которое является решающим фактором, определяющим все линии развития.
4. Появляется способность к пониманию речи и активная речь как необходимое условие удовлетворения потребности в общении по поводу предметов.
5. Овладение предметными действиями, что изменяет содержание и мотивы одной ведущей деятельности (эмоционального общения) и возникает другая – ситуативно-деловое общение. Это создает предпосылки возникновения и развития наглядно-действенного мышления.
6. Овладение ходьбой как основа физического отделения от взрослого и разрушения старой социальной ситуации.
Характеристика кризиса первого года
Развитие ребенка в младенчестве происходит посредством взрослого, который удовлетворяет органические потребности и потребность в общении.
Противоречие: ребенок нуждается в максимальном внимании, удовлетворении потребностей со стороны взрослого, и в то же время не имеет специфических средств воздействия на взрослого. Это противоречие решается на протяжении всего младенческого периода. Во втором полугодии взрослый расширяет ребенку мир предметов посредством делового общения, а ребенок производит действия с предметами.
Источник
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром[1].
Общие сведения[править | править код]
Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка[1]. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития[2].
Социальная ситуация развития на разных возрастных периодах[править | править код]
Младенческий возраст[править | править код]
По мнению Л. С. Выготского, младенец на первый взгляд представляется совершенно или почти асоциальным биологическим существом, лишённых характерных личностных свойств, поскольку он не владеет основным средством человеческого общения — речью, а его жизнедеятельность направлена на удовлетворение простейших жизненных потребностей[1]. Однако при внимательном исследовании младенческого возраста оказывается, что жизнь ребёнка обусловлена совершенно специфической и глубоко своеобразной социальной ситуацией развития.
Социальная ситуация развития младенца определяется с одной стороны полной биологической беспомощностью младенца, тем фактом, что младенец не способен самостоятельно удовлетворить ни одну из жизненных потребностей, и его существование полностью зависимо от взрослых[1]. Другая характерная особенность социальной ситуации развития младенца состоит в том, что у него ещё отсутствуют основные средства социального общения (речь), возможности социального взаимодействия минимальны, несмотря на максимальные потребности в общении. Социальная ситуация развития младенца — социальная ситуация комфорта, неразрывного единства ребёнка и взрослого, определяется взаимодействием «ребенок-взрослый»[1][2]. Первые месяцы жизни младенец проводит в непосредственной биологической и психологической слитности со значимым взрослым, что обусловливает его переживания и восприятие себя и окружающего мира[2]. Частичный или полный дефицит общения в этом возрасте оказывает негативное воздействие на последующее психическое развитие. Биологическая и психологическая слитость с матерью является характерной особенностью социальной ситуации развития младенца и продолжается до окончания младенческого возраста, когда ребёнок не приобретает элементарную автономность, независимость и самостоятельность в осуществлении элементарных действий, в том числе, он научается ходить[1]
Ранний возраст[править | править код]
В конце первого года жизни ситуация слитности ребёнка и взрослого распадается. Появляется два взаимосвязанных полюса — ребёнок и взрослый. Новая ситуация развития ребёнка определяется совместной деятельностью ребёнка и взрослого и характеризуется противоречием между стремлением ребёнка быть самостоятельным, автономным и независимым от взрослого и объективной неспособностью к такого существования[2]. В раннем возрасте общение со взрослым перестаёт быть ведущей деятельностью, оно становится направлено на усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый выступает как условие для осуществления практического взаимодействия с предметами. Развитие речи как основного новообразования раннего возраста является средством, с помощью которого осуществляется предметное сотрудничество ребёнка и взрослого. Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется схемой «ребенок-предмет-взрослый»[1][2].
Дошкольный возраст[править | править код]
К началу дошкольного возраста распадается ситуация совместной деятельности со взрослым. Общение ребёнка со взрослым приобретает новые формы и содержание. Центральное новообразование — «система Я», а также речевое развитие способствует установлению отношений с более широким кругом взрослых[2]. Общение приобретает внеситуативный характер. Противоречие социальной ситуации развития ребёнка в дошкольном возрасте заключается в несоответствии реальных возможностей ребёнка и его стремлений быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для дошкольного возраста деятельность создаёт условия для разрешения этого противоречия[2]. Взрослый присутствует в сюжетно-ролевой игре в идеальной форме, опосредованно. В сюжетно-ролевой игре ребёнок усваивает общественные нормы и формирует механизм поведения[2]. Большую роль в этом возрасте играет общение со сверстниками[2].
Младший школьный возраст[править | править код]
Социальная ситуация развития младшего школьника обусловлена особенностями школьного обучения, отношениями с учителем и одноклассниками[3]. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью для младшего школьника[2]. Официальный стиль отношений в школе, система оценок и распорядок дня оказывают влияние на психическое развитие ребёнка, развитие его самооценки, самодисциплины и самоконтроля[3]. Социальная ситуация развития младшего школьника характеризуется возникновением таких новообразований, как произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия[2][3].
Учебное сотрудничество можно понимать как совместную учебную деятельность учащихся. Главным двигателем развития учащегося является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими учениками и взрослыми, следовательно сам процесс воспитания и обучения следует превратить в коллективную деятельность.
Современная педагогика стоит перед проблемой гуманизации обучения в начальных классах, то есть принципиальным переосмыслением роли учителя и учеников в учебно–воспитательном процессе. Истинная гуманизация учебно–воспитательного процесса в школе означает углублённое проникновение в область социальных контактов ребенка со взрослыми и ровесниками.
С первых дней пребывания в школе учащиеся включаются в процесс межличностного взаимодействия с учителем и сверстниками. На протяжении всего младшего школьного возраста взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации в школе контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.
Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний, умений и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.
Для формирования у школьников умения учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка — организовать учебное сотрудничество.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
Подростковый возраст[править | править код]
Социальная ситуация развития в подростковом возрасте отличается от социальных ситуаций развития детства в больше степени по внутренним причинам[3]. Внешние обстоятельства социальной ситуации в большинстве случаев остаются неизменными: подросток живёт в семье, ходит в школу, общается со сверстниками. Трансформируется внутренняя структура социальной ситуации, происходят изменения в ценностных ориентациях подростка и установках, иначе расставляются акценты[3]. Общение со сверстниками выделяется в самостоятельную сферу жизни, приобретает большую значимость, чем общение со взрослыми — учителями и родителями[2][3]. Отношения со взрослыми носят двойственный характер. Подросток стремится к независимости и самостоятельности, настаивает на равенстве прав со взрослыми, и одновременно не может самостоятельно обеспечить своё существование, нуждается в материальной и личностной поддержке со стороны родителей[3].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Выготский Л. С. Психология развития человека — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Карабанова О. А. Возрастная психология: Конспект лекций — М.: Изд-во Айрис-Пресc, ISBN 5-8112-1353-0, 2005
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Палагина Н. Н., Психология развития и возрастная психология — М.: Московский психолого-социальный институт; ISBN 5-89502-651-6, 2005
Источник