1 занятие психолога с ребенком с задержкой развития
Юлия Тимофеева
Коррекционно-развивающие занятия для детей с задержкой психического развития
Коррекционно- развивающие занятия
для детей с задержкой психического развития.
Подготовила:Тимофеева Ю. А.
Актуальность занятий.
Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.
Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.
Специфика занятия:
1. Занятие ведет педагог- психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.
2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.
3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.
Длительность занятий: 30 минут.
Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет
Цель:
• развитие чувства единства, сплоченности;
• повышение уверенности в себе;
• развитие тактильного восприятия;
• развитие восприятия, воображения, речи;
Материал:
• клубок ниток;
• альбомы и карандаши;
• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».
Ход занятия:
Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Упражнение 1.
Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».
В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…
Отлично!
Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.
А теперь аккуратно положим ниточку на пол.
Обсуждение игры:
• Понравилось вам играть?
• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?
• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.
Упражнение 2.
Следующая игра называется «Спина к спине».
Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу. Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.
Обсуждение:
• Понравилась вам игра?
• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?
Упражнение 3.
Беседа об осени.
Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).
Вопросы для обсуждения:
• Почему вы считаете, что сейчас осень?
• Что ещё бывает осенью?
• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)
Упражнение 4.
Называется «Дерево».
Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…
Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…
Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)
Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…
А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.
Обсуждение.
• Какие деревья у вас получились?
• У кого получилось сильное дерево?
• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?
• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?
Упражнение 5.
Слушаем музыку.
Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.
Рефлексия.
Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».
А теперь вы похвалите друг друга по очереди.
Обсуждение:
• Приятно было вам слушать о себе похвалу?
• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?
Давайте чаще говорить друг другу приятное!
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
Коррекционно- развивающие занятия
для детей с задержкой психического развития.
Подготовила:Тимофеева Ю. А.
Актуальность занятий.
Очень актуально как можно раньше начать работу с такими детьми, обеспечить их нормальное развитие, исправить возникшие отклонения, так как именно в раннем возрасте происходит фактическое формирование личности ребенка. И чем раньше начинает осуществляться работа с детьми, тем она эффективнее.
Цель занятий: создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с задержкой психического развития.
Специфика занятия:
1. Занятие ведет педагог- психолог. Именно психологу, легче создать атмосферу доверия, в которой дети смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения.
2. Методическое ведения занятия – проблема в обучении, которая достигается привлечением детей к обсуждению вопросов, предоставлением возможности высказать собственное мнение.
3. Важное условие реализации занятия – диалогичность, исключение критической оценки, требует от психолога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Материалы и оборудование: альбомы, цветные карандаши, аудио записи звуков природы и тихой, спокойной и подвижной музыки, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года», ковровое покрытие.
Длительность занятий: 30 минут.
Целевая группа: дети с ЗПР 5-7 лет
Цель:
• развитие чувства единства, сплоченности;
• повышение уверенности в себе;
• развитие тактильного восприятия;
• развитие восприятия, воображения, речи;
Материал:
• клубок ниток;
• альбомы и карандаши;
• магнитофон с записью спокойной и подвижной музыки и с записью звука ветра, запись музыкального отрывка Чайковского П. И. «Времена года».
Ход занятия:
Дети входят в комнату и рассаживаются на стульчики в круг.
Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!
Упражнение 1.
Давайте начнем наше занятие с приветствия, а поможет нам в этом игра «Клубок».
В руках я держу клубочек. Когда я начну здороваться, то я отдам его тому, кто стоит справа от меня. Кто получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца и передает ее соседу со словами приветствия. Я начинаю…
Отлично!
Клубочек вернулся ко мне. А сейчас давайте вместе поднимем руки вверх, опустим вниз. Старайтесь выполнять движения одновременно, ведь если кто-то замешкается, то ниточка оборвется и наш круг разрушится.
А теперь аккуратно положим ниточку на пол.
Обсуждение игры:
• Понравилось вам играть?
• Как вы думаете, почему у нас не оборвалась ниточка?
• Потому, что мы играли дружно и были внимательны друг к другу.
Упражнение 2.
Следующая игра называется «Спина к спине».
Дети разбиваются на пары и по команде психолога прикасаются называемыми частями тела друг к другу. Например: спина к спине, нос к носу, ушко к ушку и так далее.
Обсуждение:
• Понравилась вам игра?
• Комфортно ли вам было во время выполнения упражнения?
Упражнение 3.
Беседа об осени.
Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей). Давайте сейчас с вами посмотрим в окно (психолог и учащиеся подходят к окну и смотрят на улицу).
Вопросы для обсуждения:
• Почему вы считаете, что сейчас осень?
• Что ещё бывает осенью?
• Какие слова можно подобрать к слову «осень»? («дождливая» — почему?; «холодная»-почему? «золотая»-почему?; «А можно ли про осень сказать, что она «богатая»-почему)
Упражнение 4.
Называется «Дерево».
Встаньте рядом со своим стулом и выпрямите спину. Сделай глубокий вдох, и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, ощутите, как крепко они стоят на земле. Представьте, что вы дерево и ваши корни врастают глубоко в землю. Некоторые из них толстые и сильные, другие тонкие, они опоясывают все пространство земли вокруг вас. Представьте, что эти корни крепко держат ваш ствол, и вы стоите на земле твердо и уверенно. Если хотите, можете раскинуть руки и представить, что это ветви, которые тоже раскинуты во все стороны. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветви дует легкий ветерок, они легко колышутся. Ваши мощные корни поддерживают ствол, и никакой ураган не нанесет вам вреда…
Начинается ужасная буря, которая раскачивает деревья. Ваш ствол наклоняется из стороны в сторону, могут сломаться некоторые ветки, но вы так крепко вросли в землю, что буря вас не сломает…
Почувствуйте свои корни, ствол, ветви, почувствуйте, какой вы крепкий и гибкий. Пусть дует ветер – ваши ветви сгибаются под его силой, но не ломаются». (1 минута)
Постепенно ветер прекращается. Солнце выходит из-за туч, и вы наслаждаетесь спокойствием… Вы, снова становитесь самим собой. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза…
А теперь нарисуйте свое дерево, его корни, ствол, ветви.
Обсуждение.
• Какие деревья у вас получились?
• У кого получилось сильное дерево?
• Для чего дереву нужен мощный ствол и крепкие корни?
• Что нужно дереву, чтобы оно росло сильным и крепким?
Упражнение 5.
Слушаем музыку.
Дети прослушивают запись музыкального отрывка (Чайковский П. И. «Времена года») и рассказывают о своих впечатлениях.
Рефлексия.
Ребята, давайте сегодня попробуем хвалить не себя, а соседа. Я начну. «Самый лучший сосед – мой сосед справа. Он очень добрый и внимательный».
А теперь вы похвалите друг друга по очереди.
Обсуждение:
• Приятно было вам слушать о себе похвалу?
• Что приятнее, получать похвалу от других или хвалить себя?
Давайте чаще говорить друг другу приятное!
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
Источник
Мария Шилова
Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с задержкой речевого развития
Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
— Активизация словаря (животные, еда).
— Закрепление коммуникативной ситуации приветствия и прощания.
— Научить понимать значение слов, обозначающих пространственные отношения: открой – закрой.
— Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.
2. Коррекционно-развивающие:
— Развивать подражание движениям и речи взрослого.
— Развивать общую и мелкую моторику.
— Развивать артикуляционную моторику.
— Развивать коммуникативные навыки.
— Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.
— Развитие правильного речевого дыхания.
— Развитие слухового внимания.
— Развитие ритма (звукоподражаний, выполнение ритмических движений).
— Развивать память, внимание, мышление детей;
3. Коррекционно- воспитательные задачи:
— Воспитывать навыки социального взаимодействия.
— Воспитывать положительное отношение к занятиям.
Материал: игрушки – Медведь, заяц, волк, лиса, ёжик, макет дома, макеты деревьев, макеты пчёл, разноцветные фигурки.
1. Ритуал приветствия:
Взрослый здоровается с ребёнком, подкрепляет приветствие жестом. (Ребёнок здоровается со взрослым, подходит к столу).
2. Сюрпризный момент.
Педагог рассказывает ребёнку о том, что сегодня в гости к нему пришёл медведь Миша. (Здороваемся с Мишей). Показывает дом Миши, с дверью, которую можно открывать и закрывать, демонстрирует это. (Ребёнок здоровается с Мишей. Пробует открывать и закрывать дверь домика).
3. Миша ждёт гостей. Звери идут в Мише в гости (заяц, лиса, волк, ёжик). Идут они по дорожке. Пальчиковая гимнастика «В гости к мишке»
Нас позвали к мишке в гости
(качаем головой,
И пошли мы по дорожке
(пальцы «шагают» по коленкам).
Топ-топ
(ладони хлопают по коленкам,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
Топ-топ
(ладони хлопают по коленям,
Прыг-прыг
(кулачки стучат по полу,
В гости к мишке мы пришли. (Ребёнок видит на ковре стоят игрушки животных. Выполнят пальчиковую гимнастику совместно со взрослым на ковре, пытается проговаривать «топ», «прыг»).
4. Перед ребёнком на столе стоит дом Миши. Ребёнок с Мишей находятся в доме.
Игра «Встречаем гостей»:
Взрослый ставит по–одному животному за дверь и стучит. Взрослый вместе с ребёнком открывают дверь домика (проговаривают совместно «открыли» и «впускают» животное, затем закрывают дверь (совместно проговаривают «закрыли»). С каждым здороваются. (Ребёнок вместе сначала вместе со взрослым, затем сам открывает и закрывает дверь домика и пускает животных с каждым здоровается).
5. Игра «Угостим гостей»:
Перед ребёнком раскладываем 5 картинок (гриб, морковь, рыба, огурец, малина). Просим угостить каждого гостя чем-то, например, дай зайке морковку, дай ёжику гриб. (Ребёнок по инструкции взрослого угощает животных и говорит «на»).
6. «Поиграем с пчёлками»
Педагог берет бумажную пчелу и дует на нее, сложив губы трубочкой, предлагая ребёнку сделать то же самое. (сначала тихо, потом сильно подуть). Все пчёлки улетели У- У — У. Мишка улыбается. Облизывает мёд с верхней губы. (Ребёнок берёт пчёлок, кладёт их на ладошку и дует на неё, губы в трубочке).
7. Ритмическая игра «Прогулка по лесу»:
Взрослый предлагает ребёнку пойти вместе с Мишей и его друзьями погулять. На ковре взрослый раскладывает геометрические фигуры разных цветов (круги, квадраты). Взрослый с ребёнком идут, ритмично топают ногами и проговаривают «Топ-топ-топ-топ». Доходят до ковра, на котором разложены фигуры. Взрослый просит дать Мише только кружочки «Раз, два, три круги собери». (Ребёнок идёт со взрослым и проговаривает «топ – топ – топ». Пытается прыгать ритмично за взрослым 2 или 3 раза. Ребёнок собирает и приносит взрослому только круги, лежащие на ковре).
8. Игра «Проводи гостей»:
Взрослый берёт по — одному животному, прощается с ребёнком, просит открыть дверь и убирает животное, затем просит закрыть дверь (совместно проговаривают слова «открыли», «закрыли, ребёнок выполняет соответствующие действия). Провожают по одному всех гостей. (Ребёнок открывает дверь, прощается и провожает гостей. Подкрепляет слово жестом).
9. Итог: Взрослый хвалит ребёнка и прощается с ним. (Ребёнок прощается с Мишей и взрослым).
Источник
Регина Шашерина
Организация занятий педагога — психолога с детьми с ЗПР.
С 2011 года в нашем дошкольном учреждении функционирует группа коррекционной направленности, которую посещают ребята с разными диагнозами, в том числе и с ЗПР.
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
В психологии под термином «задержка психического развития (ЗПР)» понимается синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций — моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.
Причины задержек психического развития могут быть самыми разными, поэтому и проявляться они могут по-разному. Очевидно то, что отставание касается как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер психики ребенка, только в разной степени.
Отечественные специалисты М. С. Певзнер и Т. А. Власова выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
• болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
• хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
• токсикозы, особенно второй половины беременности;
• токсоплазмоз;
• интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
• несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
• травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
• асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
• педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет, так и в более поздние возрастные этапы.
Задержку психического развития принято делить на четыре группы:
• ЗПР конституционального происхождения;
• ЗПР соматогенного происхождения;
• ЗПР психогенного происхождения;
• ЗПР церебрально-органического происхождения.
Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.
При одном виде задержки психического развития (конституционального происхождения) эмоционально-волевая сфера ребенка находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Такой ребенок ведет себя непосредственно, эмоции яркие, общий фон настроения приподнятый. Он и по физическим данным часто отстает от своих сверстников. Окружающие видят в нем только маленького незрелого ребенка и не предъявляют к нему особых требований.
Такая же картина поведения у ребенка с задержкой психического развития (соматогенного происхождения, вызванной каким-либо хроническим соматическим заболеванием ребенка: хроническими инфекциями и аллергическим состоянием, врожденным или приобретенным пороком сердца и т. д. Такие дети неуверенны, боязливы, капризны. Они долгое время росли и развивались в режиме определенных ограничений и запретов. В этом трудно винить родителей, но в условиях гиперопеки дети вырастают, не способными организовать себя на уроке, выполнять требования учителя, контролировать собственное поведение и поступки.
Следует подчеркнуть, что перечисленные задержки психического развития затрагивают, в основном, эмоционально-волевую сферу ребенка, а возникающие проблемы в обучении и усвоении знаний являются их следствием. В этих случаях со стороны родителей было бы достаточно изменить свое отношение к ребенку, или условия воспитания.
Значительно хуже поддаются коррекции задержки психического развития церебрально-органического происхождения. Изучение таких детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чему предшествует патология беременности у матери (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, недоношенность, асфиксию и травму в родах, а также заболевания первых лет жизни.
Этот тип задержек обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений и проявляется у ребенка в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, преобладанием игровых интересов, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Психологические расстройства развития этих детей затрагивают не только эмоциональную, но и в большей степени познавательную сферу.
Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития органического генеза представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания.
Занятия детьми провожу индивидуально систематически, придерживаясь определенной схемы.
Сначала провожу гимнастику, с целью создания хорошего настроения у детей. Кроме того она способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает активность ребенка. Особенно важно при работе с такими ребятами развивать мелкую моторику. В своей работе я использую массажер «Су-Джок», который способствует развитию мелкой моторики рук.
Затем следует основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания, и 1-2 упражнения, направленных на развитие других психических функций.
Заключительная часть — продуктивная деятельность ребенка: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.
Таким образом, во время проведения работы с детьми, имеющими задержку психического развития необходимо осуществлять индивидуальный подход, обязательно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства. Во время работы с такими детьми необходимо проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Источник